Обзор Biomutant. Самая странная игра последнего времени — зато с конским ценником
25 мая состоялся релиз Biomutant. В трейлерах и геймплейных видео разработчики обещали огромный красивый мир, необычный сеттинг, зубодробительные сражения и множество интересных механик — неудивительно, что фанаты сильно ждали выхода и даже побили рекорд издательства THQ Nordic по онлайну. Вот только вместо народного обожания, на игру обрушилось море критики. Справедливо ли ругают проект? Я прошёл Biomutant — и спешу ответить на этот вопрос.
Шесть лет спустя
Однажды в 2015 году талантливые разработчики, трудившиеся на благо Avalanche Studios, решили, что геймеры уже вдоволь наигрались в Just Cause и пора бы преподнести им что-нибудь новенькое. Увы, боссы идею не оценили, а разочарованным коллегам пришлось оставить рабочие места и объединиться в студию Experiment 101. Недолго думая, творцы приступили к игре своей мечты, которую сами называли не иначе как «кунг-фу-сказкой в постапокалиптическом мире».
Официально игра была анонсирована в 2017 году и сразу же привлекла внимание многих геймеров. Мы тоже были впечатлены анонсом и даже взяли интервью у разработчиков. Однако вместо скорого релиза наступила… тишина. Вероятно, причина крылась в слишком масштабных амбициях, которые плохо сочетались со скромным размером команды и небольшим бюджетом.
За прошедшие годы многие успели позабыть о Biomutant и счесть проект отменённым, но не так давно студия восстала из пепла, заверила общественность в скором релизе и после пары переносов всё-таки завершила работу над многострадальным творением. Несмотря на конский ценник в 3 419 рублей, около 55 тысяч геймеров решили оценить проект — а следом на детище Experiment 101 обрушилось огромное количество отрицательных отзывов.
Biomutant — действительно самая противоречивая игра последнего времени, которая дарит очень странный опыт и сочетает огромное количество плюсов и минусов. Хотя проблем у проекта всё-таки гораздо больше, чем достоинств.
Бессмысленный мутант
Сюжет рассказывает о далёком будущем, в котором Земля перестала быть домом для людей. Вместо того, чтобы с благодарностью принимать дары родной планеты и нежиться под лучами Солнца, человечество день за днём разоряло свою колыбель. Точкой невозврата стали действия некоей корпорации, которая не придумала ничего умнее, чем сбрасывать особо токсичные отходы в океан. Вскоре Земля стала непригодной для жизни, звери начали стремительно мутировать, а люди собрали вещи и отправились искать новый дом (а что если BIomutant — приквел к неплохой Outriders?).
В итоге брошенный мир достался животным, многие из которых научились ходить на прямых ногах, строить дома, объединяться в союзы, пользоваться оружием и инструментами, да и вообще начали заботиться о Земле. Центральную же роль в этом благоденствии играла семья главного героя — увы, однажды беззаботная жизнь закончилась: огромное злобное существо разрушило родную деревню героя, убило его родителей и ушло в закат.
С того дня племена начали отдаляться друг друга, а затем и вовсе начали открытую конфронтацию. А чтобы бытие совсем не казалась мёдом, на огромное Древо Жизни, отвечающее за процветание мира, нападают четыре особо могучих твари, именуемых Мироедами. Как понимаете, только герой способен положить конец вражде племён, сразить Мироедов и заодно выяснить отношения с убившем его семью злодеем.
Пусть данный синопсис и раскрывается в первые тридцать минут игры, по сути в нём заключено всё, что будет происходить на протяжении всего прохождения: история здесь банальна, наивна и не особо интересна — до самого финала разработчики так и не найдут, чем удивить даже самого молодого геймера. Сюжет Biomutant имел огромный потенциал, но ни сценаристы, ни режиссёр не справились с его воплощением в игре. Это же относится и к важным кат-сценам, которые вроде бы концентрируются на очень драматичных моментах, но поставлены настолько бесталанно, что из эмоций вызывают разве что недоумение.
