Обзор Europa Universalis IV + DLC Rights of Man — настоящая стратегия
Да, мы знаем, что четвертая «Европа» вышла несколько лет назад, но так получилось, что в свое время мы ее пропустили. Сейчас же, по случаю выхода большого дополнения под названием Rights of Man, мы решили наверстать упущенное. В последующем тексте вас ждет небольшой обзор самой игры, краткий экскурс по большим дополнениям, которые уже вышли, а также более развернутое мнение о самом последнем аддоне.
Честная RTS
Europa Universalis IV — тот редкостный представитель жанра RTS (Real-Time Strategy — стратегия в реальном времени), который полностью оправдывает свою жанровую принадлежность. Под этим я имею в виду, что большинство игр, относящихся к жанру RTS, на самом деле сосредотачиваются в первую очередь на тактике, а не на стратегии. Серия Total War, к примеру, использует комбинацию базовой стратегии и военных сражений в режиме реальном времени. В EU4, напротив, игрок не имеет никакого контроля над самими сражениями — в его распоряжении только карта кампании; да, игрок может приостановить игру, чтобы запросить подкрепление для армии или услуги дипломатов, но эти запросы не начнут выполняться до тех пор, пока игра не будет возобновлена. Только в этот момент в силу вступят все ваши приказы, сделанные во время паузы, и, при этом выполняться начнут они в одночасье. В отличие от других игр жанра, любое действие отнимает некоторое время, а не происходят по очереди по системе «один ход — одно действие».
Второй фактор, отличающий эту игру от других игр в жанре, состоит в характере теории вероятностей. Игровые события здесь часто выходят за рамки детерминизма — учения о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества. Случайные события, восстания и результаты битвы — это лишь малый перечень тех вещей, которые нередко определяются чистой случайностью и не имеют причинно-следственного основания. Это добавляет игре немалую долю реализма и насыщает ее историческим духом. Как и в реальные полководцы прошлого, игрок EU4 не застрахован от событий, которые могут поймать его врасплох. Здесь никто не даст вам никаких гарантий.
Впрочем, это не значит, что историю вашей кампании определяет чистая случайность. Как ни как, а именно ваши действия увеличат или сократят к минимуму шансы на неприятные сюрпризы.
Полное погружение — ключ к успеху
И вообще, поддержание правильного баланса во всех правительственных сферах является ключевым условием на успех. Например, чисто военная стратегия приведет к тому, что самые сильные державы мира станут вашими противниками. Чтобы рассчитывать на успех кампании, необходимо грамотное сбалансирование экономики, религии, дипломатии, войны, технологии и интересов, а также культурной и расовой политики. Все это в сумме создает набор механик, которые бросают серьезный вызов игроку, заставляя постоянно придумывать новые и все более сложные стратегии.
Порог вхождения здесь является самой больной темой. Игра уже на старте закидывает вас в водоворот большого количества понятий и механик, и освоение каждой из них уже является проблемой. На первый взгляд все это кажется откровенно подавляющим элементом игры, но после десятков проведенных часов, сотни экспериментов, ты начинаешь понимать всю «химию» правительственного ремесла и от этой вовлеченности начинаешь получать наслаждение. Вся эта загруженность и сложность игрового процесса, все это обилие механик и понятий, которые нужно освоить, кажется естественным, правильным и даже исторически точным.
Например, возьмем торговлю. Сначала вы не будете знать, как правильно использовать ваших коммерсантов и сотрудничать с другими нациями. Но пройдет немного времени, возможно, вы даже попросите советов у Google (не надо стесняться, для такой игры это вполне нормально), и вы невольно начнете понимать, по каким законам живет эта составляющая игры, начнете экспериментировать, и в итоге вам получится оптимизировать ваш доход. Такие дела и с интерфейсом. Поначалу меня преследовало чувство, что он мог бы быть гораздо более интуитивный, но со временем я понял, что он как раз такой, какой и должен быть, чтобы умело управлять игрой. И так почти во всем.
Интерактивный урок истории
Europa Universalis IV полна возможностей для изучения истории, географии, политики, религии, военной науки и строительства, а также управления властью в высоко конкурентной атмосфере. Кроме того, чем лучше игрок понимает эти понятие, тем успешней будет его кампании и тем большего удовольствия он получит. Игра предлагает множество возможностей для экспериментов, а также предоставляет подробный исторический контекст, который излагается в интересных текстах. Здесь вы сможете интерактивно ознакомиться с информацией, которую вы получили в школе, а при желании, исправить ход событий.
Таким образом, я настоятельно рекомендую эту игру для тех, кто достаточно серьезный и усидчивый, чтобы играть в нее. Несмотря на довольно нелепое обучение и достаточно высокий порог вхождения, который может отпугнуть много людей независимо от возраста, игра стоит того, чтобы потратить на нее время и окунуться в игровой процесс. В таком случае вы рискуете получить истинное удовольствие от того, насколько глубокой и естественной с исторической точки зрения является Europa Universalis IV.
О локализации. К сожалению, Paradox Interactive решила не выпускать официальную русскую локализацию игры, поэтому для комфортной игры требуется средний уровень владения английским. Но даже если с общим английским у вас все в порядке, время от времени все-таки придется прибегать за помощью к словарю из-за присутствия политических и других узконаправленных терминов, а также старых слов, которые редко или вообще не используются в современной речи. Если с английским уж совсем туго и нет желания учиться, можно установить любительскую русскую локализацию.
