Не секрет, что хардкорные поклонники компьютерных ролевых игр возлагали особые надежды на релиз The Outer Worlds. Даже в нашем редакционном чатике при упоминании того, что автор этих строк трудится над рецензией на новый проект Obsidian Entertainment, сразу спрашивали: «Ну что, как она? Похожа на New Vegas». Сегодня, когда эмбарго от издательства улетело в небытие, можно смело сказать: да, у разработчиков получилось создать игру уровня той самой, лучшей из трехмерных частей Fallout. Вот только не спешите расчехлять пластик: очень может быть, что The Outer Worlds вам совсем не понравится.
Собственно, из-за чего возник этот сыр-бор? Несколько лет назад, когда новое поколение игровых систем только набирало обороты, компания Bethesda выкинула на рынок четвертую часть Fallout. Игру тепло приняли критики, но буквально подняли на ножи ортодоксальные поклонники CRPG. Релиз традиционно ругали за баги, щелкали по носу за не самую выдающуюся графику, но больнее всего пинали за отвратительную систему квестов.
И это было справедливо. В проекте, который представлял лицо Fallout на новом поколении железа, предлагали заниматься заданиями в духе незабвенной Dragon Age: Inquisition: поди туда, принеси то, зачисти се. Минимум вариативности и максимум экшена. Да, авторы значительно прокачали боевую систему, практически превратив Fallout в шутер. Но этого ли ждали поклонники от четвертой части? Определенно нет.
Именно потому, когда Obsidian сообщила, что работает над RPG с видом от первого лица про далекие галактики и упадок человечества, поклонники жанра облегченно выдохнули. Вот он наш шанс получить настоящую Fallout в 3D, пусть и в других декорациях. Мы ведь все помним, насколько крута была New Vegas. Отстою почти 9 баллов из 10 юзеры не ставят.
К сожалению, в такой степени ожидания есть как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, авторам многое простят — и баги на старте, и не самую выразительную графику, и черти знает что еще. С другой стороны, стоит только сделать шаг в сторону от ожидаемой концепции, как проект мигом распнут. И это при том, что The Outer Worlds — совсем даже не Fallout, а, что редко бывает с Obsidian, самостоятельное произведение.
Давайте сразу ответим на главный вопрос: новая игра авторов — это действительно духовная наследница той самой New Vegas. Но (и это чертовски важное НО) исключительно в рамках квестовой системы и отыгрыша роли. Общий антураж, ощущение от прохождения здесь совершенно иные. Давайте сыграем в простую игру. Чем вам запомнилась New Vegas? Если вестерном в декорациях постапокалипсиса, то можете уже сейчас смело проходить мимо The Outer Worlds.
По своей стилистике новая работа Obsidian ближе к отвязному лутер-шутеру в духе Borderlands. Да и мир, в котором развивается сюжет, нормальный. В нем еще не произошел ядерный кабздец, люди не превратились в гулей, а супермутанты не вышли на пустошь. Вселенная The Outer Worlds находится на грани. Вопросу, перейдет она ее или нет, и посвящена история, придуманная сценаристами Obsidian.
Завязка действа незатейлива. Однажды жители Земли научились летать за пределы своей солнечной системы. Началась масштабная колонизация далеких миров. Разумеется, рано или поздно что-то должно было пойти не так. В нашем случае этим «не так» стал гигантский корабль под названием «Надежда». Он должен был добраться до одной из колоний, но завис в космосе вместе с пребывающими в криосне пассажирами.
Ну а далее по классике жанра находится чуть сумасшедший профессор, который проникает на корабль и оживляет одного из колонистов. Несложно догадаться, что этим кем-то будет игрок. Потом случаются несколько стартовых диалогов и вот уже герой (а по сути, обычный наемник) летит выполнять порученную ему миссию. В The Outer World эта миссия — оживить остальных пассажиров «Надежды». Вселенной совсем плохо. Ей нужен спаситель. Или не нужен? В этом-то и весь вопрос.
Лучшее, что есть в The Outer Worlds — это ролевая система и квесты. Кроме шуток. Новая игра Obsidian буквально обескураживает уже со стартового экрана. Давненько в массовых CRPG не было настолько подробного редактора персонажей. Выбрать предстоит не только внешность и пол, но и предысторию героя. Хотите стать инспектором по безопасности? Пожалуйста. А можно ведь еще и помощником шеф-повара…
Первое впечатление не обманывает: The Outer Worlds — это игра про квесты, диалоги и множество путей. Здесь буквально каждую задачу можно закрыть несколькими способами. При этом речь не идет о стандартной развилке: взять в диалоге верх при помощи харизмы, прокрасться за спиной или вынести все живое на локации. Нет, все гораздо хитрее и завязано на пути развития героя.
