Обзор Alan Wake 2. Смелый, удивительный и оригинальный игровой артхаус
Под конец самого бойкого на релизы года состоялся выход Alan Wake 2 — самой неоднозначной игры 2023. В нее можно легко влюбиться с первых кадров, затем возненавидеть, потом опять полюбить, а в какой-то момент снова перегореть. Кто-то уже называет сиквел лучшей игрой года. А кто-то — переоцененным артхаусом. В чем мы точно уверены, так это в том, что у студии Remedy получилась достойная и цельная видеоигра. Накопленный опыт от неудачных проектов пригодился для создания крепкого симбиоза геймплея с кинематографией.
Alan Wake 2 — важная веха в истории Remedy и квинтэссенция опыта и наработок, накопленных со времен релиза первой Max Payne. Несомненно, важный релиз этого года и достойный сиквел одной из самых недооцененных игр индустрии. Мы прошли сюжетную кампанию Alan Wake и опробовали как можно больше внутриигрового контента, чтобы рассказать, почему новая игра Remedy совсем не то, о чем говорят в рекламной кампании, но при этом все равно заслуживает пристального внимания.
Очень запутанная, но достаточно крепкая история
Действие Alan Wake 2 разворачивается через 13 лет после событий первой части. После победы над Темной сущностью и спасения жены писатель Алан Уэйк попал в плен Темной обители без возможности вернуться в реальный мир. Его жизнь превратилась в кошмар, а события одного дня повторяются по кругу. В определенный момент он встречает уборщика Ахти (персонаж игры Control), который дает ему особый жезл, способный хранить свет и распространять на определенные места. Благодаря этой вещице Алан может менять пространство в Темной обители, что, в свою очередь, поможет ему сбежать из кошмарного плена.
Сюжет поделен на две контрастирующие реальности, которые тесно связаны между собой. Основная часть повествования происходит в современном Брайт-Фоллсе, который заметно похорошел с первой части. Игрок берет под свой контроль агента ФБР Сагу Андерсон, которая приехала, чтобы расследовать ритуальное убийство. Вместе с ней на дело прибыл напарник Алекс Кейси, который фактически является Максом Пейном из одноименной игры — у персонажа внешность Сэма Лейка (Sam Lake) и голос Джеймса Маккэффри (James McCaffrey). Права на оригинального героя закреплены за Rockstar, поэтому Remedy пришлось пойти на такую хитрость.
В ходе расследования парочка узнает, что в городе орудует загадочный культ, который каким-то образом связан с таинственным исчезновением писателя Алана Уэйка. С этого момента история начинает приобретать мистический характер. Жители Брайт-Фоллса ведут себя крайне странно и реагируют на Сагу так, словно знали ее всю жизнь. Вдобавок агенты ФБР находят загадочные страницы с рукописью, где описываются события из ближайшего будущего.
После определенного события в морге (не будем спойлерить) в игровом мире начнут бродить последователи культа, которых нельзя убить огнестрельным оружием, пока свет фонарика не снимет с них теневой щит.
Первые часы Alan Wake 2 самые притягательные и атмосферные, так как большинство сценарных приемов напрямую взяты из «Настоящего Детектива» (True Detective), «Твин Пикс» (Twin Peaks), «Фарго» (Fargo) и фильма «Семь» (Seven). Никакого экшена, только неторопливое расследование, поиск улик и общение с жителями странного городка. В это время история дает игроку более реалистичное объяснение происходящего, а уникальная геймплейная фича, связанная с детективной доской, позволяет самостоятельно выстроить логические цепочки. Нажав на определенную кнопку, Сага мгновенно переносится в собственное подсознание, где неспешно развешивает улики на «ветвящемся древе», опрашивает подозреваемых, изучает телевизионную рекламу и слушает радиопередачи.
