Женские персонажи в видеоиграх прошли долгий путь: от полураздетых барышень в беде до главных героинь, способных решать свои проблемы без участия посторонних. Но почему именно сейчас образ сильных и независимых подвергается критике? С вашего позволения, мы немного порассуждаем на эту тему.
И да, автор этого текста — девушка.
Женский протагонист давно не в новинку: так, в 1982 году игроков радовала мисс Пакман (Ms. Pac-Man), в 1986 — Самус Аран (Metroid) , а в 1996 появились сразу две культовые дивы — Лара Крофт (Tomb Raider) и Джилл Валентайн (Resident Evil). Однако говорить о какой-то тенденции 20-30 лет назад не приходилось — скорее, о локальных достижениях.
Очень показательно, что еще совсем недавно, в 2017 году, Sony сомневалась в успехе Horizon Zero Dawn из-за девушки на главной роли, а в руководстве Ubisoft были уверены, что «женщины не продают видеоигры».
Тем не менее, с увеличением количества геймерш растет и число протагонисток, и тут нет никакого заговора феминисток — девушки в основном предпочитают играть за представительниц своего пола, а рынок просто отзывается на запросы аудитории.
Нравится ли вам играть за женского персонажа?
Пройти опросНо все же, несмотря на заметный прогресс, женских персонажей на главных ролях пока остается значительно меньше, чем мужских.
Сейчас в киноиндустрии персонажи вроде Рей («Star Wars») или капитана Марвел (из одноименного фильма) превратились практически в имена нарицательные для всех неумело прописанных «сильных и независимых». Наивно было бы предполагать, что тенденция к созданию таких протагонисток обойдет видеоигры стороной.
Элой из дилогии Horizon, Лара Крофт из Tomb Raider (последняя трилогия), Джилл Валентайн из Resident Evil 3 Remake — все трое частенько занимают высокие места в списках лучших видеоигровых женщин. И на их примере неплохо видно, что не так с образом современной героини.
Так, проблемы Элой не в огромных щеках, которые ей подарил сиквел, а в отсутствии хоть каких-то граней личности. Девушка словно бы сошла со страниц неумелых фанфиков — идеальная, умная, сильная, добрая и отважная.
Единственное, что отличает ее от Рей Скайуокер — наличие предыстории и эмоционального багажа в виде Раста (наставника Элой). В остальном это настолько же «мэрисьюшный» персонаж (герой, наделённый гипертрофированными, нереалистичными достоинствами), для которого в каждом сюжетном кусте заготовлено по роялю.
Элой легко осваивает новое и неизвестное, завоевывает внимание окружающих, защищает слабых, не терпит никаких двусмысленных намеков — и в целом невероятно скучна. Это тот обидный случай, когда потрясающий оригинальный дизайн (вы только посмотрите на этот гайд по косплею!) не имеет ничего общего с характером самого героя.
С обновленной Ларой Крофт проблем не меньше: как и Элой, она просто затмевает окружающих людей своей безупречностью, а сценаристы будто и не пытаются создать интересных персонажей рядом, словно боятся сместить фокус с и так не в меру идеального протагониста.
Единственная их слабая попытка — Tomb Raider 2013 года. Проект пусть и страдает от сильнейшего диссонанса между происходящим в катсценах и игровым процессом, но все же пытается рассказать историю неопытного начинающего терминатора Лары. Тут есть и ее взаимодействие с любовным интересом, и разговоры с друзьями, и флешбэки с наставником, а также многочисленные попытки выживания. Остальные части серии, кажется, забили даже на это.
В Shadow of the Tomb Raider разработчики сделали легкие поползновения в сторону изучения души молодой расхитительницы, но что-то явно пошло не так. Поэтому на выходе вместо обещанного противоречивого персонажа мы получили эмоционально нестабильного подростка в теле взрослого человека. А разговоров-то было!
При этом и полноценный диалог выстроить Ларе не с кем — вокруг только болванки, либо помогающие, либо противостоящие ей. Самой же девушке ни падающие самолеты, ни отверстия в пузе от пуль не страшны — с луком в руках она способна уничтожать даже древних бессмертных.
Она вообще со всем справится сама. Как итог — никакого морального и психологического становления за три игры в «ту самую Крофт» так и не произошло.
В то же время Capcom в своем желании осовременить Resident Evil 3 решительно стерла оригинальный образ Джилл Валентайн.
