Atomic Heart стала хитом, можно говорить об этом без всяких сомнений — подробнее в нашем полноценном обзоре. А в этой статье мы бы хотели сосредоточиться на лоре и мире вне исследовательского комплекса академика Сеченова, а также ответить на ряд спорных вопросов. Сюжет развивается исключительно на автономном предприятии, и многие подробности могли ускользнуть. Вопреки первому впечатлению альтернативный СССР — вовсе не страна мечты, а настоящая антиутопия.
Внимание: в статье много сценарных спойлеров, читать лучше после полного прохождения игры.
В 1936 году талантливый ученый Дмитрий Сергеевич Сеченов открывает вещество, получившее название полимер. Главной причиной исследований стала попытка найти новый информационный носитель. Полимер отлично подошел на роль электронакопителя, однако Сеченов еще не подозревал об истинном потенциале вещества.
Исследователь собирает вокруг себя самые светлые умы Союза. В команду вошли Вавилов, Захаров, Королёв, Курчатов, Лебедев, Павлов, Филимоненко и Челомей. Все учёные приступили к совместным опытам над новым веществом, и результаты не заставили себя ждать.
Через три года после судьбоносного открытия Сеченов совместно с Филимоненко создаёт благодаря полимеру компактный реактор холодного синтеза. Говоря простым языком, Дмитрий Сергеевич получил практически безграничный, а самое главное безопасный источник энергии, став советским Тони Старком. До сих пор в реальном мире холодный термоядерный синтез остаётся предметом исследований и не может быть внедрён в промышленность. После такого прорыва успех СССР на мировой арене стал неизбежен.
Сеченов использовал полученные ресурсы для создания и развития отечественной робототехники. Параллельно продолжались исследования полимера.
Неожиданно случилась Вторая мировая война, однако протекала она совсем не так, как в нашей версии истории. СССР полностью разгромил Германию уже к 1942 году, присоединив все её территории. Последним аккордом фашистов стал неизвестный вирус, получивший название «Коричневая чума». Страшная болезнь уничтожила около 150 миллионов человек. Тут, кстати, всё не так очевидно. Путешествуя по полимерным сгусткам на Предприятии 3826 можно услышать отголоски воспоминаний главного героя, намекающие, что вирус создали вовсе не в Германии, а всё в том же СССР. Впрочем, доказательств этой теории нет.
Интересный факт — на информационных стендах около Вечного огня в самом начале игры написано, что война унесла жизни порядка 10 миллионов советских граждан. Данные переписи утверждают, что на момент начала Великой Отечественной войны в 1941 численность населения составляла примерно 209 миллионов. Если применить это число к реальности Atomic Heart, окажется, что к концу «Коричневой чумы» в СССР осталось всего 49 миллионов человек. Для сравнения в одной Москве сейчас проживает около 13. Страшно даже представить уровень упадка и разрухи, которые возникли просто из-за отсутствия людей.
Нехватка рабочих рук заставила правительство сделать упор на роботов Сеченова, а команда учёных фактически становится главной движущей силой всей страны. На территории Союза возводятся огромные научные комплексы, объединённые единой сетью скоростных поездов. Лаборатории получили общее название «Предприятие 3826», а ученые из когорты Сеченова становятся руководителями личных проектов под единым контролем Дмитрия Сергеевича.
Уже к 1948 году советская робототехника достигает новых вершин, а Сеченов придумывает нейросеть «Коллектив», позволяющую объединять машины в единую автоматизированную систему. Железные помощники постепенно становятся неотъемлемой частью жизни населения, строят города, следят за дорожным и воздушным движениями, занимаются сельским хозяйством и другими работами. С этого же момента СССР начинает поставки машин в страны Европы и даже в США.
Еще через два года благодаря китам в полимере открывается новое свойство — мимикрическая адаптация, то есть способность приживаться в теле живого организма, в том числе и человека. Это даёт начало исследованиям дополненной виртуальной реальности, однако Сеченов хотел большего. Благодаря новой особенности каждый человек мог стать частью нейросети, управлять роботами на расстоянии и получать за секунды любые знания, хранящиеся в полимере. Подобная концепция уже встречалась в «Матрице» (The Matrix), когда в мозг Нео напрямую загружали тонны информации.
До 1955 года включительно продолжаются испытания нового интерфейса. Итогом работ становится устройство «Мысль», которая не только служило своеобразным аналогом современного смартфона, но и позволяло управлять роботами без каких-либо программ и механизмов. Для комфортной работы требовалось лишь одно — пройти полимеризацию, то есть ввести в организм полимер. Именно с этого момента стартуют события Atomic Heart. Ну, почти.
Майор Сергей Нечаев, за которого мы и играем, оказался бывшим членом специального отряда «Аргентум», сформированного из элитных сотрудников КГБ. Его история начинается значительно раньше праздника в честь запуска «Коллектива 2.0» в завязке игры. Про команду почти ничего неизвестно, кроме того, что они выполняют особые поручения правительства, в том числе и Сеченова, который успел стать министром промышленности.