Чертоги сознания главной героини — важный геймплейный элемент, в котором ведется основное расследование, отмечаются побочные квесты, коллекционные предметы и найденные тайники. Игроку запрещено игнорировать доску с расследованиями и разбираться с поставленными задачами самостоятельно. Многие сюжетные триггеры отказываются срабатывать ровно до тех пор, пока игрок не соберет все улики, а Сага не сделает итогового вывода. Это приводит к довольно глупым ситуациям. Например, по сюжету мы узнали, где лежит определенный предмет. Добравшись до места, мы не смогли его найти и подумали, что это какой-то баг. Оказывается, сначала нужно было войти в «обитель разума», развесить собранные улики и затем услышать от Саги предположение, где точно искать необходимую для сюжета вещь. И вот только тогда она появилась на локации.
В определенный момент Сага находит на берегу озера писателя Алана Уэйка, которому удалось сбежать из Темной обители. История перестает быть детективом в привычном понимании и превращается в мистический триллер. Алану, Саге и Кейси теперь необходимо остановить распространение тьмы и попутно решить вопрос с культистами.
Сложность в понимании происходящего начинает появляться с альтернативной реальностью, в которой Уэйк пытается покинуть Темную обитель. То есть в одной реальности он уже сбежал из кошмарного плена, а в другой только предпринимает попытки. Сперва может показаться, что это привычные для сериального формата флэшбеки, но когда обе линии начинают наслаиваться друг на друга, начинаешь мысленно перебирать десятки объяснений происходящему.
Игроку дается возможность переключаться между реальностями и проходить сюжетную кампанию в любом порядке. В одной линии Сага разыскивает членов культа и пытается предотвратить вторжение Скретча (злого двойника Алана), а в другой Алан ищет способ покинуть Темную обитель. Переключение между персонажами — не особо важный для сценария элемент, но крайне полезный для смены обстановки. Как только вам начнет надоедать блуждание по лесам Брайт-Фоллса, вы перемещаетесь в Темную обитель. При этом стоит опасаться, что из-за несвоевременной смены перспективы можно пропустить солидный кусок истории. В определенный момент игра заставит допройти все сюжетные отрезки, чтобы свести оба сценария в единое целое.
Несмотря на то, что Брайт-Фоллс находится в штате Вашингтон, игровой мир под завязку заполнен скандинавской мифологией и фольклором, а также нордическими отсылками. И это не удивительно, Remedy — финская компания. На самом деле скандинавский нуар прекрасно подошел под антураж американского захолустья. Их симбиоз отлично работает на атмосферу, чем-то даже похожую на ту, что была в ранних играх серии Silent Hill. Также местами игра отчетливо напоминает сериал «Тьма» (Dark), а ещё киноленты датских режиссеров Николаса Виндинг Рефна (Nicolas Winding Refn) и Томаса Винтерберга (Thomas Vinterberg).
Приключение в Темной обители серьезно отличается от детективного расследования в Брайт-Фоллсе. Кошмар Алана происходит в мрачном осеннем Нью-Йорке. Темный и грязный город, заполненный снующими туда-сюда тенями, готовыми накинуться в любую минуту на главного героя и втоптать в грязь. Сюжетные локации представляют собой отреставрированные и облагороженные уровни Max Payne: дождливый ночной Нью-Йорк с красными неоновыми вывесками, расклеенными афишами и разбросанным мусором, жуткое заброшенное метро, старый кинотеатр с классическим пленочным проектором, где вам покажут полноценный артхаусный фильм с Сэмом Лейком в главной роли, отель из рассказа «1408» Стивена Кинга (Stephen King) и, конечно, огромная съемочная площадка, на которой пройдут лучшие моменты истории Alan Wake 2.
У Алана есть свои «чертоги разума», где он подбирает различные сюжетные варианты для рукописи «Инициация». В ней персонаж Алекс Кейси проводит расследование в отношении «Культа Слова», возглавляемого неуловимым мистером Скретчем. Следуя по стопам своего героя, Алан воочию отсматривает сюжет книги и преобразовывает его. Чем больше логических изменений он сделает, тем больше информации получит о культе и Скретче, что в конечном итоге даст Уэйку шанс на спасение из повторяющегося кошмара.
