Гайд по Norland для новичков: основные функции, геймплей и советы по созданию игры

Norland создает впечатление средневекового The Sims про приключения могучих бояр с вкраплением механик градостроительной и экономической стратегии. Что отчасти верно, но возня только с персонажами и их желаниями неизбежно приведет всю кампанию к краху. Впрочем, и путь от простой благородной семьи до королевского статуса и создания Империи, полной богатства и власти, будет долгим и сложным. Как его пройти — объясняем в гайде!

О чем игра?

Для начала отметим, что Norland пытается быть хитрее, чем другие современные проекты, за счет множества механик, активностей и задач. В раннем доступе всё это напоминает винегрет, да еще и баги дают о себе знать. Поэтому сперва мы объясним, что для чего нужно, кто за что отвечает, кого и куда назначать, а затем уже поговорим про быстрый старт и отдельные нюансы игры.

Действие Norland развивается в реальном времени на двух уровнях:

  • тактическом, где расположено ваше поселение и окрестности, богатые полезными ресурсами — деревом, железом, плодородной землей, и чем вы вольны полностью распоряжаться. Еще здесь проходят сражения, если на ваш город нападут (сражения с другими армиями происходят на подобной карте, только без города).
Тактический уровень с городом
  • глобальном, где ваша провинция — одна из множества других. У каждой провинции есть набор стартовых ресурсов и пара деревень-помощниц, производящих небольшое количество полезного сырья. А еще есть землевладельцы — другие благородные семьи, что также стремятся к успеху и будут вашими врагами или союзниками на этом пути. Действия здесь носят командный характер, напрямую рулить не получится.
Глобальная карта с провинциями и дипломатией

База геймплея выстроена замысловато. Есть симуляция жителей и система занятости, но без специализаций: любой житель может и ковать, и мастерить и картошку сажать. Есть система логистики: крестьяне доставляют товары на предприятия и возвращают конечный продукт на рынок или на склад, откуда их могут забрать другие рабочие. А есть лорды — по-нашему дворяне, которыми вы управляете персонально каждым. Как отдельным юнитом в каком-нибудь варгейме. Разберем функции каждой стороны.

Первейшая задача лордов — изучать новые знания в Библиотеке. Без знаний вы не сможете нормально развиться, что делает их ключевым активом в игре. Обладая знаниями, лорды руководят фермами, мастерскими, производствами и т.д., через раздачу указаний крестьянам и рабочим. И только лорды могут заниматься внешней политикой (через короля), налаживать торговлю и улучшать отношения между знатными домами.

Дома лордов

А еще дворяне наделены своеобразной «свободой воли»: ходят куда хотят и делают что хотят, у них есть свои потребности и мысли, что делает геймплей менее предсказуемым, а также похожим на The Sims. Старайтесь выполнять их желания.

Крестьяне — основная рабочая сила, занятая на полях, фабриках, мастерских. У крестьян есть две потребности — в еде и в напитках, причем они готовы употреблять самые простые продукты, лишь бы хватало заработанных денег. Зарплату вы им выплачиваете каждый вечер, но достаточно много вернется через продажу продуктов. А еще, если сильно третировать крестьян, они могут сбегать из города.

Общежития крестьян

Воины — в мирное время выполняют функции полиции, а при сборе войска становятся мечниками или лучниками. Воинов можно набрать из крестьян (совсем дохлые ребята), из наемников (уже более крепкие), а позже и реквестировать рыцарей (самые сильные, хотя в ранней версии лошадок не было). Персонально ими не управляете. Их экипировка — ваша головная боль. А еще вы платите налог за каждого воина за каждый день его нахождения на службе, и чем лучше воин — тем больше придется платить. Логично набрать крестьян, долго обучать их (нужен умелый командир) и экипировать излишками вашей производящей экономики.

Бараки солдат и пленников, тренировочные поля солдат

Пленники — дармовая рабочая сила, будут работать на полях и фабриках, как те же крестьяне, только за их работу вы ничего не платите. Их вы захватываете в боях из раненых, но не убитых солдат врага. Во время работы и на пути до барака их должны охранять воины, иначе, при хорошем состоянии здоровья, пленники попытаются убежать.

Что касается геймплея, то механик в Norland много, заниматься придется всем понемножку, так что отметим ключевые активности:

Взаимоотношения между лордами зависят от частоты и качества их общения. Если встреча прошла удачно, лорды приободрят друг друга, обменяются мыслями или даже научат друг друга чему-то полезному. Если общение было неудачным, один лорд может посмеяться над другим, что ухудшит их отношения и настроение последнего. При редких встречах кто-то из лордов может распускать грязные слухи и обидные шутки про другого.