Являясь шпионской организацией, «Аргентум» отправлялся туда, где официальное присутствие СССР было нежелательно. Нужен ли счастливому просвещенному государству отряд смертников-убийц? Думается, что нет.
Похоже, Сеченов участвовал в жизни «Аргентума» гораздо больше, чем другие министры. На одной из записей можно найти информацию, что Дмитрий Сергеевич лично одобрил кандидатуру Нечаева, несмотря на то, что он не был лучшим среди всех претендентов. Это означает лишь одно — «Аргентум» являлся негласной личной армией, что уже заставляет задуматься об истинных целях Сеченова.
Кроме того, всё обучение члены отряда проходили в Академии Последствий на том же Предприятии 3826, их тела модернизировали, ускоряя рефлексы и увеличивая силу. Стоит ли говорить, что всё это происходило с одобрения Дмитрия Сергеевича.
Примерно в 1952 году на одной из миссий в Болгарии «Аргентум» столкнулся с террористами. Здесь стоит сделать небольшое отступление и вновь обратиться к реальной истории. Во времена Великой Отечественной войны Болгария поддерживала Германию, хотя и не вступала в открытый конфликт с Советами.
Можно предположить, что «Аргентум» занимался поиском и уничтожением последних руководителей немецкой верхушки или создателей «Коричневой чумы». Это объяснило бы причины дислокации элитных бойцов вне родного государства. Террориста нашла агент «Блесна», которая была по совместительству женой Нечаева, носившего позывной «Плутоний». Любящий муж естественно бросился на помощь.
Последствия оказались для молодой семьи катастрофическими. Катю, именно так звали супругу Нечаева, спасти не удалось. Сеченов пытался клонировать ее мозг с помощью полимера, но восстановились лишь основные рефлексы. Личность была полностью утеряна, так считал сам академик. Результатом этих опытов стали те самые близняшки-балерины.
С Сергеем Нечаевым всё оказалось сложнее. После череды операций и замены конечностей железными протезами агент практически полностью утратил связь с реальностью. Сознание застряло в Лимбо — так учёные прозвали вымышленный мир внутренних переживаний, который активизировался, видимо, из-за тесного контакта тела с полимером.
Чтобы спасти Сергея, решено было использовать новейшую разработку Харитона Захарова — имплант «Восход». Благодаря вживленному в мозг модулю удалось заблокировать воспоминания о трагедии и стабилизировать психику. Правда результат оказался спорным, так как Нечаева можно было «выключать» или переводить в боевой режим безмозглой машины для убийства по нажатию кнопки. К тому же стёрлись все личностные качества, из-за чего майор стал другим человеком.
Однако Сеченов и Захаров увидели в удачном восстановлении возможность. «Восход» стал первым рабочим прототипом корректора личности, благодаря которому можно было получить больше данных о взаимодействии человека с полимером. Захаров вызвался на беспрецедентный эксперимент и уничтожил собственное тело, чтобы перенести сознание в полимерных сгусток. Так он смог изучать материал, что называется, изнутри.
На момент начала игры Нечаев помнит только последние два года жизни уже после восстановления. Про «Восход» мы узнаем лишь ближе к финалу. После Сергея от вживления модулей решено было отказаться, такого же эффекта удалось достичь благодаря безболезненным полимерным инъекциям.
Об очевидных минусах всего мероприятия догадаться несложно. «Коллектив 2.0» лишал всех «привитых» людей свободы воли. Человечество, подобно Нечаеву, становилось восприимчиво к командам определенной группы с особыми полномочиями, то есть мало отличалось от тех же роботов. По логике такой ситуации не должно было возникнуть, так как абсолютно все люди Земли стали бы в «Коллективе» равны, но как сказал ХРАЗ: «Кто-то всегда ровнее».
Здесь мы вплотную подходим к важнейшей информации, которую главный герой узнает лишь в самом конце. Абсолютно все роботы еще на стадии сборки имели боевой режим и вооружение. В нужный момент они должны были захватить атомные станции и объекты инфраструктуры США, взяв страну под полный контроль для облегчения насильной полимеризации.
Все главные учёные, участвующие в исследованиях, знали об этом и не стеснялись обсуждать подробности с членами правительства. Лишь глупая случайность привела к тому, что на самом Предприятии 3826 вспыхнул бунт машин. По замыслу Сеченова советским людям ничего не должно было угрожать.
Несмотря на возвышенные цели по покорению Марса академик сознательно сделал всё, чтобы приблизить многочисленные смерти несогласных граждан других стран и полный единоличный контроль СССР в мире благодаря альфа-коннектору. Превращение людей в послушные машины гения также не смущало. Он, конечно, высказывался против таких методов, но ничего в своих устройствах не менял.
Главным злодеем оказался всё-таки Харитон Захаров, который не только всю игру обманывал Сергея, но и периодически брал его под полный контроль, убивая неугодных: Штокхаузена, Молотова, Ларису.
В игре несколько концовок, однако по уровню проработки легко догадаться, что каноничной является именно плохая. Нечаев сражается с кибернетическими останками своей жены, после чего Захаров снова выключает его сознание и соединяется с главным носителем данных всей нейросети — красным полимером в форме Желейного человека, став новым витком эволюции. Примерно так выглядит Atomic Heart после прохождения. Теперь же давайте обратим внимание на детали и порассуждаем.