Используя полученный от уборщика жезл света, Алан может поглощать световую энергию от одного источника и перенаправлять на другой, чтобы физически менять окружающий мир. Реальность Темной обители заполнена пространственными загадками, для решения которых игроку необходимо выстраивать определенные логические цепочки из использования жезла и подбора сюжетных вариантов для книжной рукописи. Это очень крутой повествовательный трюк, который дает возможность побыть в теле писателя и сценариста, формируя целостное повествование. Продвигаясь глубже в изучении Темной обители, логические задачи будут усложняться, побуждая игрока самостоятельно искать логическое решение и путь к выходу.
Вместо улик и доказательств из реальности Саги сам Алан должен искать элементы сценария своей рукописи, реализованные в виде плавающих шаров. С их помощью писатель будет получать дополнительные варианты в искажении реальности, которые в дальнейшем можно активировать на локации, преобразив ее до неузнаваемости. Например, в метро есть разрушенный поезд, который загораживает проход. Игрок должен применить полученные элементы сценария на этой сцене, чтобы не только разблокировать выход, но и открыть дополнительные подробности основной сюжетной линии.
Главная прелесть сценария Alan Wake 2 — переплетение событий с максимальным запутыванием игрока. Например, мы уже упомянули, что Алекс Кейси, которого играет Сэм Лейк, появляется в Темной обители, как выдуманный герой романов Алана Уэйка, а в реальности Саги — в виде агента ФБР. А как насчет того, что сам Сэм Лейк становится гостем вечернего ток-шоу и делится информацией о съемках фильма про Алекса Кейси по сценарию Алана Уэйка. А потом игроку накидывают десяток намеков на историю Макса Пейна, которого тоже сыграл Сэм Лейк. Запутаться, что происходит, а также кем на самом деле является Алекс Кейси, очень легко, благо все ответы можно получить ближе к концу игры. И поверьте, это лишь крохотный пример из всего того, что предстоит распутать по сюжету.
Вы играли в первую часть Alan Wake?
Крепкий триллер, а не Survival horror
Когда разработчики анонсировали игру, то заявляли, что игровой процесс будет представлять собой сурвайвал-хоррор (Survival horror) на манер Resident Evil и Silent Hill. По множеству геймдизайнерских решений это определенно так. И всё же Alan Wake 2 больше похожа на Deadly Premonition, Twin Mirror, The Medium и местами The Evil Within 2.
Боевая система до боли напоминает последние части Resident Evil и The Last of Us: Part 2, хотя основа сражений осталась такой же, как и в первой части Alan Wake. Вы светите на врагов фонариком, чтобы их телесная сущность стала реальной, после чего стреляете из огнестрела. Но само исполнение битв значительно улучшили и осовременили. Противников стало в разы меньше, а их смертоносность заметно возросла. Некоторые выдерживают десяток попаданий и при сближении сносят большое количество здоровья. Другие бросаются топорами, от которых необходимо уворачиваться. А третьи нападают толпой и в считанное мгновение отправляют героя на контрольную точку. Во второй части у врагов появились светящиеся уязвимые места, попадание в которые наносит большой урон.
Главная проблема Alan Wake 2 — в общем балансе. В Resident Evil и Silent Hill всегда ощущался дефицит боеприпасов и аптечек, благодаря которому игрок боялся непредвиденной стычки с противниками. В Alan Wake 2 слишком мало битв, но припасов наваливают столько, что уже к середине прохождения банально заканчивается свободное место в ящике. Вдобавок игровые локации заполнены всевозможными тайниками и сундуками, где лежат дополнительные патроны, аптечки и батарейки для фонарика. Их интересно отыскивать ради загадок и арифметических задач, но награда в виде дополнительных припасов в какой-то момент отбивает желание искать оставшиеся сундуки.
У Саги и Алана есть свои уникальные наборы оружия, которые хоть и не блещут разнообразием, но прекрасно закрывают потребности в огневой мощи. У агента ФБР есть полуавтоматический пистолет, обрез, арбалет, винтовка и помповый дробовик. У Алана ассортимент заметно скромнее: револьвер, двустволка и сигнальная ракетница. Также у обоих персонажей есть прокачка, игрок может улучшить огневую мощь, скорость перезарядки или уникальную особенность для определенной пушки. Например, Сага может модифицировать арбалет и вместо одной стрелы выпускать сразу две. А так как перезарядка у данного агрегата очень долгая, обретенная способность заметно повысит эффективность в сражении с противниками. При этом сама прокачка не особо нужна в игровом процессе, сражаться вы будете очень мало, а особого роста сложности ближе к концу кампании, увы, не происходит. Но все может измениться с появлением режима «Новая игра +», поэтому ждем обновлений.
