Обзор Martha is Dead. Отвратительная и поехавшая игра — но это не минус
В конце февраля вышла Martha is Dead, ожидаемый хоррор от студии LKA. Разработчики обещали крутой визуал, мрачную атмосферу и невиданную жестокость, которую Sony повергла цензуре. Но действительно ли игра получилась примечательной? Я прошёл ужастик и готов поделиться впечатлениями!
Что такое Martha is Dead?
Симуляторы ходьбы — специфический жанр, ведь акцент в нём сделан не на геймплей. Если в играх вроде хитовой Vampire Survivor разработчики могут сфокусироваться на динамике и забить на всё остальное, то авторы симуляторов ходьбы делают ставку на сюжет и атмосферу.
Любопытно, что некоторым умельцам удаётся создать столь примечательные проекты, что они впечатляют даже далёких от гейминга людей. Чего только стоит изумительная What Remains of Edith Finch! Всю игру героиня просто бродит по дому, рассматривает разные вещи и участвует в мини-играх, однако душещипательная история компенсирует простой геймплей.
Вот только за последние годы вышло так много симуляторов ходьбы, что выделиться не так-то просто — одного лишь прикольного сюжета может и не хватить. Разработчики Martha is Dead решили удивить геймеров симпатичной картинкой и высоким градусом жестокости. При этом кровищи и безумия оказалось так много, что Sony подвергла консольную версию цензуре.
Неудивительно, что о Martha is Dead много говорили. Правда ли игра столь жестока? Что ж, впечатлительным геймерам действительно стоит пропустить творение LKA. А вот смельчаки с крепкой психикой, которые ничего не боятся и жаждут новых впечатлений, могут получить от игры удовольствие. Впрочем, даже им предстоит столкнуться с серьёзными недоработками.
Любите симуляторы ходьбы?
Сюжет Martha is Dead
Италия, Тоскана, времена Второй мировой. В одной состоятельной семье жили Джулия и Марта, сёстры-близняшки. Пусть внешне они были похожи, но по духу сильно отличались. Например, мать считала Джулию странной и проводила больше времени с Мартой. Для ребёнка это удар, однако девочка держалась и не теряла оптимизма. Увы, однажды случился кошмар, который изменил всё.
Джулия обожала фотографировать и как-то раз ради пары хороших снимков отправилась на озеро. Вот только вместо тишины и покоя она нашла безжизненное тело Марты.
На крики прибежали родители и каким-то образом не узнали детей. В свою очередь Джулия пошла на жестокий обман. Она присвоила личность Марты, переняла её привычки вроде чтения газет по утрам и продолжила жить как ни в чём не бывало.
Проблема в том, что героиня и так не была психически устойчивой, а после гибели сестры и вовсе начинает слетать с катушек. Личности Джулии и Марты начинают смешиваться, во снах девушку преследуют кошмары, а наяву мерещится ещё более страшная жуть. Плюс мать подливает масла в огонь, заявляя, что смерть Джулии — облегчение.
Что в буднях героини реально, а что — плод воображения? Какой кошмар на самом деле произошёл с погибшей Мартой? Кто во всём виноват? Геймеру предстоит разобраться с сюрреализмом и ответить на множество неприятных вопросов.
В целом, сюжет получился любопытным. Местами он кажется скомканным, «неожиданный» поворот угадывается задолго до развязки, а некоторые загадки так и остаются нерешёнными. Однако с помощью сюрреалистичной подачи авторы умело прикрывают сценарные косяки.
История настолько жуткая и загадочная, что к финалу оставляет послевкусие на манер фильмов Дэвида Линча (David Lynch). Далеко не всё понятно, но очень интересно — из-за этого сюжет хочется анализировать и обсуждать.
Также Martha is Dead можно сравнить с картиной «мама!» (mother!) Даррена Аронофски (Darren Aronofsky): не в том смысле, что история библейская — просто на экране на первый взгляд происходит непонятная чертовщина, однако, если углубиться в повествование, можно удивиться обилию смыслов.
Впрочем, геймеры, которые предпочитают простые и понятные истории без загадок и сюрреалистических намёков, вряд ли оценят подход LKA.
Геймплей в Martha is Dead
Геймплейно Martha is Dead — типичный симулятор ходьбы. Джулия aka Марта бродит по дому и прилегающим территориям, подбирает нужные предметы, читает записки и занимается прочими активностями.
При этом задачи элементарны. Найти ключ от двери, где мать прячет что-то важное. Прочитать газету, чтобы убедительно отыграть роль Марты. Добраться до озера и забрать оттуда три фотоаппарата. Все квесты решаются либо путём обыска помещений, либо ходьбой.
Исключением стали лишь связанные с фотоаппаратом активности — героине частенько придётся щёлкать различные кадры. Иногда нужно запечатлеть что-то по сюжету: например, тело покойной сестры. Также она найдёт много необязательных мест и предметов, которые при желании можно сфоткать.
Вот на бревне лежит военная каска. Кто её оставил? Что за историю рассказывает этот предмет? Запечатлите момент и, быть может, однажды ответ найдётся.