Вердикт
Europa Universalis IV — гораздо более интересная игра, чем может показаться на первый взгляд. Приятный внешний вид, грамотный игровой баланс и действительно оправданное звание стратегии в реальном времени обеспечивает потрясающую песочницу для изучения истории в интерактивной форме. Да, игра требует определенной усидчивости и полного погружения во все понятия и механики, но с каждым часом она раскрывает свой потенциал, даря со временем все больше и больше наслаждения от игрового процесса. Разве не такой должна быть серьезная взрослая игра о стратегии?
Экскурсия по дополнениям
Игры Paradox Interactive славятся своей долгой жизнью и Europa Universalis IV — далеко не исключение. Вот уже на протяжении трех с половиной лет после релиза игра получила девять больших аддонов, значительно расширяющих игровые возможности.
Europa Universalis IV: Conquest of Paradise (Завоевание рая)
Первое дополнение, вышедшее под названием Conquest of Paradise, сосредоточилось на «Новом мире», добавив в игру новые племена Северной Америки, а также возможность случайной генерации земли на месте двух американских континентов. Дополнение вышло почти ровно через полгода после выхода игры — 11 января 2014 года.
Europa Universalis IV: Wealth of Nations (Богатство наций)
Второе большое дополнение содержит новые механики для торговли и торговых республик, заметно улучшая не только эту составляющую, но и весь игровой баланс в целом. Вышел аддон 29 мая того же 2014 года.
Europa Universalis IV: Res Publica (Общее дело)
Третье дополнение, вышедшее 16 июля 2014 года, акцентировалось на улучшении управления государством и торговли. В игру добавилась диктаторская форма республиканского правительства.
Europa Universalis IV: Art of War (Искусство войны)
Четвертый большой аддон, как можно догадаться из названия, улучшил военную часть стратегии, добавив «Тридцатилетнюю войну» и другие события эпохи Наполеона. Кроме того, дополнение улучшило дипломатические механики. Сопровождающий дополнение бесплатный матч изменил карту мира и исправил некоторые недочеты ИИ. Вышло DLC 30 октября 2014 года.
Europa Universalis IV: El Dorado (Страна сказочных богатств)
Пятое дополнение для EU4, которое добавило большое количество племен южной и центральной Америки со всеми сопутствующими им культурными особенностями и историческими событиями. Также аддон привнес в игру конструктор наций, позволяющий создать собственную империю. Вышло 26 февраля уже 2015 года.
Europa Universalis IV: Common Sense (Здравый смысл)
Шестое большое дополнение значительно переработало систему развития провинций и добавило новые религии (Протестантизм, Буддизм). Вместе с этим были улучшены механики дипломатии и ведения войны. Изменения также претерпела глобальная карта. Вышло 9 июня 2015 года.
Europa Universalis IV: The Cossacks (Казаки)
Седьмое масштабное DLC, которое появилось на цифровых прилавках 1 декабря прошлого года, сосредоточилось на истории Козаков и Восточной Европы. На самом деле, это дополнение получилось самым противоречивым, так как немного исказило реальный ход событий в то время. Среди других нововведений The Cossacks — переделанная дипломатия и механика генерации «Нового мира».
Europa Universalis IV: Mare Nostrum (Наше море)
Основные изменения восьмого по счету большого дополнения коснулись морской системы и флота. В игре появилась механика найма моряков, а также добавлена система владений и территорий. Аддон также внес в игру новую долю событий, которые сложно или невозможно предугадать. К примеру, с вашими кораблями в дороге может что-то случится. Речь идет, конечно, о пиратах. Вышло расширение уже в этом году — 5 апреля.
Rights of Man (Права человека)
А вот этому дополнению мы уделим немного больше времени, учитывая, что оно вышло совсем недавно и побудило нас присмотреться поближе к этому удивительному миру под названием Europa Universalis IV.
Rights of Man, оно же девятое дополнение, оказалось самым сложным и времязатратным для освоения. Во-первых, в игру была добавлена система великих держав. Теперь восемь самых мощных стран в мире (мощность определяется уровнем общего развития, в особенности — развития технологий) получили множества специальных полномочий, например, возможность вмешиваться в войны, в которых участвуют другие великие державы. Влиять можно и на страны поменьше, к примеру, помогая им погасить кредиты или наоборот — заставить их разорвать все союзы и окончательно разориться.
Выделить также можно новые возможности в системе прав человека. Была добавлена новая система институтов, которая заменила старую систему технологий. Институты представляют собой основные идеи, которые преобразовали период эпохи Возрождения и типографии в период Колониализма и Просвещения. Такие учреждения создаются в местах, которые отвечают определенным критериям, а затем медленно распространяются оттуда по всей карте.
Отдельного внимания стоит и добавление линейки черт характера правителя, что делает игру более динамичной и реалистичной. Теперь каждая страна не будет просто преследовать свои собственные наилучшие интересы, так как на ее действия будет влиять личность монарха. Некоторые лидеры, например, могут быть безрассудными колонизаторами и вести ненужные войны, другие — сосредоточиться только на религии, забросив торговые связи с другими государствами. В общем, система настройки черт характера добавляет в игру больше драматургических и напряженных моментов в истории.
Вердикт
Подводя итоги касательно «Прав человека», можно отметить опять-же высокий порог вхождения. Но если вы окунетесь вглубь, будете терпеливыми и открытыми для познания много нового, будьте уверены — вы будете хорошо вознаграждены.