Впечатления от Source of Madness. Истинное лавкрафтианское безумие

Недавно из раннего доступа вышла Source of Madness. Это мрачная игра, где герою предстоит исследовать жуткий лавкрафтианский мир и с помощью заклинаний уничтожать неведомых чудищ. В трейлерах игра привлекала внимание впечатляющим дизайном локаций и любопытной боёвкой — неудивительно, что ценители творчества Лавкрафта (H.P. Lovecraft) ждали релиз. Но какой игра получилась на деле? Я вдоволь набегался по жутким локациям и спешу поделиться впечатлениями!

Что такое Source of Madness?

Игр по Лавкрафту много — мы даже собрали тематический топ, в котором уместилось немало хитов самых разных жанров. Однако найти среди них проект, который идеально бы передавал атмосферу неведомого безумия, непросто.

Дело в том, что писатель рассказывал о существах, природу которых невозможно описать или хотя бы внятно объяснить. Они слишком могущественны и недоступны для понимания.

К тому же из персонажа лавкрафтианского произведения трудно сделать адекватного героя видеоигры. В идеале перед лицом Ктулху и прочих чудовищ он должен быть песчинкой, которая не в силах хоть что-либо противопоставить космической мощи.

Грамотно реализовать эти идеи и сделать игру интересной тяжело. Ни динамичной Forgive Me Father, ни мистическо-детективной The Sinking City, ни сексуализированной Lust from Beyond не удалось в полной мере справиться с задачей. Даже в культовой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth геймплей в какой-то момент скатывался к отстреливанию Дагона из пушки.

Любопытно, что авторы Source of Madness решили взглянуть на тему под другим углом. Герои игры — аколиты, которые умеют пускать огненные шары, открывать червоточины, травить нечисть ядом и много чего ещё. При этом, несмотря на колдовскую мощь персонажей, Source of Madness ощущается одной из самых лавкрафтовских игр: обволакивающей атмосфере не мешает ни формат рогалика, ни неуклюжесть анимаций, ни что-либо ещё.

Читали Лавкрафта?

Результаты

Сюжет

Source of Madness рассказывает о таинственном культе аколитов, которые многое знают о магии, монстрах и величественных существах. Увы, дела у них идут неважно: мир погряз во тьме и переполнен тварями, да и внутренних проблем хватает.

Аколиты разделены на классы, и братья, которым подвластна сила огня, чувствуют моральное превосходство над обладателями силы крови — последним это не нравится. Предводителя культа почитают словно живого бога, и последнее время лидер не в форме. В конце концов, даже магия была осквернена и слилась с Внешними Богами, что стало причиной многих бед. Со всем этим нужно как-то разбираться.

Решение в том, чтобы покинуть убежище, выйти в полные опасностей Глиняные земли и добраться до таинственных врат: через них удастся переместиться в неведомую даль и отыскать там источник безумия. Вот только Внешним Богам идея не нравится — они уже готовятся спустить на культистов сотни опаснейших тварей.

Выжить во время странствия непросто, и аколиты то и дело будут гибнуть. К счастью, место путника всегда готов занять следующий герой — при этом благодаря успехам предшественников новички становятся всё сильнее. Быть может, однажды кому-то повезёт остановить зло.

Сюжет Source of Madness подан так, будто его писал Хидетака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki). Персонажи говорят понятными словами, но вечно что-то утаивают и делятся информацией с неохотой. Никто не спешит раскрыть всю историю или поведать правду о культе, богах и устройстве мира. В общем, собирать знания придётся по крохам.

Нередко сценаристам не удаётся удачно реализовать такой подход, однако в новинке он уместен. Повествование неплохо интригует и мотивирует докопаться до истины. Если любите лавкрафтианский мрак, вряд ли разочаруетесь.

Геймплей

По концепции Source of Madness типичный рогалик. Герой выбирается из хаба, бегает по вычурным локациям и сражается с жуткими тварями. При этом стоит погибнуть, как путь придётся начать со стартовой точки.

Отбиться от нечисти помогут заклинания, которые меняются в зависимости от экипировки. Одновременно можно носить два кольца, и каждое отвечает за конкретную атаку. Экипировка позволяет пускать мистические сгустки, огненные шары, ядовитое облако, высасывать жизнь и так далее.

Стихий много, и дамажат они по-разному. К примеру, базовое кольцо с мистическими силами может расстреливать врагов словно автоматными очередями или же разить редкими, но мощными залпами.

Если стартовое кольцо вас не устроит, во время забега найдётся новое — в сундуках, у торговцев или на теле убитого монстра. Вариантов достаточно: есть даже оккультное оружие, которое при выстреле расходует единицу здоровья, но в случае попадания приносит две. Косого волшебника это угробит, но меткого не раз спасёт.

Также есть вариант снарядить аколита особыми амулетами — они открывают способности. С такой экипировкой на арене удастся установить некое подобие турели, временно усилить атаки или даже открыть огромную чёрную дыру, которая затянет в себя множество чудищ и нанесёт им солидный урон. При этом, если вовремя не убежать, червоточина засосёт и самого героя.

