Обзор SOMA — ужас на дне Атлантического океана
В игровом жанре horror компания Frictional Games все равно что, Стивен Кинг (Stephen King) в литературе ужасов. Разработчики из Швеции успели напугать геймеров еще в 2007 году, когда выпустили Penumbra: Overture.
Затем была не менее успешная Amnesia: The Dark Descent. Как раз после ее выхода игроделы всерьез задумались о чем-то кардинально новом, чем-то, чего еще не делал никто. Так и зародилась в планах SOMA — научно-фантастический horror с тонной контента для философского размышления.
Саймон Джаррет — псих или жертва?
На разработку игры ушло пять долгих лет. Забегая наперед отметим, что потраченное на создание SOMA время оправдывается с лихвой, как только начинаешь погружаться в чарующую атмосферу ужаса и одиночества. Вся эта атмосфера сваливается на нас не сразу, а постепенно, за что хочется похвалить геймдизайнера. Начало игры вполне стандартное — мы просыпаемся в квартире, узнаем, что наш герой страдает от внутренних кровотечений головы, после чего получаем задание пойти к доктору. Он должен произвести какое-то специальное сканирование, которое может помочь нашему герою — Саймону Джаррету избавиться от головных болей.
Вот именно с этого момента начинается самое интересное — что-то идет не так и Саймон оказывается черт знает где. Дальше рассказывать о сюжете нет смысла, так как всю его прелесть нужно познавать самому, читая записи в терминалах и общаясь с роботами-людьми. Единственное, о чем стоит упомянуть, о том самом месте, где происходят основные действия игры. Изначально сложно даже представить куда именно мы попали — то ли на космическую станцию, то ли куда-то еще. Но уже спустя несколько минут мы видим вокруг одну воду и плавающих в ней рыбок — Саймон попал на подводный комплекс Pathos-II, который находится на самом дне Атлантического океана.
Водные просторы реализованы разработчиками просто восхитительно. Идеальная игра малого света с различными водорослями и ржавыми железяками создает впечатление будто монитор — это окно, а Саймон — вы. Теперь прибавьте сюда непревзойденную музыку и качественные звуковые эффекты — погружение в игру происходит на 100 %. Честно говоря, звук в SOMA действительно занимает львиную долю атмосферы ужаса и полного одиночества.
Бессилие убивает
По мере прохождения мы не только побываем на нескольких станциях всего подводного комплекса, но и походим по дну Атлантического океана. Такое путешествие будет сложно забыть, ведь оно сопровождается красивыми пейзажами и приятной музыкой. Кроме того, мы еще не разу не упомянули о врагах. Есть ли они вообще? Может SOMA это симулятор исследования придуманной подводной станции? Нет, игра настоящий horror со всеми знакомыми нам по серии Amnesia моментами. Механика в ней осталась той же — мы по-прежнему можем брать в руки самые разнообразные предметы, рассматривать их и т.д.
Открытие дверей, лазание по лестницам и прочее прочее прочее происходит не автоматически — все нужно делать ручками. Такая механика отлично соответствует тематике игры, а поэтому здесь она как нельзя к месту. Единственное, что в SOMA выполнено на другом уровне, это подача того самого ужаса. Если в том же Alien: Isolation главной причиной нашего страха является ксеноморф, то здесь противники хоть и страшны, но не так пугают, как вся внутренняя атмосфера неосознанности и бессилия. Подумайте только, вы заперты одни на подводной станции, где-то на дне Атлантического океана, а вокруг свихнувшиеся роботы, и вдобавок вы сами чувствуете, что сходите с ума. Все это давит на психику не меньше, чем атмосфера в лучших частях Silent Hill.
Спор с роботами бессмыслен
Давайте снова вернемся к врагам, ведь они здесь также не просто так. Первая встреча у большинства игроков будет сопровождаться полным незнанием того, кто перед ними. Какое-то существо, излучающее свет и создающее непонятные звуки, ходит с целью найти и убить незваного гостя. Впоследствии мы узнаем, что такими вот непонятными существами являются чокнутые роботы, которые больше не желают помогать людям. Их видов достаточно много, чтобы мы успели удивиться бурной фантазии разработчиков. В большинстве случаев первая встреча с врагом не убивает протагониста, а лишь ранит, но если враг заметит Саймона во-второй раз — считайте, что вы покойник. Искусственный интеллект у противников, конечно, не такой продвинутый как у Чужого из Alien: Isolation, однако позволяет врагам бежать на шум и выслеживать жертву.
Другими персонажами в SOMA являются работники подводного комплекса Pathos-II. Они в свою очередь еще более сумасшедшие, чем роботы-враги. Если те знают, кто они и чего хотят, то эти бывает вообще не дружат с реальностью. Таким образом, игроделы стараются показать, как может измениться человеческая психика после какого-либо критического события, например, смерти. Философских идей в SOMA предостаточно, чтобы заставить нас максимально интеллектуально подходить к каждому заданию.
Какой бы необычной и интересной не была атмосфера игры, без продуманного геймплея и захватывающей сюжетной линии SOMA не смогла бы удержать у дисплея больше часа. Сюжет разворачивается медленно, не давая нам от него устать. Интрига сохраняется на протяжении всего прохождения. Игровой процесс некоторыми частями напоминает Doom 3. Это касается терминалов — именно в них нам предстоит копаться, чтобы открывать замки и получать новую информацию.
Впрочем, разработчики не стеснялись, когда заявляли, что основными вдохновителями при создании игры для них служили Doom 3, Silent Hill и BioShock. Так и случилось, SOMA взяла у каждого из этих продуктов по чуть-чуть. У Doom 3 систему терминалов, у Silent Hill нагнетающую атмосферу, а у BioShock стилистику локаций и поведение врагов. Но нельзя забывать и то, что Frictional Games никогда не создавали китайских подделок, а поэтому их новая игра полностью самобытный и уникальный продукт, который смело можно заносить в список лучших в этом году ужастиков.
-
SOMA до сих пор не окупилась. Frictional готовит еще две игры
-
Психологический триллер Asemblance выйдет в следующем месяце
-
Состоялся выход сборника хорроров Amnesia: Collection. Опубликован релизный трейлер
-
Обзор и оценки Layers of Fear — страшнее еще не было
-
Разработчики SOMA рассказали, что видят будущее хорроров за рамками монстров