Новая портативная консоль AYA Neo родом из Китая по производительности вполне может потягаться с домашним игровым PC и, кажется, с успехом завоёвывает мир. Что ж, неплохо, особенно если учесть, что реальных конкурентов у неё сегодня раз-два и обчёлся. Но такое затишье на рынке портативок царило не всегда: ещё недавно в мире карманных игровых девайсов гремели настоящие войны. Вспоминаем, как это было, в нашей краткой истории.
Портативные консоли появились ещё в далекие семидесятые. Первые шаги в этом направлении сделали компании Coleco и Milton Bradley, однако ничего особо путного у них долго не выходило.
Первой полноценной портативной консолью, пусть и чрезвычайно примитивной по сегодняшним меркам, стала Milton Bradley Microvision 1979 года. Она щеголяла монохромным жидкокристаллическим экраном с разрешением 16х16 пикселей, а процессоры и кнопки управления встраивались прямо в картриджи с играми. За всё существование портативной консоли выпустили 13 проектов, а самый популярный из них, Blockbusters, шёл в комплекте с приставкой.
Nintendo Game & Watch, одна из самых успешных игровых систем восьмидесятых, буквально взорвала рынок портативных консолей. Это были не бог весть какие технологичные, но доступные и оттого крайне популярные девайсы. Разработчики по всему миру пытались повторить успех японцев: нелегальные клоны Game & Watch выпускала даже советская «Электроника». Помните «Ну, погоди!», где волк ловил яйца?
Главным минусом этих аппаратов было отсутствие полноценной библиотеки: каждое устройство аппаратно поддерживало только одну игру. Хотя существовали различные модели, которые отличались дизайном. Например, усовершенствованная версия Game & Watch выпускалась в форме «раскладушки» с двумя экранами. Впоследствии Nintendo ещё не раз обратится к этому форм-фактору.
В общем, Game & Watch была успешной, но рынку требовалась настоящая революция. И её снова совершила «Большая N».
Game Boy продолжила дело Game & Watch в 1989 году. Здесь был монохромный жидкокристаллический экран без подсветки с разрешением 160х144 пикселей и полноценный стереозвук. Впервые появилась функция GameLink, которая при помощи специального кабеля позволяла играть в некоторые игры вдвоём, предварительно соединив два устройства между собой. Для Game Boy выпустили прорву игр и аксессуаров: принтеры для печати скриншотов, картриджи для подключения к телевизору, адаптеры для объединения нескольких консолей, батареи повышенной ёмкости, системы подсветки и бог знает что ещё.
Последующие поколения Game Boy были не так популярны, как первая ревизия, но тоже нашли своего покупателя. Компактная Game Boy Pocket получила увеличенный экран и большее время работы. Game Boy Light наконец-то оснастили подсветкой экрана. Game Boy Color стала цветной. Game Boy Advance 2001 года уже тянула не только 2D, но и 3D-игры. Game Boy Advance получила более мощное железо и уже знакомую форму «раскладушки». Наконец, Game Boy Micro, последняя консоль в линейке, стала настолько компактной, что размерами лишь слегка превышала контроллер для NES.
Нельзя сказать, что у Game Boy не было конкурентов. В октябре всё того же 1989 года Atari задолго до Game Boy Color выпустила первую в мире цветную портативную игровую приставку Atari Lynx. Но, несмотря на явное техническое преимущество, допрыгнуть до лидера у неё не получилось. Она была громоздкой, стоила $189 против $109 у Game Boy, требовала больше батареек, которые садились быстрее из-за более мощного процессора и цветного экрана с подсветкой. Спасти Atari от провала не смогла и обновлённая версия устройства, которая вышла пару лет спустя.
Sega тоже не могла остаться в стороне от «портативных войн». Цветную Sega Game Gear было приятно держать в руках, а дополнительная линза Super Wide Gear увеличивала размер экрана до пяти дюймов. Главным недостатком была прожорливость: одного комплекта батареек хватало всего на четыре часа. Для приставки выпустили больше 200 игр, она неплохо продавалась, но выполнить первоначальную задачу и сместить Game Boy с позиции лидера так и не смогла.
На рубеже веков выходили и другие интересные устройства. Скажем, Sega Nomad была, по сути, карманной версией стационарной Sega Mega Drive. Game.com от Tiger Electronics стала в 1997 году первой сенсорной портативной консолью. К тому же она могла похвастаться двумя слотами для игровых картриджей и возможностью подключения к модему. Nokia N-Gage 2003 года была попыткой совместить консоль и мобильный телефон… Но настоящий бум портативок случился в 2004 году — с приходом Nintendo DS и PlayStation Portable.
Nintendo снова вернулась к своему любимому складному формату: первую модель Nintendo DS оснастили двумя жидкокристаллическими экранами. Один из них был сенсорным, управлять им можно было при помощи стилуса или пальцев. В систему установили микрофон для общения с другими пользователями и голосовых команд, стереозвук. Приставка поддерживала WiFi и использовала функцию Download Play: можно было, не покупая ещё один картридж, загрузить необходимые данные у хозяина игры и сразиться с ним в мультиплеере.
В 2006 году появилась DS Lite. Она отличалась компактными размерами, обновлённым дизайном, увеличенной яркостью экрана, батарей большей ёмкости и более удобным стилусом. Nintendo DSi пришла на смену предыдущей модели в 2009 году. Консоль была тоньше на 12%, имела две встроенные камеры, увеличенный экран размером 3,25 дюйма и улучшенный динамик. В 2010 году была выпущена версия DSi XL с увеличенным дисплеем.