Среди экипировки есть и другие мелочи, которые повышают характеристики вроде HP, критического урона и дамага от конкретных заклинаний. Или же можно натянуть на героя особую шапку — с её помощью он будет автоматически проводить огненную атаку, приземлившись на землю.

В конце концов, герои делятся на классы. Поначалу доступен лишь универсал: он умеет делать рывок и оставлять за собой облако — враги внутри него будут особенно уязвимы. Огненный маг тоже делает рывок, но вместо облака генерирует бомбу, которая взорвётся и подожжёт всё вокруг — в том числе и самого волшебника.

Получить доступ к новым классам непросто. Если хотите поиграть за ледяного мага, сначала доберитесь до дальней локации, завалите могучего босса и подойдите к особому алтарю. После останется лишь собрать ресурсы и разблокировать класс в древе прокачки.

Прокачка вообще играет важнейшую роль. Помимо классов на древе открывается доступ к новой экипировке, возможность таскать хилки, усиление способностей и так далее. При этом ресурсов, которые выпадают из тел поверженных существ, нужно много. Иногда даже весьма успешного забега не хватает, чтобы прокачать что-то стоящее.

Если хоть раз рубились в Dead Cells или какой-нибудь другой рогалик, все описанные механики давно вам знакомы. Так что же выделяет Source of Madness на фоне конкурентов? Вероятно, описать главную фишку игры можно словом «приятный дискомфорт».

Дело в том, что игра умело создаёт ощущение неуюта. Мир максимально недружелюбен, управление весьма неотзывчиво, герой кажется неуклюжим, а погибнуть легко на каждом углу.

Взять хотя бы монстров, которые зачастую напоминают странную кашу с когтями и щупальцами. Их дизайн трудно назвать выдающимся — скорее, непонятным. Однако именно эта непонятность напрягает сильнее всего. При первых встречах трудно даже предположить, на что способен очередной монстр, где его уязвимости, и как вообще драться.

Плюс у тварей странный мувсет. Временами кажется, будто у них вообще нет предсказуемых анимаций — они просто бросаются на героя, как рэгдольные куклы. Смотрится странно, но неплохо пугает. А ведь на пути попадаются ещё и боссы, которые столь огромны и монструозны, что хочется бежать и не оглядываться.

Именно неуютность, исходящая от дизайна уровней, странного управления, монстров и уязвимости героя делает Source of Madness максимально лавкрафтовской игрой. Поначалу это вызывает отторжение, однако уже после первых забегов процесс обволакивает и затягивает.

Впрочем, проблемы у игры тоже есть — при этом корень у недостатков тот же, что и у достоинств. К примеру, авторы слегка перетрудились в желании показать героя мелкой сошкой в большом и страшном мире. Это проявляется даже в хабе, который получился чересчур огромным.

Рогалики вроде Dead Cells и Rogue Legacy 2 приучили к компактным хабам: появился на локации, шустро прокачался, поболтал с NPC и побежал навстречу опасностям. Тем временем в Source of Madness в хабе легко заблудиться — он запутанный, многоуровневый, непонятный.

Плюс, если уж разработчики намеренно сделали управление вязким, должны были придумать локации, учитывающие эти особенности. Однако в Source of Madness в том же самом хабе можно натолкнуться на множество лестниц, бегать по которым катастрофически неудобно. Пока не обнаружите лайфхак с прыжками по ступенькам, постоянно будете падать.

В конце концов, хотелось бы видеть у монстров более адекватные анимации. Всё-таки сделать мувсет неуютным можно и без передачи тварей под управление рэгдолла — медсёстры из Silent Hill не дадут соврать.

В остальном к геймплею трудно придраться. Он необычный и точно отпугнёт многих геймеров. Однако ценителям мрака, творчества Лавкрафта и рогаликов Source of Madness должна прийтись по вкусу.

Графика, системные требования и саунд

Выглядит Source of Madness отменно. Разработчики даже не пытались заигрывать с современными технологиями и нацеливались на ретро-визуал, однако это не помешало художникам нарисовать атмосферный притягательный мир. Окажись герой в храме, пещере, лесу или переполненном мясом помещении, разглядывать окружение будет любопытно.

При этом запустить игру удастся даже на древних PC с видеокартой NVIDIA 450 GTS, 2 Гб оперативной памяти и процессором уровня Intel i5. В общем, если у вас есть системный блок десятилетней давности, скорее всего, он потянет Source of Madness.

С саундом тоже всё хорошо. Мелодии не запоминаются, но отлично погружают в атмосферу. А вот жуткие вопли монстров надолго врезаются в память и точно будут сниться впечатлительным геймерам в кошмарах.

***

Source of Madness — достойный рогалик, который цепляет жуткой атмосферой и умело создаёт ощущение дискомфорта. Если подобное вам по душе, обратите на новинку внимание.

Как вам Source of Madness?

Результаты
+5
Комментарии 2