Как Flash-игры повлияли на игровую индустрию, создали мобильный рынок, умерли и переродились. Лирическое эссе
На Flash-играх выросло целое поколение геймеров. Эта технология определила облик мобильного рынка игр, стала домом для первых инди-разработчиков и сформировала несколько жанров. Вспоминаем, на что повлиял Flash-плеер, как зарождалась и умирала технология, и что пришло ей на смену — всё в этом материале.
Пик популярности
Первый Flash-плеер вышел ещё в 1996 году. Его использовали для создания анимаций на сайтах и примитивной веб-графики. С ростом популярности технологии веб-сайты преображались, сам Flash также развивался, и в 2000 году создатели внедрили в него полноценный язык программирования — ActionScript.
Тогда же энтузиасты принялись создавать свои игры, на просторах интернета появился сайт NewGrounds, а каждый мог выложить туда своё творение или поделиться мнением о существующей игре.
Сейчас многие игровые движки — это код, а потом графика. С Flash всё было иначе. Авторы игр буквально рисовали игру — создавали задники, прорисовывали персонажей и окружение. Затем в дело вступала анимация, а уже потом движения на экране дополнялись строчками кода.
Первые игры были достаточно примитивными — несколько клавиш управления, статичные сцены. Иногда самыми «вирусными» Flash-проектами становились те, где знаменитые политики и медийные личности коряво танцевали под популярную музыку в разных позах.
Первые версии Flash были инструментом для свободы самовыражения. Далеко не все старались делать полноценные игры, которые увлекали бы на часы.
На разных сайтах можно было встретить различные интерактивные комиксы, анимации, простенькие игры, в которых нужно было кого-нибудь побить подручными предметами, приложения в стиле «Не нажимай эту кнопку!» и интерактивные шутки.
Вторую половину нулевых можно назвать «Золотой эпохой» Flash-игр. Сайты с ними обрели бешеную популярность, доход этих сайтов и, что более важно, доход разработчиков рос, да и инструментарий развивался — появлялись наборы инструментов и библиотеки, которые ускоряли и облегчали процесс разработки.
Сидели на сайтах с Flash-играми?
Именно в «золотую эпоху» родились Flash-прототипы многих знаменитых инди-проектов: Super Meat Boy, The Binding of Isaac, Castle Crashers, My Friend Pedro, Fancy Pants Adventures, Swords and Souls: Neverseen, Swords and Sandals, Cookie Clicker, Samorost.
Все они спустя годы обзавелись релизами на других платформах и устройствах, продолжениями и сильно видоизменились. Но самые первые версии этих проектов были представлены публике именно как Flash-игры.
При этом многие проекты не только получили продолжения, но и создали или популяризировали целый жанр. Например, популярность Cookie Clicker заставила других разработчиков обратить внимание на достаточно непопулярный в то время жанр idle-игр — кликеров.
Rebuild практически сформировала облик мобильных экономических стратегий, «Счастливый фермер» подарила нам возможность копаться в огороде и часами ждать, пока морковь созреет. Canabalt стала первой из тысяч раннеров и даже попала в коллекцию Нью-Йоркского музея вместе с Pac-Man и Tetris. А Bejeweled, по сути, подарила миру игры жанра три-в-ряд.
Но в начале десятых, с ростом популярности смартфонов, Flash «поплохело». Технология стала слишком тяжелой для портативных устройств того времени, не хотела адаптироваться под новые условия рынка. Apple отказалась от запуска Flash-проектов, обосновав это проблемами с безопасностью и повышенным расходом батареи.
Adobe, которая владела технологией к тому моменту, пыталась «реанимировать» её, добавив поддержку 3D, интеграцию с Unity и выпустив несколько обновлений. Но безуспешно.
Конечно, «смерть» Flash не произошла в одночасье. Крутые игры всё еще появлялись, доходы с рекламы шли, но с ростом популярности Google Play, Steam и появлением на рынке игр новых игроков количество посетителей на сайтах с Flash-проектами падало. В 2013 году из-за низких дохода мир Flash-игр «схлопнулся» — платить разработчикам больше было нечем. Постепенно крупные сайты, которые жили благодаря Flash, начали закрываться, а разработчики переходили на другие игровые движки и платформы.