Не помогают повествованию и персонажи. Все они до ужаса плоские и не имеют адекватных отличительных черт: этот персонаж — изобретатель, этот — охотник, а этот… любит выпить — знать о зверюшках что-то большее, видимо, необязательно. А ещё каждый второй собеседник просто обожает философствовать не по делу, чем начинает раздражать уже со второго часа игры.
Диалоги — это вообще большая беда Biomutant: практически все разговоры пусты и раз за разом вдалбливают вам в голову пафосную чушь о добре и зле, затягивая и без того не самый динамичный геймплей. А ещё у авторов большая любовь коверкать словечки и называть маму — мумой, папу — папсенем, охоту — ухотой и так далее. Впрочем, это как раз напрягает не сильно.
Что действительно выбивает из колеи — так это манера повествования. Дело в том, что всю игру героя будет сопровождать незримый рассказчик, который вводит его в курс дела, переводит тарабарщину зверей на понятный язык, даёт советы, да и вообще болтает без умолку. При этом реализация ни капли не похожа на забавную перебранку Зевса и Прометея из Immortals Fenyx Rising — спустя пару часов рассказчик начинает напоминать дементора, который своим заунывным монотонным голосом высасывает из геймеров жизнь. Конечно, в настройках количество его бессмысленных речей можно сократить, но на совсем он вас в покое не оставит.
А ещё сюжет Biomutant концентрируется на борьбе добра и зла. В целом, в этом нет ничего плохого, но игровая вселенная чересчур сильно поделена на чёрное и белое. К примеру, в самом начале игры герою нужно выбрать племя, которое он будет поддерживать: первое — ангельские святоши, которые желают всем счастья и процветания, а вторые — злобные негодяи, стремящиеся поскорее погрузить мир в пучину хаоса и перебить слабаков. В самом деле, кого же выбрать?
Игра полна подобными очевидными решениями, в которых 99 процентов геймеров займут светлую сторону: мало кто захочет без причины казнить случайно встреченных персонажей и убивать миленьких белочек. Детище Experiment 101 насквозь пропитано детской наивной философией, делать выборы в рамках которой совершенно неинтересно.
А вот за сеттинг и мифологию Biomutant хочется похвалить: разбираться, как звери обосновались на Земле, какая у них иерархия и чем они занимаются, довольно интересно — при этом мир словно пропитан притягательной вселенской грустью и по атмосфере местами напоминает Shadow of the Colossus. Жаль, что это всего лишь ложка мёда в бочке повествовательного дёгтя.
Мутанты вперёд
Большую часть времени геймеру придётся не вникать в историю, а исследовать мир и решать вселенские проблемы. К слову, карта в игре довольно большая и поделена на множество биомов, в каждом их которых есть на что посмотреть. За визуал разработчикам вообще стоит выразить респект: им удалось компенсировать техническое несовершенство игры очень живописным дизайном локаций. Путешествовать же по миру можно, как на своих двоих, так и на множестве транспортных средств, среди которых есть как фауна вроде коз и лошадей, так и металлические роботы.
Впрочем, как сказал бы рассказчик: «красота в глазах смотрящего» — а значит наш герой не менее важен, чем мир вокруг него. Biomutant встречает геймера предложением создать своего героя, и кастомизация поначалу восхищает. Игра предлагает распределить характеристики, выбрать класс, определиться с любимой стихией и много чего ещё — складывается ощущение, что билдам в таком разнообразии нет конца.
Увы, затем героя бросают в бой, знакомят с прокачкой и, наконец, дают понять, что обширная кастомизация в общем-то не имеет ни малейшего смысла. Неважно, какого мутанта вы создали: толковых навыков, перков и умений здесь так мало, что вскоре герой освоит все действительно необходимые способности и станет ультимативной машиной для убийств, которая впитала в себя сильные стороны каждого класса. Самые разные стартовые билды спустя пару часов сводятся к единой константе — и это печально.
Не лучше реализованы и сами сражения. На словах боевая система кажется крутой: в Biomutant есть немало видов орудий ближнего и дальнего боя, крутых приёмов, увороты и парирования, эффектные способности, которые позволяют замораживать, поджигать или гипнотизировать врагов — вот только на деле всё это просто не работает. Какими бы навыками герой не пользовался, а бои будут одинаково скучными.
