Релиз The Callisto Protocol нельзя назвать удачным. Игру разрабатывали выходцы из Visceral Games, и многие фанаты трилогии Dead Space надеялись, что студия создаст духовную наследницу культового хоррора. Автор идеи оригинальной Dead Space — Глен Скофилд (Glen Schofield) попытался угодить преданным фанатам и новым игрокам, предложив симбиоз старых идей игры 15-летней давности и новых геймдизанерских фич. Последние не пришлись по вкусу поклонникам «Мертвого Космоса», и это существенно отразилось на продажах и оценках.
Ремейк первой Dead Space от авторов Star Wars: Squadrons на фоне The Callisto Protocol выглядит более выразительно. Знакомый всем геймплей, улучшенная графика и полюбившиеся декорации корабля «Ишимуры» порадовали многих. Вот только Dead Space сложно назвать полноценным ремейком. Да, игру пересобрали на новом движке, но, по сути, это та же самая игра из 2008 года, лишь с небольшими правками в сюжете и добавленной повесткой.
В этой статье мы решили сопоставить новую игру Скофилда The Callisto Protocol и его старую игру на новых рельсах — Dead Space. Что изменилось в геймдизайне? Где визуальная составляющая лучше? Какая игра пугает больше? На эти и другие вопросы я отвечу в статье.
Для начала нужно сразу уяснить один важный факт: The Callisto Protocol и Dead Space — это разные по геймдизайну игры. Первая является типичным представителем линейного экшена, а вторая — неторопливым хоррором с упором на исследовательскую часть. Так как обе игры фактически разрабатывали одни и те же люди (оригинальную Dead Space и The Callisto Protocol), я попробую сравнить обе игры с точки зрения современной геймплейной фабулы.
В отличии от Capcom (Resident Evil 2 (2019)) или Hangar 13 (Mafia: Definitive Edition), авторы ремейка Dead Space пошли по пути Naughty Dog (The Last of Us Part 1) и не стали пересобирать геймдизайн Dead Space с нуля. Если игра работала в 2008, то почему она перестанет работать 15 лет спустя? И в этом что-то есть. Оригинальный «Мертвый Космос» от Visceral Games прекрасно играется и по сей день. Да, местами геймплей весьма топорный, а блуждание по темным коридорам серьезно утомляет ближе к середине игры. Motive Studios не решилась на осовременивание многих геймплейных фич, из-за чего игра воспринимается как крепкий ремастер, но никак не ремейк.
Striking Distance Studios, основанная бывшими сотрудниками Visceral Games, попыталась освежить фабулу Dead Space, сконцентрировав ядро геймплея на прямых столкновениях главного героя с противниками. Теперь необязательно отстреливать конечности, чтобы прикончить врага. В The Callisto Protocol весь геймдизайн сосредоточен на последовательных уклонениях и грамотных контратаках. Если не смотреть в сторону оригинальной Dead Space и воспринимать проект Striking Distance как уникальную игру, то в целом боевая система дает новые эмоции и геймплейные открытия.
Боевая система
Ремейк Dead Space уверенно шагает по протоптанной оригинальной трилогией дорожке. Знакомые с оригинальным «Мертвым Космосом» игроки быстро адаптируются к уже виденным механикам. Все прекрасно знают, что нужно делать, куда стрелять и как топать ножкой, чтобы размозжить голову супостату.
Играя в The Callisto Protocol, игроки вынуждены привыкать к боевой системе. Любая ошибка в сражении приводит к печальному финалу. Изучая отзывы в Steam и на Metacritic, я заметил одну важную вещь: большинство игроков хвалят боевую систему, получают удовольствие от игрового процесса, а постоянная гибель протагониста стимулирует заучивать паттерны поведения противников.
Но даже с новыми ощущениями от боевой системы The Callisto Protocol проигрывает ремейку Dead Space в одном важном аспекте — разнообразии сражений. В 2008 году Visceral Games придумала для своей игры целую пачку разнообразных монстров, боссов и уникальных боевых ситуаций. Авторы ремейка сохранили и осовременили этот аспект. Изучать противников в Dead Space интересно. Некроморфы сочно разрываются на части, а столкновения с парой-тройкой монстров побуждают как можно грамотнее использовать арсенал. Боссы ощущаются серьезным препятствием, а битвы с ними не похожи друг на друга.