Чтобы не сильно спойлерить, приведу такой пример. В одном из квестов персонажу нужно попасть в резиденцию знатного вельможи. Ключ можно добыть у его личного охранника, который ошивается в баре. Приходим на место и выясняем, что боец не прочь хапнуть водочки. Покупаем «чудесный» напиток, начинаем спаивать охранника. В какой-то момент он обязательно скажет — дескать, хватит, мне еще на службу надо, негоже чертей зеленых за хвосты таскать.
И вот тут в игру вступает ролевая система. Можно либо убедить бойца при помощи соответствующего навыка. А можно воспользоваться познаниями во врачевании и заставить его выжрать еще стопочку-другую при помощи прокаченного навыка «медицина». Ну, либо пристрелить и забрать ключ уже с трупа. Или найти другой путь в резиденцию.
В этом и состоит вся прелесть The Outer Worlds. В ней каждый квест прописан так, будто он чрезвычайно важен для основной сюжетной линии. Даже линейные задания в духе «мой сотрудник пропал — разыщи его» интересно проходить. Никогда не знаешь, куда тебя занесет: в дом к местной семейке Хьюиттов или же в имение режиссера, который настолько поехал кукушкой, что не прочь позабавиться съемками снаффа. И ведь всегда есть выбор. Авторы не заставляют отыгрывать абсолютного героя или злодея, хотя при желании стать можно и тем, и другим. Хлебными крошками путь никто не устилает — думайте сами, решайте сами, как говорится.
Некоторые квесты и вовсе можно завершить преждевременно. И сюжет продолжится дальше. В общем, ситуация примерно как в The Witcher 3: Wild Hunt, когда в истории с поимкой маньяка можно было повязать не того. И игра даже не намекнет вам на поспешность решения. Здесь можно привести в качестве примера квестовую ветку, которая в одном из вариантов завершается небольшим переворотом в одной из фракций, но… спойлеры, а вы их боитесь.
Окружающий мир и герои — еще одна сильная сторона новой работы Obsidian. В этом аспекте все просто: кругом одни мудаки. От тупого, погрязшего в отчетах и бюрократии градоначальника до придурка-сектанта, помешанного на софизмах.
Временами ассоциации с Borderlands возникают сами собой. Ну, не было в трехмерных частях Fallout настолько двинутых героев. В The Outer Worlds социальная сатира лезет просто из каждой щели. Вот вроде бы серьезную историю рассказывает игра, но при этом умудряется брызгать ядом направо и налево.
Трагедия в том, что многое из перечисленного выше просто нельзя раскрыть в этом тексте, поскольку речь идет о прямых сюжетных спойлерах. Равно как нельзя рассказать и о Коллегии (одной из сюжетных фракций), поскольку тогда финальный твист не покажется настолько мерзким. Поэтому, да, все мудаки. И миссии завязаны одна на другой. И вообще — просто купите уже The Outer Worlds, если в компьютерных ролевках цените сюжет и квесты. Недовольными точно не уйдете.
Но ведь не бывает же все настолько хорошо? К сожалению, да. И The Outer Worlds — лучшее тому подтверждение. Obsidian вложила все свои силы в проработку мира и заданий, но при этом подошла спустя рукава к боевой системе. Более всего она напоминает (сюрприз) Borderlands. То есть, шутер, но на основе «цифирек». Хотите отвесить лихой хэдшот, но при этом в руках у вас пукалка на +15 урона? Забудьте — ничего не выйдет. Вам придется долго и нудно ковырять противника. Альтернатива? Прокачка и поиск амуниции — благо стволов в новой работе Obsidian хватает и их даже можно улучшать на верстаках.
Да, в Fallout с ее системой V.A.T.S. было тоже самое, но геймплей этих игр (даже в четвертой части) не был настолько шутерным, как в The Outer Worlds. Серьезно, в некоторых своих аспектах игра напоминает самый настоящий лутер-шутер, и в данном случае это совсем не комплимент. И ладно бы стрельба была опциональной, но — нет. Во время путешествий герой и его спутники регулярно натыкаются на банды мародеров, агрессивную местную фауну и роботов. Без прокачки и нормального вооружения убивать противников можно хоть до дождичка в четверг.