Если супруги мало проводят время вместе, они могут полюбить кого-то другого. Несчастные лорды плохо изучают знания, редко отдают указания и могут впасть в депрессию. В особо запущенных случаях это приведет к поджогам, грабежам, убийствам или бунтам. Разлад среди лордов может серьёзно замедлить развитие: вместо управления городом и вояжей по соседям они будут заняты личными конфликтами.

Строительство города. Независимо от вашего местоположения и стартовых ресурсов, ваши подчиненные нуждаются в еде, жилье, работе и духовном развитии. Поэтому вам придется заниматься городом: строить дома, храмы, фермы, рынки и предприятия по переработке сырья в полезные вещи для той же армии.

Развитие экономики. Выращивание растений и производство товаров не самоцель. Важно наладить торговые связи, скупая сырье задешево и продавая конечную продукцию задорого. Полученная разница оседает в казне города, и разумно вкладывать освободившиеся средства в армию, политику или городскую инфраструктуру.

Политика и отношения с соседями. Важная часть игры — дипломатия. Придется посещать соседние страны, дарить подарки, выкупать женихов или невест, а также отправлять войска на помощь против варваров, бандитов и мятежных принцев. В свою очередь, надежные друзья и верные союзники помогут вам в трудную минуту — когда не будет хватать денег или нападут враги.

Создание государства. Ваша основная цель в игре — развиться настолько, чтобы силой оружия или экономического влияния подчинить 12 провинций. Также предусмотрен вариант кризиса, когда придется победить Нечестивую Орду или войска Инквизиции местного Матриарха. Да, в игре есть возможность с первой минуты пытаться захватывать соседей и жить за счет полученной с них дани, но это рискованно — один промах и все посыпется.

Создаем новую игру

Norland уже в раннем доступе предлагала обширный редактор для создания новой игры, включая настройку благородной семьи, выбор местоположения на глобальной карте, стартовые ресурсы и сценарии. Однако обучение пропускает эти этапы и сразу переходит к управлению лордами, городом, а затем к дипломатии, войне и торговле.

Рекомендуем сначала создать новую игру, а затем пройти обучение. Редактор прост и понятен, даже для новичков, и сделает многие аспекты обучения (что еще за семья, параметры персонажей, их привязанности и склонности, почему мой город находится здесь, а не там, и т.д.) куда легче. После завершения можете продолжить проходить сценарий из обучения (стартовые условия на карте чуть более благоприятны) или вернуться к созданной ранее под ваши предпочтения игре.

Поскольку лорды играют ключевую роль в геймплее, важно правильно настроить их при создании новой игры — как это сделать, мы рассказываем в другом гайде.

А сейчас время других основных настроек. Первую партию в Norland лучше играть на принципах добрососедства и торговли, по крайней мере, на начальном этапе и в мидгейме. Оптимальная стартовая позиция — центр карты; выберите «Воронград» или «Искроград» и нажмите «Далее».

Теперь вы в меню кастомизации, где можете детально настроить атрибутику и провинцию своей фракции, а также соседние территории. Выберите хмель и пшеницу или брюкву и пшеницу в качестве выплачиваемой вашими деревнями дани. Выращивание этих культур на старте потребует слишком больших вложений и может легко подорвать вашу еще не самую крепкую экономику, любая разгрузка не будет лишней.

Затем настройте товары, которые будут продавать ваши соседи. Обычно можно выбрать один товар, тогда как второй часто заблокирован из-за особенностей региона и баланса. Лучшие товары для начала торговли — мука, самогон, пиво и душистый эль. У них короткое плечо производства и доступные ресурсы. Учтите, что взаимоотношения проще строить с соседями одной с вами культуры. Если в начале игры вы окажетесь в окружении соседей с другой культурой, это может стать серьезным препятствием.

Остальные параметры игры:

  • Без начального сценария;
  • Модификаторы: долгожительство и избыток железа;
  • Кризис: да или нет, по желанию;
  • Сложность: нормально;
  • Золото: 3000.

Быстрый старт в Norland

Как и в большинстве стратегий, правильная последовательность действий в первые несколько часов является ключевой. Попробуем и мы описать порядок шагов для хорошего старта в ранней версии Norland. Не забываем сохраниться после старта партии. Также все действия производим на паузе:

Изучите тактическую карту. Определите расположение центра города и направление его развития. Обратите внимание на расположение ресурсов и сырья, чтобы планировать дальнейшее расширение.

