Обзор игры «Помни». Новое творение авторов «Мора», которое кому-то изменит жизнь, а кого-то взбесит
10 февраля вышла «Помни» (Know by heart). Это одна из самых ожидаемых российских игр, которую создавала студия Ice-Pick Lodge. Разработчики известны нестандартными проектами вроде «Мора» (Pathologic) и «Тургора» (Tension). Пока одни геймеры восхищались художественным замыслом игр, другие — не понимали, зачем вообще их проходить. Но какой получилась «Помни»? Я прошёл новинку и спешу поделиться впечатлениями!
Что такое «Помни»?
Игры — большой и прибыльный бизнес. Популярные хиты давно приносят авторам куда больше денег, чем топовые фильмы и книги. Всё благодаря влюблённым в своё дело разработчикам, которые вкладывали в игры безмерное количество творческой энергии.
Беда в том, что там, где крутятся деньги, всегда появляются коммерсанты. У них нет идеи, которую они хотят донести до геймеров, поэтому во время разработки они отталкиваются от результатов опросов, добавляют в проекты все популярные механики и тенденции, а также старательно следят за гендерным и этническим разнообразием.
Зачастую такие студии создают неплохие игры. В них можно залипнуть и даже получить немного удовольствия — как-никак всё сделано компетентно, а с прохождением справится даже новичок. Вот только ни одному такому проекту не суждено стать искусством и запасть кому-то в душу.
А вот студия Ice-Pick Lodge всегда шла по-другому пути. Разработчиков особо не интересовало, разберутся ли геймеры с механикой и уловят ли суть игры. Куда важнее для них было высказаться и передать через игру мысли и чувства — зато если геймер оказывался на одной волне со скандальным Николаем Дыбовским и командой, он получал от прохождения ни с чем несравнимое удовольствие.
А вот если замысел, стиль и атмосфера, к примеру, «Мора» были чуждыми для игрока, он критиковал непонятную историю, зашкаливающую сложность и нудную беготню по городу.
Что-то подобное происходило со всеми играми Ice-Pick Lodge. Чтобы получить от них удовольствие, требовалось настроиться на одну волну с разработчиками — иначе потенциальный шедевр мог показаться немыслимой ерундой.
Примечательно, что «Помни» казалась нестандартным проектом студии. Трейлеры были полны лёгкости, рефлексии и очарования, а не опустошающей безнадёги, как раньше.
Что ж, по атмосфере новинка действительно отличается от всего, что Ice-Pick Lodge делала раньше — однако она тоже разделит геймеров на два лагеря. Для кого-то игра не просто станет годнотой, но и, возможно, изменит жизнь. Хотя бы чуть-чуть и хотя бы ненадолго. А вот другие геймеры будут разочарованы.
Какая игра Ice-Pick Lodge лучшая?
Сюжет в игре «Помни»
Жизнь Миши трудно назвать плохой или хорошей — скорее, она серая. Каждое утро он просыпается от звонка будильника, бредёт по дорогам закрытого города до вокзала и проверяет там пропуски приезжающих. Вечером поезд вновь пройдёт мимо станции, и процедуру придётся повторить — и так день за днём.
Иногда рутину разбавляют пугающие происшествия. Например, однажды утром пьющий сосед Миши проснулся и не узнал своих детей. Он даже полицию вызвал, чтобы юнцов скрутили и забрали в участок. В итоге пьянчугу увозят в больницу, детей — в приют, а герою остаётся лишь продолжать день в состоянии раздрая. Такова жизнь — ничего не поделаешь.
Но как же вся эта серость контрастирует с детством. У Миши было много друзей, и вместе они гуляли всю ночь, влюблялись и попадали в переделки. Увы, большинство товарищей давно разъехались по крупным городам и пропали с радаров.
К счастью, однажды Миша всё-таки получил возможность всё изменить. В закрытый город возвращается Ася, лучшая подруга героя и его тайная любовь. Чуть позже к ней присоединяется остальная компания — в итоге вся банда в сборе. Вместе ребята гуляют по местам детства, вспоминают о былых приключениях, решаются на глупые авантюры и охотно болтают до утра.
Всё это вновь наполняет Михаила жизнью. Ещё и с Асей всё складывается как надо — он вот-вот наберётся смелости и признается в чувствах, а дама точно ответит взаимностью. В общем, счастье не за горами.
А затем кое-что происходит.
Загадочное и необъяснимое происшествие начинает ломать жизни одного персонажа за другим, вынуждая переосмыслить ценности и задуматься о жизни с чистого листа. При этом как-то повлиять на события не выходит — происходящее явно больше обычных ребят из небольшого городка.
Справятся ли герои с испытанием? Как перенесут невзгоды? Что будут делать дальше? Ответы очевидны, но дорога к ним вышла тернистой.
Особенность сюжета в том, что он очень личный и по умолчанию не может угодить всем. Однако, если временами вы чувствуете ту самую серость взрослой жизни и скучаете по былым денькам, история «Помни» может вам понравиться.
Кого-то ностальгический фон вдохновит на изменения и убедит учудить что-нибудь весёлое и искреннее. А кто-то наоборот перевернёт страницу и перестанет скучать о прошлом. Вариант, что сюжет покажется бредом, тоже есть — и это нормально.
В общем, история в «Помни» — чистая вкусовщина. Просто она куда более многогранная и чувственная, чем в фильме вроде «Анчартед».