У The Callisto Protocol с разнообразием напряг. Уникальных противников очень мало, а их внешний вид не блещет вариативностью. Бой с боссом сиамским близнецом повторяется несколько раз, а других интересных противников, за исключением финального злодея, в игре студии Striking Distance нет. Уникальных боевых ситуаций в игре предостаточно, но зачастую на это не обращаешь внимания, так как они воссозданы из вторичных ассетов. Инди-проекту такое еще можно простить, но крупнобюджетному боевику нельзя.
Арсенал
К амуниции и арсеналу Dead Space вопросов нет. Разработчики ремейка перетряхнули боевую систему, сделав главного героя подвижнее и отзывчивее к управлению. Если раньше вы изредка пользовались разными пушками, оставляя предпочтение паре самых эффективных и прокаченных стволов, то теперь вынуждены пользоваться всем доступным арсеналом. Благо, теперь новое оружие не нужно покупать, его дают по сюжету.
Арсенал The Callisto Protocol абсолютно непонятен с точки зрения геймдизайна. Боевой геймплей заточен под ближний бой, но из ударного оружия доступна только дубинка. Почему разработчики не удосужились создать еще несколько? Меча или топора в игре явно не хватает. Огнестрельное оружие также вызывает вопросы. Оно однообразное, его мало, а ситуаций, где его можно применить, и того меньше. Создалось ощущение, что игру мастерили под другой боевой дизайн, но в какой-то момент решили все переделать, чтобы отличаться от грядущего ремейка Dead Space.
Разнообразие
Другой немаловажный момент игрового процесса, который хочется выделить, разнообразие игровых ситуаций и механик. Геймплей Dead Space состоит из стрельбы, плутания по темным коридорам и полетам в безвоздушном пространстве. Ничего кардинально нового Motive Studios в ремейк не добавила. В сравнении со второй частью 2011 года, геймплей первой довольно скуден на разнообразие. Мало того, разработчики ремейка переделали уникальные битвы оригинала в повседневные перестрелки. Того же Левиафана теперь нужно убивать привычным для главного героя способом, а не сидя за турелью, как это было в оригинале.
The Callisto Protocol — более современная с точки зрения концептуальности игра, в ней больше срежиссированных сцен с уникальным геймплеем. Это и покатушки по канализации, и стелс-уровни, и падение с огромной высоты на фоне крушения тюремных отсеков и так далее. Этих сцен не так много, как хотелось бы, но они есть. Плутаний по темным коридорам и сражений с противниками, как в Dead Space, хватает за глаза. Разница лишь в методе борьбы с монстрами.
Что ремейк Dead Space, что The Callisto Protocol быстро наскучивают ко второй половине игры. Первую не спасают разнообразные противники со всевозможными методами их расчленения и плутания по однообразным коридорам. Второй не хватает большего количества уникальных моментов, разнообразных врагов и грамотного чередования геймплея. Чрезмерную затянутость и однообразие ремейка Dead Space можно простить, так как разработчики из Motive Studios не собирались кардинально перетряхивать весь игровой процесс, сохранив основные черты оригинала 2008 года. А вот простить The Callisto Protocol за такую оплошность, увы, не получается. Бывшим сотрудникам Visceral стоило учесть ошибки прошлого и подтянуть геймдизайн новой игры под современные стандарты.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод: ремейк Dead Space выигрывает у The Callisto Protocol в количественном плане. У проекта Motive Studios банально больше контента, больше противников и больше оружия. Геймплей 15-летней давности отлично играется в 2023 году, а обновленные тайминги и ускоренный темп сражений обеспечивают иной взгляд на культовый хоррор. При этом у The Callisto Protocol более свежий геймдизайн и подход к разнообразию игрового процесса. Да, бои явно нуждаются в полировке, а оружие — в тотальной переделке, но даже так боевая система отлично развлекает. Какая игра с точки зрения геймдизайна лучше, сказать сложно. The Callisto Protocol — все-таки эксперимент и попытка предложить игрокам иной игровой опыт. А ремейк Dead Space — выверенный до мелочей продукт. Если бы оригинал изначально был плохой игрой, решилась бы Electronic Arts на разработку ремейка? Вряд ли.
Какая игра за последние 10 лет вас реально напугала?
Пройти опросСравнивать хоррор-элементы ремейка Dead Space и The Callisto Protocol намного интереснее. Геймдизайнеры из Motive Studios не решились кардинально менять геймплейную структуру оригинальной игры, а вот атмосферу ужаса перелопатили значительно. Начнем с того, что Dead Space образца 2008 года была создана по методичке Capcom, а именно стала копией геймдизайна Resident Evil 4. Неторопливый, нагнетающий ужас хоррор, в котором главный герой и его противники довольно медлительны. В ремейке от такого подхода по неведомой причине отказались.
