В один прекрасный (и, надеемся, солнечный день) Sony доверила разработку футуристичного roguelike-шутера Returnal небольшой студии Housemarque. Студия эта не выпускала раньше AAA-тайтлы, и то был, конечно, риск.
Сыграла ли ставка в итоге? Давайте разбираться.
Игроку предстоит вжиться в роль девушки-астронавта Селены. Её корабль потерпел крушение на неизведанной ранее планете: местная фауна здесь явно недружелюбна, и ей предстоит столкнуться с множеством враждебных инопланетных существ. Зато у героини открывается способность к перерождению, поэтому после каждой гибели она вновь и вновь оказывается возле своего космического шаттла. Где-то мы это уже видели...
Как и подобает «рогалику», в этом и заключается вся основная завязка сюжета. Как ни странно, но история наполнена множеством событий. Главное тщательно исследовать окружающие территории и цепляться за каждую маленькую деталь. Например, внутреннее понимание устройства мира можно подчеркнуть из аудиозаписей, которые разбросаны «предыдущими версиями» девушки по всем локациям. Раскрыть сюжет также помогают различные инопланетные архивы, описания артефактов и даже оружие. В общем, настоящие исследователи будут вознаграждены: всё как в любимой многими Demon's Souls.
С первого знакомства с Returnal тяжело не влюбиться в потрясающую атмосферу проекта (в основе лежит Unreal Engine 4). Яркие краски идеально сочетаются с невероятно детализированными объектами, а цветовая гамма поражает своим разнообразием. Исследователю предстоит побывать в нескольких биомах, каждый из которых отличается уникальной природой, погодными условиями и средой.
В пустыне игрока ждут настоящие песчаные бури, а красно-коричневые тона будто переносят путешественника на Марс. Переходим через портал и плавно перемещаемся в разрушенную цитадель, в которой отчётливо передаётся затхлость ушедшей цивилизации. Это достигается за счёт уникального цветового оттенка и специфического тумана. И даже если вернуться во втором акте обратно на лесную территорию, то совершенно её не узнаешь. Всё дело в использовании совершенно иных красок и графических эффектов.
Этот особенный дух переплетается с многочисленным разнообразием инопланетных штуковин, устройств и построек. Веришь, что ты действительно где-то на неземной территории. Проходишь через очередной храм и удивляешься огромному масштабу локации. А проработанные вибрация DualSense и объёмный звук лишь добавляют ощущений.
Контроллер реагирует на всё: стрельбу, дождь, прыжки по платформам и так далее. И всё это переплетается с аудиодорожкой. Селина ищет источник странной музыки? Следуя вперед, постепенно ощущаем её усиление. Говорить об откликах при простом перемещении героини и вовсе нет смысла.
Соединив воедино атмосферу мира, объёмный звук и тактильные ощущения, до конца провалиться в медитацию мешает разве что жанр игры — roguelike. Ведь он совсем не про релаксацию.
Да, умирать придётся постоянно. Враждебный мир жесток и не прощает игроку никаких ошибок.
Весь геймплей строится вокруг исследования процедурно-генерируемых локаций и уничтожения орд инопланетных тварей с щупальцами. Противники в Returnal очень ловкие: стрелять из одной точки не получится. В Селену постоянно запускают множество орбов, от которых нужно уворачиваться.
Противники часто прыгают на героиню, телепортируются за спину, подлетают к ней поближе и атакуют в самый неподходящий момент. В общем, пользуются любыми средствами для достижения единственной цели — безжалостно уничтожить астронавта. Игра заставляет игрока постоянно учиться, внимательно изучать окрестности, запоминать умения врагов и адаптироваться к действиям.
Единственная поблажка — автоприцеливание и самонаводящиеся патроны, которые, правда, не всегда точно достигают цели. Для быстрого уничтожения противника направлять камеру всё равно приходится игроку, а иначе можно потратить драгоценное время на убийство одного монстра и не успеть вовремя сменить позицию. Благодаря этому, геймплей иногда доводит до исступления.
В roguelike-играх обычно нет прокачки персонажа, и Returnal не стала исключением. Значение имеют навыки игрока и его готовность к ежеминутной адаптации к ситуации. Бои настолько динамичные, что, спустя несколько часов игры, почти перестаёшь ощущать вибрацию контроллера.
Еще большое значение имеет экипировка. Очень важно использовать подходящее для текущей ситуации вооружение, также нужно собрать побольше очков и открыть наиболее полезные артефакты и расходники. Впрочем, не всегда это удаётся. Локация может сгенерироваться в укороченном виде, что не позволит накопить необходимого количества предметов, плюс разбросанные артефакты могут оказаться пустышкой. Такие ситуации происходят постоянно, заставляя игрока чувствовать постоянный дискомфорт.
У каждого оружия есть функция альтернативного огня, которая помогает единоразово нанести врагам большое количество урона. Пушки с пробивными залпами, самонаводящимися снарядами, импульсами молнии, энергетическими лучами и прочими вариациями иногда выпадают игроку из специальных сундуков или после убийства сильного противника.
По локациям разбросано не только огнестрельное оружие, но и разнообразные артефакты и паразиты. И если первые — настоящее благо для героини, то вторые всегда оказывают негативный эффект. Можно значительно улучшить полоску здоровья, но потерять в скорости восстановления уклонения, что может оказаться критичным в битве с боссом.
Также некоторые ящики и разбросанные орбы здоровья бывают покрыты порчей. Их активация может привести к сбою в работе скафандра и уничтожить полезный артефакт или понизить уровень защиты героини.
***
В целом игра похожа на многие другие произведения. Футуристическая атмосфера отсылает к миру «Чужого» Ридли Скотта. Противники с щупальцами похожи на мимиков из фильма «Грань будущего» (да и тематика перерождения совершенно совпадает). Постоянные испытания, кажется, подсмотрены в Hades, но только реализованы в другом сеттинге. А управление и загадочность происходящего напоминает Control: перемещения камеры, уклонения, прыжки по платформам, стрельба и перезарядка оружия напоминают геймплей за Джесси Фейден.
Но всё же оторваться от происходящего почти невозможно, «залипаешь» на десятки часов… при условии, что не боишься трудностей. Геймплей однозначно не всем придётся по вкусу: пройти все испытания увидеть финал истории смогут немногие. Возможно, игре не хватает более доступного режима, который позволил бы насладиться баталиями без лишнего хардкора. И это единственное, за что существенно можно поругать игру.
Хотели ли бы видеть ещё больше необычных смешений жанров в AAA-тайтлах?
Пройти опрос
Соня всех купила