Sony VS Nintendo: можно ли было спасти PS Vita?

Теперь официально: компания Sony вышла из бизнеса по созданию портативных консолей. Об этом стало известно из материала, опубликованного на сайте журнала Game Informer и посвященного 25-летию бренда PlayStation. По словам Джима Райана (Jim Ryan), руководителя Sony Interactive Entertainment, PS Vita стала последним хендхелдом японцев. И это удивительно, поскольку у решения Sony были все шансы завоевать рынок. Помешали этому вовсе не смартфоны, а системная проблема, шлейф от которой тянется аж с середины нулевых.

Говоря по правде, по-настоящему хорошо с портативными консолями у Sony обстояли дела лишь на одной из E3 начала нулевых. В тот год компания привезла на выставку рабочие прототипы гаджета и «гвоздями» прибила их к демонстрационным стендам. Публика удивлялась: «Да это же почти как PlayStation 2, только в кармане можно носить!».

Удивляться и впрямь было чему. На фоне Nintendo DS, которую продвинутая публика называла не иначе как «странной фигней с двумя экранами», ноу-хау Sony выглядело приветом из будущего. Жутко технологичная, мощная, чрезвычайно стильная — PlayStation Portable воспринималась как ожившая мечта технофила. Когда в декабре 2004 года на территории Японии состоялся официальный запуск хендхелда, геймеры со всех концов света ринулись заказывать себе чудо-юдо от Sony. Кто-то даже целенаправленно поехал в Страну восходящего солнца ради PSP — такой был ажиотаж.

Впрочем, довольно скоро выяснилось, что чуда не случилось. Из ВСЕЙ стартовой линейки PSP действительно увлекательными оказались две игры: Ridge Racer и Lumines. Первая представляла собой портативную адаптацию понятно какой серии — интересно, но не более. А Lumines оказалась жутко аддиктивным «Тетрисом» под музыку. Разумеется, в декабре случились и другие релизы. Например, Armored Core Formula Front от кудесников из FromSoftware. Или весьма странная, но затягивающая Metal Gear Acid от Konami. Однако этих игр явно было недостаточно для того, чтобы удовлетворить нарождающийся спрос на портативный гейминг в стиле Sony.

До европейских и американских берегов PSP добралась в 2005 году и тут же вступила в ожесточенную схватку с технически более слабой Nintendo DS. На стороне Sony оказались технологии, связи с большими разработчиками и деньги, очень много денег на PR и продвижение. Однако, как бы это смешно не звучало, но PSP вчистую продула гаджету Nintendo — да-да, той самой очень странной двухэкранной DS.

Причиной тому послужило сразу несколько факторов. Во-первых, стремление самой Sony представить свой гаджет как устройство, которое лишь чуть уступает PlayStation 2 в мощности. Все это привело к тому, что основная масса не эксклюзивных игр для PSP представляла собой порты с «больших» консолей разной степени паршивости. В каких-то релизах плохо было абсолютно все: от графики до фреймрейта. Другие игры страдали от недостатка второго стика на лицевой панели PSP.

Порой доходило до смешного. Эксклюзивная Splinter Cell: Essentials оказалась фактически неиграбельной из-за отвратительного управления. У порта Tomb Raider: Legend ситуация была не лучше: в этой версии Лара превратилась в неповоротливую корову не только по причине ужасной раскладки кнопок, но еще из-за предательски падающего счетчика fps. Эти ситуации не были частностью — подавляющее большинство «больших» игр, скукожившись до портативного формата, превращались в совершенно неиграбельный фастфуд, употреблять который можно было в порыве исключительной жизнерадостности или, на самый крайний случай, во время поездки в поезде дальнего следования.

Была и вторая категория игр — эксклюзивы от Sony и ее ближайших партнеров. По технической части к ним претензий практически не имелось. К таким проектам можно отнести адреналиновую Pursuit Force, замечательную God of War: Ghost of Sparta, Metal Gear Solid: Peace Walker, Syphon Filter: Dark Mirror, Silent Hill: Origins, Resistance: Retribution, Secret Agent Clank, Daxter — примеров хватит на один средне-большой абзац.

Вот только большая часть этих безусловно хороших игр дизайналась с оглядкой на большие платформы. А то, что отлично подходит для PlayStation 2, далеко не факт, что приживется в портативном формате. В действительноcти портативными у Sony были три эксклюзива: Locoroco, Patapon и уже упомянутая Lumines. Эти простые по своей структуре проекты идеально укладывались в концепцию убивания времени в ожидании нужной станции метро.

