Обзор Breathedge. Когда всё лучшее осталось в раннем доступе
25 февраля состоялся PC-релиз, может, и не самой ожидаемой, но очень любопытной отечественной игры Breathedge, а ещё через месяц она придёт на PS4. Годы в раннем доступе помогли проекту набрать армию поклонников, которые влюбились в атмосферу, геймплей и, конечно же, очаровательный юмор. Но оправдала ли ожидания полная версия? Увы, ответ очень неоднозначен.
Российский Мужик встаёт с колен
Breathedge завирусилась ещё пару лет назад: над игрой смеялись как российские геймеры и журналисты, так и западные коллеги, которым в последнее время приглянулся постсоветский сеттинг (взять хотя бы Metro: Exodus, Half-Life: Alyx или The Medium). Со временем бета-версия обрастала механиками, новыми главами и шутейками, и всё больше игроков стали видеть в дебютном произведении RedRuins Softworks «встающий с колен российский игропром».
Увы, ранний доступ очень обманчив. Некоторые разработчики (например, Larian) создают блистательные беты, которые ни капельки не приукрашивают реальность — но Breathedge не тот случай. Лучшая часть игры как раз уже была представлена в раннем доступе. С каждой новой главой и задачей проект теряет харизму, а в конце и вовсе перестаёт походить сам на себя.
Мужик и в космосе мужик
По сюжету главный герой, которого называют не иначе как Мужик, везёт на похороны безжизненное тело своего деда. Однако космическое пространство полно опасностей, и траурный полёт оборачивается трагедией. В итоге станция разрушена, а за бортом одни трупы. Любой другой протагонист пополнил бы их число, но мы управляем не абы кем, а Мужиком! Теперь нам предстоит отыскать путь к спасению, найти и починить «Нормандию» (имя бывшего капитана не нуждается в представлении), сбежать от местного Чужого на минималках и познать гнев брокколи.
К счастью, переживать невзгоды нам придётся не в одиночку. Верными помощниками станут бессмертная курица, которая хоть электричество нейтрализует, хоть пароль подскажет, и скафандр с искусственным интеллектом, взявший на себя роль ведущего юмориста. Впрочем, шутить будет не только скафандр. Иронией пропитана вся Breathedge, и это, безусловно, лучший аспект игры.
Улыбнуться заставят уже первые кадры, а дальше юмор будет только разгоняться: на протяжении всего прохождения мы будем встречать забавные открытки, смешные задачи, уморительные предметы. Тут даже многие смерти обставлены так, что трудно не хихикнуть (хотя другие получились жуткими) — и всё это под комментарии остроумного ИИ. Некоторые шутки, конечно, заставляют скривить лицо, но в основном сформулированы и поданы талантливо.
Сарказмом пронизан и геймплей. Например, для продвижения по сюжету от нас потребуют создать «Дерьмо, навязанное разработчиками» (функционал у предмета соответствующий). Под комментарии о том, чтобы мы даже не думали об искусственном затягивании геймплея, попросят вскрыть две сотни разбросанных по космосу гробов (к слову, это шутка, на деле открыть придётся три). Предложат отыскать станцию связи — без надежды на то, чтобы она оказалась рабочей, ведь на бесконечных поисках, ремонтах и гринде построен весь геймплей (в этот раз она окажется рабочей, ха). Не избежать и столкновения с очень большим боссом, которого так и называют «Очень большой босс» (ещё он вежливо просит оставаться в укрытии, когда перезаряжается).
Это действительно забавно… первые сто раз. Вот только со временем понимаешь, что игра просто использует юмор как щит. Ведь если признать, что босс нелепый, и пошутить на эту тему, то лучше он от этого не станет.
Мужик не вечен
Отношение к геймплею Breathedge зависит от того, насколько игроку по душе гринд, да и вообще жанр survival. Большую часть времени здесь придётся исследовать локации, бороздить космические просторы и, конечно же, гриндить, гриндить и ещё раз гриндить. А затем крафтить и снова гриндить.
Необходимых для продвижения предметов очень много, и здесь кроется первая серьёзная проблема игры. Дело в том, что вместительность инвентаря ограничена, и разместить там все необходимые ресурсы, инструменты и кислородные свечи попросту невозможно. Остальное барахло приходится хранить на станции (также только там можно крафтить предметы), однако путь от точки интереса до милого дома зачастую неблизкий.
