Игра с реальностью: как режиссер Кристофер Нолан заставляет зрителя думать?

Сейчас уже смело можно говорить, что кинематограф для Кристофера Нолана (Christopher Nolan) — настоящее творчество. Каждую ленту режиссера хочется пересматривать снова и снова, чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета, раскручивая постановку, словно клубок ниток. В этой статье мы разберемся, как Нолану раз за разом удается вызвать столь широкое обсуждение среди зрителей — пересуды в соцсетях и на тематических форумах вокруг недавнего «Оппенгеймера» (тут наш обзор) не утихают до сих пор.

Предупреждаем, в тексте есть спойлеры.

Персонажи, похожие на обывателя

Практически у всех персонажей в фильмах Нолана понятные образы, позволяющие зрителю если не ассоциировать себя с героем картины, то поверить в существование такого человека. Однако Нолан-сценарист идет дальше обычной проработки личности, вплетения её сильных и слабых сторон в диалоги и эпизоды сюжета — он наделяет героев обыденными в жизни, но сложными для ленты проблемами:

  • В фильме «Помни» (Memento) главный герой Леонард Шелби (Гай Пирс (Guy Pearce)) живет с нарушением кратковременной памяти;
  • Протагонист другой ленты, «Бессонницы» (Insomnia), Уилл Дормер (Аль Пачино (Al Pachino) страдает бессонницей;
  • Доминик Кобб (Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio)), протагонист «Начала» (Inception), никак не может смириться со смертью обожаемой супруги и все время находится в депрессии;
  • Герой «Интерстеллара» (Interstellar) — Купер (Мэттью Макконахи (Matthew Mcconaughey)) — физически здоров и психологически крепок, однако «больны» его отношения с младшей дочерью, да и старший сын с трудом находит общий язык с отцом.

Так образы героев становятся ближе к реальности, а зритель легко запоминает основную фишку героя.

Гай Пирс и Кристофер Нолан на съемках «Помни»

Личная проблема как запал сюжета

Когда Нолан работает над сценарием, он может затрагивать личную историю, как в «Оппенгеймере» (Oppenheimer); противостояние добра и зла, как в «Тёмном Рыцаре» (The Dark Knight); многогранные темы, как в «Престиже» (The Prestige). Одно неизменно — события приобретают неожиданный оборот, и фишка главного героя становится краеугольным камнем ленты или важной её частью:

  • Шелби не может формировать новые воспоминания, но пытается составить картину прошлого из обрывочных воспоминаний, разбросанных точно мозаика;
  • Бессонница Дормера и стрессовые ситуации создают галлюцинации, смешивая реальность и выдумку, герой сомневается в своей способности различать правду и вымысел;
  • Кобб не уверен, умерла ли его жена на самом деле или это он застрял на очередном уровне сна;
  • Купер отправляется в далекое космическое путешествие, однако физическое расстояние не может разорвать незримую связь с дочерью, с которой он связывается любыми методами.

Какой фильм Нолана вы обсуждали дольше всего после просмотра?

Результаты

Жонглирование реальностью и временем

Нолан обычно строит повествование так, что ход времени не всегда является хронологически верным, а план реальности — непрерывным.

  • «Помни» снят эпизодами, которые проигрываются правильно, но расставлены в обратном порядке;
  • В «Доводе» (Tenant) пересекаются две линии времени: одна идет в будущее, другая — в прошлое;
  • В «Бессоннице» галлюцинации настолько сильные, что герой путает происходящее, смешивает грани реальности и фантазии;
  • «Начало» ещё сложнее — персонажи раз за разом переходят на более глубокие уровни сна, где время течет все медленнее, а реальность принимает причудливые формы, задаваемые архитектором уровня.

Там, где нет экстравагантного манипулирования пространственно-временным континуумом, как в «Начале» или «Доводе», Нолан все равно вводит собственную временную логику, использует флэшбеки и параллельное повествование:

  • «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises) активно использует временные петли и флэшбеки, чтобы подчеркнуть связь между прошлым и настоящим. Это позволяет строить сложные параллели между событиями и персонажами;
    Значительная часть шарма «Престижа» возникла благодаря, с одной стороны, телепортации (перемещение в пространстве), с другой стороны — объединения жизни двух людей в одну (перемещение во времени);
  • В «Интерстелларе» режиссер показывает гипотетически возможное путешествие через червоточину в пространстве-времени, позволяющей совершить межзвездный прыжок за час. Позже герои оказываются во власти черной дыры и вынужденно испытывают эффект замедления времени вблизи массивных объектов;
  • В «Дюнкерке» (Dunkirk) сюжет выстроен по трем пересекающимся линиям. Действие происходит в разных средах реальности — на земле, на море и в воздухе. Меняется и хронометраж — наземные события продвигаются в течение одной недели, морские — за один день, а воздушным хватает и часа;
  • В «Оппенгеймере» также три линии времени, условно занимающие 30-е, 40-е и 50-е годы прошлого века, но более ранняя является флэшбеком к более поздней. При этом к финалу картины связь между прошлым и настоящим вырастает настолько, будто события идут одно за другим.