Игра начинается с мирной сцены, в которой майор Сергей Нечаев прибывает в воздушный город Челомей. Здесь царит безмятежность, радость и спокойствие, но главное легко упустить. Мы не в Советском Союзе, не в каком-то известном городе или узнаваемом месте. Челомей парит в небе на платформе Икар.
Перед нами город учёной элиты, поэтому их условия жизни гораздо лучше, чем у большинства населения. Разница социальных слоёв из неосязаемого понятия буквально обрела форму — есть те, кто летает в облаках и ни в чём не нуждается, и все остальные. До конца непонятно, сколько таких городов, так как даже вокруг Челомея множество летающих платформ поменьше. Возможно, вся политическая верхушка живёт вдали от земли.
Такое жесткое социальное расслоение кажется надуманным, но в ходе исследования открытого мира можно найти несколько записей, оставленных одним из работников. Оказывается, мужчина ветеран войны и потерял в боях ногу. Все его жалеют, а он лишь злится и обдумывает план, как оторвать конечность у робота и приделать себе. И это на фоне того, что сам Нечаев, тоже, кстати, ветеран, почти наполовину состоит из протезов. То есть ногу приделать могли уже давно, но, видимо, этот сотрудник просто менее важен.
Дальше ещё интереснее. Всё в тех же записках есть информация о социальном рейтинге. Например, Лариса Филатова получила отметку о его понижении в связи с вольномыслием и неподчинением прямым приказам начальства. Похоже ли это на прогрессивное общество? Скорее уж на какое-то Средневековье. Система наказаний нам неизвестна, но, кажется, она ничуть не гуманнее, чем в реальном СССР. Петрова, например, объявили предателем лишь из-за спора с Сеченовым. То есть для того, чтобы испортить себе жизнь, достаточно было сказать пару лишних слов не тому человеку.
Забавно, что наш майор вообще не беспокоится о рейтингах и ведёт себя как хочет. Это заставляет задуматься об особенном статусе Нечаева. Косвенно теорию подтверждает Рафик в поезде. Робот говорит, что проанализировал обстановку и понял, что майор сотрудник силовых спецслужб, а потому имеет право беспрепятственного проезда. Иными словами у работников КГБ привилегированный статус как в нашем мире, так и в альтернативном. Такие льготы могут предоставляться только в одном случае — если силовые спецслужбы имеют первостепенную ценность для правительства. Похоже, у нас тут еще и полицейское государство.
Что касается последствий войны и «Коричневой чумы», тут тоже стоит остановиться подробнее. 49 миллионов населения, большинство из которых дети и женщины, вряд ли могли вернуть страну к нормальной жизни. Недостаток еды, предметов первой необходимости и сниженные темпы производства не могли не отразиться на благосостоянии людей.
По официальной версии все проблемы решили роботы. Но действительно ли это так? Практически полная замена людей на местах закономерно ведёт к росту безработицы и высокому уровню преступности. В игре есть небольшая заметка, где одна из экскурсоводов успокаивает другую. Якобы тот факт, что их работу теперь выполняют машины, ничего не значит, зарплату им сохраняют.
Необязательно быть профессором экономики, чтобы понять, что такая ситуация вряд ли продлится долго. Какой смысл в регулярных выплатах людям, если всё то же самое, но быстрее и бесплатно делает вечный робот. Ему не нужно отдыхать, уходить на больничный, есть. Кстати, проблему безработицы предсказывают и в других странах. На одном из терминалов в Академии Последствий есть небольшой план событий в мире будущего. Картина там далека от позитива, а в основе всего опять роботы.
СССР в Atomic Heart представляется самым настоящим государством из антиутопии. Недаром в игре есть отсылки к роману «451 градус по Фаренгейту» (Fahrenheit 451). Безработное население вынуждено терпеть гнёт небольшого меньшинства, чью силу поддерживают ужасные смертоносные машины. Всё это приправлено необходимостью всегда мило улыбаться и безоговорочно выполнять приказы начальства.
В подтверждение теории о том, что альтернативный СССР недалеко ушел от реального, можно вспомнить товарища Молотова. Персонаж не сыграл большой роли в сюжете, однако выглядит и ведет себя как классический партийный руководитель того времени.
Последний интересный факт не в пользу руководства страны — «робосеки». Да, вы не ослышались. Изучая театр с кибербалеринами, Нечаев понимает, что машины использовали в качестве секс-работников. В свою очередь ХРАЗ подтверждает эту мысль и рассказывает, что в последние годы «робосеков» в правительстве стало абсолютное большинство. Очевидно, что театр-бордель на территории Предприятия не мог появиться без одобрения Сеченова, а все происходящие там события фиксировались многочисленными камерами и использовались для шантажа.
Об этом прямо говорится в игре — в сбое виноват Виктор Петров. Однако истинные причины такого поступка могли от игроков ускользнуть. Большую часть времени Виктор ведёт себя как психопат, поэтому складывается ошибочное впечатление о его целях.