Проведите перестановку зданий. На старте здания располагаются не всегда удачно. Разместите ближе друг к другу дома лордов, библиотеку; общежития крестьян и места будущей добычи ресурсов. Структурируйте с расчетом на появление новых зданий в будущем. Учтите, что при размещении зданий игра автоматически срубает деревья, и вы не получите причитающийся ресурс.

Проложите дороги. Не бойтесь тратить золото на строительство дорог — они значительно ускоряют движение NPC, что важно при всём множестве активностей у лордов и крестьян. Кроме того, дороги станут своеобразными линиями на доске, позволяя лучше планировать город. Освоить этот инструмент с первого раза может быть сложно, поэтому рекомендуем сначала сохраниться, повозиться с разметкой, а затем загрузиться и сделать всё на чистовую.

Постройте необходимые здания. В начале игры постройте в следующем порядке: 2 лесопилки (и сразу улучшите их до второго уровня), мельницу, пивоварню (для самогона, пива и эля), алтарь и второе общежитие. Примерно так, как получилось на скриншоте.

Откройте меню знаний. Проверьте доступные книги и отправьте самого умного лорда изучать одну из них, предпочтительно что-то полезное для торговли, например, мельницу или пивоварню.

Оцените стратегическую карту. Определите соседние провинции, что они продают и что готовы покупать, найдите наилучшие варианты для торговли, выберите хотя бы три в порядке #1-#2-#3 и готовьтесь развернуть торговлю с ними.

Улучшайте отношения с соседями. Отправьте короля (главного лорда) улучшать отношения с лидером соседней провинции #1. Если сочтете нужным — то и провинцией #2 можете заняться сразу же. Учтите, что лорды тратят много времени на перемещение и если это возможно, лучше делать несколько дел за раз.

Раздайте указания. Последнего, третьего лорда, отправьте раздавать указания по имеющимся зданиям. Указания действуют несколько дней, но лорды стараются обновлять их каждое утро, если довольны и не голодны. Как только этот лорд освободится, отправьте его изучать еще одну книгу.

Теперь основные действия завершены. Снимите игру с паузы и наблюдайте, как персонажи начинают выполнять свои задачи, а крестьяне — строить. Установите приоритет на строительстве и улучшении лесопилок, так как древесина — главный ресурс в Norland. Чем быстрее она начнет поступать, тем лучше.

Учтите, что жители города сами будут устраиваться на работу. Вам не нужно направлять их на конкретные позиции, но вы можете регулировать количество работающих, когда работников не хватает на ключевых зданиях. Используйте переключатель:

Обычно крестьяне разносят ресурсы по строящимся зданиям равномерно, но у некоторых объектов, таких как дома лордов и храмы, приоритет выше по умолчанию. Вы можете задать приоритет строительства или улучшения, отметив соответствующий флажок в меню строящегося здания. Однако придерживайтесь правила одной приоритетной постройки или апгрейда за раз, иначе механика не сработает должным образом.

Какие знания учить в начале Norland?

Знания — важнейшая часть в прогрессе Norland: они позволяют строить новые здания, улучшать их, открывать новые возможности для персонажей и в целом расширяют геймплей. Знания изучаются в библиотеке по книгам, которые, условно, там хранятся. Все книги приобретаются у торговца, однако приносит он их нерегулярно, и каждый раз разные, так что в начале игры желательно покупать только необходимое и продавать уже изученное.

Знания распределены по уровням, которые легко определить по цвету обложек книг. Коричневый обозначает обычные знания, зеленый — редкие, сиреневый — очень редкие. Чем выше уровень знания, тем больше времени потребуется лорду для его изучения, на что напрямую влияет показатель «Интеллект» у каждого дворянина. Персонаж с высоким интеллектом может за вечер освоить простую книгу, тогда как редкое, а значит, сложное знание потребует несколько игровых дней. Если интеллект персонажа недостаточно высок, он вообще не сможет начать чтение.

Чтобы жизнь медом не казалась, книги и лорды разделены по языкам. Если книга написана на языке, которого ваши лорды не знают, они не смогут её прочитать. Предусмотрена функция создания копии книги: лорд, владеющий нужным языком, может сделать перевод, а затем другой лорд с достаточным интеллектом сможет её изучить. Однако копирование требует дорогостоящей бумаги, а это механика мидгейма и далее. В начале просто следите, чтобы язык книги соответствовал языку вашей фракции.