В 2017 году Adobe объявила о прекращении поддержки технологии через три года, в 2020 году:
31 декабря 2020 года Flash навсегда «покинул» интернет. Но его наследие осталось.
Инди-сектор
И главным наследием Flash-плеера стали разработчики. Они, конечно же, не «схлопнулись» вместе с технологией. Кто-то ушел в другую отрасль, но многие перешли на иные движки и продолжили создание игр, причем продолжили создавать свои проекты независимо.
Пожалуй, костяк из бывших «флешистов» сформировал облик инди-рынка. Выше мы уже упомянули многие игры, которые считаются жемчужинами инди-сектора — Super Meat Boy, The Binding of Isaac, Castle Crashers. Все они были сделаны людьми, которые до этого создавали Flash-игры.
Flash дал энтузиастам понимание процессов разработки, дал необходимые навыки, но самое главное — он дал понимание того, что выпустить коммерчески успешный проект можно и без поддержки крупного издателя.
Кто-то переносил свои наработки на новый движок и выпускал в Steam, кто-то публиковался и искал команду на itch.io и подобных ему сайтах. В общем, несмотря на наличие гигантских игровых компаний, выпускающих ААА-проекты, у людей была уверенность в том, что и в одиночку можно создавать достойные проекты, которые станут известны всему миру.
Мобильный рынок игр
Ещё одна отрасль, в которой можно увидеть наследие Flash, — мобильный рынок игр. Раннеры, фермы, экономические стратегии, небольшие «залипительные» игры и проработанные RPG — всё это мы уже видели в браузере.
Да, разработчикам пришлось адаптировать управление и переработать интеграцию рекламы, но геймплейные механики, визуал, уже известные серии — всё это перекочевало с экранов компьютеров прямо в руки мобильным геймерам.
Приемы, которые успешно покоряли сердца интернет-пользователей в начале нулевых, сейчас активно применяются в гипер-казуальных проектах. «Формулы ожидания», по которым рассчитываются время строительства зданий, роста культур и других продолжительных действий также не сильно изменились и перекочевали из «браузерок».
Рекламные стратегии, фундаментальные механики, способы удержания игрока, проверки успешности выбранного концепта — во всём этом просматривается «обновленная» база Flash-разработки.
Многие приемы были открыты ещё 20 лет назад и теперь, с ростом популярности мобильного гейминга, просто адаптируются к новым технологиям и возможностям.
Второе рождение на HTML5, Unity и WebGL
Flash остался в прошлом, где трава зеленее, а игры — интереснее. К проектам на его основе всё ещё можно получить доступ с помощью специальных программ вроде FlashPoint.
Но на смену ему пришли HTML5, Unity и WebGL — новые технологии, которые позволяют за пару вечеров сделать прототип игры практически в любом жанре. По сложности они не сильно отличаются от Flash, а по возможностям и вовсе многократно его превосходят.
Появление курсов и интенсивов, в том числе бесплатных, позволило любому, кто знает, с какой стороны держать мышку, научиться создавать игры. Да и с доходом при должном усердии всё тоже в порядке — крупные игроки рынка вроде «Яндекса» или «ВКонтакте» активно развивают свои площадки, где можно опубликовать свой проект и получить с него доход.
Flash ушёл. Вместе с ним ушла целая эпоха. Эта технология изменила облик современной игровой индустрии и подарила миру множество талантивых разработчиков и интересных проектов.
***
Что вы думаете о Flash? Какие игры запомнились вам сильнее всего? И играете ли вы в браузерные проекты сейчас?
Скучаете по Flash?
-
Легальный Flash Player отключился и нарушил работу железной дороги Китая. Пришлось ставить пиратскую версию программы
-
На Windows выпустили сборник Flash-игр с собственным лаунчером. Их там более 4 000
-
Фанаты спасли 36 тыс Flash-игр от исчезновения. Геймеры могут скачать их абсолютно бесплатно
-
ТОП-60 лучших RPG за последние 16 лет (2009—2024)
-
Стало известно, сколько стоят жетоны Hamster Kombat. «Натапать» на миллион не получилось