Новая Dead Space зачастую пугает классическими приемами старенькой Doom 3: постоянные скримеры и абсолютная темень, из которой то и дело выпрыгивают некроморфы. При этом знаковые пугалки из игры 2008 года остались на месте. Вот только без тягучей атмосферы они ощущаются абсолютно безвкусными. Скриптовые сцены с представлением противников существенно переделали, и в ремейке они отлично работают с точки зрения геймдизайна, но не с хоррор-составляющей.
The Callisto Protocol недалеко ушла от ремейка Dead Space в плане демонстрации хоррор-элементов. Особая атмосфера? Не смешите. Перед нами крепкий боевик в духе вторых «Чужих» (Aliens). Striking Distance пугает игроков рудиментарными скримерам ничуть не реже, чем Motive Studios. Словно студии заключили пари: кто больше наделает скримеров на один квадратный метр. При этом Глен Скофилд не постеснялся взять свои же хоррор-идеи. У меня возникло двойное дежавю после изучения The Callisto Protocol и ремейка Dead Space.
Современные блокбастерные хорроры по неведомой причине стесняются пользоваться приемами 20-летней давности, сводя все к демонстрации насилия и постоянным скримерам. Даже сейчас классическая Resident Evil или первая Outlast способны напугать матерого геймера. Оригинальная Dead Space была квинтэссенцией идей хоррор-жанра. Ремейк же плюет на былые достижения и выдает игрокам свой «неповторимый» подход. По ощущениям новая Dead Space похожа на вторую часть, которая в свое время также отказалась от медлительности и нагнетания ужаса.
Вообще, сравнивать игры по критерию хоррор-составляющей с объективной точки зрения практически невозможно. Страхи у каждого человека сугубо индивидуальны. Кто-то пугается банальных бу-эффектов, а кто-то с улыбкой смотрит «Заклятие» (The Conjuring). Но субъективно, что ремейк Dead Space, что The Callisto Protocol — вторичные хорроры. Крепкие боевики, у которых есть своя неповторимая атмосфера. Скримеры в этих играх выступают в роли респауна врагов и используются в развлекательных целях. У вас может быть противоположное мнение, и это нормально. Возможно, именно ремейк Dead Space заставил ваши коленки трястись.
Dead Space и The Callisto Protocol — довольно технологичные игры. В графическом плане у проектов есть свои достоинства и недостатки. Ремейк Dead Space может похвастаться более выраженной резкостью картинки, качественными текстурами и продуманным освещением. Под капотом у нее всем известный движок Frostbite. Его мощностей с лихвой хватило на реализацию крутого окружения, игру света и тени, а также сочной системы расчленения некроморфов.
Гибкий и технологичный движок позволил Motive Studios создать реалистичную «Ишимуру», в правдоподобность которой веришь с первого взгляда. Игры на Frostbite в большинстве случаев всегда выглядят хорошо. Но даже у такого технологичного движка есть серьезные проблемы, с которыми разработчикам приходится мириться. Он нестабилен и плохо адаптируется под определенные жанровые особенности. Например, Mass Effect: Andromeda даже сейчас способна удивить крутыми пейзажами, а вот ее глючные анимации не хочется даже вспоминать. С новой Dead Space та же песня.
У ремейка устаревшие анимационные технологии. Реализация движений персонажей выполнена в духе игр начала нулевых. Лицевые анимации выглядят хуже печальной Andromeda, да и сами головы героев смоделированы из рук вон плохо. Учитывая, что в ремейке значительно доработали сюжетные линии и расширили взаимодействие с персонажами, такая халтура непростительна. Многие игроки были в восторге от новости, что главный герой не только заговорит, так еще и шлем снимать будет. Но с такими лицевыми анимациями лучше бы он этого не делал.
The Callisto Protocol разработали на движке Unreal Engine 4, который способен удивлять своей технологичностью ничуть не хуже Frostbite. Игра выглядит современно, но потягаться с Dead Space в плане реализации окружения едва ли способна. The Callisto Protocol более камерная и стерильная: минимум лишних объектов для лучшей читаемости геометрии уровня.
Игра абсолютно линейная, поэтому количество разбросанных предметов на уровне разработчики свели к минимуму. И это плохо, гравитационной перчатке, одной из основных геймплейных фич, не за что ухватиться. В ремейке Dead Space игрок может поднять практически любой предмет, разбросать декорации по локации и поиграться с местной физикой, в то время как в The Callisto Protocol большинство объектов прикручены к полу.