На смену сильной, волевой, но обыкновенной девушке пришла обожаемая всеми супергероиня, которой все нипочем — будь-то ракета под ногами или прыжок с крыши. А ее противостояние с Немезисом и вовсе выглядело зарубой T-800 с T-1000, непонятно, кто из них еще более неуязвимый. Оттого и момент с заражением Джилл не сработал. Серьезно, ее лицом пару часов назад чуть ли не кирпичные стены ломали, ну что с ней может случиться?
Ничего подобного, как можно догадаться, оригинал себе не позволял: Джилл была уязвима, никаких аниме-пушек голыми руками не поднимала, а все сражения с Немезисом проходили на грани ее человеческих сил.
Любого персонажа, независимо от пола, можно испортить, сделав его слишком идеальным. Лишить героя изъянов, поместить в стерильную среду, в которой никто не сможет с ним сравниться — очень ленивый способ создать якобы сильного протагониста.
Кроме того, сейчас вектор развития мужских персонажей клонится от так называемой маскулинной токсичности в сторону большей чувственности и эмоциональной открытости. Вспомнить можно и обновленного Кратоса (God of War), и Артура Моргана (Red Dead Redemption 2), и Сэма (Death Stranding).
В то же время девушки все больше теряют связь с этими чертами, как с пережитком прошлого, и приобретают характеристики, свойственные гипертрофированным героям боевиков 80-90-х.
На этом фоне какая-нибудь Байонетта (из игры Bayonetta) выглядит как минимум непривычно. Она изначально создана нарочито крутой и чувственной, достаточно сильной, чтобы не испытывать трудностей с врагами, и достаточно вызывающей, чтобы не стесняться принимать в сражениях разные «интересные» позы. Ее сексуальность — неотделимая часть ее самой, но разработчики не останавливаются на этом. В сюжете первой игры появляется Цереза — обычная девочка, через взаимодействие с которой ведьма раскрывается с другой, более непривычной, стороны. Избитый ли это ход? Конечно. Работает ли он? Безусловно.
Кроме нее, уже сейчас есть примеры протагонисток, которые куда лучше справляются с ролью действительно сильных героинь: Сенуа из Hellblade: Senua's Sacrifice, Элли и Эбби из The Last of Us: Part II, Клементина из The Walking Dead. Наличие привязанностей, любовного интереса, отличных персонажей вокруг не делают их менее привлекательными — сила персонажа не в том, чтобы быть лучше всех.
Людям нравятся герои, которые преодолевают трудности, растут над собой, принимают свои изъяны, признают ошибки — всего этого просто не происходит, когда персонаж лишен недостатков и каких-либо сомнений. Но проблема таких вот героинь далеко не только игровая — достаточно вспомнить супергероинь Marvel.
Разумеется, тенденция к созданию пустых «сильных и независимых» пока не распространилась на всю видеоигровую отрасль, но прецеденты (и довольно-таки заметные!) есть, и сколько ещё эта зараза будет отравлять нашу любимую индустрию, сказать сложно.
Самая интересная протагонистка последних лет?
Пройти опрос***
Хотелось бы верить, что эра безликих героинь, запертых в рамках очередных современных стандартов, с нами ненадолго — им самое место на полке истории вместе с бронелифчиками, тезисом «девушки не продают игры» и женскими бикини в качестве награды за пройденный уровень.
В конце концов, все меняется.
Если в каждой игре будет возможность выбрать пол персонажа, то пострадает прописанность, в том же киберпанке Ви на фоне Джонни выглядит довольно блёкло. Да и не каждая студия захочет тратить деньги и время, на то, чтобы записывать диалоги для 2 полов, добавлять новые предметы и т.д.
Лариску сливочную ириску только не трогайте. Красотка заслужила свое почетное место в играх.
Недавно смотрела видос... Эксперт по выживанию смотрел Лару) это конечно кринж)) Типа тянка в майке неизвестно где, ей плохо и холодно, в боку дыра. Эксперт все ждал (на самом деле ждала!)), что Ларочка как следует перевяжет рану, отлежится... ну или снмет с трупа шубу, но нет, она прыгает и скачет, забирается на вышки и все такое, и даже не думает найти шмотки потеплее, короче выживания там ноль — забавно). Пис F)
Ну не знаю как по мне Ларочка и Джилл намного лучше тех двух с ласт оф фаза . Не могу сказать от чего эта привязанность, или как её назвать зависит, фантазия или ещё что но я лично переживал за Лару когда она мёрзла в Сибири и как то реально хотелось её согреть или хотя бы увидеть что ей хорошо а вот за Джилл иногда было больно наблюдать как этот Гад 3 метровый бил, ронял и т.д. и прям хотелось поскорее убить его что бы он оставил её в покое . Да для меня эти две героини идеальны , но блин человек такое существо что одному кажется нормой второму видеться странно.