Nintendo 3DS вышла в 2011 году. Она была способна создать трёхмерный эффект при помощи автостереоскопии, без использования специальных очков. Смотрелось круто, но 3D неблагоприятно влияло на игроков младше семи лет и вызывало приступы головокружения. Это, однако, не помешало Nintendo выпустить в 2012 году 3DS XL с экранами увеличенного размера. А ещё через год родилась бюджетная 2DS: с простым моноблочным дизайном, не особо качественным звуком и слабым аккумулятором.
Далее последовали обновленные версии New Nintendo 3DS и New Nintendo 3DS XL. В них был немного увеличен дисплей, повышена ёмкость батареи, появился новый джойстик C-Stick справа и две кнопки на торцах. А в 2017 году пришла очередь и для 2DS XL с увеличенным на 82% экраном. Стереоэффект в ней не появился, зато компания вернулась к привычному складному дизайну. Это была последняя модель в линейке: в сентябре 2020 года поддержку Nintendo 3DS и всех младших моделей прекратили.
Сказать, что семейство DS было популярным — ничего не сказать. Однако существовало оно далеко не в вакууме, и у него был один реальный конкурент. В конце 2004 года на рынке платформ появилась PlayStation Portable — первая портативная консоль Sony.
Консоль использовала специальный оптический накопитель UMD, которого не было больше нигде, процессор от Sony, широкоэкранный TFT LCD-экран с разрешением 480х272 пикселей, поддерживала все актуальные стандарты беспроводной связи. Память устройства расширялась при помощи специальной карты Memory Stick Duo, а внутрь корпуса была интегрирована съёмная батарея. Дополнительно выпускались фотокамера, GPS-адаптер и TV-тюнер.
Позднее были выпущены измененные версии оригинальной консоли. PSP Slim and Lite стала легче и тоньше, а в новых прошивках получила приложение Skype и голосовой чат. PSP Bright достались обновленный экран и дизайн. В полностью измененный корпус PSP Go встроили уменьшенный дисплей, а механизм слайдера позволял скрывать кнопки и джойстик. Этой консоли добавили поддержку Bluetooth и PlayStation Store. Наконец, PSP Street стала бюджетной моделью: с одним динамиком, без встроенного WiFi-модуля и микрофона.
PSP пользовалась заслуженной популярностью и сражалась с Nintendo DS почти на равных. Однако новые версии консоли не предлагали ничего принципиально нового. По сути, это было то же самое устройство, у которого то отбирали, то добавляли функции. Sony был нужен технологический прорыв. И им, к сожалению, стала PlayStation Vita.
Последняя портативная система Sony вышла в конце 2011-го — меньше, чем через полгода после PSP Street. Систему оснастили пятидюймовым сенсорным OLED-экраном с разрешением 960х544 пикселя, современными модулями беспроводной связи и шустрым железом. Она стала самой мощной карманной консолью в истории. Здесь были: микрофон, электронный компас, гироскоп, акселерометр и GPS в модели с поддержкой 3G. Камера записывала видео с FPS вплоть до 120. Задняя сторона была оснащена сенсорной панелью. Вместо UMD консоль поддерживала специальные карты памяти PlayStation Vita Memory Card.
Одной из самых интересных функций приставки стала Remote Play. С её помощью можно дистанционно подключаться к PlayStation 3 или PlayStation 4 по сети. Портативное устройство позволено использовать в качестве геймпада или напрямую стримить на него игровой процесс с «больших» приставок.
Vita получила немало хороший игр, однако из-за отсутствия интересных эксклюзивов, задействующих все возможности системы, популярностью не пользовалась. Официальная поддержка была прекращена в марте 2019 года (хотя фанаты выпускают кое-что интересное и сейчас). Вернётся ли Sony на портативный рынок ещё когда-нибудь — большой вопрос.
А вот у Nintendo с её Switch ситуация сложилась совсем иная. Гаджет 2017 года сохраняет свою актуальность и сейчас, а каких-либо реальных конкурентов на горизонте не предвидится. Дело в том, что Switch — это гибридное устройство, которое может работать не только как портативная, но и как домашняя консоль. Для последнего в комплекте идёт специальная док-станция. Switch может похвастать процессором NVIDIA Tegra, жидкокристаллическим экраном с разрешением 1280х720 пикселей, разъёмами HDMI и Type-C и всеми современными технологиями беспроводной связи.
Вдобавок консоль оснащена уникальными контроллерами Joy-Con. В отсоединённом режиме они работают отдельно друг от друга, оснащены акселерометрами и гироскопами, благодаря чему способны отслеживать перемещения в пространстве. Однако главный их плюс — в системе виброотклика, который позволяет генерировать достоверные тактильные ощущения. Nintendo, как всегда, сделала ставку не на сверхмощное железо, а на уникальный игровой опыт. И, как всегда, победила.
***
Nintendo сейчас — единственный игрок на рынке портативных консолей. Компанию ей составляют только смартфоны, китайские ретроконсоли, да редкие гости вроде всё той же AYA Neo. Что будет дальше, покажет время, однако пока ситуация явно не намерена меняться. А вы что думаете по этому поводу?
Есть ли будущее у портативного гейминга?
Пройти опрос