The Last of Us Part 1 вышла в Steam. Порт на ПК, который мы не заслужили

Sony поделилась с ПК-игроками своим главным эксклюзивомThe Last of Us. В сети даже появилась закономерная шутка: «спасибо за бета-тест». Вот только на самом деле бета-тестерами стали игроки на компьютерах — японская корпорация выпустила отвратительный технически и весьма устаревший с точки зрения геймдизайна порт, от которого сложно получать удовольствие. На фоне недавнего релиза ремейка Resident Evil 4 ПК-версия The Last of Us Part 1 вышла настолько плохой, что отхватила целую пачку негативных отзывов в Steam. Мы не могли остаться в стороне и решили разобраться, так ли плох ПК-порт культового эксклюзива Sony.

Проблема первая: удручающее техническое исполнение

Еще до выхода ПК-порта The Last of Us появились серьезные опасения касательно финального качества. Все дело в студии, которую Naughty Dog выбрала для работа над портом. Речь идет об Iron Galaxy, авторах отвратительного ПК-порта Uncharted: Legacy of Thieves Collection. Эти ребята не умеют работать с оптимизацией и адаптацией консольного управления под клавиатуру и мышь.

Все проблемные моменты ПК-порта Uncharted исправили за пару патчей

Uncharted: Legacy of Thieves Collection более или менее сносно работала на относительно среднем железе. Да, с мелкими недочетами и проблемами на старых процессорах и невероятно убогой адаптацией стиков под мышь. Но игра хотя бы выдавала стабильный FPS. Чуть позже все проблемы исправили патчами. Только это уже не спасло ПК-порт от оглушительного провала и быстрого забвения в Steam. Зачем Sony и Naughty Dog снова отдали The Last of Us таким криворуким умельцам? Ведь есть Jetpack Interactive, которой удалось прекрасно перенести на компьютеры God of War, и они бы точно не облажались. С другой стороны, авторы Days Gone и Horizon Zero Dawn и вовсе самостоятельно перенесли свои творения на персоналки. Naughty Dog это также никто не запрещал.

В целом картинка приятная, но отдает «пикантным мыльцом»

ПК-порт ремейка The Last of Us Part 1 выглядит как попытка эмуляции оригинальной PS5-игры под невероятное многообразие компьютерного железа. Игра не выдает супер-реалистичную графику и не имеет прорывных технологий в освещении с затемнением — стандартная игра с обычной по меркам 2023 года картинкой. Но тогда откуда у ПК-порта такие завышенные системные требования: 32 ГБ оперативной памяти, 12 ГБ видеопамяти и сверхбыстрый SSD? Это же The Last of Us — сюжетное приключение с кишкообразными локациями. В нём нет открытого мира, огромного количества игровой логики и бесчисленного количества всевозможных механик. При этом жрет оперативную память порт большой дырявой ложкой, утечка памяти происходит регулярно.

Системные требования шокируют

Авторы ПК-порта удосужились заняться оптимизацией потока только после релиза, и второй патч, по заявлению Iron Galaxy, должен исправить проблемы. Другая проблема оптимизации, завязанная на оперативной памяти, заключается в подгрузки игровой логики. Мы тестировали игру на довольно мощных ПК с 32 ГБ, но порт The Last of Us даже со стабильными на счетчике 90-100 FPS постоянно фризил при переходе к очередному скрипту или арене с противниками.

После второго патча игра работает стабильнее. Управление мышью стало удобнее и плавнее

Мелкие фризы и подлагивания возникают постоянно, но не отображаются на счетчике FPS. То есть проблема не в аппаратной конфигурации, а в самом коде портированной игры. Для проекта с открытым миром такие оплошности на релизе допустимы, но в сюжетно-ориентированном игре — нет. Забавно, но даже Cyberpunk 2077 на релизе вообще не фризила, а катсцены корректно воспроизводились.

А вот что может произойти, если разработчик сэкономил на тестировании

Особенно забавно, что после запуска игры ещё нужно дождаться окончания компиляции шейдеров — и только потом приступать к игровому процессу. Если компиляцию шейдеров недавней Atomic Heart нам пришлось ждать около 2-5 минут, то на The Last of Us ушло больше часа. Пользователи Steam так и вовсе сообщают о двух и более часах. При этом игра мучает ваш процессор, нагружая его так, словно вы монтируете 4К-видео и одновременно проходите стресс-тест в бенчмарке. Неудивительно, что у многих игроков The Last of Us вылетала на компиляции, из-за чего приходилось начинать процесс заново.

Теперь мы знаем, какой товар таскал контрабандист Джоэл

До релиза, исходя из заявленных системных требований, мы ожидали крышесносную графику и невероятный прогресс в сравнении с PS5. Но увы, ПК-порт The Last of Us не так уж далеко ушел от консольной версии. Что на PS5, что на ПК неигровые персонажи выглядят блекло, текстуры размываются на удалении, а освещение хуже, чем в других Sony-эксклюзивах. Шутка про «консольное мыло» перестает быть шуткой, так как эта зараза переместилась и на ПК. У геймеров с видеокартами RTX 20-серии есть возможность включить DLSS, но лучше этого не делать, терпеть стабильные 30 кадров в секунду. DLSS и FSR превращают «мыльную графику PS5» в «мыло с PS3».

