Впечатления от Arma Reforger. Как превратить фанатов в рабочую силу, которая тебе ещё и заплатит
На днях в ранний доступ вышла Arma Reforger. Разработчики обещали новый движок, прокаченные анимации и множество других фич — неудивительно, что фанаты, которые ждали новую часть 9 лет, были в восторге. Но оправдывает ли новинка высокие ожидания? Я оценил Arma Reforger и спешу ответить на этот вопрос!
Что такое Arma Reforger?
Если взглянуть поверхностно, серию Arma можно спутать с Battlefield, в которую добавили вид от третьего лица, а также даунгрейднули графику. Однако стоит хоть раз залететь на поле боя, как всё становится на свои места. Пока в «Батле» геймеры в полёте перепрыгивали из самолёта в вертолёт, игра чешских разработчиков делала ставку на реалистичность.
Во время стрельбы приходилось учитывать физику пули и скорость ветра. Механика управление вертолётом заслуживала самостоятельной игры. Нападать на вражеские базы имело смысл только в сплоченной группе и с наличием внятной тактики. Любое ранение оборачивалось смертью, если в рюкзаке не нашлось бинта. Выходить на открытую местность зачастую было самоубийством.
Подобных фишек полно. Если в типичный шутер вроде Battlefield можно залететь впервые и сразу же почувствовать себя комфортно, то Arma вынуждала вникать в механику, изучать фичи и осваивать стрельбу.
А ещё в той же Arma 3 было нормой по десять минут добираться до места задания, выполнить его за пару минут, а затем долго бежать к точке эвакуации. В общем, ценители серии только посмеются над проблемой расстояний в провальной Battlefield 2042.
Геймеры, которые прошли боевое крещение и нашли неторопливый геймплей приятным, получали от Arma массу удовольствия. Им не мешали ни многочисленные баги, ни графическое несовершенство.
За счёт высокого порога вхождения и уникальности вокруг Arma собралось сплочённое комьюнити. Геймеры объединялись в сообщества, пилили моды, охотно давали разработчикам обратную связь и на протяжении девяти лет рубились в третью часть.
Проблема в том, что кого-то преданные фанаты мотивируют, а кого-то наоборот расслабляют. Похоже, Bohemia Interactive из второй категории — как иначе объяснить текущее состояние Arma Reforger и саму суть проекта?
Reforger трудно назвать полноценной игрой. Сами разработчики считают новинку плацдармом для четвёртой части. Они собираются протестировать движок, отловить баги, оценить реакцию аудитории, а затем на опыте сделать крутейшую Arma 4. При этом раздачи четвёртой части обладателям Reforger в планах нет.
Получается, игроки заменяют тестировщиков, которым крупные компании обычно платят за проведённое в сыром билде время. Или же разработчики просто открывают доступ к бесплатной бете, а затем благодарят всех за помощь. Однако в случае c Arma Reforger геймеры должны заплатить за участие в тестировании — при этом ценник солидный, 1500 рублей.
В конце концов, в новинке катастрофически мало контента. Одна карта, два режима, туториал и поддержка модов — всё остальное обещают добавить в течении года. Пока же у геймеров даже нет возможности сесть на танк или взмыть в небо на вертолёте.
По задумке Arma Reforger — крайне сомнительный проект за высокую цену. С другой стороны игра всё же предлагает новый движок и прокаченные механики. Достаточно ли этих фишек, чтобы компенсировать минусы? Нет! Однако, если закрыть глаза на баги, вылеты и малое количество контента, у Reforger действительно большой потенциал.
Как вам серия Arma?
Что хорошего в новинке?
Визуал никогда не был сильной стороной серии — особенно, если сравнивать её с конкурентами. Ещё в 2013 году Battlefield 4 выглядела заметно лучше Arma 3, и в новой игре статус-кво не изменился. Однако на фоне прошлой части тайтл и правда стал красивее.
