Обзор Concrete Genie — инди с бюджетом
Concrete Genie (или «Уличные духи» в российской локализации) относится к той редкой категории игр, рассказывать про эстетическую составляющую которой гораздо интересней, чем про геймплей. PixelOpus — небольшая команда из США — создала, что называется, «инди с бюджетом». Эстетически интересный проект, проходя который… просто борешься со скукой. Подробности — в нашей рецензии.
Представьте, что вы спустя много лет приехали в места своего детства, на малую родину. Кругом творится настоящая разруха. Покосившиеся дома, сгнившие деревья, на месте цветочного магазина — ларек с сомнительной шаурмой. И вот (вроде бы) и вернуться хочется, и ворваться, но от городка, в котором все давно знакомо, не осталось и следа. Только маркеры былого благополучия — вон там старая рекламная вывеска, здесь — неухоженная, но красивая в прошлом клумба. Хочется взять в руки волшебную палочку и… поменять все. Хоть на денек.
«Уличные духи» как раз об этом. Главный герой, паренек по имени Эш (и это, конечно, совсем не отсылка к «Покемонам»), возвращается в город своего детства. Когда-то эта земля процветала, но потом произошла экологическая катастрофа, и улицы вымерли. Люди уехали, а в пустынных проулках ныне хозяйничает хулиганье. Они-то и отбирают у подростка-художника альбом с рисунками, попутно загоняя на фуникулер, который везет молодого человека в сторону маяка. Там Эш встречает духа, который принимает обличье одной из нарисованных им зверюшек, получает волшебную кисточку и миссию: избавить Денска (так называется городок) от тьмы — сгустков непонятной плесени, что в мифологии «Уличных духов» приносит одни только беды.
Если бы, да кабы, да во рту выросли грибы
С эстетической точки зрения игра от PixelOpus выполнена на твердую пятерку. Завязка «Уличных духов» дергает за вполне понятные струны в душе. Тут тебе и тема занятых родителей, и чуть болезненные, но светлые воспоминания о детстве, и даже злобным подростковым бандам место нашлось. У всего этого сюжета, однако, есть две глобальные проблемы. Первая состоит в том, что сама история, образы, персонажи подаются пунктиром и не получают сколько-нибудь осмысленного развития. Единственное, чему авторы действительно уделяют прилично времени — это зарисовкам о Денске, которые выполнены в виде газет и воспоминаний Эша о том или ином районе городка.
Вторая проблема связана с осознаем себя как продукта. Формально Concrete Genie с ее рейтингом 12+ ориентирована на подростков. Однако поднятые авторами темы настолько уходят корнями в прошлое, насколько это вообще возможно. Игра щедро использует эстетику девяностых — порой кажется, что вот-вот из колонок телевизора заиграет Nevermind, а кто-нибудь из хулиганов — сделает черепаху на руке.
Сам Эш в откровенно гранжевом прикиде и с лицом а-ля Элайджа Вуд времен ленты «Добрый сынок» действует и мыслит как герой иного времени и поколения. Позвольте для сравнения привести в пример последние два фильма о Человеке-пауке. Так вот, герой Тома Холланда — современный подросток. Его не парят такие вещи, как великая сила, порождающая великую ответственность и прочие вещи из ориджина. Паук десятых олицетворяет иную модель поведения и потому не нравится немалому числу поклонников каноничного образа.
У Эша из «Уличных духов» есть цель, он задумывается о том, что творится кругом, его мотивы — это изнанка бессознательного людей, что успели вырасти, но в душе, как герои Экзюпери, все еще остались детьми. Неслучайно ключевым для работы PixelOpus стали темы прошлого, памяти, эмоционального опыта, экологии.
Однако проблема даже не в том, что подается все обрывками да фрагментами. Просто любая игра — это всегда сочетание умозрительного и геймплейного. И вот с точки зрения концепции, ее раскрытия, самой идеи у Concrete Genie все прекрасно. Плохо с геймплеем. И это с легкостью отпугнет более взрослую аудиторию.
Что-то пошло не так
С Concrete Genie приключилась стандартная для инди-эксклюзивов от Sony штука. Игра эксплуатирует единственную идею, но делает это настолько топорно, что порой удивляешься — это вообще законно? Давайте к сути. Все, что должен делать игрок — это бегать по городу (мир компактен, но открыт) и разрисовывать стены.
В этом нелегком деле на помощь Эшу приходят те самые городские духи. Правила просты: взяли кисть в руку, выбрали один из шаблонов, прикинулись крутым граффитистом — повторили. Разнообразие обеспечивается за счет ранее упомянутой тьмы. Дело в том, что друзья (так и хочется добавить — вымышленные) художника могут перемещаться только по чистым, не обезображенным скверной стенам. Тьму надо уничтожать при помощи так называемой суперкраски. А суперкраской Эша заряжают духи, если выполнять их пожелания: например, нарисовать дерево, звездное небо или огонь.
Самое сложное — провести духа от одной локации к другой. И то лишь первые пару раз. Потом все скатывается в рутину. Увы, но Concrete Genie — это как раз тот случай, когда хочется скипнуть геймплей и поскорее увидеть оставшиеся детали истории, пусть даже они вырублены топором не очень трезвого дровосека. Это все лучше, чем заунывный геймплей.
Контрольный в голову — сам процесс рисования. Если помните, более десяти лет назад, когда на свет появилась PlayStation 3, разработчиков едва ли не в директивном порядке заставляли добавлять в свои игры поддержку гироскопов. Все это вылилось в парад ужаса и страха. Наш фаворит — метание гранат в самой первой Uncharted, полеты на драконах в Lair и управление стрелами в Heavenly Sword. Более неудобной и откровенно ненужной фигни сложно было придумать. В «Городских духах» ситуация схожа: Эш вынужден рисовать при помощи датчиков движения. Удобно ли это? Вообще ни разу — по четкости распознавания движений DualShock 4 очень далеко до стоковых контроллеров Nintendo Switch.
Все остальные механики, будь то ненапряжный платформинг или игра в прятки с хулиганами, подчинены центральной идеи проекта и в основе своей рудиментарны. Шутка ли, Эш даже умереть не может! Например, провалив стелс-вставки, герой просто-напросто… оказывается в ближайшем мусорном бачке. И так во всем. Даже Fable III на фоне Concrete Genie выглядит жутко хардкорной RPG.
Единственное к чему точно невозможно придраться — к графике и управлению. Для своего категории (напомним, инди) Concrete Genie выглядит просто прекрасно. Главный герой при этом безошибочно слушается команд — то есть, нет ситуации из плохих платформеров, когда персонаж не долетал до нужного места из-за кривой механики прыжков. Технические игра выполнена на очень высоком уровне, оставаясь при этом, по сути, довольно специфичным продуктом сильно «не для всех».
***
Самое смешное, что еще на этапе разработки сотрудники PixelOpus рассказывали, что одним из источников вдохновения для них стала Jet Set Radio от SEGA. Вот только JSR в начале нулевых идеально соответствовала своему времени и не ощущалась как продукт от гордой и независимой студии.
Авторы Concrete Genie, судя по всему, слабо представляли, для кого они делают игру. По сути, до нормальной оценки их проекту не хватает совсем немногого: чуть более интересного геймплея, сложности, патча, отвязывающего процесс рисования от гироскопов… Вот и выходит, что тут недожали, там перемудрили, а на выходе получилась история, которая будет интересна взрослым геймером, но за геймплеем которой они просто уснут.