На самом деле Петров был главным программистом роботов и «Коллектива 2.0», а также одним из немногих, кто обратил внимание на странности в конструкциях машин. Более того, со временем он фактически раскрыл все детали операции «Атомное сердце» и устроил ее демонстрационный запуск в пределах научного комплекса. Все для того, чтобы передать данные США и сорвать запуск «Коллектива 2.0», а также прекратить увеличивающиеся поставки техники.
По отдельным записям можно сделать вывод, что Соединенные Штаты даже в альтернативном мире не очень ладили с СССР. Например, один из сотрудников говорит, что провел экскурсию для американского журналиста. Тот пришел в ужас от увиденного, однако наш специалист весело шутит, что ждать проблем не стоит. Наложат очередные санкции и закупят еще одну партию машин. ХРАЗ также упоминает, что многие американцы недовольны увеличивающимся количеством роботов. Безработица растёт и там.
В этой ситуации становится понятно, почему академик так спешил поймать Петрова. В случае успеха Виктора про истинные наполеоновские планы Советского Союза и лично Сеченова узнал бы весь мир.
Интересно, что Петров действовал бескорыстно. Его единственным желанием было жениться на Ларисе. Об этом говорит сразу два факта. Во-первых, Лариса помогала жениху, а во-вторых, в терминалах можно найти запись, где Петров спорит с Дмитрием Сергеевичем и отказывается программировать «Коллектив» на контроль над людьми. Многочисленные смерти сотрудников, конечно, всё ещё остаются на совести Виктора, но так ли они невинны? Судя по происходящему, большинство и так было в курсе истинных планов Сеченова и компании.
Как мы уже говорили выше, Лимбо — не потустороннее измерение, а проекция подсознания, усиленного влиянием полимера. Судя по всему то, что видят в этом состоянии люди — индивидуальные образы, которые у каждого свои. К примеру, Нечаев видит взрыв, убивший его и Катю, больничные коридоры и множество предметов, связанных с детьми — игрушки, соски и прочее. Сюда же можно отнести фразы Кати, которые майор периодически слышит. К сожалению, девушка мертва. Прямых намеков на ее возможное воскрешение разработчики не оставили. Все диалоги и даже финал с балериной на фоне колец — не более чем больная психика Сергея.
Теорию немного портит тот факт, что из Лимбо майора выводит некая Слеза. Она же помогает герою сопротивляться переключению в боевой режим в начале Академии Последствий. Очень часто Слеза говорит голосом Кати.
Фанаты уже вовсю строят конспирологические теории и анализируют старые трейлеры, в которых часто фигурировала та самая Слеза. Якобы сознание жены Нечаева всё-таки могло сохраниться в полимере, как это произошло с Захаровым. У этой теории множество белых пятен. Например, каким образом Катя проникала в Лимбо к мужу. В любом случае официальных пояснений пока нет. Однако отбрасывать ее совсем не стоит по нескольким причинам.
Во-первых, обеих близняшек называют Левая и Правая по аналогии с полушариями мозга. Фразы, которые Катя говорит Нечаеву в финальном сражении уж слишком конкретные и не похожи на проекции больного разума майора. Всё в той же Академии Последствий есть письмо Захарова, в котором он упоминает Катю, которая ходит за Сеченовым как кукла (никаких близняшек). Что если мы знаем не всё про восстановление «Блесны»? Может, с девушкой случилось то же, что и с П-3, и было несколько операций. В другом письме есть сообщение про девушку, погруженную в глубокий уровень Лимбо. Она превращалась в послушную машину для убийств, робота. Ничего не напоминает?
Во-вторых, очевидно, что все члены «Аргентума» изменены полимером, а значит в их организме точно содержится волшебное вещество. Из игры мы знаем, что полимер способен хранить воспоминания и информацию. Если допустить, что так может не только Желейный человек, а вообще весь материал, многое встает на свои места. Даже подавленные воспоминания Нечаева живут в полимере и иногда прорываются наружу в случаях, когда майор слышит щебетари (аналоги диктафонов), которые не слышит ХРАЗ. Также сознание Кати осталось в полимере и связывается с подсознанием мужа через Лимбо. Оно не может контролировать тело, так как мозг разделен на два робота, но все еще существует, посылая Сергею правильные образы из прошлого.
Напрямую об этом никто не говорит, однако есть ряд доказательств. В театре Нечаев находит страшный щебетарь, который не слышит ХРАЗ. Вероятно, это одно из воспоминаний или очередная попытка Кати достучаться до героя. Девушка просит вспомнить ее, а на фоне слышится детский смех.
Второй момент — детская коляска в избе бабы Зины. Сделать такой жирный намек случайно просто невозможно. Остается непонятным, погиб ли ребенок в ходе восстановления после Болгарии, но об этом мы, скорее всего, узнаем в DLC.
Хотели бы продолжение про ребенка Сергея и Кати?
Пройти опросПрироду полимера озвучивают в игре, но из-за количества лорных деталей момент легко пропустить.
Изначально вещество было создано Сеченовым из кремния и тяжелой воды. Как минимум, есть разные виды полимеров: основной, который использовался для создания роботов, сгустки, по которым майор периодически плавает, и красный полимер — аналог современного интернета, где хранится вся существующая информация. Каким именно образом создаются различные варианты, неизвестно.