Увы, в динамике и на общих планах картинка не кажется технологичной — она будто застыла в прошлом. Но стоит присмотреться или пролететь по локации в режиме мастера, как все красоты сразу же бросаются в глаза. Временами сочетание качественных текстур, освещения и детализации впечатляет.
Впрочем, мало кто купит Reforger, чтобы неторопливо созерцать красоты. Геймеры хотят гонять на джипах, стрелять по врагам и захватывать точки — вот только при активном геймплее новинка уже не кажется такой симпатичной.
Дело в огромной разнице между качеством объектов на ближнем и дальнем планах. Если вблизи всё красиво, то проработка деревьев и прочих моделей даже на средней дистанции смущает. В итоге визуалу лучше всего подходит определение «средний».
Зато движок стал адекватнее работать на среднем железе — во многом это заслуга многопоточности. Arma всегда серьёзно нагружала процессор, и разделение потоков выполнения повышает производительность.
Мне довелось протестировать Reforger на ноутбуке с видеокартой GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативки и процессором AMD Ryzen 5-3550H. Конфигурация простая, однако её хватило, чтобы поднять настройки до высоких и получить 60 FPS. Количество кадров в секунду нередко падало, и избежать микрофризов не удалось, однако в целом играть было комфортно.
Если к визуалу есть вопросы, то единственная доступная карта получилась отличной. Остров Эверон огромный: там найдутся массивные леса, уютные посёлки, большие поля, военные базы и много чего ещё. На такой местности приятно проводить время — как просто прогуливаясь, так и вступая в перестрелки. Разнообразие и масштаб позволяют тактически разгуляться, устраивая засады и неожиданно нападая на врагов с фланга.
При этом баталии масштабны, и катки нередко затягиваются на долгие часы. Благодаря достойному левелдизайну разъезжать по местности, строить КПП и захватывать чужие объекты приятно. Это позволяет прочувствовать размах войны, но при этом адекватный отряд всегда остаётся в гуще событий и занимается чем-то полезным.
Также Reforger стоит похвалить за новые анимации — их много, и они добавляют иммерсивности. К примеру, если в Arma 3 компас появлялся на экране в качестве элемента интерфейса, то теперь боец берёт его в руку и реалистично пытается сориентироваться на местности. Это же касается и гранат: солдаты держат их в ладони, вырывают чеку и швыряют — раньше бросок осколочной не был анимирован так хорошо.
В конце концов, вояки научились взбираться на постройки, перелезать заборы и заниматься прочим паркуром. В третьей части эти механики добавлял мод. Быть может, тяжело экипированный солдат, карабкающийся на контейнер, выглядит не слишком реалистично, но расширенный мувсет повышает тактическую гибкость.
Из других любопытных фишек стоит отметить механику радио. Всего есть два режима разговора: в первом герой болтает с товарищами поблизости, а во втором связывается с союзниками по рации — при этом они могут быть далеко. Есть множество частот, и настроиться на нужную удастся в любой момент. Это удобно.
Есть и другие фишки. Солдаты убедительно мокнут, оказавшись в воде. Следы от пуль на транспорте стали заметнее. Информативность инвентаря повысилась. После перезарядки в патроннике может остаться пуля. Список большой.
В остальном речь о той же самой игре. В режиме «Конфликт» на поле боя сходятся две команды, которые должны захватывать контрольные точки, развозить припасы, строить улучшения и воевать с предельной аккуратностью — по традиции даже один выстрел может стоить жизни, а без бинтов в драку вообще лучше не лезть.
Конечно, пока не хватает возможности запрыгнуть в танк или в вертолёт, но в целом геймплей весёлый. Присоединиться к катке и залипнуть на пару часов — легче лёгкого.
Режим мастера тоже прикольный. Он позволяет изучать карту с высоты и контролировать ход противостояния: размещать позиции для развёртывания, выбирать точки возрождения, скидывать припасы и так далее. При этом бой идёт в реальном времени, а ситуация на поле боя постоянно меняется.
