Обзор Elden Ring Nightreign. Необычный мультиплеерный эксперимент FromSoftware с тонной нюансов

Elden Ring Nightreign — самый необычный проект FromSoftware, который можно запросто принять за пользовательскую модификацию или бесплатный DLC, которые издатель захотел продать в виде отдельной игры. Разработчики просто взяли готовые ассеты из своей самой популярной игры и завернули их в roguelite-обертку с кооперативным режимом. Несмотря на явную экономию средств, по итогу мы получили весьма занимательную штуку, в которую хочется играть. У нас к Nightreign есть немало претензий и вопросов, но при этом идея с мультиплеерными забегами на полчаса не просто работает, но и затягивает. Мы изучили весь доступный контент и даже дошли до финальных титров (да, это обычная игра, а не игра-сервис), чтобы рассказать вам о самом странном эксперименте FromSoftware, опыт которой в дальнейшем будет задействован в грядущей The Duskbloods.
Без друзей — никуда
На первый взгляд Nightreign выглядит очередной авантюрой, созданной с целью наживы на многочисленных фанатах Elden Ring. Минимум нововведений, максимальный реюз ассетов и довольно высокий ценник за продукт со скудным количеством контента. У нас было стойкое ощущение, что изначально проект создавался в виде DLC к основной игре, который в какой-то момент решили переделать в полноценный продукт.
Но какой бы спорной ни была оболочка Nightreign — это все равно вполне рабочий эксперимент, в который банально хочется играть и в котором хочется проводить время с товарищами. Каждый получасовой забег ощущается мини-приключением с неповторимыми ситуациями, командными решениями и захватывающими битвами с боссами, где каждый игрок должен выложиться по максимуму для победы. Только за эти эмоции хочется рекомендовать Nightreign всем и каждому. Однако если копнуть чуть глубже и разобрать проект по винтикам, то на деле получается не такая уж и радужная картинка.
Игры FromSoftware славятся своей хардкорностью и скиллозависимостью. Раз за разом игрок должен превозмогать, учиться и тренироваться для достижения победы. Но с Nightreign эта система не работает, так как в матче участвует сразу несколько игроков, которые должны не только иметь одинаковый уровень скилла, но и работать сообща на общее дело. Добиться успеха с рандомными игроками практически нереально, разработчики не удосужились реализовать адекватный матчмейкинг и системы взаимодействия между игроками. Мало того, что вам в сессию могут закинуть «зелёного» новичка, так ещё и у вас не будет возможности с ним коммуницировать. В Nightreign нет ни голосового, ни текстового чата, ни системы маркеров, чтобы хоть как-то установить контакт с рандомами и обсудить тактику.
Nightreign слишком сложна для игры в одиночку из-за множества рандомных моментов, а победа со случайными игроками зачастую достигается лишь по чистому везению. Играть в нее нужно только с проверенными друзьями. Так можно добиться хоть какого-то успеха и изучить весь заложенный в проект контент.
Вам нравятся soulslike-игры?
Сложно, весело, но мало контента
Elden Ring Nightreign — кооперативный рогалик (roguelite) с элементами баттл-рояля, действие которого происходит на острове Лимвельд, целиком и полностью состоящем из склеенных между собой локаций оригинальной Elden Ring. Выбрав одного из 8 героев с уникальными навыками, вы в компании двух сопартийцев высаживаетесь в рандомном месте, чтобы на протяжении двух дней фармить снаряжение, качать уровни и собирать полезные предметы. А на третий день состоится сражением с одним из восьми финальных боссов, которых нужно истребить для завершения сюжетной кампании.
В отличие от основной игры, в Elden Ring Nightreign нет чувства личного приключения. Вы не сможете спокойно изучать локации и впитывать атмосферу, так как время нахождения в матче строго ограничено. При этом на интерфейсе нет конкретного таймера, который бы показывал, сколько времени осталось до конца дня. Как только солнце начнет уходить за горизонт, на карте появится синяя стена, которая будет сужаться к конкретному месту, где находится арена с «промежуточным» боссом.
