Total War: Three Kingdoms предлагает совершенно новую систему шпионажа, с ворохом интересных возможностей. О них мы и расскажем в этом гайде.
Система шпионажа в Three Kingdoms многоуровневая — все начинается с построения сети информаторов и обычной разведки обстановки, вербовки перебежчиков, затем можно внедриться на управляющую должность полководца или губернатора, чтобы ослабить армию или провинцию, а на высоких уровнях шпионского мастерства — вызвать мятеж целой армии либо провинции, чтобы они перешли под контроль игрока.
При удачном стечении обстоятельств можно внедрить шпиона в семью правящего феодала, где он может выполнять разные функции — от улучшения отношений до убийства с целью вызвать смуту и полностью разрушить вражеское государство.
Некоторые ваши персонажи могут шпионить за другими фракциями и выполнять разные спецоперации, дабы их ослабить. Если персонаж подходит на роль шпиона, вы увидите иконку глаза рядом с его званием (в списке персонажей слева):
Чтобы заниматься шпионажем, нужен слот, который откроется, как только ваша фракция достигнет размера «второй маркиз»:
Еще больше слотов можно открыть по мере продвижения ранга вашей фракции и проведения реформ на синем ответвлении древа исследований:
Имея слот для шпионажа и подходящего персонажа, зайдите в соответствующее меню (кнопка 5):
Щелкните по «плюсику» и выберите шпиона (если подобного юнита нет в вашей фракции, то его можно сразу нанять):
После этого нужно выбрать государство, куда вы собираетесь отправить шпиона, из списка в правом нижнем углу:
Отправка шпиона подразумевает, что он покинет вашу фракцию на несколько десятков ходов, так что выбирайте внимательно. Крайне желательно, чтобы этот персонаж нигде ранее не светился — не был важным военачальником, губернатором или членом семьи правителя.
Шпион отправится в нужную фракцию как соискатель — он появится в списке кандидатов для найма у этой фракции. Но это еще не гарантирует, что он в неё попадет.
Все фракции Three Kingdoms оценивают соискателей. Привлекательные кандидаты (более высокого уровня и опыта) с большей вероятностью будут приняты на работу в целевую фракцию. Сам процесс может занять несколько ходов, а может и не произойти вовсе, если государству не нужны новые служащие.
Самый надежный способ внедрить шпиона — отправить его туда, где идет затяжная война. В таком случае армии потребуются новые полководцы и ваш шпион с высокой вероятностью им станет.
Вы можете оценить их прогресс с каждым ходом, открывая меню шпионажа и нажав на иконку отправленного шпиона (интерфейс неудобен и это вызывает вопросы).
Если отправленный шпион был завербован целевой фракцией, то вы сразу получите информацию о множестве её параметров — ключевых персонажах, командирах, армиях, экономике, состоянии войны и мира с прочими фракциями. На скриншоте — в правой части, для подробностей водите курсором по иконкам:
Также вы получите доступ к шпионским действиям (управлять ими можно из меню слева, на скриншоте выше).
Как только шпиону удалось проникнуть в другую фракцию, он начнет устанавливать отношения с окружающими его персонажами. В итоге он получит два вида ресурсов — очки скрытности (undercover network points) и очки шпионской сети (cover points).
Шпион на скриншоте выше сейчас имеет 36 очков скрытности и 35 очков шпионской сети. Генерация за ход стандартна — +4-5 пункта за ход но с ростом опытности шпиона может быть больше.
Одни шпионские операции потребляют очки скрытности, другие — очки шпионской сети, но в основной массе — и то, и другое.
Предположим, вашего шпиона поймали. Тогда у руководителя пострадавшей фракции будет три варианта:
Последний вариант самый интересный — ведь как только вы обнаружите шпиона вражеской фракции, не торопитесь его убивать, а постарайтесь перевербовать и отправить шпионить домой. Это также означает, что вы никогда не можете быть уверены в своих шпионах — любой из них может быть двойным агентом.
В игре также есть система контрразведки и любая фракция способна усложнить действия шпионов против них — что геймплейно означает рост стоимости очков скрытности и точек прикрытия на каждую спецоперацию.
Во-первых, можно построить Инспекцию Рынка и Сигнальные Башни — в данной провинции шпионить будет гораздо сложнее.
Во-вторых, можно назначить персонажей с соответствующими перками на министерские роли — лидера фракции, премьер-министра и наследника фракции:
И дополнительно усилить их, добавив сторонника с подходящей способностью:
Если нет желания перестраивать здания или менять свиту персонажа, то, как мы выше упоминали — можно провести реформы.
В Three Kingdoms не так много способов увеличить эту генерацию, и один из простейших — расширять шпионскую сеть несколько ходов подряд:
Однако не спешите это делать, ведь всегда есть шанс, что у шпиона начнутся неприятности и придется его выручать — деньгами или растрачивая еще больше очков скрытности:
Мы не рекомендуем проводить какие-либо спецоперации не имея 30 тех и других очков в запасе. Как накопите достаточно, сперва проведите действие «Помешать разведке»:
А потом уже расширяйте шпионскую сеть — в ходе этих действий генерацию за ход можно поднять с 4 до 8 или даже 16:
Всегда существует риск быть пойманным — во время подготовки шпионского действия или на месте совершения преступления. Однако чем больше у каждого шпиона очков, тем проще выйти сухим из воды.
В Three Kingdoms шпионаж разделен на четыре группы, но только первая открывается, если персонажа принимают во фракцию. Остальные требуют, чтобы его назначили управляющим области или командующим армии.
Когда вы отдадите приказ, то почти всегда оно превращается в мини-квест, во время которого будут появляться меню с разными вариантами действий, что увеличит риск раскрытия шпиона:
Будьте внимательны, когда шпион командует армией — легко можно не заметить иконки с глазом и убить во время боя:
А теперь несколько советов. Во-первых, тщательно рассчитывайте, куда отправить шпиона. Лучше всего, если это фракция, с которой вы планируете воевать в скором времени или уже воюете. Не забывайте о соседях, с которыми у вас напряженные отношения.
Во-вторых, комбинируйте спецоперации, не забывая периодически мешать контрразведывательным действиям. Дискредитируйте персонажей фракции, подталкивайте народ к мятежу, воруйте из казны. а также стремитесь пролезть , чтобы усилить деструктивную деятельность.
В-третьих, еще более тонкий ход можно провести, если вы через дипломатию узнаете, можно ли женить или выдать замуж кого-то из своей фракции к целевой фракции. Если этим кем-то будет ваш шпион, то у вас будет мощный рычаг давления на сопредельное государство. При должном везении вы даже сможете управлять им.