Обзор Rustler. Это как GTA, только в средневековье: бей морды рыцарям, угоняй лошадей и закидывай стражников фекалиями — но весело ли это?
Недавно вышла Rustler. Это игра в стиле GTA 2, сеттингом которой стало средневековье. Вместо тачек здесь лошади. Вместо пушек — мечи и арбалеты. Вместо тюрьмы — каторга, где с утра до ночи нужно махать киркой. Задумка любопытная, но удалось ли авторам качественно её реализовать? Я прошёл игру — и спешу поделиться впечатлениями.
Что такое Rustler?
Пока Saints Row, Watch Dogs и другие популярные тайтлы пытаются залететь на территорию новых частей GTA, олдскульные разработчики вдохновляются старыми. У GTA 2 свой шарм: вид сверху, простенькая графика, уютная атмосфера — неудивительно, что некоторые геймеры предпочитают рубиться в неё, а не в Vice City или San Andreas.
Увы, создать толковый проект в духе GTA 2 не так-то просто. В качестве примера — паршивая Glitchpunk: казалось бы, идея взять классический проект и отправить его в киберпанковский сеттинг звучит любопытно, но результат получился кошмарным. В игре ужасные управление, картинка, задания и оптимизация.
А вот Rustler вышла в раннем доступе ещё 18 февраля и заслужила 78% положительных отзывов. Геймерам приглянулась идея перенести GTA 2 в средневековье — правда контента было слишком мало, чтобы вынести вердикт.
Полноценный релиз состоялся 31 августа. Но какой получилась игра? Так сразу и не скажешь.
Сюжет Rustler
Средневековая жизнь непроста. По городу трудно пройти и не быть замаранным вылитыми из окна помоями. Дворяне нагло ведут себя по отношению к простому люду. Стражники готовы строго наказать за малейшие проступки. Даже прокормить себя непросто — не пахать же весь день в поле?
Главному герою Гаю всё это надоело. Он много лет вёл бандитскую жизнь и работал на местного авторитета Херба. Угонял для него лошадей, убивал негодяев, обворовывал торговцев — вот только пробиться в люди это не помогло.
Однажды его приятель Бадди (ага, Guy и Buddy) предлагает радикально изменить жизнь и отправить Гая на крупный турнир. В случае победы друзья поднимут баснословный куш и заживут, как короли. Вот только есть проблема: участвовать в поединках могут лишь дворяне, а документ о знатном происхождении влетит в копеечку. Но может ли такая мелочь остановить мечтателей?
Герои ставят цель и встают на путь невероятных приключений. Они попадут в опасные заварушки, переживут предательство, окажутся на каторге и обретут влиятельных союзников.
Сюжет получился неплохим. Он обыденный и обошёлся без откровений, но выбранный разработчиками стиль способен развеселить. Дело в том, что авторы даже не пытались сделать Rustler реалистичной игрой. Вместо того, чтобы строить серьёзную мину, они решили как следует повеселиться.
Мир Rustler можно описать, как поехавшее средневековье. Стены разукрашены граффити. Лошадей оставляют в зонах парковки. Гоняющиеся за преступниками стражи светятся, как полицейские сирены. На улицах полно современных указателей. При этом подобные диковинки гармонично вплетены в исторический реализм с его жестокими нравами.
Подобный подход позволил наполнить сюжет яркими эпизодами. Однажды вы окажетесь на каменоломне в качестве заключённого. Чтобы выбраться оттуда, не нужно придумывать план на манер отличной A Way Out. Вместо этого вы найдёте среди камней кости дракона, обдолбаетесь галлюциногенными грибами, превратите лагерь в огромный танцпол, подорвёте стену динамитом, который ваша мама спрятала в булке, и уйдёте в закат.
После таких заданий сюжет уже не кажется посредственным. А ведь подобный эпизод в игре не один.
Задания в Rustler
Большинство квестов в Rustler восхитительны. Они рассказывают крутые истории и регулярно подсовывают что-то новенькое. К тому же они настолько забавные, что не раз заставляют рассмеяться в голос.
