Статьи Как Flash-игры повлияли на игровую индустрию, создали мобильный рынок, умерли и переродились. Лирическое эссе

Как Flash-игры повлияли на игровую индустрию, создали мобильный рынок, умерли и переродились. Лирическое эссе

NikRedArrow
Читать в полной версии

На Flash-играх выросло целое поколение геймеров. Эта технология определила облик мобильного рынка игр, стала домом для первых инди-разработчиков и сформировала несколько жанров. Вспоминаем, на что повлиял Flash-плеер, как зарождалась и умирала технология, и что пришло ей на смену — всё в этом материале.

Пик популярности

Первый Flash-плеер вышел ещё в 1996 году. Его использовали для создания анимаций на сайтах и примитивной веб-графики. С ростом популярности технологии веб-сайты преображались, сам Flash также развивался, и в 2000 году создатели внедрили в него полноценный язык программирования — ActionScript.

Тогда же энтузиасты принялись создавать свои игры, на просторах интернета появился сайт NewGrounds, а каждый мог выложить туда своё творение или поделиться мнением о существующей игре.

Лого этого сайта было знакомо каждому, кто любил залипать во «флешках»

Сейчас многие игровые движки — это код, а потом графика. С Flash всё было иначе. Авторы игр буквально рисовали игру — создавали задники, прорисовывали персонажей и окружение. Затем в дело вступала анимация, а уже потом движения на экране дополнялись строчками кода.

Первые игры были достаточно примитивными — несколько клавиш управления, статичные сцены. Иногда самыми «вирусными» Flash-проектами становились те, где знаменитые политики и медийные личности коряво танцевали под популярную музыку в разных позах.

Первые версии Flash были инструментом для свободы самовыражения. Далеко не все старались делать полноценные игры, которые увлекали бы на часы.

На разных сайтах можно было встретить различные интерактивные комиксы, анимации, простенькие игры, в которых нужно было кого-нибудь побить подручными предметами, приложения в стиле «Не нажимай эту кнопку!» и интерактивные шутки.

Да, во Flash-проектах того времени иногда не было и капли геймплея

Вторую половину нулевых можно назвать «Золотой эпохой» Flash-игр. Сайты с ними обрели бешеную популярность, доход этих сайтов и, что более важно, доход разработчиков рос, да и инструментарий развивался — появлялись наборы инструментов и библиотеки, которые ускоряли и облегчали процесс разработки.

Сидели на сайтах с Flash-играми?

Пройти опрос

Именно в «золотую эпоху» родились Flash-прототипы многих знаменитых инди-проектов: Super Meat Boy, The Binding of Isaac, Castle Crashers, My Friend Pedro, Fancy Pants Adventures, Swords and Souls: Neverseen, Swords and Sandals, Cookie Clicker, Samorost.

Многие любители Flash-игр осваивали жанр интерактивных квестов именно в компании с главным героем Samorost

Все они спустя годы обзавелись релизами на других платформах и устройствах, продолжениями и сильно видоизменились. Но самые первые версии этих проектов были представлены публике именно как Flash-игры.

При этом многие проекты не только получили продолжения, но и создали или популяризировали целый жанр. Например, популярность Cookie Clicker заставила других разработчиков обратить внимание на достаточно непопулярный в то время жанр idle-игр — кликеров.

Одна из первых версий Cookie Clicker

Rebuild практически сформировала облик мобильных экономических стратегий, «Счастливый фермер» подарила нам возможность копаться в огороде и часами ждать, пока морковь созреет. Canabalt стала первой из тысяч раннеров и даже попала в коллекцию Нью-Йоркского музея вместе с Pac-Man и Tetris. А Bejeweled, по сути, подарила миру игры жанра три-в-ряд.

Но в начале десятых, с ростом популярности смартфонов, Flash «поплохело». Технология стала слишком тяжелой для портативных устройств того времени, не хотела адаптироваться под новые условия рынка. Apple отказалась от запуска Flash-проектов, обосновав это проблемами с безопасностью и повышенным расходом батареи.