В конце концов, для Arma Reforger уже запилили множество модов, доступных через Steam Workshop. Есть вариант прокачать инвентарь, сделать интерфейс удобнее, улучшить графику и много чего ещё. Комьюнити тайтла по-прежнему впечатляет мастерством и оперативностью.
Как видите, в Arma Reforger полно светлых моментов, да и полюбившийся фанатам фундамент новинка сохранила. Однако этого мало, чтобы назвать игру хорошей. Не просто так лишь 62 процента отзывов в Steam положительные.
Что плохого в новой Arma?
Arma Reforger с первых минут напоминает сырой кусок мяса, который зачем-то выбросили в Steam. Каждый аспект игры полон проблем.
Начнём с того, что в новинке катастрофически мало контента. Обучение, одна карта, два режима — какими бы любопытными ни были локации и геймплей, этого недостаточно. Ещё и на поле боя не хватает возможностей. Почему прокатиться можно лишь на паре джипов, грузовике и БТР? Неужели нельзя было сначала перенести транспорт из Arma 3 и лишь затем отправить игру в ранний доступ?
Arma 3 вообще во многом превосходит новинку — в том числе в плане физики. Если в третьей части закинуть гранату в помещение, столы и телевизоры разлетятся в разные стороны. Конечно, физика и разрушаемость простые и в миллионы раз уступают годной Teardown, однако в целом для веселья этого хватало.
Тем временем в Arma Reforger вообще нет физики. Уничтожить здание нельзя, джип не может повалить даже хрупкое деревце, а все предметы прибиты к стенам нанотехнологичными гвоздями.
Вдобавок к этому игра изобилует багами и недоработками. Боты охотно ходят сквозь стены, солдаты проваливаются в текстуры, грузовик может на ровном месте завалиться на бок, а неудачный прыжок регулярно отправляет персонажа в бесконечный полёт. В общем, в текущем состоянии Reforger заслуживает места в подборке самых забагованных игр всех времён.
Впрочем, эти косяки меркнут по сравнению с поломанным сетевым кодом. В отзывах новую Arma не зря называют симулятором подключения к серверам — нет ничего проще, чем потратить 20 минут в попытках залететь хоть на какое-то сражение. При этом нет гарантий, что через пару минут игра не выкинет вас в главное меню.
Даже если звёзды сойдутся, позволив повоевать, опыт вряд ли будет комфортным. Проблема в неадекватном пинге. Я провёл в Reforger множество каток и всегда видел бойцов, которые застывают на месте, а затем куда-то телепортируются — для сетевого шутера это недопустимо. При этом корень бед не в плохом интернете или удалённости серверов, ведь с подобной проблемой сталкиваются геймеры со всего мира.
Любопытно, что в Steam полно положительных комментариев, где геймеры признают проблемы, но всё равно вещают об огромном потенциале новинки и вспоминают третью часть, которая на релизе была такой же сырой. Мол, это же Arma, чего вы ждали?
Кому-то это покажется странным, но мы ждали, что в обмен на 1500 рублей получим хорошую игру с обилием контента, внятным сетевым кодом и минимумом багов. И уж точно не планировали платить за участие в тестировании для Arma 4.
***
Скорее всего, со временем разработчики исправят косяки, добавят новые режимы и наполнят новинку контентом. В этом случае Reforger и правда станет годнотой. Тогда мы снова заглянем в игру, и, быть может, поделимся положительными впечатлениями. Однако пока что геймерам стоит пройти мимо очередного творения Bohemia Interactive и продолжить рубиться в Arma 3.
Что думаете про Arma Reforger?
-
Вышел геймплей новой игры от создателей DayZ и Arma, в которой совместили фантастический шутер и стратегию
-
Будущее серии ARMA раскроют на следующей неделе. Готовится анонс ARMA 4?
-
«Не вздумайте покупать» и «Великий потенциал»: Arma Reforger собрала 60% положительных отзывов в Steam
-
Анонсированы Arma 4 и Arma Reforger — хардкорные шутеры с техникой и огромным открытым миром