Детализация неигровых персонажей

К оптимизации под разные разрешения также есть вопросы. На FullHD повсюду «лесенки», у героев неприятные волосы, баги с текстурами. Не спасает даже выкрученное на максимум сглаживание. В 4К игра выглядит лучше, но не у каждого есть подходящий монитор и видеокарта, способная выдавать сочную картинку под ультра-высокое разрешение. Кто-то может припомнить, что ремейк разрабатывали под PS5, которая вроде бы сама работает в 4К. Но тут есть неприятный нюанс — кто сказал, что современная консоль Sony выдает настоящее 4К-разрешение?

Волосы распадаются на пиксели в FullHD

Еще ПК-порт очень капризный и просит новые драйверы. При каждом запуске The Last of Us предупреждает, что все проблемы с производительностью связаны со старыми драйверами на видеокарту. Спешим развеять этот миф: драйверы, конечно, улучшают производительность, завязанную на графическом чипе, и влияют на значение FPS, но не спасают от лагов и фризов.

После последнего патча фризы остались, но в боевых сценах их больше нет

Также на ПК нет особого SSD, который установлен в PS5, поэтому The Last of Us очень долго загружается. А если у вас и вовсе обычный жесткий диск, загрузка может длиться до пяти минут. Но и с M2-накопителя игра загружает долго. Мы засекли время — ушло около 55 секунд. К слову, недавняя Resident Evil 4 загружается моментально и отрисовывает больше объектов, чем проект Naughty Dog.

Еще хуже дела с управлением на клавиатуре и мыши. При резком перемещении камера дергается и создает пролаг непосредственно в геймплее. Играть становится некомфортно. На форумах советуют проходить на геймпаде, но давайте будем честны, мы ждали ПК-порт, чтобы ставить хэдшоты, а не в очередной раз страдать из-за прицеливания с аналогового стика.

С мышью играть стало заметно проще

Все подсказки и советы по управлению остались от PS5. Iron Galaxy не удосужилась переписать текст и лишь поменяла кнопки геймпада на ПК-периферию. Вас ждут советы с вот такими формулировками: «слабо отклоните WASD, чтобы передвигаться тише».

Наконец, визуальные баги. Проблемы с волосами, кривое освещение, летающие NPC, чернокожий Джоэл и еще целый ворох глюков, которых не было в оригинальной PS5-версии. Из самого забавного: Томми в первой катсцене вылетел из автомобиля, дочь главного героя до самого конца ролика лежала в T-позе, а в сцене с Элли и Марлин со всех героев стекала вода, будто они стояли под дождем.

А вы ждали ПК-версию The Last of Us?

Результаты

Проблема вторая: неудачное время для релиза

Хочется еще отметить, что Sony выбрала не самое удачное время для релиза. На фоне отличного ремейка Resident Evil 4 проект Naughty Dog выглядит откровенно слабо. Хотя мы любим The Last of Us и проходили игру несколько раз на PS3, PS4 и PS5.

Ситуация с плохим ПК-портом настолько серьезная, что Элли аж взмокла

Еще во время релиза на PS5 ремейк The Last of Us не ощущался ремейком, а был скорее хорошим ремастером. Геймдизайн оригинальной игры устарел, а после второй части играть в Part 1 и вовсе не хочется. Взгляните на недавний релиз Resident Evil 4 — Capcom полностью пересобрала игру. Переделала геймплей, изменила локации, расшила возможности — сделала ремейк таким, что в него тянет играть без остановки. Тогда как в The Last of Us анимации персонажей выглядят деревянными, стрельба — корявой, а экшен лишен динамики. С прицеливанием мышью игра превращается в тир, а получить удовольствие можно только на сложности «реализм». Однако в нем нет интерфейса, а ресурсов едва хватает на выживание.

Система частиц по-прежнему очень крутая

The Last of Us отлично бы зашла, если бы не было рядом других крупных релизов. Сейчас же геймеры устанавливают игру лишь для ознакомления, но после пары пройденных глав откладывают ради более интересных с точки зрения геймдизайна проектов. Sony поступила очень несправедливо со своим главным эксклюзивом. Его релиз — полностью коммерческий шаг. Порт явно торопились собрать к завершению сериала от HBO. Корпорация надеялась заработать денег на зрителях, которые захотят познакомиться с игровым оригиналом. Если верить статистике Steam, надежды Sony не оправдались.

Если вы никогда не играли в The Last of Us и действительно ждали ПК-порт, повремените еще пару месяцев, пока разработчики доводят его до играбельного состояния патчами.

Как у вас работает The Last of Us Part 1?

Результаты

***

Не такого ПК-порта мы ждали 10 лет. Создается ощущение, что Sony словно намекает, дескать, лучший опыт от ее экс-эксклюзивов вы получите только на PS5. Кроме отполированной God of War, каждый раз мы получаем кривой и лагающий порт, в который невозможно играть на старте.

Порт The Last of Us Part 1 — абсолютно неоптимизированный кусок кода, которому нужно дорогостоящее железо и драгоценное время на компиляцию шейдеров. Пока к ознакомлению не рекомендуется. Нужно дождаться патчей и уже тогда пройти один из лучших эксклюзивов Sony.

+2
Author's Userpic
Автор статей
Журналист-расследователь. Аналитик
Комментарии 25