Сражаться с противниками интересно, но из-за малого количества битв приходится специально лезть на рожон. Погибнуть можно лишь по неосторожности или внутриигровой ошибки, но не из-за дефицита припасов. Только этот факт уже доказывает, что Alan Wake 2 не является сурвайвал-хоррором. Боссы также не представляют особой опасности — арены всегда под завязку заполнены дополнительными патронами и батарейками для фонарика. Даже на самой высокой сложности дефицита амуниции не возникнет.
Alan Wake 2 всеми силами пытается показать из себя крепкий хоррор, но на деле выходит с переменным успехом. Внезапные скримеры на пустом месте сначала действительно заставляют вздрогнуть. Но чем дальше вы будете продвигаться по сюжету, тем больше одних и тех же скримеров будет выпрыгивать. В конечном итоге они начнут лишь раздражать.
Гнетущая атмосфера обеих реальностей на первых порах действительно заставляет судорожно оглядываться по сторонам. Но чем больше времени в них проведете, тем быстрее привыкнете и расслабитесь. Alan Wake 2 не может похвастаться обширным разнообразием локаций. На десятом часу прохождения вы начнете бегать по округе, собирая улики и куски сценариев, и не отвлекаться на жуткие тени с культистами. Благо у Алана и Саги бесконечная выносливость, которая не ограничивает игроков в продолжительности бега и уворотах от входящих атак противников.
Единственным достойным хоррор-элементом Alan Wake 2 можно назвать реализацию параноидальной атмосферы Темной обители. Кошмар Алана усеян шепчущими тенями, которые любят нападать в самый неожиданный момент. При этом если светить фонариком в каждую проходящую мимо сущность, то в большинстве случаев они просто растворятся в клубе дыма. Запас энергии в фонарике не бесконечный, поэтому просвечивать все тени банально не выйдет. Как только вы расслабитесь и начнете просто пробегать мимо сущностей, то одна (а зачастую три) обязательно нападет со спины и будет преследовать до тех пор, пока вы с ней не разберетесь.
Большую часть игрового процесса занимает исследование локаций, общение с персонажами, раскладывание улик на доске и поиск тайников. Внутриигровые задачи не блещут оригинальностью. Саге необходимо постоянно искать предохранители и особые предметы, за счет которых она сможет открыть недоступные ранее области. Алан занимается примерно тем же, только вместо осязаемых предметов он разыскивает новые сюжеты для своей истории.
Remedy славится дотошной проработкой внутриигровых миров, и Alan Wake 2 не стала исключением. Брайт-Фоллс заполнен микросценами с прохожими, забавной рекламой на телеэкранах, радиопередачами о вяленой говядине под соусом терияки, уймой записок и отсылками к предыдущим играм студии. Реальность Темной обители пестрит уникальными ситуациями, киновставками и даже покажет игроку настоящий мюзикл с живыми актерами.
Если разбить Alan Wake 2 на составные элементы геймдизайна, то у каждого найдутся свои недостатки. Сражений слишком мало. Хоррор никудышный. Сюжетных ляпов, промахов и заезженной мотивации главных героев хоть отбавляй. Локации не блещут разнообразием, а интрига основной истории быстро выдыхается и скатывается в очередную банальщину. Но если собрать все элементы в одно цельное произведение, то недостатки перекрываются достоинствами, а на любые минусы буквально перестаешь обращать внимание. Разработчики очень толково собрали пазл из геймплейных и повествовательных кусочков, благодаря которым Alan Wake 2 разносит в пух и прах современные кинематографичные игры.
