Иногда разработчики выпускают потенциально отличные проекты в совершенно непотребном виде: забагованными, недоделанными и совершенно неиграбельными. Тогда за дело принимаются фанаты, которые своими силами правят ошибки, возвращают вырезанный контент и создают собственный. Именно об играх, которые довели до ума сами игроки, мы и расскажем в этой статье.
Vampire: The Masquerade — Bloodlines — очень яркое явление в игровой индустрии. Трудно найти другую игру, к которой геймеры испытывали бы столько же любви и ненависти одновременно. Совершенно изумительный проект считается многими чуть ли не лучшей RPG в истории, вот только его гениальность стала жертвой, мягко скажем, технического несовершенства.
Игра купалась в багах, а один неработающий скрипт и вовсе делал её непроходимой. Официальные патчи, конечно, исправили вылеты в сюжетных квестах и другие фатальные ошибки, но не сразу и не все. Чуть позже Troika Games и вовсе закрылась, а доводить гениальную, но поломанную игру до ума пришлось самим игрокам.
Сначала фанатский Unofficial Patch должен был просто исправить вылеты и прочие ошибки, но со временем превратился в масштабный мод, который возвращает в игру массу вырезанного контента: удалённые миссии, локации, музыку, эффекты, перки и многое другое. Конечно, нельзя не отметить, что некоторый контент так и стоило бы оставить погребённым (миссию в библиотеке трудно назвать хорошей, а некоторые умения либо бесполезны, либо дисбалансны). Но, сам мод регулярно обновляют и улучшают, а его сильные стороны с лихвой перекрывают недостатки.
Благодаря совместному труду фанатов и разработчиков Vampire: The Masquerade — Bloodlines обрела культовый статус, а её продолжение стало одной из самых ожидаемых игр этого года. Главное, чтобы в Hardsuit Labs не допустили ошибок своих предшественников.
«S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» получилась невероятной игрой. Да, она провела семь лет в производственном аду, а в какой-то момент измученные ожиданием фанаты и вовсе перестали верить в её существование. Но в результате мы всё же получили настоящий шедевр, пусть и не совсем такой, какой ждали. Из игры вырезали огромное количества контента, и именно фанаты занялись его восстановлением.
Наиболее известной модификацией такого рода стала Lost Alpha. Моддерам пришлось немало потрудиться, чтобы на основании ранних билдов, скриншотов и видео воссоздать те сюжетные линии, персонажей и квесты, что должны были появиться в игре, но оказались за бортом.
Конечно, мод был не менее забагованным, чем сама игра. Например, сюжет вполне мог стать непроходимым из-за того, что волна зомби убила важного персонажа. Тем не менее, иначе как поразительными труды модмейкеров не назвать.
Star Wars: Knights of the Old Republic 2, одна из самых противоречивых игр Obsidian, расколола сообщество надвое: одни фанаты эту RPG неистово любят, другие столь же яростно ненавидят. Во многих аспектах сиквел точно превзошёл оригинал, вот только вышел он недоделанным.
Obsidian вообще никогда не славилась контролем качества, но в этом случае тому можно найти причины. Разработчики пытались сделать максимально масштабный проект и просили у LucasArts время на доработки, однако маркетинговые шестерёнки затормозить было нельзя: игру надлежало выпустить точно к Рождеству 2004 года — и точка. В итоге из сценария пришлось вычеркнуть целую планету, а тестирование словно бы и вовсе пропустить.
На старте быть джедаем оказалась крайне непросто, ведь баги, тормоза и вылеты раз за разом побуждали перейти на тёмную сторону силы и снести KotOR 2 с жёсткого диска. Однако и сами разработчики старались поправить ситуацию, и фанаты подключились к процессу, по сути, собственноручно доведя игру до правильного состояния.
В 2009 году вышел The Sith Lords Restored Content Mod, который возвращает множество диалогов, приводит в порядок эпилог, добавляет новых компаньонов и даже целую планету (к слову сказать, довольно скучную). Конечно, после фанатских патчей игра не стала такой, какой задумывалась первоначально. Восстановить значительную часть контента, увы, не удалось. Однако именно усилиями геймеров Star Wars: Knights of the Old Republic 2 приблизилась к идеалу, а это уже немало.
Трилогия Gothic завершилась в 2006 году (богопротивную Arcania: Gothic 4 вспоминать не будем), вот только назвать её финал славным язык не поворачивается. Piranha Bytes никогда не отличалась хорошей оптимизацией и отсутствием багов, но в этот раз переплюнула сама себя.
Самое грустное, что игра хорошо выглядела, мир был огромным, а квесты — интересными, но играть во всё это было больно. Gothic 3 постоянно глючила, вылетала, зависала, а некоторые враги, вроде реактивных кабанов, стали одновременно мемами и страшным снов геймеров. Разработчики правили недоделки, как могли, однако финальное слово в очередной раз осталось за фанатским сообществом.