За это Нолана часто критикуют — он делает ленту менее понятной и простой для массовой аудитории.

Новые грани общения

На наш взгляд, у Нолана-постановщика нет цели запудрить мозги зрителю, более того, в своих фильмах он минимально погружается в детали. Будь-то история, комиксы, фантастика, астрофизика или процесс создания атомной бомбы — Нолан знает, на какую аудиторию работает и не грузит зрителей избыточным объемом фактов, дат и пояснений. Напротив, он подбирает информацию так, чтобы зритель воспринимал лишь общую картину мира.

Управление реальностью и временем — новый и нераскрытый массово художественный прием, способ общения между героями и зрителями

Там, где большинство режиссеров использует пару-тройку объясняющих всё диалогов, сцен, поворотов сюжета и другие типовые решения, Нолан меняет саму ткань повествования — и это мощнейшая мотивация для зрителя вникнуть в детали. Докажем на примере «Начала».

Кристофер Нолан, Кристиан Бэйл и Майкл Кейн (Альфред) на съемках «Бэтмен: Начало»

Каким другим, настолько же натурным образом, Нолан мог бы открыть зрителю переживание депрессии от смерти любимого человека? Фильм начинается с показа того, что можно внедриться в сновидения других людей с целью изменить их поведение или подкинуть какую-то идею. В этом контексте проникновение в сновидения становится метафорой стремления Кобба вернуться к прошлому и обрести избавление от боли и потери.

Каждый уровень сна — просто красочная визуализация движения героя ДиКаприо к лимбу. Зритель ощущает снижение темпа времени на каждом следующем уровне сновидения.

Лимб — это внутренний безопасный мир Кобба и его жены Мал (Марион Котийяр (Marion Cotillard)). Подсознательно он хочет вернуться к счастливому времени и чувствам, которые испытывал с ней. Однако всюду, куда в своих воспоминаниях отправляется Кобб, он видит «проекцию» жены, гуляющей по подсознанию, что и показывает неготовность смириться с утратой.

Экшен в фильме — конфликты с проекциями и самой Мал — способ, через который Кобб начинает осознавать и принимать свою ситуацию, а в финале приходит к пониманию, что он должен отпустить прошлое и двигаться вперед.

Какой из художественных приемов Нолана вам нравится больше всего?

Результаты

Хлебные крошки

Можно возразить, что сюжет, подобный «Началу», можно показать классическим линейным образом. Однако в таком случае зрителю не нужно совершать умственную работу, достаточно ухватить окончательный вывод, сделанный за него. Чтобы зритель начал активно мыслить и вникать, нужны различные художественные приемы, и время и пространство для Нолана — лишь один из множества, а не самоцель:

  • В «Помни» зритель собирает информацию и сортирует кусочки, чтобы проанализировать события и построить сюжет в своей голове. Также это отличный способ показать проблему людей с антероградной амнезией;
  • Своей игрой с реальностью в «Бессоннице» Нолан создает атмосферу неопределенности и заставляет зрителя задуматься о том, что на самом деле происходит, как отличать зерна от плевел?
  • На переднем плане в «Престиже» соревнование героев друг с другом в создании самых удивительных иллюзий. Здесь Нолан не только удивляет трюками, но и заставляет постоянно пересматривать и переосмысливать происходящее на экране каскадом сюжетных поворотов. Более внимательный зритель поймет, что режиссер исследует тему одержимости, пытается нащупать грань между спортивным и преступным соперничеством;
  • Играя со временем в трилогии про Бэтмена, Нолан постепенно, а не линейно, открывает прошлое героев и раскрывает подробности преступлений. Его подход добавляет сюжету глубины, вносит интригу в происходящее и стимулирует интерес зрителя вникать в детали, мимику и даже позы героев;
  • Необычное распределение времени в «Дюнкерке» предлагает зрителю самому разгадать хронологию происходящего и выстроить правильные связи между сценами, прежде чем персонажи трех временных линий на мгновение окажутся в одном и том же месте. А сделать это не так-то просто за счет взгляда на одни и те же события с разных точек зрения.
Нолан обожает натурные съемки еще и потому, что это не дает ему сорваться в оголтелое фэнтези вроде «Форсажа» или «Мстителей»

***

Кристофер Нолан создает глубокие, умные и многогранные фильмы, которые радуют глаз не только экшеном, но и заставляют зрителя активно участвовать в интерпретации произведения. Что и вызывает восторг аудитории и подтверждает мастерство Нолана как кинорежиссера. Или нет? Ждем ваше мнение в комментариях!

+2
Комментарии 14