Покупаем знания

Когда знание изучено одним лордом, его могут использовать все. Однако, если он умрёт от старости или погибнет в бою, знание будет утеряно, и его придется изучать заново. Вы не сможете строить новые здания, но продолжите их эксплуатировать. Существует шанс передать знание другим лордам во время общения или обучения младших старшими, что может продлить его доступность для всей партии.

Поэтому-то нельзя назначать одного лорда ответственным за все знания — распределяйте задачи с учётом способностей каждого персонажа. Даже если персонаж не обладает высоким интеллектом, пусть он читает простые книги и прокачивает навык — это сделает его более полезным в долгосрочной перспективе.

Сам процесс изучения знаний может превратиться в вызов вашим навыкам, если лорд то и дело где-то пропадает — то на войне, то в декрете, то перегружен обязанностями управляющего. Передать изучение книги нельзя, можно только начать заново с другим лордом.

И здесь кроется ловушка: у другого лорда также может наступить полоса страшной занятости, что приведет к застою в изучении. Если это знание второстепенное, можно подождать. В ранней версии игры есть критически важные знания, промедление в изучении которых может привести к значительным задержкам в прогрессе. Проконтролируйте изучение угольной печи, мастерской и, наконец, канцелярии.

Общие советы по производству

Улучшение существующих зданий обычно более результативно, чем строительство новых — приносит больше ресурсов. Поэтому, в первую очередь, стремитесь улучшать уже построенные здания. Исключением являются лесопилки и пивоварни. На 12-15 день вам потребуется 3 лесопилки второго уровня. Если население превышает 50 человек, необходимо иметь 2 пивоварни третьего уровня. Железную шахту рекомендуется улучшить до третьего уровня к 20 дню. Поднимать уровень этих строений далее неэффективно, по крайней мере, до начала эндгейма.

Поглядывайте в раздел статистики, чтобы понимать общее положение дел в промышленности

Производство товаров в Norland не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого:

  • купите книгу с описанием нужного товара у Торговца;
  • изучите знание в Библиотеке;
  • постройте соответствующее здание — после этого в разделе «Производство» появится новая графа для данного товара;
  • обеспечьте здание сырьем и рабочей силой, чтобы начать производство товара.

Учтите особенность меню «Производство». Игра стремится автоматически включить режим производства товаров «произвести до N», например, до 30 единиц инструментов, с отслеживанием произведенного количества. Как только будет достигнуто заданное количество производство остановится и мастерская прекратит работу. Чтобы этого не произошло с важными ресурсами, советуем устанавливать режим «делать до N», тогда запасы будут пополняться постоянно.

Сельское хозяйство и пища

Norland настоятельно рекомендует как можно быстрее заняться выращиванием злаков и брюквы, но не торопитесь. Обычно игра начинается с набором стартовых ресурсов, вроде той же муки и самогона, в количестве, достаточном на 3-4 игровых дня (не вздумайте продавать эти запасы). Спустя 4 дня окрестные деревни принесут дань, чем обеспечат вашему городу ещё день-два спокойной жизни.

Не спешите распахивать много полей, ведь на каждое нужно 80-160 единиц древесины на одно только строительство и ещё половина этого количества на восстановление плодородности почвы через 5 циклов сбора урожая. Сперва решите первоочередные вопросы, а затем, по одному в сутки, занимайтесь созданием полей. Учтите, что любое большое строительство, а то и несколько сразу, распыляют расход ресурсов, сил и времени. Если вы сразу начнете строить много полей, крестьяне станут непрерывно носить древесину на поля, но ни одно из них так и не будет завершено (например, 58/80, 99/160, 125/160, 158/160). В результате древесина просто накопится на полях.

Ваша задача — всегда иметь возможность маневра ресурсами, обладая запасами древесины для других построек или улучшений.

Для удовлетворения базовых потребностей города в еде вам понадобятся 4 поля: 3 для ржи (мука) и 1 для брюквы (самогон). Поле для брюквы может быть приоритетным, так как оно дешевле и позволит быстрее начать производство самогона. После этого займитесь выращиванием ржи.

Произведённые ресурсы отправляются на склад, откуда распределяются по рынкам в вашем поселении. Рынок — ключевое место для крестьян, где они покупают еду и напитки на заработанные деньги. Лорды получают нужные товары напрямую со склада, не участвуя в этой механике. Вы можете запретить продажу определённых товаров на рынке, например, эля и мяса, чтобы сберечь их для лордов.