Но чем способна удивить The Callisto Protocol, так это киношной картинкой. Заранее просчитанное освещение выглядит зрелищно. Туман и дымка существенно оживляют картинку, размывая границы между дорогущим CGI-роликом и игровым процессом. Ремейку Dead Space явно не хватает подобных эффектов. За счет проработанного освещения The Callisto Protocol выглядит более объемной и реалистичной.
Техническая реализация персонажей The Callisto Protocol — мое почтение. Лицевая анимация и детализация текстур выполнены на высочайшем уровне. Unreal Engine может без проблем демонстрировать все достижения в области фотограмметрии. Разработчики пользуется этой фичей не только в срежиссированных кат-сценах, но и в самом геймплее. Эмоции персонажей читаются без слов, а противники не ощущаются кукольными болванчиками.
The Callisto Protocol выглядит как сюжетно-ориентированная игра, для которой персонажи и погружение в мир стоят на первом месте. Ремейк Dead Space более геймплейно-ориентированная, для нее детализация с интерактивностью важнее постановочных роликов с дорогостоящими анимациями. Если соединить положительные стороны графической составляющей обеих игр, то мы получим невероятной красоты хоррор, способный переплюнуть все вышедшие на текущий момент игры.
Субъективно — обе игры по-своему красивы. Да, с недостатками, но из-за жанровых особенностей на эти минусы можно закрыть глаза.
В плане звукового сопровождения — всё достойно. Для хоррор-игр качество звука очень важно, поэтому выявить ярковыраженные недостатки в аудиосопровождении The Callisto Protocol и Dead Space очень сложно.
В плане технической реализации обе игры идут на равных. Да, у The Callisto Protocol были проблемы с ПК-версией на релизе, но эту оплошность разработчики быстро устранили в первом патче. Обе игры требовательны к железу, запустить их на максимальных настройках могут лишь обладатели видеокарт RTX 4090. При этом Dead Space с включенными лучами с трудом выдает 40 FPS, а The Callisto Protocol стабильно держит 60 кадров.
Во время прохождения The Callisto Protocol я не встретил критических технических ошибок. Можно разве что вспомнить фонарик, которого на самом деле нет на модели, и противников, умирающих от соприкосновения с потолком. А вот в ремейке Dead Space досадных багов больше. Враги часто застревали в текстурах и дверях, локации не успевали прогружаться, а трупы катались из стороны в сторону. И еще мыльные текстуры, которые не хотели подгружаться. Последнее, к слову, исправили в недавнем патче.
В оригинальной Dead Space довольно простой сюжет, который заметно расширили в последующих играх, комиксах и мультфильмах (подробнее — в нашем материале). Разработчики ремейка заметно улучшили повествование, добавили глубины и взаимоотношений между персонажами. Внедрили расширенный лор и добавили сюжетные подвязки к другим продуктам серии.
Сравнивать ремейк с The Callisto Protocol банально не получается. У новой игры нет такого обширного багажа из лора и второстепенных проектов. Да и чего греха таить, проект от выходцев из Visceral Games в открытую копирует сюжетные ходы Dead Space. Видно, что разработчикам очень хотелось создать четвертую часть, но так как права на серию принадлежат Electronic Arts, им пришлось выдумывать с нуля игровой мир, но с узнаваемыми чертами трилогии Dead Space. Глен Скофилд в интервью признался, что хотел бы собственноручно поработать над ремейком своей игры.
С точки зрения повествования The Callisto Protocol более киношная и современная. Она воспринимается сюжетной игрой. В ней больше постановочных сцен и меньше скриптовых вставок в самом геймплее. А ещё больше информации об игровом мире можно получить из записок и аудиодневников.
Ремейк Dead Space в плане повествования ближе к играм конца нулевых. Игрок непосредственно участвует в сюжетных сценках и следит за происходящим в реальном времени. Да, в плане лицевой анимации и постановки игра явно проигрывает The Callisto Protocol, но благодаря расширенному лору и культовым персонажам следить за происходящим не менее интересно.
В плане добавления современных повесток ремейк Dead Space солидно обгоняет The Callisto Protocol. Многие игроки остались в шоке от культурного разнообразия на «Ишимуре». Разработчики не стеснялись менять облики персонажей, не считаясь с неодобрительными возгласами фанатов. В сумме с уродливыми лицевыми анимациями смотреть на обновленные облики героев ремейка неприятно как фанатам, так и новичкам.