На протяжении всей игры ХРАЗ и Нечаев будут обсуждать коннекторы и их возможности. На сегодняшний день известно, что гамма-коннекторы были созданы в виде браслетов и переданы всем ближайшим соратникам Сеченова. Бета-коннекторы — кольца, которые в итоге выбросил Нечаев в море, а альфа-коннектор — устройство, которое доставали из своих тел близняшки.
Все они обладали одним свойством — делали носителя невидимым для «Коллектива 2.0» и наделяли особыми полномочиями. ХРАЗ уточняет, что носитель коннектора и сам не сможет повлиять на составные элементы нейросети, но будет в курсе всего, что в ней происходит.
Коннекторы одинаково хорошо работают как с людьми, так и с роботами. ХРАЗ предостерегает Нечаева, что кольца можно отдать роботам-убийцам, после чего прольётся море крови. Концепция проста. Альфа-коннектор способен запустить «Коллектив 2.0» и раздать особые полномочия неограниченному кругу лиц. Бета-коннекторы не давали носителям особенных свойств, кроме одного — возможность оставаться вне нейросети. Свойства гамма-коннекторов мы не нашли, но, возможно, они работают также, как и бета.
Что касается устройства «Мысль» — оно действительно было просто переходником. Благодаря гаджету можно отдавать команды машинам, однако свобода воли подавлялась лишь за счёт полимерной инъекции. То есть даже если человек снимет «Мысль», он всё равно останется в системе «Коллектив 2.0».
В итоге пока можно сделать лишь один однозначный вывод — владея коннектором, ты избежишь участи раба.
Интересно, что бета-коннекторы сделаны в виде двух обручальных колец. Именно их хочет использовать Петров для помолвки с Ларисой Филатовой, но откуда они у него? Игра не дает точного ответа. Похоже, Виктор нашел гаджеты случайно, и сделаны они были не для него.
В основной концовке мы видим, что Нечаев воссоединяется с Катей в Лимбо. На заднем плане вращаются два огромных кольца с гравировкой любовной клятвы. Вряд ли сценаристы просто так стали бы использовать такой яркий образ дважды. Можно предположить, что изначально именно семья Нечаевых должна была стать охраной Сеченова. Для молодоженов академик и придумал такой интересный подарок.
Это отлично соотносится с основной концепцией бета-коннекторов. Агенты «Блесна» и «Плутоний» были любимчиками Дмитрия Сергеевича, а потому в их верности он не сомневался. Удалив их из «Коллектива», Сеченов защитил бы себя и альфа-коннектор двумя специально обученными бойцами. В свою очередь Катя с Сергеем могли даже не подозревать, почему защищены от всеобщего контроля. Тогда никаких близняшек не было, поэтому версия выглядит вполне логично.
Так как точная форма альфа-коннектора неизвестна, многие игроки решили, что это Желейный человек, но нет. Красный полимер был лишь базой данных и передатчиком, способным распространить волю Сеченова на всех «привитых», не более. Настоящий альфа-коннектор хранился внутри балерин и использовался для активации Желейного человек. Это видно в кат-сцене уничтожения тела Молотова.
Всю игру ХРАЗ внушает Сергею, что Сеченов злодей и манипулятор, который использует людей для достижения абсолютной власти. На деле всё несколько сложнее.
Когда майор попадает в Лимбо, можно услышать отголоски его бесед с академиком. В них ученый признается, что действительно хочет для людей светлого будущего и нового этапа эволюции. Однако тут же Сеченов соглашается с Захаровым, называя человечество весьма глупым видом, зацикленным на мнимых нормах и книжных предрассудках (очевидная отсылка к Библии).
Кроме того, Сеченов знал о проекте «Атомное сердце», лично его разработал, настоял на включении в «Коллектив 2.0» функции контроля людей, а также многократно врал главному герою о его прошлом, жене и истинных причинах происходящего. В концовке Захаров обвиняет Дмитрия Сергеевича в том, что Харитону постоянно приходилось выполнять за академика грязную работу. Тут же ученый возражает бывшему другу и говорит, что убивать всех неугодных было вовсе необязательно.
В некоторых записях с терминалов можно прочитать, что Сеченов всегда стремился очеловечить свои изобретения, а также возражал против использования Нечаева в боевом режиме.
Складывается очень неоднозначное впечатление, но в этом и есть прелесть Atomic Heart. Здесь нет однозначно положительных персонажей, а потому в характеры легче поверить. Сеченов не злодей, но точно несет большую долю ответственности за всё произошедшее.
Концовок в игре две, однако хорошая получилась настолько блёклой, что становится очевидно, какая для разработчиков считается каноничной. ХРАЗ вводит Нечаева в боевой режим прямо тогда, когда майор поднимается в лифте с Ларисой. Сознание возвращается к главному герою лишь спустя продолжительное время, около дома бабы Зины. Старушка объясняет Сергею, что Лариса «теперь везде и развеяна по ветру». Хочется вспомнить одно из главных правил сценаристики — нет тела, нет смерти. Появление Ларисы в будущем, как минимум, стоит ожидать.