За какие только поручения не придётся взяться Гаю. Нарядиться в костюм смерти с косой и распугать местных бандитов? Легко. Надеть женское платье, пробраться в лагерь французов и перебить их? Будет сделано. Обеспечить работой похоронщика, который пухнет от голода? Гай уже спешит.
Во многом задания так хороши из-за отличных диалогов. Как-то раз вам придётся патрулировать район со стражником, который всю дорогу будет ныть, что коллега не пригласил его на день рождения. Не улыбнуться во время этих речей невозможно.
Или как вам идея превратить жалкого дворянина в мастера рэп-баттлов? Чтобы справиться с задачей, нужно показать ему, как живут «риал гэнгста». Образ компаньона получился безумным и нелепым — никогда не знаешь, что взбредёт ему в голову дальше.
Некоторые поручения получились актуальными. Однажды испанская инквизиция поведает, что уже устала казнить безумцев, которые верят, что земля круглая. Вам нужно найти круглоземельщика и доказать ему, что он ошибается. Может, если привести его к морю и указать на горизонт, он убедится, что Земля плоская?
При этом авторы не боятся затрагивать опасные темы. Они с улыбкой высмеивают жадных священников, продажную власть, меньшинства и много чего ещё. Один из квестов отправит Гая тумаками сгонять народ на проповедь — затем нужно выбивать из несчастных пожертвования.
Добавьте к этому миллионы отсылок. Игра в шутку называет себя Grand Theft Horse. Вступительное видео с живыми актёрами пародирует классические GTA. Есть квесты с названиями «Papers, please» и «Oh, shit, here we go again». На одном из заданий Гай, словно король Артур, будет доставать из камня местный Эскалибур — увы, он окажется недостойным и вернётся к булыжнику с киркой.
Стоит ли упоминать фирменные фишки GTA 2, которые перекочевали в Rustler? Гай умеет рыгать и пускать газы. На карте есть заведения, в которых можно перекрасить лошадь и запутать копов. Смерть сопровождается надписью «Потрачено».
При этом некоторые отсылки добавлены локализаторами. Тут есть лошадь с именем «Приора» и задание «Особенности национальной охоты на рыцарей».
В целом, квесты в Rustler получились отличными, но есть проблема. Дело в том, что контента в игре маловато — чтобы хоть как-то растянуть прохождение, разработчики регулярно ставят перед геймером преграды.
К примеру, чтобы закрыть первый важный сюжетный квест, нужно накопить 5 000 золотых — именно столько стоит документ о дворянстве. Чтобы поднять куш, можно участвовать в скачках, подпольных боях или вспахивать поле, но платят за это гроши. Остаётся бегать по сайд-квестам: пусть они и получились годными, но когда тебя заставляют ими заниматься, испытываешь раздражение.
При этом, когда вы соберете нужную сумму и обратитесь к фальсификатору, тот начнёт утруждать бессмысленными поручениями. Сгоняй куда подальше и укради повозку с бумагой. Пробегись по городу и найди мужика, который похитил печать. Иди и нарисуй портрет. В такие моменты кажется, что разработчики откровенно издеваются над геймером.
Стоит вам прорваться сквозь искусственный барьер, как игра снова оживает и начинает веселить. А затем вы прибываете на турнир и принимаете новый сюжетный квест. Оказывается, чтобы записаться на турнир, нужно… накопить ещё 5 000 золотых.
В итоге Гаю снова нужно бегать по сайд-квестам, которые из-за отвратительных решений разработчиков уже не кажутся такими забавными. К тому же некоторые поручения становятся унылыми.
Одно из них вынуждает кататься по городу на телеге с запрещенной травой. Вам нужно проехать по множеству точек и при этом держаться подальше от стражников — стоит им унюхать аромат, как начнётся облава. Ускользнуть от их внимания невозможно — они не раз заметят героя, вынудив колесить по городу, пока розыск не прекратится. А отстают копы здесь очень неохотно.