Бенчмарк на ближайшие годы
Alan Wake 2 разработана на движке Northlight, который использовался в Quantum Break и Control. Remedy удалось его довести до рабочего состояния, и теперь он способен показывать достойную графику на средних и высоких настройках без мощностей суперкомпьютера. Заявленные Remedy системные требования оказались сильно завышенными. На деле Alan Wake 2 отлично работает на видеокартах GTX 1000-ой серии.
На максимальных настройках с включенными RTX, трассировкой и отражениями Alan Wake 2 показывает очень реалистичную картинку. Вот только без DLSS и FSR игра с трудом выдает 30 кадров даже на RTX 4090. Оценить всю визуальную красоту нового проекта Remedy в нативном разрешении и с хорошей частотой кадров мы сможем еще нескоро. Сразу видно, графику создавали под железо следующего поколения.
На PS5 игра выглядит приемлемо. И это при том, что все графические параметры буквально выкручены на минимум. Мощностей железа едва хватает на нормальное разрешение и базовые настройки графики, но этого достаточно для демонстрации приятной графики без лесенок и замыливания. Напомним, что Quantum Break была эксклюзивом Xbox One — на релизе оказалась жутко мыльной и с трудом выдавала 30-кадровую частоту. Только спустя семь лет начала адекватно работать и показывать крутую графику на Series X.
А еще в игре очень приятны персонажи, анимации заслуживают отдельной похвалы. У каждого прохожего или второстепенного героя есть уникальная мимика, реализованная при помощи захвата движений. Схожим достоинством в этом году может похвастаться лишь Baldur's Gate 3. Из-за высокой детализации и киношных ракурсов герои в катсценах выглядят максимально реалистично. Несмотря на то, что в игре достаточно видеовставок с живыми актерами, особого контраста с 3D-моделями не возникает.
Не отстает и музыкальное сопровождение. За него отвечало музыкальное объединение Fried Music, которое записало для Alan Wake 2 десяток уникальных песен. Помимо этого, в самой игре есть виртуальная рок-группа Old Gods of Asgard (Poets of the Fall), которая даст настоящий концерт в решающей битве с силами тьмы. Ждем релиз саундтрека на стриминговых сервисах.
Во время прохождения автор этих строк не встретил багов, вылетов и других неприятностей. При этом у некоторых коллег из редакции всё же случались сбои в определенных миссиях. Но их было так мало, что они не испортили итогового впечатления. Так или иначе, Remedy уже выпустила обращение, в котором рассказала, что в ближайшее время все исправит.
А вы уже поиграли в Alan Wake 2?
***
Alan Wake 2 — великолепный сиквел первой части и приятный сюрприз этого года. Спустя 13 лет Remedy удалось воплотить свою самую сокровенную мечту: сделать продолжение истории писателя Алана Уэйка настолько увлекательным, насколько это вообще возможно.
Несмотря на проблемы в хоррорной части, клишированные повороты истории и непродуманный баланс между сражениями и исследованиями локаций, Alan Wake 2 все равно дает больше положительных эмоций, чем большинство сюжетно-ориентированных проектов последних лет. Запутанная история, увлекательная боевая система, прописанные персонажи и десятки оригинальных идей возводят Alan Wake 2 на пьедестал лучших игр этого года. А 20-минутный мюзикл, полноценный фильм внутри игры, математические головоломки, великолепная музыка в конце каждой главы и рок-концерт в битве с ключевым боссом оставляют неизгладимый след в душе и доказывают, что в игровой индустрии еще осталось место для оригинальных авторских проектов. Да, у Remedy и Сэма Лейка получился видеоигровой артхаус. И да, он очень крутой.
-
Для Alan Wake 2 вышел крупный патч, включающий более 200 изменений
-
Все актёры игры Alan Wake 2 — кто сыграл Сагу Андерсон, Тима Брейкера, Алекса Кейси и Алана Уэйка
-
Вот зачем нужен SSD. Геймер случайно активировал «картофельную» графику в Alan Wake 2, установив игру на жесткий диск
-
В сети показали, как Alan Wake 2 выглядит с фиксированной камерой в стиле первых частей Resident Evil
-
Фотограф EA сделал залипательные скриншоты Alan Wake 2. Некоторые из них можно спутать с реальными фотографиями