В то же время у Nintendo с ее DS ситуация была прямо противоположной. Большая часть игр для этой системы создавалась из расчета на то, что их будут проходить в пути. Даже разные части одного и того же сериала отличались друг от друга на DS и PSP. За примерами далеко ходить не надо. Вышедшая изначально на устройстве Nintendo Grand Theft Auto: Chinatown Wars разрабатывалась по принципам портативного геймдизайна, тогда как ее товарки — спин-оффы Vice City Stories и Liberty City Stories — копировали основные части серии с PlayStation 2.

При этом нельзя сказать, что PSP получилась провальной системой. Вовсе нет — ее покупали, причем довольно активно. В особенности в России. Другое дело, что хадкорными геймерами хендхелд Sony воспринимался как, в общем-то, прикольное дополнение к домашней консоли. Sony не смогла собрать вокруг консоли монолитной аудитории. А Nintendo не просто смогла, но разграничила DS и Wii. Геймеры относились к двухэкранке как самостоятельному продукту, а не аддону. В свою очередь, крупные и мелкие компании пачками создавали для DS новые игры — сказывалось огромное число пользователей системы и дешевизна разработки.

И вот пришли технологические десятые. Nintendo анонсировала 3DS, а Sony — PS Vita. И уже из новостей и официальных заявлений было ясно, что авторы PlayStation собираются наступить ровно на те же грабли, по которым уже прошлись во времена PSP.

«Что такое PS Vita?», — спрашивали геймеры. Sony отвечала: «Ну, это такая PlayStation 3 в миниатюре. На консоли появится эксклюзивная Uncharted, мы продолжим линейку Resistance и про Killzone не забудем». В итоге, когда релиз системы все-таки состоялся, в ее арсенале оказались ровно ДВЕ игры, которые идеально подходили для портативного формата: Gravity Rush и Lumines: Electronic Symphony.

А потом понеслись порты. Ninja Gaiden Sigma Plus, всевозможные Lego-игры, Call of Duty Black Ops: Declassified и прочее, прочее, прочее. Болгарское отделение Ubisoft подсуетилось и собрало Assassin's Creed III: Liberation. Konami спешно перенесла на новую систему сборник Metal Gear Solid HD Collection — в общем, проходить было что. Однако проблемы PSP никуда не делись. Какой бы хорошей не была Ninja Gaiden Sigma, но ее концепция просто не предназначалась для портативного устройства, в отличие, например, от кругом-бегом великолепной Dragon Sword из библиотеки DS.

И вновь портативку от Sony геймеры начали воспринимать как прикольное дополнение для больших консолей — PlayStation 3 и PlayStation 4. В немалой степени этому способствовало и продвижение функции cross-buy. Действительно, удобно, когда Final Fantasy X можно продолжить проходить в дороге, вот только это не превращает Final Fantasy X в jRPG для хендхелда, а PS Vita — в идеальную портативку.

Nintendo 3DS тоже не была идеальной, однако Nintendo четко осознавала, на какую аудиторию работает. И потому смогла пережить тот момент, когда казуальная аудитория окончательно переключилась на смартфоны, а большие разработчики перестали пачками создавать портативные видеоигры. Sony же оказалась загнана в угол собственными амбициями. У нее банально не осталось сил поддерживать PS Vita, равно как не было своих «Покемонов», «Зельды» и «Марио».

Но главное у PS Vita отсутствовала преданная аудитория где-либо за пределами Японии, в которой традиции портативного гейминга крепки в силу исторических причин. Мог ли гаджет от Sony дожить до наших дней? Да, вполне, если бы компания вынесла уроки из жизненного цикла PSP. Но вместо этого Sony решила второй раз разыграть одну и ту же карту.

***

И в этом смысле все рассказы боссов Sony о том, что конкурировать с мобильными телефонами невозможно — не более чем красивая сказка. Просто потому, что аудитория Google Play и аудитория портативок — это совершенно разные люди. Смартфоны оттянули на себя часть казуальной публики, которая, да, покупала раньше Game Boy, DS или PSP. Но костяк геймеров, тех самых хардкорщиков, никуда не делся. И именно эту карту великолепно разыграла Nintendo, что и позволило 3DS дожить до времен Switch.

+3
Комментарии 4