Ну вот убивать было бы интересно. Но и тут промашка. Стрельба в The Outer World напоминает (исключительно на уровне ощущений и ассоциаций) таковую в провальной Alpha Protocol. То есть, да, она есть, но лучше бы не было. Удовольствия просто ноль. Поэтому, если вы не фанат прогулок в малой обуви, то смело переходите на normal или даже easy — ровным счетом ничего не потеряете. Разве что напарники в количестве двух штук перестанут дохнуть каждые пять минут и начнут приносить реальную пользу.
Не подойдет The Outer Worlds и тем, кто в трехмерных Fallout любил изучать пустошь и зачищать все мало-мальские точки интереса. Новая работа Obsidian просто не может предоставить простора для исследования. По сюжету герой окажется на двух планетах, в лаборатории и в тюрьме. И каждая из этих локаций компактна настолько, что ее можно целиком прошагать минут за пятнадцать.
Здесь нет истории из Fallout, когда ты идешь по карте и натыкаешься на бесхозный дом, обитатели которого умерли много лет назад, но успели оставить о себе много записок и другой информации. Безусловно, авторы The Outer World оставили всевозможную информацию в терминалах, но расположены они преимущественно в локациях, в которых происходит действие квестов. То есть, просторов для исследований ради самих исследований не то чтобы много.
Зачастую бывает так: идешь ты по карте и натыкаешься на небольшую лабораторию. Внутри тусуется толпа мородеров. Уничтожаешь все живое в помещениях, собираешь патроны и идешь дальше. Спустя несколько часов выясняется, что лаборатория таки была квестовая и оттуда необходимо своровать некоторые данные. В итоге история сливается в никуда и вместо запланированного экшена приходится идти по совершенно пустому помещению к одинокому терминалу, рядом с которым лежит труп мародера.
И вот такое отношение разработчиков к локациям фактически ставит крест на The Outer Worlds как на игре-исследовании. Разработчики не используют свой мир на 100% и не выстраивают его мифологию за пределами четко обозначенных флажков. При всей нелюбви автора этих строк к Fallout 4, там с внесюжетным контентом все было гораздо лучше.
Наконец, в The Outer Worlds все плохо по технической части. В этот раз, правда, обошлось без критических багов с неработающими квестами, зависаниями и пропаданием текстур (классика Obsidian), но выглядит игра на уровне 2010 года. Топорная лицевая анимация героев, невыразительное окружение — бюджетность выдает буквально каждая деталь. Включая относительно небольшую по меркам RPG продолжительность — одолеть The Outer Worlds можно где-то за четыре вечера. Ну и порой PS4-версия подтормаживает. Редко, но бывает.
***
С The Outer Worlds произошла довольно типичная история. Эта игра, которую невозможно оценить в рамках принятой на нашем сайте среднеарифметической системы. С одной стороны, проект Obsidian Entertainment идеально подойдет для хардкорных поклонников жанра, которые больше всего ценят в RPG сюжет и квесты. При этом The Outer Worlds категорически нельзя советовать тем, для кого важна красивая картинка или хорошо реализованная шутерная часть.
Получилась ли новая New Vegas? Если рассматривать игру с точки зрения ролевой системы, отыгрыша и прочего — да, безусловно. Но это ни в коем случае не постапокалиптический вестерн с безграничными просторами для исследования локаций. В любом случае у разработчиков получилось создать, пусть и бюджетную, но отличную RPG. The Outer Worlds стоит взять как минимум на распродаже — не каждый день на рынке появляются настолько вариативные, затягивающие истории.
Я согласен с тем, что Steam сейчас самая удобная площадка, но удобная она лишь потому, что развивается давно. На запуске, повторюсь, там все было печально.
Хотя у меня лично с магазином от Valve свои «счеты», если можно так сказать. Он фактически убил PCшный ритейл. Покупаешь такой физическую копию, а там активация. И потом твоя копия превращается в тыкву. И таких релизов со временем стало 99%.
Мне-то не критично (чай не PCшник), но некоторые игры — тактические стратегии, RPG и прочее, из-за чего ПК дома стоит держать — хотелось бы на физическом носители брать.
Остальное — шлак для любителей умственно отсталой современной русской графомании (Метро), либо перехайпованные инди-поделки (сабж статьи). А, ну да — ещё порты мыльного кинца за две пятьсот, забыл.
В двух словах напрямую: эта игра интересна на 2 из 5, потому что пока в ЭГС на эксклюзивность ничего толкового не уходило.