Масла в огонь подливает саундтрек. Радио в Rustler заменяют барды, которых можно нанять за горсть монет, — тогда они будут путешествовать вместе с героем и играть на лютне. Проблема в том, что песен мало и большинство из них паршивые. Спустя пару часов игры битбокс бардов начинает сводить с ума — музыкантов скорее хочется перебить, чем брать в команду.
Из-за музыки и затянутого геймплея игра вызывает противоречивые чувства. Лучше бы Rustler проходилась на пару часов быстрее и проходила бы в тишине, чем так издевалась над геймерами.
Геймплей Rustler
Геймплей получился неплохим. Гай умеет наносить слабый и сильный удары, кувыркаться и ставить блок. Этих навыков достаточно, чтобы стать самым дерзким воином на районе — главное следить за выносливостью, чтобы всегда была возможность поставить блок.
Дабы стать круче, нужно качаться. За выполнение заданий и сбор коллекционных предметов, героя награждают опытом — с его помощью персонаж научится сильнее бить, выдерживать больше урона и быстрее перезаряжать арбалет. Система развития простенькая, но, в целом, превращать рядового бандита в великого воина любопытно.
Также в драке поможет оружие. Арсенал небольшой, но выбрать клинок по душе всё же можно. Гай способен носить с собой меч, копьё, топор, косу, кирку и прочие штуки — у всех разные особенности и характеристики. К примеру, враги не могут парировать удар копьём, но разить им нужно точно в цель. А вот удар алебарды можно заблокировать, зато атака по площади сразу прибьёт парочку неприятелей.
В дальнем бою Гай использует арбалет. По началу он медленно перезаряжается — приходится делать один выстрел и доставать меч. Однако стоит его прокачать, как Гай станет машиной смерти, которая быстро меняет стрелы даже на бегу.
Лошади тоже разные. Одни скачут медленно, но почти не устают. Другие несутся быстро, словно молнии, но тут же выдыхаются. Впрочем, какую бы лошадь вы не выбрали, а управлять ей будет непросто. Гай постоянно врезается, не вписывается в повороты и падает с кобылы. Вскоре к такому транспорту привыкаешь, но удобным его не назвать.
Графика и системные требования Rustler
Rustler выглядит неплохо. Картинке далеко до звания технологичной, но нарисовано всё с любовью и вниманием к деталям — смотреть в экран приятно.
А вот оптимизация подкачала. В минимальных системных требованиях видеокарта GTX 780, 8 Гб оперативной памяти и процессор Core i5-3570K. На деле же просадки FPS происходят даже на PC с GTX 1070 и 16 Гб оперативки. Вдобавок к этому игра периодически вылетает — за прохождение Rustler раз пять отправляла меня на рабочий стол.
Без багов тоже не обошлось. Важные персонажи отказываются делать то, что велено скриптом. Сюжетный квест может не появиться, пока не перезагрузишь игру. Предметы неожиданно пропадают из инвентаря. Как-то раз побочное поручение сломалось и заставило меня пройти его дважды. Критичными технические проблемы не назвать, но пока они есть.
***
В Rustler полно достоинств, но промахи разработчиков не дают насладиться ими в полной мере. Игра проходится за восемь часов, и примерно половину этого времени испытываешь раздражение, а не удовлетворение. Впрочем, если вы фанат GTA 2 и средневековья, обратить на проект внимание всё же стоит.
А что вы думаете о Rustler? Пишите в комментариях!
Как вам Rustler?
-
Вышел релизный трейлер средневекового выживастика с полной свободой, большим открытым миром и рейтингом 91% в Steam
-
На PC и консолях вышла экшен-игра с открытым миром, которую называют «польской GTA про средневековье»
-
Авторы той самой «средневековой GTA» назвали дату выхода в Steam. Посмотрите смешной трейлер с живыми актерами
-
Пользователи Reddit утверждают, что нашли намек на GTA 6 в последнем трейлере GTA 5
-
Объявлена дата выхода полной версии «GTA про средневековье» с открытым миром и черным юмором