Жесткие временные рамки серьезно усложняют игровой процесс. Стоит только на секунду замешкаться, как вы сразу потеряете львиную долю прогресса. У нас довольно часто случались ситуации, когда нашего героя убивал случайный моб, и мы, потеряв все заработанные души с одним уровнем от общей прокачки, бежали обратно в лагерь, чтобы вернуть утраченное, но погибали там снова и снова. В это время сопартийцы прокачивались в других местах и не горели желанием помогать в сложившейся ситуации. Из-за этого мы не только потеряли львиную долю прогресса, но и к концу первого дня были практически бесполезными в битве с боссом.
Несмотря на то, что в Nightreign можно играть соло, ее геймдизайн разработан под отряд из трёх человек. На карте есть множество мест, где нужно убить не одного конкретного босса, а небольшую группу сильных противников. Ясное дело, играя в одиночку, на это уйдёт уйма времени и не даст должного профита, а в компании место зачищается за несколько минут и подкидывает хорошую прибавку к общему количеству душ.
Если ваш сопартиец пал в ходе битвы, есть шанс вернуть его в строй. Достаточно ударить по нему несколько раз. Однако если он рухнул второй раз, то количество ударов увеличится вдвое. На третий раз его придется бить настолько долго, что поднять союзника в ходе сражения с боссом практически нереально. Благо в начале приключения можно взять лучника или мага, чтобы поднимать компаньонов с безопасного расстояния. Вообще, за дальнобойных персонажей заметно проще играть, и мы советуем новичкам брать именно их на первые вылазки.
С рандомами Nightreign превращается в хаотичный и нелогичный процесс. Только с друзьями и голосовым чатом задумка раскрывается полностью. Обсудив план, вы быстро зачищаете лагеря с предметами, нужными для финального босса. После убийства мини-босса могут выпасть легендарные вещи — даже если они вам не подходят, стоит отдать их союзнику. Договорившись, можно отправиться за ключами или рунами, чтобы открыть арены с особыми врагами. В эти моменты Nightreign создает эффект мини-приключения в духе D&D, где нужно быстро нафармить лут и сразиться с боссом. Как вы это сделаете — зависит от фантазии игроков и, конечно, рандома.
Несмотря на явную приверженность к жанру roguelite, в Nightreign есть достаточно случайных и уникальных ситуаций, которые мотивируют возвращаться в Лимвельд снова и снова. Однако за десять игровых часов вы изучите 80% всего контента. И это, конечно, расстраивает, так как от игры за полную стоимость ждешь намного большего. Рандомных моментов хватает, но чаще всего они сводятся к появлению порталов с опасными боссами и случайных противников в конце каждого дня.
Карта Лимвельда статична, с заранее продуманными точками интереса. Иногда появляются зоны с изменяющимися условиями: лавовая низина, заснеженная гора, каменный город. Это опасные места с крутыми боссами и ценными наградами. Конечно, вы довольно быстро изучите все локации на карте, и игра перестанет удивлять, но к этому времени вы, скорее всего, уже приблизитесь к финалу, после которого делать особо нечего.
В первые часы игра толком не дает разобраться в игровом процессе, и от количества информации может закружиться голова. Открыв карту, увидите десятки мест, которые можно посетить, и ни одного ориентира, который мог бы немного объяснить суть происходящего. К счастью, все рутинные действия из оригинальной Elden Ring максимально упрощены, позволяя экономить время на более полезные манипуляции. Так, например, повышение уровня происходит автоматически. Вам достаточно добраться до ближайшего «Места Благодати» и нажать одну кнопку. Оружие теперь не имеет веса. Можно носить с собой до шести мечей с луками, не переживая о перегрузе и об отсутствии навыков для их использования.
Спустя несколько часов вы поймете, где и какие награды, сколько времени уходит на зачистку карты. С правильным подходом к тайм-менеджменту за один только день можно разжиться хорошей экипировкой и убить несколько дополнительных боссов, с которых падает много душ для прокачки и талисманы. За счет переработанной системы передвижения вы сможете быстро пробегать огромные пространства, а также запрыгивать на сложные уступы. Благодаря таким изменениям игра превращается в Apex Legends, где движение — ключ к успеху.