Для крестьян важно поддерживать баланс между заработанными и потраченными деньгами. Например, крестьянин заработал за день 10 золотых, и он может потратить 5 на муку и 5 на пиво. Если же он заработал только 8, то сможет купить лишь муку, а пиво — на следующий день. Или купит брюкву и самогон, а 2 золотых оставит себе. Вы можете установить зарплату с бонусом в 1-2 золотых, чтобы крестьяне могли чаще есть и пить, поддерживая их настроение и производительность.

Первые покупки у Торговца. Вербовка свободных лордов

Вечером первого дня прибудут независимый Торговец и свободный лорд, которого можно нанять. Торговец займёт место в центре города в 21:00, сохранитесь в 17:00. Это нужно на случай, если торговец окажется высокоуровневым, а лорд неподходящим — просто загрузитесь с сохранения. Купите у Торговца все книги обычной редкости, а также священные кольца.

Наймите свободного лорда — идеально, если это будет мужчина с высокими показателями интеллекта, управления или торговли. Этот лорд в основном займется внутренними делами: будет изучать новые знания, покупать-продавать у Торговца, когда тот приходит в поселение, и, конечно, раздавать указания. Позже он сядет в канцелярию и будет рулить уже клерками, раздающими указания. Мне с таким повезло с первой попытки.

Обычно свободный лор нанимается на 10 дней, и за его услуги приходится платить заметное количество священных колец, но первый найм имеет скидку 50%. Главное, не забыть потом принять нового дворянина в семью — для этого его уровень отношений с Королем должен быть не ниже +25, чего можно достичь через общение и совместную охоту.

Пока у вас нет армии, порядок в городе можно обеспечивать при помощи судоисполнителей

Со вторым свободным лордом всё обстоит проще. Я выбрал женщину-командира в пару ко второму лорду (брату Короля) в качестве жены. До середины игры она в основном занималась раздачей указаний, пока я не приступил к созданию армии. В целом, до эндгейма у вас будет возможность принять в семью еще трёх лордов, что значительно облегчит управление множеством построек.

Как улучшить отношения с соседями

Ночью первого дня Король должен вернуться после дипломатической миссии в соседних провинциях. Наутро второго дня отправьте его брата-торговца заключать торговые соглашения: начните с покупки сырья для последующей переработке, но можно сразу договориться и о продаже готовых товаров. К этому моменту вы уже должны определить, что будете производить и куда продавать.

Поддерживайте такую практику: сначала один брат устанавливает или укрепляет отношения, затем второй улучшает их через торговлю. Взаимоотношения с соседями также могут улучшаться через заключение браков, выдачу займов, выплату кредитов, помощь в войне или поддержку во внутриполитических конфликтах. Отказ от участия в событиях, таких как смещение законного правителя, несвоевременная отправка помощи (деньги, войска) почти наверняка приведут к ухудшению отношений, а то и к разрыву торговых соглашений.

Как организуется симбиоз внешней политики и торговли? Допустим, ваш сосед справа продает древесину, а покупает муку. Сосед слева — продает хмель, а покупает тяжелые латы. А еще один сосед — продает рожь, а покупает душистый эль. Задача заключается в следующем: переработать хмель и рожь в пиво и муку, а используя внутренние ресурсы — произвести эль из хмеля и лечебной травы. Излишки древесины можно пустить на производство древесного угля, который затем комбинируется с плавленной рудой для создания тяжелых лат.

Порой для поддержки союзников не требуется большая армия. Достаточно собрать своих лордов и отправить их в качестве помощи. В реальном бою они могут вмешаться в уже идущую рукопашную на правах «свежей крови» или совершат важное тактическое действие — атакуют вражеских лучников/метателей. Не помешает прибить кого-нибудь из вражеских лордов-командующих, за что соседи могут вас еще и наградить, хотя основная тяжесть боя останется на их плечах.

Еще один интересный момент — вступление в чужой союз. Это не так уж плохо, как может показаться, хотя игра будет упорно побуждать вас создать собственное государство. Пока вы сосредоточены на развитии экономики и производства, собственная внешняя политика может отойти на второй план. Вступление в союз позволит вам расширить торговлю с союзниками, что принесет больше доходов. Больше денег — больше крестьян и рабочих — шире торговля — лучше общий результат. А в будущем, когда ваше влияние возрастет, вы сможете переформировать союз с собой в роли лидера.

***

Поддерживайте баланс между дипломатией, торговлей и военными делами, чтобы укрепить ваше королевство. Следите за отношениями с соседями, вступайте в союзы и вовлекайте лордов в важные события, чтобы они стали настоящими столпами вашей власти. Соблюдая эти принципы, вы сможете создать могущественное и процветающее королевство в Norland!

Другие гайды

+2
Комментарии 0