Учитывая кол-во частей с Ларкой, я смею предположить, что она всего-навсего просто чаще появлялась в твоей жизни🤔
Да также скорей всего, всё зависит от аппаратов, что у тебя были. Я с резиком познакомился со второй части, на плойке, что дали погонять на неделю. Только были забиты слоты сохранения и я про карту памяти ни сном ни духом был😑
Сейчас еще проблема в том, что бояться излишне сексуализировать персонажа. Я уж не говорю о "кривых" художниках, что переносят актрис из ИРЛ в игру.
Взять тот же Control, актриса выглядит отлично, а в игре она выглядит мужественно.
Стоит упоминать как поменялись лица и модели женских персонажей в МК? Не упоминая, что их стали укутывать в большее кол-во тряпья.
А образ сильной и независимой как таковой, не закрепился в головах у геймеров, всё чаще это построено на стереотипах или просто с кривой реализацией.
Хорошая статья, спасибо) Даже зарегался, чтобы оставить коммент)
Насчёт "сильных и независимых" на примере TR: Лара была сильной и независимой до ремейка. Ща как раз перепрохожу самую первую часть на второй соньке (через встроенный эмуль первой). Замочить краснокнижную пантеру? Пожалста. Археолога из конкурирующей фирмы? Не вопрос. И при этом вежливо общается с антагонистами ☕ 🇬🇧 Я уж не говорю про "сдвинуть этот камень" или "взобраться на скалу, а потом ещё и стойку на руках сделать". Но при этом 3-4 удара от льва или мумии — и Лара лежит. И сам геймплей на потных руках, потому что сохраняться можно только в условных местах и приходится чётко взвешивать и планировать каждый шаг или прыжок. Сексуальность Лары, кстати, (кто играл, должен помнить) заключалась не в треугольных сиськах, а в интеллекте и поведении персонажа. Лара не корчила из себя сильную и независимую. Она была такой. Вот в чём разница. И для того, чтобы проникнуться этим персонажем, не надо было навешивать всякой шелухи. Сочетание двух несочетаемых факторов: вежливости и учтивости и прямолинейности, выраженной в умении стрелять по-македонски, — это и есть залог того, что персонаж запомнится. Успешность франшизы до сих пор держится за счёт первых пяти игр и двух фильмов с Анджелиной Джоли. Да того же "Человека-паука" Сэма Рейми возьмите. Он понравился всем, потому что Питер был простым студентом без цента в кармане (как большинство студентов, кстати) с суперспособностями) То есть, опять же, совмещение несовместимого. А современные пустышки лишь подражают шедеврам. Но переигрывать или пересматривать их вряд ли будут. Только если ради графики и спецэффектов.
Про становление персонажа в новых частях... Дело вкуса, конечно, но мне больше нравится становление через прыжки в Камбодже со старым учителем-археологом в погоне за артефактом в четвёрке или остров с призраками и вообще со всякой жутью в Ирландии в Хрониках)
Лара Крофт — это прежде всего расхитительница гробниц, а не соплежуйка в джунглях, как по мне...
Настоящая Лара Крофт сейчас — это Байонетта если не на минималках, то на средних, если хотите)
Что же касается современных тенденций: мода на невзрачность, "обычность" и стремление избавиться от сексуализации персонажа должна умереть. Потому как только красота способна спасти мир 😍, а не невзрачность и дурной вкус. А если к этому ещё добавить интеллектуальную составляющую, какие-то недостатки или драму (действительно драму, интересную предысторию, а не скуку с болванчиками, имена которых не откладываются в памяти после прохождения), то может чего и выйдет.
Можете не соглашаться, но это моё мнение. Спасибо.
Вот абсолютно верно! Любой персонаж должен проходить перед нами через свою историю, становление, борьбу. Нельзя делать женского персонажа "мэри-сью" только потому что вдруг понадобилось показать сильную-независимую. Про мужских персонажей точно так же. Никто без смеха не вспомнит идиотского Рэмбо или Коммандо. Это были гипертрофированные дуболомы своего времени. Ведь очень интересный персонаж получился из Кела Кестиса в игре по звездным войнам, или тот же Мандалорец. Из хороших примеров новых женских персонажей вспомню Элли (первая tlou) и Сару Кэрриган (из star craft 2)
Чисто для проформы вопрос. Вы "Рэмбо: Первая кровь" смотрели?
