Постапокалиптичный киберпанк далекого будущего. Гнетущий город с затхлой атмосферой, населенный роботами. Потерявшийся одинокий кот, который хочет вернуться домой. Концепция Stray основана на ажиотажных темах и модных трендах начала 2020-х, за счет чего небольшая инди стала интернет-сенсацией.
Рыжее обаяние
Жанровая основа Stray — бродилка и квест от третьего лица, с уклоном повествования в сторону интерактивного кино, где окружающий мир нужно попытаться прочувствовать через усы, лапы и хвост, вместо чтения километров текста на экране. Благо, у игрока не возникает ощущения разрыва с протагонистом за счет отличной анимации и озвучки мурлыки.
Вжиться в роль поможет и графика: удачно подобранный визуальный стиль; множество декораций и мелких деталей там, где они нужны; вручную настроенная игра света и тени; объемный дым и туман для нагнетания беспокойства. Усиливает эффект присутствия подача «снизу вверх».
Атмосфера отвечает и сеттингу. От киберпанка — человекоподобные роботы, необычная архитектура, и доминирование неоновых вывесок в кислых цветах, отражающихся от луж и бликующих от хрома. От постапокалипсиса — исчезнувшее человечество, планомерное разрушение цивилизации природой, царство мусора и темноты в подворотнях и технических каналах.
Игровой мир представлен двумя наборами локаций. Линейные «кишки» для экшена, погонь и пугающих моментов. Медитативные просторные уровни с немалой долей «вертикальности» для исследования, выполнения квестов и поиска немалого числа секретов.
В городе-без-людей обслуживавшие их роботы осознали себя и выстроили общество, пародирующее человеческое. Одни работают, другие предаются бесцельному существованию, третьи — охраняют порядок и т.д. Некоторые, как и компаньоны, хотят выбраться на поверхность, другие — не допустить этого. Из городских руин появляется новая напасть — Зурки. Мутировавшие бактерии, пожирающие как органику, так и роботов.
Хвостатый бродяга
Авторы весьма аутентично передали все тяготы кошачьей жизни в мире, построенном для людей, и ощущение, когда ты — маленький и уязвимый четырехлапый мурлык.
Котейка гибко лазает по трубам и вентканалам, легко прыгает между крыш, быстро удирает от преследователей и ловко балансирует над пропастью, но не может действовать как протагонисты-люди, и тем более неспособен постоять за себя. Взломать дверь, использовать гаджет, посветить в темноте, перевести с языка роботов на кошачий, взять задание у NPC, пострелять из бластера и во многом другом ему помогает маленький летающий дрон B-12, оснащенный искусственным интеллектом.
Этот симбиоз породил самобытный геймплей Stray, когда компаньоны движутся вперед за счет взаимовыручки, и отвечает за повествование. Усатый хочет выбраться на поверхность, а B-12 готов его провести, если тот заберет его с собой. Одна беда — у дрона повреждена память, поэтому маршрут пройдет по тем точкам, где он сможет её восстановить, заодно объяснив игроку предысторию событий.
Путешествие, со всеми его радостями и горестями, и формирует сюжет Stray, а в финале игрока ждет незамысловатый посыл. Но, по крайней мере, за историей интересно следить, встреченные на пути персонажи удивят, а интрига держится почти до самого конца.
Пушистый проказник
Несмотря на то, что основной геймплей — это движение, прыжки по платформам и преодоление препятствий, системы платформинга в игре нет. Прыжки строго заскриптованы, а области передвижения определены дизайном уровней. В одиночной игре нужно выполнять квесты, построенные по принципу «найди-принеси», «исследуй-открой» или «реши головоломку».
Некоторые из головоломок весьма замысловаты и потребуют пространственного мышления. Как и положено царапке, придется много шкодить: опрокидывать и сбрасывать предметы, скрестись в двери, прятаться в коробках, путаться под ногами роботов, «играть» на кнопках и т.д. По удачному совпадению, именно эти действия продвигают двух друзей вперед.
На атмосферу работает возможность точить когти, ложиться к роботам на грудь, сладко засыпать в самых разных местах и совать свой нос (и морду) туда, куда не стоит. В общем, вести себя как настоящий кот — или даже как кот модифицированный.
Не предусмотрено ни карты, ни маркеров — всё придется держать в голове. Помимо активностей, B-12 поможет с хранением предметов, найденных по всему миру. Игра вознаграждает исследователей тем, что почти всё содержимое инвентаря рано или поздно пригодится.
В объеме суженных зрачков:
- Stray прекрасно подходит для первого знакомства с миром компьютерных игр;
- При игре с джойстиком DualSense вы почувствуете отличную тактильную виброотдачу;
- В любой момент (перед финалом) можно вернуться назад и повторно исследовать любую локацию.