Adobe, которая владела технологией к тому моменту, пыталась «реанимировать» её, добавив поддержку 3D, интеграцию с Unity и выпустив несколько обновлений. Но безуспешно.

Конечно, «смерть» Flash не произошла в одночасье. Крутые игры всё еще появлялись, доходы с рекламы шли, но с ростом популярности Google Play, Steam и появлением на рынке игр новых игроков количество посетителей на сайтах с Flash-проектами падало. В 2013 году из-за низких дохода мир Flash-игр «схлопнулся» — платить разработчикам больше было нечем. Постепенно крупные сайты, которые жили благодаря Flash, начали закрываться, а разработчики переходили на другие игровые движки и платформы.

В 2017 году Adobe объявила о прекращении поддержки технологии через три года, в 2020 году:

Открытые стандарты, такие как HTML5, WebGL и WebAssembly, непрерывно развивались в течение многих лет и являются надёжной альтернативой Flash-контенту. Кроме того, крупные разработчики браузеров интегрируют эти открытые стандарты в свои продукты и отказываются от большинства сторонних плагинов (таких как Flash Player).
— Из письма Adobe

31 декабря 2020 года Flash навсегда «покинул» интернет. Но его наследие осталось.

Инди-сектор

И главным наследием Flash-плеера стали разработчики. Они, конечно же, не «схлопнулись» вместе с технологией. Кто-то ушел в другую отрасль, но многие перешли на иные движки и продолжили создание игр, причем продолжили создавать свои проекты независимо.

Пожалуй, костяк из бывших «флешистов» сформировал облик инди-рынка. Выше мы уже упомянули многие игры, которые считаются жемчужинами инди-сектора — Super Meat Boy, The Binding of Isaac, Castle Crashers. Все они были сделаны людьми, которые до этого создавали Flash-игры.

Flash дал энтузиастам понимание процессов разработки, дал необходимые навыки, но самое главное — он дал понимание того, что выпустить коммерчески успешный проект можно и без поддержки крупного издателя.

Кто-то переносил свои наработки на новый движок и выпускал в Steam, кто-то публиковался и искал команду на itch.io и подобных ему сайтах. В общем, несмотря на наличие гигантских игровых компаний, выпускающих ААА-проекты, у людей была уверенность в том, что и в одиночку можно создавать достойные проекты, которые станут известны всему миру.

По статистике, на сайт залито больше 700 тысяч игр и в многие можно поиграть прямо в браузере

Мобильный рынок игр

Ещё одна отрасль, в которой можно увидеть наследие Flash, — мобильный рынок игр. Раннеры, фермы, экономические стратегии, небольшие «залипительные» игры и проработанные RPG — всё это мы уже видели в браузере.

Да, разработчикам пришлось адаптировать управление и переработать интеграцию рекламы, но геймплейные механики, визуал, уже известные серии — всё это перекочевало с экранов компьютеров прямо в руки мобильным геймерам.

Знакомая многим Vector успела появиться и во «ВКонтакте», и в Steam, в Google Play

Приемы, которые успешно покоряли сердца интернет-пользователей в начале нулевых, сейчас активно применяются в гипер-казуальных проектах. «Формулы ожидания», по которым рассчитываются время строительства зданий, роста культур и других продолжительных действий также не сильно изменились и перекочевали из «браузерок».

Яркий визуал, множество активностей и таймеры — геймплейный «уклад» ферм не меняется годами

Рекламные стратегии, фундаментальные механики, способы удержания игрока, проверки успешности выбранного концепта — во всём этом просматривается «обновленная» база Flash-разработки.

Многие приемы были открыты ещё 20 лет назад и теперь, с ростом популярности мобильного гейминга, просто адаптируются к новым технологиям и возможностям.

Второе рождение на HTML5, Unity и WebGL

Flash остался в прошлом, где трава зеленее, а игры — интереснее. К проектам на его основе всё ещё можно получить доступ с помощью специальных программ вроде FlashPoint.

В лаунчере Flashpoint доступны более 30 тысяч игр

Но на смену ему пришли HTML5, Unity и WebGL — новые технологии, которые позволяют за пару вечеров сделать прототип игры практически в любом жанре. По сложности они не сильно отличаются от Flash, а по возможностям и вовсе многократно его превосходят.