А вот озвучка получилась объективно ламповой. Голоса героев убедительны и реалистичны — ровно так и общались бы друзья детства. Отдельно стоит похвалить Асю: её голос нежный и тёплый словно морской бриз.
Саунд тоже славно работает на погружение в атмосферу. Бегать по городу под медитативные мелодии приятно, а финальный трек и вовсе получился душераздирающим. Он точно окажется во многих плейлистах.
Проблема в том, что сюжет — самая светлая сторона игры. Всё, что касается геймплея, получилось в лучшем случае «приемлемым».
Геймплей в игре «Помни»
«Помни» можно охарактеризовать как симулятор ходьбы, который разбавлен множеством мини-игр. Большую часть времени героям предстоит бродить из одного конца карты в другой и по пути ностальгировать о прошлом. Пусть город небольшой и уютный, однако механика транспорта и быстрых помещений не помешала бы.
В остальное время геймера будут развлекать разнообразными активностями. У ребят заглохла машина — нужно дотолкать её до гаражей, контролируя выносливость героев. За чаепитием каждый просит налить особый чай: кому-то с лимоном, сахаром и холодненькой водичкой, а кому-то без всего — сможете запомнить пожелания и не ошибиться? А вот в помещении разгорелся пожар — скорее хватаем огнетушитель и всех спасаем.
Увы, назвать мини-игры весёлыми трудно. В лучшем случае они нормальные, но порой раздражают. К примеру, бегать по приюту и выискивать прячущихся детей ужасно утомительно — вряд ли найдётся хоть один геймер, которому такое развлечение покажется прикольным.
Хуже всего дела обстоят с самой часто используемой механикой — соединением фотографий. Герои регулярно находят старые фотки, которые поделены на кусочки, словно пазлы. Раз за разом геймеру предстоит разглядывать картинки и под ностальгические комментарии собирать их в единое целое.
Поначалу заниматься этим прикольно, но, когда в руках у Миши оказывается уже десятая фотка, неизобретательную головоломку хочется скипнуть. Ладно ещё, если герои вам понравятся — тогда узнать из собранного кадра, что спортивная карьера Монгола прервалась из-за очевидного геройства, будет любопытно. Однако тем, кому плевать на прошлое персонажа, будет совсем грустно.
Вдобавок к этому игра ужасно управляется. При игре на клавомыши «Помни» напомнит старенький квест: всё из-за того, что WASD не работает — пользуйтесь мышкой. Если же подключите геймпад, готовьтесь тыкаться во все углы — уж больно странно герой реагирует на стики. Ещё и камера порой сходит с ума, выталкивая Мишу за пределы экрана и меняя направление движения.
Порой складывается ощущение, что на камеру и управление просто махнули рукой. Авторы явно знали, что с ними не всё в порядке, но решили не заморачиваться. А зря, ведь такой подход многих расстроит.
Графика, системные требования и баги
Визуал «Помни» можно назвать минималистичным. У героев нет лица, модельки угловатые, а качество текстур и анимаций не назвать впечатляющим.
Впрочем, за счёт неплохой работы дизайнера, картина всё равно получилась приятной. Какие бы события не разворачивалась в городе, находиться в нём уютно. А уж когда авторы пускаются в сюрреализм, чувству их стиля хочется аплодировать.
Системные требования у игры лояльны к геймерам со слабыми PC. Чтобы запустить «Помни», понадобится компьютер с видеокартой GTX 560, процессором Intel Core i5-6300U и 4 Гб оперативной памяти. Я проходил новинку на средненьком ноуте с GTX 1650 Ti, AMD Ryzen 5 3550 и 16 Гб ОЗУ — такой конфигурации ожидаемо хватило для максимальных настроек.
А вот над багами авторам предстоит поработать. Хватает как мелочей, когда персонажи ходят друг сквозь друга, так и критичных ошибок. Судя по форумам, немало прохождений сломалось из-за того, что геймеры однажды не смогли надеть одежду и выйти из дома — шмотки просто перестали быть активными.
***
«Помни» из тех проектов, которые трудно рекомендовать хоть кому-либо. Плохое управление, регулярный бэктрекинг, унылые мини-игры — этого хватит, чтобы заставить некоторых геймеров испытать раздражение. Вот только критиковать игру совершенно не хочется.
Всё дело в истории и общем посыле, которые способны вывернуть душу наизнанку, заставить разрыдаться и разорвать внутренний мир на части. Всё потому, что пусть на экране бегают какие-то незнакомцы, игра на самом деле о нас с вами. О нашем прошлом, настоящем и будущем.
Если желаете понять, стоит ли вам купить «Помни», держите лакмусовою бумажку. Это трек из финала игры, который отлично описывает суть сюжета и передаёт атмосферу. Если при прослушивании по коже побегут мурашки, не проходите мимо новинки. Быть может, она станет для вас чем-то большим, чем просто игрой.
Будете играть в «Помни»?
-
Самые ожидаемые российские игры: экшены, хорроры, RPG и многое другое
-
Разработчика «Мор. Утопия» обвиняют в педофилии: что случилось, какие есть доказательства и зачем анонимы ломают жизнь Дыбовского?
-
На ремейк «Мор. Утопия» стартовали предзаказы в Steam, вместе с новым сюжетным трейлером
-
ТОП-60 лучших RPG за последние 16 лет (2009—2024)
-
Стало известно, сколько стоят жетоны Hamster Kombat. «Натапать» на миллион не получилось