Уникальные классы и roguelite-прогрессия
В конце каждого забега вы будете получать реликвии, которыми можно улучшать персонажей. Чем лучше прошли вылазку, тем круче награда. Сначала разница от использования реликвий едва заметна, но со временем начнут попадаться крутые бонусы: стихийный урон, лечение союзников, криты при контратаках.
На реликвиях завязана вся roguelite-прогрессия в Nightreign. Других способов усилить персонажа нет. Проблема в том, что они выдаются рандомно, что тормозит развитие. В других рогаликах игрокам предлагают выбрать один конкретный предмет из пула, позволяя контролировать общую прогрессию. В то же время Nightreign генерирует реликвии рандомно и может запросто выдавать только «мусор» на протяжении нескольких часов. Хотя в лобби есть торговец, который продает полезные баффы, да и за некоторые квесты можно получить реально толковые награды.

Говоря о прокачке, нельзя не упомянуть главное различие между обычной Elden Ring и Nightreign — классы персонажей теперь действительно классы, а не жалкое подобие с подкрученными базовыми характеристиками. Всего в игре доступно восемь базовых архетипов с уникальными сюжетными историями и способностями. Например, у стандартного воина «Уайлдера» есть крюк-кошка, позволяющая притягивать к себе мелких врагов или сближаться с боссами. По мере накопления нанесенного урона персонаж может активировать суперспособность — арбалет, стреляющий взрывным патроном с большим уроном.
Помимо классического набора архетипов, в Nightreign есть уникальные классы, которые можно воплотить только в souls-like-проектах. «Палач» — местный самурай с возможностью парировать атаки в стиле Sekiro и превращаться в огромного монстра с огромной шкалой здоровья. «Герцогиня», вооружённая крохотным кинжалом, должна быстро перемещаться по арене и постоянно использовать механические часы, чтобы удваивать нанесенный урон по противнику. Ее суперспособность дает возможность стать невидимой для врагов, позволяя незаметно поднимать павших союзников. Особенно нам понравилась «Затворница» — местный маг, собирающий энергетические потоки из локаций и превращающий их в заклинания. Эдакий «Инвокер» из Dota 2, у которого целый список способностей, активируемых при правильном наборе элементальных эффектов.
Помимо глобальной сюжетной линии, в Nightreign есть набор мини-историй, которые напрямую связаны с персонажами. Сначала они подаются в виде записей в дневнике, но затем развиваются в отдельных заданиях. Конечно, на фоне основной Elden Ring сценарий Nightreign прост и банален до безумия. Однако это далеко не спин-офф или вторичная история, а полноценное продолжение событий Shadow of the Erdtree, а также подвязка к грядущему сиквелу.
Боссы и высокая сложность
Почти весь бестиарий Nightreign состоит из уже существующих противников Elden Ring и Dark Souls. Нужно ли говорить, что они абсолютно не адаптированы под сражение сразу с тремя игроками? Конечно, FromSoftware добавила некоторым монстрам AOE-урон, который усложняет процесс битвы, но даже с ним они не представляют опасности. А вот восемь новых боссов обожают засыпать арену ловушками, которые бьют по площади, спавнить мелких противников и распадаться сразу на несколько мини-боссов, чтобы партия из трех человек не стояла на месте и активно принимала участие в сражении.
Важно отметить, что большая часть добавленных из других игр боссов не подходит под выбранную разработчиками концепцию рогалика с временными ограничениями Например, на убийство одного дракона может потребоваться весь внутриигровой день. И если в вашей партии нет дальнобойных персонажей, то большую часть времени вы будете бегать за ним по арене и ждать, когда он соизволит сесть на землю.
Увеличенная в разы сложность финальных боссов делает сражения напряженными и интересными. Но только для слаженных команд. С рандомными игроками битва превращается в вакханалию. Без системы координирования каждый полагается только на себя. Мы не раз наблюдали ситуации, в которых главный враг постоянно преследовал лучника, пока остальные участники партии занимались своими делами и даже не пытались помочь. Или когда один сопартиец пал рядом с боссом, и другой пытался его поднять, получая урон, вместо того чтобы увести противника подальше, предоставив третьему окно для восстановления павшего бойца. Подобных ситуаций мы видели несчетное количество раз.