***
Ремейк Dead Space и The Callisto Protocol — похожие и в то же самое время разные игры. Сделать обобщающий вывод, какой из проектов однозначно лучше, я не могу. Мне обе понравились. У каждой есть свои достоинства и недостатки, схожие моменты и кардинальные различия. Новая Dead Space хороша как ремастер классики, но недостаточно хороша как ремейк. The Callisto Protocol — крепкий сюжетный боевик, созданный по мотивам первой Dead Space, но в плане оригинальности довольно сомнительный хоррор.
Какой хоррор все-таки лучше?
Пройти опросА что вы думаете? Какая из игр лучше? Можно ли их вообще сравнивать между собой? Хотели бы вы, чтобы Motive Studios объединилась с Striking Distance для создания четвертой части Dead Space, в которой будет только все самое лучше из ремейка и The Callisto Protocol? Пишите в комментариях.
Я считаю что каждая игра по своему хороша и по своему имеет недостатки. Несомненно, Дед Спейс всё же в выигрыше, но и каллисто полной туфтой не назвать. Даже несмотря на малое разнообразие мутантов и да, согласен, в плане оружия как-то немного странно сделано. Но, надеюсь изменят. А то по сути можно бегать с одним основным пистолетом и второстепенным дробовиком а так же автоматом. Остальные три оружия которые сменяются пистолетом как-то так, чисто на любителя а не так, что бы каждое оружие ну прям вот точно бы подходило для тех или иных монстров (двухголовый не в счёт, эту скатину всем имеющимся оружием надо убивать). В итоге очень долго можно ходить с одним пистолетом (особенно когда его вкачаешь). В плане перчатки, то, что она не всё может захватывать, тут считаю на любителя. Если вам по приколу всякими банками и пробирками в монстров кидаться а потом от них отхватывать, ради бога. Лично мне достаточно что можно приблизить к себе монстра и уже он отхватывает дубиной по рёбрам и фейсу.
Но давайте будем честными, не будь Дед Спейса, а вышла бы Протокол, даже несмотря на свои фризы в день выхода, она однозначно бы получила на много меньше отрицательных отзывов, так как сравнивать бы было не с чем. Это я к тому, что в целом всё же игра вышла неплохая. И не обязательно за неё сразу на все 8-10 часов садиться. Часик два по бегал, выключил. И сильно хреновой не покажется, и наскучить не успеет, и игровой зависимости не будет 😁
Я считаю что каждая игра по своему хороша и по своему имеет недостатки. Несомненно, Дед Спейс всё же в выигрыше, но и каллисто полной туфтой не назвать. Даже несмотря на малое разнообразие мутантов и да, согласен, в плане оружия как-то немного странно сделано. Но, надеюсь изменят. А то по сути можно бегать с одним основным пистолетом и второстепенным дробовиком а так же автоматом. Остальные три оружия которые сменяются пистолетом как-то так, чисто на любителя а не так, что бы каждое оружие ну прям вот точно бы подходило для тех или иных монстров (двухголовый не в счёт, эту скатину всем имеющимся оружием надо убивать). В итоге очень долго можно ходить с одним пистолетом (особенно когда его вкачаешь). В плане перчатки, то, что она не всё может захватывать, тут считаю на любителя. Если вам по приколу всякими банками и пробирками в монстров кидаться а потом от них отхватывать, ради бога. Лично мне достаточно что можно приблизить к себе монстра и уже он отхватывает дубиной по рёбрам и фейсу.
Но давайте будем честными, не будь Дед Спейса, а вышла бы Протокол, даже несмотря на свои фризы в день выхода, она однозначно бы получила на много меньше отрицательных отзывов, так как сравнивать бы было не с чем. Это я к тому, что в целом всё же игра вышла неплохая. И не обязательно за неё сразу на все 8-10 часов садиться. Часик два по бегал, выключил. И сильно хреновой не покажется, и наскучить не успеет, и игровой зависимости не будет
взял комент у человека :)
Саглы, каллисто норм игра я на компе играл ну были иногда фризы но на дедспейсе такие же фризы у меня тоже есть но на неё столько негатива из за производительности не было..какое то предвзятое отношение к каллисто у игроков наверное потому что в игру вложили 160 лямов ..невероятная просто сумма для хорора в космосе, это ж не геншин с полуголыми вайфу..
Каллисто норм игра вообще мне понравилась очень, а дед не очень, как то всё старообразно.. не знаю но не цепляет вообще
обе хороши я считаю у калисто просто старт выдался неудачный из за оптимизации. ну еще сюжет слабоват.