Когда Нечаев приходит к Сеченову за ответами, тот натравливает на бывшего подчиненного близняшек. После победы Сергей требует остановить выход «Коллектива 2.0», но главным предателем оказывается ХРАЗ или Харитон Родионович Захаров — ближайший коллега Сеченова.
Харитон убивает Дмитрия Сергеевича, «выключает» майора и объединяется с красным полимером, получая практически безграничные знания и свободу. Сразу же новый Желейный человек ломает золотую «Мысль» Сеченова. После этой сцены мы, как и многие, начали шерстить интернет в попытках найти какую-то информацию об этой сцене, но ничего дополнительного не обнаружили.
Почему Харитон не стал уничтожать альфа-коннектор? Непонятно. Возможно, он так и не узнал, где именно Сеченов хранит устройство, хотя чуть позже в докладе одного из агентов «Аргентума» звучит фраза, что академик был полностью поглощен, а значит все его знания стали частью Захарова.
Вызывает вопросы уничтожение «Мысли». Если верить словам ХРАЗА, гаджет не представлял особой ценности. Либо только с него можно было запустить «Коллектив 2.0», либо разработчики снова забыли добавить немного пояснений.
В каноничной концовке нет ничего о дальнейшей судьбе майора, однако финальная сцена в Лимбо намекает, что главный герой всё ещё жив и даже, возможно, как-то нашел контакт с сознанием жены.
Интересно, что на близняшке нет красной звезды, что может символизировать освобождение Кати из-под контроля Сеченова. Похоже, что и сам Дмитрий Сергеевич мог выжить так же, как Захаров или Катя. С большой долей вероятности мы узнаем новые подробности в грядущем DLC, если оно всё же выйдет.
***
Atomic Heart оказалась гораздо более глубокой и сложной игрой, чем кажется на первый взгляд. Мир альтернативного СССР далек от идеала, но разбираться в происходящем интересно. Те, кто давно следил за разработкой, знают, что концепцию неоднократно меняли, а потому искать намёки в старых видео за год до релиза — занятие бессмысленное.
Мы постарались собрать всю информацию, которую хоть как-то можно доказать, и надеемся, что статья поможет соединить разрозненные куски игрового лора в единую цельную картину. Но вопросов без ответов все еще слишком много. Надеемся, Mundfish всё-таки сформировала единое чёткое видение сюжета, а потому в грядущих проектах фанаты узнают все детали. А что думаете вы?
Как вам сюжет Atomic Heart?
Пройти опросНемного не понял, а как автор статьи посчитал, что в СССР после войны осталось только 49 миллионов человек? Типа, 209 — 10 — 150 = 49, так? Но, вроде бы, 150 миллионов погибших — это общее число погибших от "Коричневой чумы" во всем мире, включая 10 миллионов советских граждан. Или я какую-то информацию пропустил по ходу игры?
Как по мне, словосочетание "наши товарищи" вовсе необязательно значит, что это были именно советские граждане. Революционные движения и в других странах были, а представители этих движений тоже "наши товарищи". По-крайней мере, я именно так это и понял, прочитав табличку. На мой взгляд, если в стране за несколько лет погибает три четверти населения, то с экономикой данной страны произойдет такой коллапс, что никакие полимеры с роботами и не помогут.
Полный коллапс экономики — это США во вселенной "Fallout" с крышечкам от "Ядер-колы". Судя по всему, во вселенной "Атомного сердца" такого коллапса не произошло, если менее, чем через 10 лет после войны был запущен первый человек в космос. А ведь до этого, несколько лет надо было еще что-то непилотируемое запускать, например, спутники, а после еще всяких кошек-собак отправлять на орбиту. И это только одна сфера научно-технической деятельности в СССР, помимо многих других. Война закончилась в 1942 году, сразу же началась эпидемия, которая длилась, наверное, пару-тройку лет. И сразу же после этого запускается первый спутник? Да, ладно. Если бы в СССР осталось менее 50 миллионов населения, то вся страна оказалась бы в положении США во вселенной "Fallout". Тут либо не было массовой гибели трех четвертей населения СССР, либо население СССР составляло гораздо больше, чем 209 миллионов человек.
Я сравнил две вымышленных вселенных. В одной вселенной гибнет куча людей от ядерной войны и ее последствий, в другой гибнет куча народа от обычной войны и последующей эпидемии. Интерполяция вполне уместна.