И самая главная проблема Elden Ring Nightreign — ограничения, ставящие палки в колеса кооперативной игре с друзьями. Мало того, что вам нужно найти трех знакомых, готовых купить проект за 40 долларов, так еще необходимо определиться, на какой платформе вы будете его проходить. В игре нет кроссплея, позволяющего кооперироваться геймерам с разных консолей. Вдобавок нет возможности отправиться в приключение вдвоем. Нужно обязательно искать третьего рандомного игрока, который, как обычно, «заруинит» весь забег. И по итогу для комфортного геймплея нужны друзья с хорошими навыками в soulslike-играх, доступом к голосовому чату и с купленной игрой на одной платформе. Довольно серьезные требования для кооперативного рогалика на 20 часов.
Графика и техническое состояние
О картинке Elden Ring Nightreign даже сказать толком нечего. Это все та же хорошо знакомая Elden Ring с красивыми локациями, зрелищными боссами и плавными анимациями. Ничего нового, наполнение на 90% состоит из повторного использования ассетов.
А вот к технической стороне есть несколько претензий. Из-за ужасной системы матчмейкинга нельзя пересоздать игру, если один пользователь покинул сессию. Из-за проблем с серверами нас постоянно выкидывало в главное меню после загрузки нового приключения. И благо, что в Nightreign есть возможность реконнекта, так как за выход из матча можно получить временный бан. Загрузки между сессиями очень долгие. Даже не верится, что на PS5 еще выходят игры, в которых нужно несколько минут смотреть на статичный экран.
На консолях игра сильно тормозит и лагает. Просадки кадров настолько серьезные, что в ходе сражения могут стать причиной проигрыша. На PC с производительностью ситуация лучше, но залоченные 60 FPS, как обычно, портят всю картину. От «золотого стандарта FromSoftware» можно избавиться только при помощи модов.
Будете играть в Elden Ring Nightreign?
***
Elden Ring Nightreign — самый неоднозначный проект FromSoftware за все время существования студии. Если у вас есть группа друзей с одинаковыми консолями и хорошими навыками в soulslike, то она непременно станет для вас одной из лучших мультиплеерных игр, которая дарит острые ощущения и запоминающиеся ситуации. Новые боссы и восемь классов персонажей отлично сочетаются с геймплейной формулой оригинальной Elden Ring и предлагают огромный простор для различных тактик. Каждый новый забег будет отличаться от предыдущих, а сюжетная линия будет поддерживать интерес до самого финала.
Однако если нет друзей или у вас разные игровые платформы, то придется изучать мир Nightreign с рандомными пользователями. И в таких условиях проект превращается в настоящую пытку, где нет способов коммуникации и умной настройки матчмейкинга. Вы сразу начнете замечать серьезные проблемы игры, включая вторичное использование ассетов, нелогичное внедрение боссов из прошлых игр студии и плохую балансировку каждого аспекта.
Elden Ring Nightreign куда лучше себя чувствовала, если бы ее реализовали в виде обычного DLC к оригинальной игре. Тогда бы мы не обратили внимания на большую часть недостатков, которые в ней присутствуют. А так, это самая смешная попытка продать «эксперимент» под видом отдельной игры, для которой авторы поленились даже перерисовать меню.
-
Steam-версию Elden Ring Nightreign для российского региона уже начали отдавать с увеличенной скидкой
-
В новом геймплее Elden Ring Nightreign показали битву с боссом Либрой. Его победили только на второй день
-
Без друзей лучше не пробовать: появились первые оценки Elden Ring Nightreign
-
Для Elden Ring Nightreign вышел мод, позволяющий пройти игру вдвоём
-
В сети показали, сколько FPS выдает Elden Ring Nightreign на GTX 1650, RTX 3050, RTX 4060 и RTX 5080
-
ТОП-140: лучшие кооперативные игры в 2025 году