The Beginner's Guide меньше всего является игрой из всех проектов, что сейчас находятся в библиотеке магазина Steam, но ощущения от ее прохождения станут одними из самых уникальных. Но только для тех, кто готов их принять и не любит задавать вопросов.
Дэйви Вреден, автор Stanley Parable, увеличил градус непринятия рамок видеоигр в очередной раз. Здесь нельзя делать ничего, кроме как слушать, что-то нажимать и ходить. Даже ходить иногда нельзя. А иногда нельзя смотреть, о чем вас напрямую попросит автор. Как выясняется, этому есть вполне определенные причины. Дэйви в 2008 году познакомился с разработчиком игр по имени Кода. Весьма вероятно, и даже скорее всего, что имя это не настоящее, да и не стал бы Дейви раскрывать его, судя по завершению The Beginner's Guide. Их общение продолжалось до 2011 года, когда произошло нечто, что-то нежелательное, что разорвало дружбу и оставило Дейви опустошенным. В течение всего этого времени Кода делал «игры», которые так можно назвать с еще более переменным успехом, чем произведения самого Дейви. Их было не много — всего 16 вещей насчитал он. Или это только то, что позволил показать ему Кода?..
Через все эти 16 абстрактных зарисовок Дейви заботливо проведет игроков за ручку и чуть ли не потащит за воротник, вкладывая в головы свои догадки о личности Коды, ставшей для него некой жизненной истиной, до которой он никак не мог дотянуться. Ой, что-то не так. Кажется, нам обещали что-то иное. Если вы видели трейлер игры в Steam, то должны были остаться в предвкушении копания в чужой душе. Автору не терпелось перебрать каждую кость позвоночника незнакомого человека и догадаться самому о том, чего не знают даже его самые близкие люди. Но этого в The Beginner's Guide нет — Дейви чересчур заботлив, не оставляя игрокам никакого выбора. Кроме этого, не всегда, конечно, но игры Коды оказываются не таким уж и однозначным явлением, чтобы интерпретировать их лишь в одном ключе. Бьюсь об заклад, что вы столкнетесь с тем же самым при осмыслении некоторых игр, в особенности самых больших, по меркам Коды.
Но приготовьтесь к тому, что его умения не уйдут дальше простенькой листвы на деревьях и освещения со статическими тенями. Но даже так, как можно оценивать графику игры, состоящую из нескольких зарисовок любителя, который воплощает свои задумки на самой простенькой вариации движка Source? Пытливый пользователь также может обнаружить на просторах Steam оригинальный саундтрек, состоящий из дюжины записей. Но стоит ли он того, чтобы звучать где-то отдельно от игры в плейлистах пользователей? Наше мнение — ни разу. Мелодии бесхитростные, порой излишне одиозные, они помогают создать правильную атмосферу, но сами по себе почти бессильны что-то сделать.
Удивительно, что Дейви все же удалось поместить в The Beginner's Guide сюжет. И даже парочку неожиданных поворотов. И страшных и неожиданных моментов — но это уже заслуга игр Коды. На этом и заканчиваются плюсы The Beginner's Guide как притянутого за уши «приключенческого экшена», и сразу же настает время говорить о художественной ценности. Одиночество, стремление к изменениям и постоянство комфорта, жизненные цели, псевдо-само-совершенствование, еще парочка тем и одна самая главная, о которой говорить не стоит, которую должен обнаружить каждый сам для себя. Сам. Для. Себя. Переусердствовать, кстати, никак нельзя — это игра не для любителей глубокой японской философии вроде некоторых отмороженных фанатов Silent Hill, которые с лупой рассматривают каждое волокно в юбке Хезер. The Beginner's Guide в этом плане предельно прозрачна, так что если вы не обнаружили чего-то в ней, то значит этого нет.
Общий эффект от The Beginner's Guide гипнотический — игра поглощает, не отпуская ни на минуту, оставляя после себя неприятное ощущение незавершенности чьей-то судьбы или даже безысходности. Это и было, так сказать, основной причиной показать все эти полуиграбельные налеты игровых ассетов всемирному сообществу Steam. Но The Beginner's Guide оставляет больше вопросов к Дейви, нежели к игре или к самому себе. Существует ли вообще сам по себе Кода в реальности? А если существует, то зачем было продавать его игры за деньги, а не показать их общественности бесплатно? Дейви, ты слышишь?..