Вы сейчас занимаетесь работой сценаристов. Или тем, чем обычно занимаются авторы dtf, разгадывая головоломки в названиях станций метро и прочее, что даже скорее всего и не придумывалось. Мы же строили выводы на основе доступной информации. Да, она разрозненная и имеет трактовки. Но она открытая и ее не надо сидеть выдумывать. То, что в ссср не расплачивались крышками еще не означает, что там все окей. Там не было атомного взрыва и все это время жил супер гений, чего не было в том же фоллыче. То, что человека отправили в космос никак нашей теории не противоречит. Остатки людей собрали первых роботов, а потом оказались не нужны, так как роботы настроили воспроизводство. И Захаров и сеченов относились к людям как к туповатым животным. Из меньше всего заботило как будет жить население. Их заботил общий прогресс человечества. Поэтому отправить одного Гагарина с кучей полимерных машин в космос наверняка была не такая сложная задача, как в нашей Вселенной
>>Остатки людей собрали первых роботов, а потом оказались не нужны, так как роботы настроили воспроизводство.<<
Тут все утыкается в предположение, что три четверти населения погибло. А это люди в различных сферах хозяйственной и научно-технической деятельности СССР, которые тесно между собой переплетены и связаны. Погибло, в среднем, три четверти рабочих и крестьян, три четверти работников медицины и т.д., включая три четверти инженеров и ученых, способных разрабатывать, строить и технически обслуживать роботов, а так же запускать ракеты в космос. А еще три четверти учителей, которые обучали бы будущих инженеров и ученых на смену погибшим. Плюс колоссальная демографическая яма, из которой выбираться надо лет 100. Если бы после окончания войны и эпидемии погибло бы три четверти населения, то у всех этих людей были бы, мягко сказать, совсем другие задачи и заботы, чем запуски ракет в космос через несколько лет после этого.
Угу, бессмертие. Записывайте:
- Для начала нужен простой, советский, есть в каждой квартире....
- Нейрополимер исчерпан. Хотя, к успеху шла...
Да пусть так, но даже бессмертие отдельных персонажей в событиях текущего времени игры (середина 50-х), никак не поможет преодолеть экономический коллапс, который уже случился в прошлом, а именно лет 10 назад, в середине 40-х.
Спасибо за интересную статью, но у меня возникли вопросы:
1. С чего было сделаны выводы, что в игре есть социальное расслоение, есть избранные, а есть "низы"?
2. С чего было взято, что в СССР из-за роботов была безработица, если 3/4 населения сократилось, то работы там было хоть отбавляй даже с роботами, не говоря о том, что при социализме (в игре) роботы призваны заменить человека в физическом труде и освободить его для творческого?
В США как раз наоборот, так как там капитализм, то безработица дело обычное в таких случаях.
Автоматизация производства сокращает издержки, удешевляет стоимость товара, при капитализме она нужна для борьбы за покупателя более привлекательной ценой и качеством. Однако она приводит к безработицы, так как почти нет людей, способных покупать товары. Это приводит к тому, что ни капиталисту ни рабочему капитализм больше не выгоден.
В СССР в игре средства производства принадлежат не отдельным капиталистам а всему обществу, потому там такая схема не работает, и автоматизация производства приближает коммунизм. Из-за этого заканчивается переходный период от капитализма к коммунизму, т. н. — социализм. То есть, СССР в игре ушел от принципа "от каждого по способностям к каждому по труду" к принципу "от каждого по способностям к каждому по потребностям".
Но скорее всего тут уж не ошибка или недопонимание автора, а скорее авторов игры.
Чмок.
1. Вы немного заменяете собственные умозаключения тем, что было продемонстрировано в игре. Про социальный рейтинг есть упоминание в некоторых записках, а также в описании ларисы филатовой с оф сайта. То, что есть более жесткое расслоение на привилегированных и всех остальных напрямую не говорится, да. Но на это указывают разные мелкие факторы. Даже тот факт, что сеченова прогнули, заставив сделать несколько бета-коннекторов для всей партийной верхушки – уже знак. Да, в итоге осталось лишь два кольца, но тут важнее сам факт. Ну и летающий город ученых вы никуда не денете. Это не Москва или что-то подобное, это личный город Сеченова, поэтому жизнь СССР без пропаганды мы фактически не наблюдаем.
2. По поводу безработицы есть небольшие кадры в вырезанном интро, посмотрите его. Наряду с кадрами счастливой пропаганды там есть статьи из газет, где заголовок прямо пишет – Роботы захватывают производство. Ну и люди, которые занимаются только творчеством – звучит довольно утопично. Бесплатная еда и жилье, серьезно? Это возможно и есть на том же Челомее, но не похоже, что есть во всем Союзе. Про США вы говорите все правильно, но тоже само творится и в Советах. Никто никуда не ушел, иначе бы не было кгбшника, которому никто не указ, аргентума, а также безногих ветеранов, втихую пытающихся отрубить роботу ногу. Это все маленькие примеры, составляющие общее впечатление. В игре их гораздо больше. Об этом я и пишу в статье. Весь успех СССР – не более чем пыль в глаза и пропаганда. На деле же все менее радужно.
>>Наряду с кадрами счастливой пропаганды там есть статьи из газет, где заголовок прямо пишет – Роботы захватывают производство.<<
Полное название того заголовка (тайм-код 1:18): "Американский бунт: Роботы захватывают производство". Речь в статье именно о положении дел в США. К доказательству вашего предположения о наличии безработицы в СССР, данный заголовок не имеет никакого отношения.
к доказательству безработицы имеет отношение то, что абсолютное большинство специалистов на местах были полностью замещены роботами. Единственные, кто имеют значения – ученые на самом предприятии. На это указывает множество обстоятельств.