К слову, просто так хорошую фотку не сделать. Нужно занять правильную позицию, выставить освещение, настроить фокус, подобрать штатив, при необходимости прицепить вспышку. Про объективы тоже забывать не стоит: некоторые лучше подходят для съёмок в помещениях, другие — для улицы.
Впрочем, если идти по сюжету, жонглировать объективами не придётся. А вот ради дополнительных кадров нужно озадачиться.
А ещё фотографии предстоит проявлять. Если делать фотки прикольно до самого финала, то возиться с плёнкой не так весело — процесс получился однообразным и монотонным. А ведь после часа геймплея у Марты может накопиться десяток требующих внимания фотографий.
Всё остальное время героине предстоит бродить с места на место. Впрочем, авторы всё равно стараются развлекать геймера. То на пути окажется партизан, который не против прикончить отца героини, поддерживающего фашизм — Марте предстоит выбрать, чью сторону занять. Или же в кустах может показаться что-нибудь жуткое и мистическое, а затем в самый неподходящий момент напугать скримером.
Хотя чаще авторы напрягают не внезапными нападениями тварей, а гнетущей атмосферой. Джулия живёт в непростое время: война, диктатор у власти, сражающиеся за родину партизаны — юной девушке тяжело справляться с этим, а перед глазами ещё и чертовщина всякая появляется.
В итоге для героини попросту нет безопасных мест. Она может спокойно гулять по двору в солнечный день, а затем моргнуть, и всё покатится в тартарары. Концепция не пугает, но создаёт постоянное напряжение — а ведь со временем ужасы начнут проявляться всё чаще.
При этом в Martha is Dead нет сражений и пряток от монстров. Однако это не значит, что геймеру нечего бояться.
Ультранасилие в Martha is Dead
Были ли у Sony причины подвергать творение LKA цензуре? Сложный вопрос, однако понять японскую корпорацию можно. Мало в какой игре встретишь то, что происходит в Martha is Dead.
Есть вещи, которые пугают каждого геймера. Вспомнить хотя бы напряжённый эпизод из Dead Space 2: по сюжету игроку приходилось взять длинную иглу и вогнать её Айзеку в глаз. Сделать это нетрудно, однако сама мысль, что герой проходит через нечто подобное ужасала.
Martha is Dead тоже давит на примитивные инстинкты и пробуждает животное отвращение. Уже в самом начале Марте предстоит взять в руки лезвие, срезать с трупа лицо, грубо стянуть кожу и примерить её на себя. Переживания в этот момент, мягко говоря, ужасные.
Другие кошмары тоже в наличии. Обгладывающие человеческую плоть опарыши, окровавленные трупы, расчленёнка — при этом подано это до ужаса реалистично и мерзко.
Впечатлительным геймерам точно стоит обойти Martha is Dead стороной. Однако ценители боди-хоррора, игроки, стремящиеся пощекотать нервы, и люди со специфическими интересами будут довольны.
Графика, системные требования и звук
Разработчики делали ставку не только на жестокость, но и на крутую графику. Что ж, Martha is Dead действительно хорошо выглядит. Текстуры чёткие, освещение впечатляет даже без RTX, локации в любое время суток атмосферны — в общем, за визуал LKA стоит похвалить. Жаль, что про техническое состояние новинки не скажешь того же.
Оптимизации в Martha is Dead нет. Пока героиня бродит по помещениям, всё в порядке, однако стоит ей выйти на улицу, как начинается кошмар. Я тестировал игру на PC с видеокартой GTX 1070, 16 Гб оперативной памяти и процессором Intel i7-7700 — на такой конфигурации FPS на улице опускался до трёх. Вдумайтесь, три кадра в секунду!
Любопытно, что если скинуть настройки до минимальных, визуал превращается в невразумительную кашу, однако FPS поднимается лишь до шести кадров. Ночью ситуация лучше, однако днём пройти по улице можно, лишь опустив глаза вниз. Тогда движок перестаёт обрабатывать окружающие объекты и выдаёт адекватный FPS.
Тем временем официальные системки гласят, что игра запустится на конфигурации с GTX 670, 8 Гб ОЗУ и процессором Intel Core i5. Верится с трудом.
А вот со звуком всё отлично. В напряжённые моменты уровень мерзости саунда соответствует тому, что происходит на экране, и отлично работает на атмосферу. В спокойное время наоборот звучат приятные медитативные треки. На итальянском актёры тоже звучат классно.
***
Martha is Dead красиво выглядит, но по сути является отвратительной игрой. Фишка в том, что этот эпитет не для всех будет нести негативный окрас: кому-то такая мерзость точно придётся по вкусу. Хотя рядовому геймеру лучше обойти новинку стороной.
Как относитесь к жести и расчленёнке в играх?
-
Что показало издательство Wired на закрытой презентации: кандидат в самые графонистые хорроры всех времён, симулятор владельца аркадных автоматов с десятками мини-игр и другое
-
What Remains of Edith Finch стала игрой года на BAFTA Games Awards 2018
-
Впечатления от Arcade Paradise. Игра, которая позволит осуществить мечту детства, а затем втопчет её в грязь
-
Вышел геймплей нового хоррора, в котором обещают «некстген-графику»