Пара контрольных вопросов на маскулинность гг:
- сколько человек он убил в фильме?
- чем заканчивается фильм?
- зачем он приехал в город?
- что источник конфликта?
Когда игра сама по себе убийственно лёгкая, да ещё и персонаж идеален во всём, кроме внешности, — кому это может быть интересно? Разве что детям) Они и от котиков писаются) А когда хочешь чего-то действительно стоящего, то на ум приходит с пяток современных игр и целая куча старых. Но не наоборот.
И это дерьмо везде: в играх, кино...
Я не могу просто серьёзно относиться к тому, что на протяжении шести, ну даже с натяжкой, девяти игр Лара Крофт — это крутой женский персонаж в любой ситуации, а потом вдруг оказывается, что она не Беар Гриллс нифига, а какая-то там очередная обычная соплежуйка.
Попытка переписать культового персонажа — это очень дурной ход. Но примазаться к славе всегда легче, чем создать что-то новое и запоминающееся.
Современные геймеры и не узнают, что Лара Крофт успела побывать во всех уголках земного шара от Зоны 51 до Антарктиды, от Венеции до затонувшего лайнера на дне моря, от Китая до Перу, превратить свинец в золото, найти философский камень, Атлантиду, замочить дракона и несколько тираннозавров, освободить нечаянно призрака, а потом изгнать его, побывать в деревне каннибалов где-то на островах в Тихом океане, погонять на снегокатах, помочь каким-то монахам отбиться от бандюков где-то в Гималаях, поплавать на каноэ по речным порогам, перемочить кучу мифических существ и избежать невероятное количество ловушек. И это я только где-то одну пятую от всех приключений описал)) И везде у неё был свой запоминающийся стиль и харизма. Короче, именно за это я её и полюбил, а не за какие-то там сексуализации и сиськи... А в итоге и приключения забрали и сиськи... Бегайте в джунглях, стреляйте из лука, собирайте говно-__-
Мне просто жаль, что один из самых узнаваемых персонажей в истории видеоигр стал совершенно проходным и обычным. И Лару Крофт, которая затмила собой Индиану Джонса в своё время, сравнивают с Дрейком, а не наоборот.
Даже Данте не был идеален) Особенно под руководством неумелого и начинающего игрока (эт я). Однако это не помещало стать ему ЛЕГЕНДОЙ.
А с появлением Вёрджила в тройке так и вовсе слово "краш" (кажется это слово означает что-то вроде "кумира" или что-то такое. Извините, просто я староват) стало синонимом к их именам.
p.s. уже вижу, как в меня летят кирпичи)
ну элой очень тупа. проходил когда 1ю часть, очень с женой смеялись... везде то она лезет, над всеми надменная такая, но все принеси-подай делает. запороли. во 2й части сюжет халтура, персонажи халтура, элой халтура. везде люди с узкини глазами или темной кожей и лишь одна элой почему-то белая.
лара... первая ча, ть удобоварима, хоть и было ржачно как она в катсценах ломалась, а после катсцены ледорубом бошки вскрывала врагам.
2я часть нито ни сё, а третья..... ууууу... графику порезали, лару утолстили, лицо сделали хуже (да и вообще она в 3 части страшная, как моя жизнь почти), и постоянно суют её в грязь. куда ни пойди-везде надо в грязи изваляться.
ласт оф аз 2... ну тут понятно. вроде бы и история неплохая, но нарочито, ска, прям в лицо кидает сильнонезависимых однополых героинек.
на фоне всего этого, 2В просто образец чувственности, женственности, ранимости и развития личности. а она, напомню, АНДРОИД.
как-то так. женщины в стремлении получить уберперсонажек, скатились к клишированным картонным героиням, сделанным по одному лекалу: сильные, независимые, страшные, и как настоящие мужики, любящие девушек.
Любая тенденция, навязываемая чересчур активно, со временем становится мемом. Упоминание «сильных и независимых» всеми воспринимается с иронией, а юмор, как известно, — лучшее оружие. Надеюсь, со временем гендерный баланс в игровой индустрии установится и игрок сможет сам выбирать пол персонажа, как в том же "Киберпанке".
Автору спасибо за статью, было интересно прочесть.