Через некоторое время геймеры выпустили Community Patch, который весил как треть целой игры, избавлял от огромного количества ошибок, улучшал текстуры, повышал оптимизацию и наконец-таки делал Gothic 3 играбельной.
Fallout, без сомнения, одна из самых популярных игровых серий в истории, а фундаментом её величия стали первые две части. Учитывая культовый статус второй части, фанатам было невыносимо больно мириться с тем, что из Fallout 2 вырезали так много контента. Засучив рукава, они вознамерились вернуть в игру всё, что там должно было быть изначально.
Модификацию Restoration Project разрабатывали несколько лет. Она содержала несколько новых локаций, расширения уже существующих, новых персонажей, квесты и диалоги. До ума довели многие задания. Например, если в оригинале конфликт с рейдерами из Убежища 15 неизменно заканчивался кровопролитием, то с модом появилась возможность решить все вопросы мирно. Мод подарил фанатам ещё десятки часов геймплея, и точно заслуживает места в нашей подборке.
Иногда фанатам приходится чинить даже не саму игру, а её порт. Если консольная версия Dark Souls заставляла страдать из-за хардкорных врагов и боссов, то на PC проект бросал и другие вызовы: технические проблемы, низкое разрешение, унылая графика, отвратный интерфейс… Ужас.
FromSoftware на тот момент не имела большого опыта в портировании и заранее предупреждала, что от PC-версии не стоит ждать многого — проблемы с FPS и множество других недостатков должны были стать неприятным дополнением к возможности поиграть на компьютере. В итоге с комфортом насладиться Dark Souls на PC можно было лишь после установки фанатской модификации DSfix. Мод улучшал сетевое соединения в мультиплеере, добавлял поддержку Full HD, улучшал графику, позволял менять интерфейс и, конечно же, правил ошибки. Разработчикам для этого понадобилось целое переиздание.
Похожая история была и с PC-версией Deadly Premonition — «японского “Твин-Пикс”». Если консольные игроки, в целом, оценили психологический триллер, то PC-геймерам спустя три года предложили продукт сырой, как джунгли в дождливый сезон.
Игра сразу выглядела устаревшей, а к моменту появления в Steam так и вовсе стала похожа на древнюю забагованную окаменелость с максимальным разрешением 1280x720. Делать её играбельной пришлось фанатам. Они молниеносно выпустили патч, который увеличивал разрешение, улучшал глубину резкости, сглаживание и добавлял в игру SSAO. Пусть Deadly Premonition: The Director's Cut не избавилась от всех проблем, но оценить её загадочную атмосферу всё-таки смогли многие.
San Andreas — выдающаяся игра, для которой фанаты сделали не меньше, чем разработчики. Именно народные творцы создали легендарный мод SA-MP (San Andreas Multiplayer).
SA-MP стал чуть ли не субкультурой, в которой огромное количество игроков по-настоящему жили: ходили на работу, служили в армии, вступали в банды и развлекали себя сотнями других способов. Мультиплеер в GTA был с самой первой части, да и похожий фанатский мод для Vice City был впечатляющим. Однако именно SA-MP заслужила максимальную народную любовь, став, по сути, прародительницей GTA Online.
А ведь в какой-то момент авторы объявляли о прекращении поддержки мода, так как устали бороться с читерами. Вот только геймеры с этим не согласились, организовав масштабную петицию, которая в итоге помогла вернуть разработчиков в строй. И не зря, ведь в SA-MP играют до сих пор.
Серия Just Cause всегда славилась безудержным весельем, но ведь сеять хаос вместе с живыми напарниками было бы куда интересней! Странно, что Avalanche Studios не добавила эту возможность самостоятельно. Но там, где разработчик допускает промах, в игру вступают фанаты.
Через три года после релиза Just Cause 2 в Steam появилось дополнение Multiplayer Mod, которое позволило игрокам хулиганить в коллективе. Народные умельцы придали проекту второе дыхание, а затем добавили аналогичную возможность и в Just Cause 3. Однако разработчиков этот успешный опыт ничему не научил. Они продолжают игнорировать мультиплеерные возможности, да и фанатам создавать модификации, похоже, надоело. Очень жаль.
Порой фанаты не просто улучшали игры, восстанавливали контент или расширяли функционал, но и создавали новые проекты на базе старых. Так, трудами модмейкеров в Warcraft 3 появилась мультиплеерная карта, где не надо было строить базу и тренировать в бараках сотню юнитов — Defense of the Ancients. Во что это всё переросло, все уже знают.
Сегодня Dota 2 — одна из самых популярных в мире киберспортивных дисциплин. Blizzard меж тем кусает локти из-за того, что не имеет прав на игру, которая выросла из мода к их детищу.
***
Как видите, благодаря фанатам даже поломанная и порезанная игра имеет шансы на новую жизнь. А на какие ещё проекты модмейкеры оказали столь же колоссальное влияние? Пишите в комментариях!
Какую игру фанаты улучшили значительнее всего?
Пройти опрос