Вы просто строите все свои умозаключения на основе трактовки того, кого считать "товарищами" в исторической справке. Этого недостаточно, чтобы говорить о том, что это относится не к ссср. Заголовок про Америку, совершенно верно. Это косвенное подтверждение того, что и у нас тоже самое. Не заметил в игре ни одного намека, что реальный социализм и уж тем более коммунизм был достигнут, а значит союз в своей сути живет по тем же принципам, а значит у него те же проблемы. Иначе зачем платить зп и иметь жесткие рамки социального рейтинга? потому что люди просто занимаются чем хотят и наслаждаются жизнью что ли? Это логичный выводы и немного знаний по экономике. А вы уцепились за одну фразу и полностью игнорируете целый пласт дополнительной информации, которую мы приводим в статье: намеки на полицейское государство, снова пресловутый соц рейтинг, жесткая партийная власть и многое другое.
У нас тоже теория, но в нашей гораздо больше и полнее исследован вопрос. А прям уж сильно сравнивать с реальностью тут бессмысленно, так как от реальности тут пара имен и событий. Даже в самой статье я пишу, что лишь применяю реальные цифры к вселенной игры, быть может цифры другие. Но факт безработицы исходит не только из цифр. Или вы всерьез считаете, что роботы, способные на то, на что они способны в игре, сильно нуждаются в людях? Дороги строят они, вся промышленность на них, соц сфера, полиция быть может даже. Если людей выжило больше, то уровень преступности должен быть еще выше. Но в таком случае не очень понятно, зачем государству напирать на роботов сеченова, если и так людей хватало. Это бесконечный спор, поэтому я не вижу смысла его продолжать.
Первый абзац. Откуда же тогда столько трупов на предприятиях, если абсолютное большинство было заменено роботами? А среди них не только ученые, но и разнообразный обслуживающий и второстепенный персонал.
Второй абзац. В первой строчке вы утверждаете, что строить умозаключения на основе того, кого считать товарищами — этого недостаточно, но тут же, во второй строчке, вам достаточно на основе статьи о безработице в США, сделать умозаключение, что в СССР все то же самое, в плане безработицы. Серьезно?
естественно, так как статья – материал из игры, подкрепленный множеством дополнительных сведений. а ваше умозаключение – просто ваше восприятие фразы, которое ни на чем не основано. Что же касается предприятия – вот как раз на предприятии сеченова люди были. я в этом невероятно интригующем споре уже где то писал, да и в статье тоже указывал, что ученые под началом сеченова были неприкасаемыми. Ведь исследования полимера продолжались. Их ценили и жили они явно лучше каких-то обычных граждан. но на том же предприятии экскурсоводов без проблем выкинули, заменив роботами. я хз что вам еще нужно. Разрабы вон пообещали выпустить целую лорную книгу – ждите ее
>>Это бесконечный спор, поэтому я не вижу смысла его продолжать.<<
И тут же вы продолжили этот спор! )) Напомнило: "Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны." )) Ну да ладно. "На колу мочало, начинай сначала" (с). Ну тогда начнем с самого начала. Я даже начал во второй с половиной раз проходить игру. Но, я уже понимаю, что даже в самом-самом-самом начале, разрабы лажанули с последовательностью событий в сюжете игры. Могу потом даже привести пример. И это при всем, при том, что мне игра дико понравилась. Но, прежде всего, вопрос вам, а в самом лоре игры есть сведения, о том, что население СССР на момент начала 2МВ, составляло 209 миллионов человек?
Вы сравниваете ценообразование СССР и США — ну это база) Роботизация в США приедет к росту цен, не смотря на снижение себестоимости, инфляция штука куда сложнее, сейчас в мире тоже идет роботизация, посмотрите на автоконцерны различные. В СССР нет капитализации например предприятий, недвижимости, нет рынков что бы сбыть эту капитализацию ну или оценить, да, себестоимость товаров есть, да только это говорит лишь об одном, каким образом станет распоеделять ресурсы государство с учетом плановой экономики. Безработица вряд ли угрожает СССР, так как привычная капиталистической экономике система товарно-денежных отношений с учетом теории научного коммунизма просто исчезнет. Я думаю Сеченлв и подходит к тому, что создать возможность отойти от системы товарно-денежных отношений. Тут и приходит к нам система социального одобрения, значимости. И она выглядит не так ужасно при умелой организации. Вы же в Москве живете? Заметили кому в центре, в жилых домах стоят памятные доски. Можно легко сделать вывод кому давали квартиры в центре города. Конечно не без партийного аппарата;) но там жили ученые, деятели культуры, работники крупных научных центров и предприятий. Разве такое социальное ранжирование не справедливо? Дело в том, что эти люди не владели обществом через средства труда, они его тянули за собой. У Рент например в «Атлант расправил плечи» тоже самое делают капиталисты. Все это к тому что нельзя сравнивать влияние роботов на экономику СССР исходя из того что происходит в США. Это глупо. Смогли ли роботы избавить СССР от товарно денежных отношений как завещал Маркс, видимо нет, вот что интересно. Почему так вышло? Или рано еще судить? Может Сеченов и двигался к этой цели.
Вот и разбор подъехал, вот и благодать