Начнём с того, что враги очень глупы, никак не реагируют на атаки и не бросают ни малейшего вызова. Да и обо всех богатых возможностях лучше забыть, ведь всё, что нужно для победы — это по пушке в каждой лапе. Дальнобойное оружие в Biomutant — это ульта, которой ничего не могут противопоставить ни рядовые враги, ни большинство боссов. Разработчики, конечно, пытались компенсировать проблемы в боёвке за счёт красочных эффектов, забавного слоу-мо и довольно разнообразных врагов, но когда у механики нет фундамента, это не помогает.
От осознания факта, что бои — это главное занятие в Biomutant, становится дурно. Практически каждый сюжетный и дополнительный квест требует от героя отправиться в дальний уголок карты и как следует навалять злодеям. К примеру, первым делом игра требует одолеть несколько вражеских племён: для этого нужно ослабить их, захватив три заставы, а затем отправиться на штурм укреплённой крепости — каждая подобная активность, конечно же, сводится к череде утомительных арен.
По-настоящему интересными можно назвать разве что сражения с Мироедами, поскольку каждое ставит перед геймером необычные условия: например, с кем-то придётся сражаться верхом на роботе, а с кем-то — на водной глади. Да и выглядят боссы довольно впечатляюще, хотя бросить достойный вызов, увы, тоже не могут.
Помимо путешествия по миру и сражений игра то и дело подкидывает головоломки, которые реализованы под стать другим механикам. Самый популярный тип загадок предлагает геймеру крутить шестерёнки таким образом, чтобы их цвета совпали. Задачки эти настолько просты, что справится с ними даже трёхлетний ребёнок — впрочем, даже в случае неудачи героя просто ударят током и предложат попробовать ещё раз. Однако, какими бы неинтересными не были головоломки, а Experiment 101, вероятно, сочла их отличной идеей и щедро раскидала по игровому миру, зачастую сделав их решение обязательным.
Плохой мутант?
Biomutant напоминает типичную игру Ubisoft, которую обделили бюджетом и лишили мастеровитых разработчиков. Творцы придумали огромное количество амбициозных идей, но ни одну из них не смогли качественно реализовать.
В Biomutant есть красивый мир, но он совершенно пустой; занятный сеттинг, да вот только истории в нём совершенно заурядные; вроде бы разнообразная боёвая система, но она не работает — и так с каждым аспектом игры. Однозначно хорошо у разработчиков получились разве что живописный мир и сражения с Мироедами — всё остальное, как минимум, сомнительного качества.
Складывается ощущение, что Experiment 101 лихо начала разработку, но за шесть лет так и не смогла довести ни одну механику до ума — вырезать лишнее было жалко, а дорабатывать не хватило сил. В итоге получилась Biomutant.
Быть может, критика геймеров была бы не так сурова, если бы творцы (или издатель) трезво взглянули на своё творение и поставили соответствующий ценник. К сожалению, разработчики оценили проект в 3 419 рублей на PC — и очевидно прогадали.
При этом нельзя назвать Biomutant совсем уж кошмарной игрой: в ней можно с удовольствием провести некоторое время — всё-таки талант разработчиков порой виднеется, а мир нарисован с душой. Быть может, научившись на ошибках и поумерив амбиции, в следующий раз они смогут создать по-настоящему классный проект.
***
Для многих Biomutant была одной из самых ожидаемых игр года, но на деле творение Experiment 101 оказалось типичным проходняком. В принципе, игру можно купить на грандиозной распродаже или — ещё лучше — забрать в какой-нибудь раздаче, но 3 419 рублей она совершенно точно не стоит.
А что думаете о Biomutant вы? Пишите в комментариях!
Что думаете о Biomutant?
-
Авторы Biomutant рассказали, почему выход экшена про боевого енота задержался на два года
-
Интервью о Biomutant — постапокалиптическая кунг-фу сказка с мутациями
-
Как открыть весь транспорт в Biomutant — где найти всех маунтов
-
Гайд для новичков по Biomutant — какие характеристики качать, какой выбрать класс, на что влияет аура и многое другое
-
Игроки громят рейтинг Biomutant. Несмотря на это, в Steam проект стартовал лучше, чем Days Gone