Сколько раз за прохождение нам придётся преодолеть длиннющий маршрут до сюжетной двери, а затем развернуться и лететь обратно за чем-то необходимым — просто не счесть. Частенько придётся сканировать что-то необходимое для продвижения, топать пару километров к верстаку, крафтить предмет и возвращаться. Почему было не разместить место для крафта где-то поближе? Да потому что тогда игра показалась бы слишком короткой. В какой-то момент мы, конечно, сможем построить дом с верстаком где угодно, вот только на это уйдёт прорва ресурсов, а сама возможность откроется далеко не сразу.
Нельзя забывать и о том, что о Мужике нужно заботиться: кормить его, поить, укладывать спать, следить за температурой, радиацией и, главное, уровнем кислорода. Многие сравнивают Breathedge с Subnautica, где контроль кислорода был в основе всего, однако детище RedRuins Softworks местами перегибает палку. В начале игры кислорода хватает разве что на пару десятков секунд пребывания в открытом космосе. В итоге геймплей сводится к тому, что мы отлетаем от дома на десять метров, хватаем разбросанные ресурсы и стремительно летим обратно. Повторяем X раз.
Однажды сюжет велит исследовать шесть точек неподалёку от жилища и, казалось бы, все они рядом… Однако вместо того, чтобы пролететь все одним махом и приступить к задачам повеселее, придётся посещать их по одной и каждый раз возвращаться в дом. А это быстро начинает раздражать.
К счастью, Мужик постоянно развивается: постепенно он увеличит запасы доступного кислорода (первый раз при помощи презерватива, конечно же), скрафтит ускоритель (тут вам понадобится шаурма), обзаведётся бластером и неломающимся ломом (сначала любой предмет будет быстро приходить в негодность) и даже транспортом (мотоциклом, автомобилем и «Нормандией»). В какой-то момент игрок освоится в мире Breathedge, почувствует себя королём космоса, будет готов преодолеть любые угрозы и расстояния… И в этот сладкий момент игра зачем-то трансформируется из survival в унылый симулятор ходьбы.
Мужик тупо бродит
Сейчас у Breathedge 88% положительных отзывов в Steam — и это, безусловно, заслуга начала игры. Проблемы с гриндом, инвентарём и кислородом слишком субъективны, и кто-то даже непременно отнесёт эти механики к плюсам. Однако осмелюсь предположить, что, по мере того, как пользователи будут добираться до финала, оценка будет падать.
В своей финальной трети Breathedge забудет о выживании: больше не придётся заботится ни о кислороде, ни о ресурсах, ни о других механиках, на которых держался прошлый геймплей. И вот когда думаешь, что игра наконец-то раскрылась и начала доставлять истинное удовольствие, как свет вырубают и праздник заканчивается.
Отныне вы — пилот «Нормандии», и ваша задача, — позёвывая, летать от точки к точке, познавать местный сюжет, сканировать предметы, крафтить их из разбросанных рядом ресурсов и лететь к другой точке. Я не говорю, что симуляторы ходьбы — это скучно, взять хотя бы бесподобную What Remains of Edith Finch. Однако представитель такого жанра обязан как минимум рассказывать интригующую историю, а Breathedge на это неспособна. К тому же со временем шутки начинают всё чаще бить в молоко.
Складывается ощущение, что RedRuins Softworks либо не успевали доделать треть игры, либо им не хватило бюджета, либо… просто не захотелось. Как бы то ни было, финал кажется ужасно скомканным, и такое завершение сильно портит впечатление от игры, где и без того есть к чему придраться.
***
Breathedge получилась по-настоящему самобытной штукой: с узнаваемым стилем, талантливым юмором, местами увлекательным геймплеем. Однако сколько ни шути над затягиванием игрового процесса, сути это не меняет. А большинство геймеров ещё и финал разочарует. Стоит ли проект внимания? Определённо, да: в шарме ему не отказать, да и ценник скромный (465 ₽). Точно можно сказать, что у разработчиков — огромный потенциал, который должен раскрыть следующий проект. Наконец, при всех недостатках Breathedge заставляет поверить в российскую индустрию, и способна принести немало удовольствия. А это самое главное. Лишь бы только недавний взлом не помешал продажам.
А вы что думаете о Breathedge?