Dead Trigger 2, которую можно запустить с помощью WebGL, не сильно уступает в графике шутерам конца нулевых

Появление курсов и интенсивов, в том числе бесплатных, позволило любому, кто знает, с какой стороны держать мышку, научиться создавать игры. Да и с доходом при должном усердии всё тоже в порядке — крупные игроки рынка вроде «Яндекса» или «ВКонтакте» активно развивают свои площадки, где можно опубликовать свой проект и получить с него доход.

Flash ушёл. Вместе с ним ушла целая эпоха. Эта технология изменила облик современной игровой индустрии и подарила миру множество талантивых разработчиков и интересных проектов.

***

Что вы думаете о Flash? Какие игры запомнились вам сильнее всего? И играете ли вы в браузерные проекты сейчас?

Скучаете по Flash?

Пройти опрос
Комментарии 21
Оставить комментарий
Pinkie Забанен
1 год

мит бой шикарен. очень жаль что продолжение такое странное и говеное получилось

Ответить
1 год

А ещё множество эротических игр начинало свой путь с флешек)

Ответить
1 год

Это информация из своего опыта? 😆

Ответить
1 год

Конечно) Мы всё тестируем своими ручками. Как вас ещё радовать интересными и уникальными статьями?)

Ответить
1 год

Есть такое :)
Многие проекты подобного рода в целом по геймплею не сильно отличаются от "Танцующего Буша": несколько кнопок со сменой анимаций -- вот и вся игра.

Ответить
1 год

Эх, flashки. Сколько времени я на них потратил, когда просто хотелось "убить время", а вообще спасибо за статью, прям ностальгия накатила.

Ответить
1 год

Пожалуйста :)
Тоже залипал часами в детстве.

Ответить
𝔇𝔬𝔫𝔢𝔯 Забанен
1 год

Хм, как интересно написали. Однозначно статье лайк

Ответить
1 год

Спасибо! Рад, что понравилось :)

Ответить
1 год

аж заскрежетало и захотелось перепройти🥺

Ответить
1 год

А мне почему-то больше всего запомнилась из флешек Army of Ages. Но в статью её приткнуть было некуда :)

Ответить
1 год

Yetisports ещё были, мульты типа Масяни и Happy Tree Friends. Да уйма всего встречалась, сразу всё и не вспомнить.
Серия Madness была эпичной.
Army of Ages — не играл, даже не встречал.

Ответить
1 год

Господи помилуй, что я вижу? Бриллиант игровой индустрии!) Помню, тоже очень любил ее)

Ответить

О времена, о нравы 🫡

Ответить
1 год

Да, хорошая штука была.... Помню, как моими любимыми были две первые части Strike Force Heroes — вот это было дело...

Ответить
1 год

Да интересные были игры. Ещё были прикольные Stirke Force Kitty и Sushi Cat. Правда и Strike Force Heroes и Strike Force Kitty получили полноценные стим версии. Суши кет же по моему только на мобилки вышел. Ещё много было прикольных флешек может и они большие версии получат но не факт.

Ответить
1 год

Sushi Cat портировали на HTML5 или UNity, не скажу точно. Но в неё можно поиграть в браузере, если загуглить название

Ответить
1 год

Да гуглиться быстро, даже вторая часть есть. Траблы только с запуском🤫

Ответить
1 год

Я знаю что их найти легко. Это просто флешки которые сразу вспомнились. Не проверял когда писал доступны ли сейчас на андроиде. Проверил да доступны. За IOS и Windows Phone не скажу не обладаю мобилками на такой операционке. И вообще в будущих версиях 11 обещают же возможность на неё грузить мобилки. Есть ли уже не уверен сам на 10 сижу. В будущем уже траблов не будет. Тем более на опере можно загрузить flash emulator и не все конечно но некоторые заработают. Уверен и на других браузерах есть подобные плагины/расширения.

Ответить
1 год

Эхх в своё время в детстве очень много часов я проигрывал в эти флешки

Ответить