Суд запретил «Тетрадь смерти», «Токийского гуля» и другие аниме — а мы рекомендуем их посмотреть прямо сейчас

Предыстория: Суд рассматривает вопрос о запрете «Наруто», «Тетради смерти» и песни Моргенштерна (обновлено)

Необычный процесс прошёл вчера в Колпинском районном суде Петербурга, который именем закона запретил распространение таких легендарных аниме, как «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Инуясики» и «Эльфийская песнь». О том, что это за аниме, почему их запретили и что будет дальше, мы и поговорим в этой статье.

«Тетрадь смерти» (Death Note)

Начнём с того, что «Тетрадь смерти» и другие тайтлы всё ещё можно смотреть в России, запрет коснулся лишь ряда ресурсов, откуда популярные аниме уже удалили. Однако сам тон судебного заседания словно бы намекает, что произошедшее — лишь прецедент, после которого стоит насторожиться и ждать новых ударов по поп-культуре.

Начнём по порядку. «Тетрадь смерти» — это невероятно популярная манга, культовый аниме-сериал, несколько фильмов, мюзикл и много чего ещё (в том числе паршивое кино от Netflix, но давайте лучше забудем о нём).

Ягами Лайт — искусный манипулятор и владелец тетради, которого можно любить и ненавидеть одновременно

Во вселенной Death Note есть боги смерти, которые владеют очень необычными тетрадями. Стоит записать в такую чьё-то имя, и несчастного ждёт неминуемая смерть через сорок секунд. Выбрать можно даже обстоятельства смерти. Рюк, один из богов, невероятно скучает и, чтобы развлечь себя, роняет тетрадь в мир смертных. Находит столь могущественную вещь «обыкновенный японский школьник» Ягами Лайт, едва ли не самый умный и одарённый молодой человек в Японии.

Недолго думая, Лайт испытывает возможности тетради и, убедившись в её силе, начинает очищать мир от преступников и злодеев. Вот только, как говорил дядя Бэн, с большой силой приходит большая ответственность. Благородные начинания могут легко смениться убийствами по личным мотивам. Да и школьнику ли вершить судьбы людей?

Бог смерти Рюк, для которого всё происходящее — лишь забава

Однако Ягами Лайт всё же необычный человек. Когда он встречает жутковатого Рюка, то самообладание теряет лишь на мгновение, а затем вновь возвращает контроль в свои руки. Меры предосторожности он начинает принимать сразу, да и вообще ведёт себя очень рационально и собранно. Кажется, что отныне могуществу Ягами нет предела, а остановить его попросту невозможно. Но не тут-то было, ведь совсем скоро в игру вступает выдающийся детектив по прозвищу L. Почти мгновенно он узнаёт, в каком районе живёт Лайт, и постепенно подбирается всё ближе и ближе. Именно противостоянию двух гениев, их интеллектуальной битве и посвящена «Тетрадь смерти».

L — гений, который смог бросить Ягами достойный вызов

Это произведение очень трудно перехвалить, ведь хорошо в нём почти всё: интересный сеттинг, интригующие сюжетные повороты, проработанные персонажи, драма, музыка. Всё это захватывает с первых секунд и не отпускает до последней серии. Даже если у вас синдром ненависти к аниме, то «Тетрадь смерти» легко заставит вас передумать. Сценаристы поднимают глубокие моральные вопросы, рассуждают о ценности жизни, учат продумывать каждый свой шаг, да и просто выстраивают интригу, от которой невозможно оторваться. Если по какой-то причине вы пропустили «Тетрадь смерти», то посмейтесь в лицо судебной системе и отправляйтесь смотреть.

«Инуясики» (Inuyashiki)

Конечно, это аниме не так популярно, как «Тетрадь смерти», но всё же заслуживает внимания. Главный герой «Инуясики» — пожилой офисный клерк, который целыми днями работает, но с трудом сводит концы с концами. Семья предпочитает его попросту не замечать, он не видит смысла ни в чём, да ещё и на медицинском осмотре врачи обнаружили у него рак. Однажды, будучи в отчаянии, он решает прогуляться и встречает молодого человека по имени Хиро. Вот только долгой беседы не получается, ведь на них падает… инопланетный корабль.

Сначала кажется, что у пожилого Инуясики нет шансов против молодого Хиро...

Пришельцы решают не оставлять улик и заменяют раздавленные тела бедолаг роботизированными, поместив туда сознания погибших. И новые тела настолько круты, что позволяют летать, стрелять из пальцев, управлять техникой — да всего и не перечислишь. В этот момент «Инуясики» возвращает нас к теме большой силы и большой ответственности, ведь если молодой Хиро начинает использовать новообретённое могущество во зло, абсолютно не придавая никакой ценности человеческой жизни, то дедуля, наоборот, становится героем и применяет свои силы во благо.

...но скоро он сможет дать заносчивому социопату достойный отпор

Именно противостоянию Инуясики и Хиро будет посвящена большая часть сюжета, который изобилует сюжетными поворотами, зубодробительным экшеном, драмой и философскими размышлениями. В итоге у авторов получилось прекрасное аниме. Быть может, это произведение не посоветуешь всем и каждому, как «Тетрадь смерти», но ценителям жанра пропускать его точно не стоит.

Почему аниме запретили

Под запрет попали и несколько других аниме, вроде «Токийского гуля», но остановить своё внимание мы бы хотели именно на «Тетради смерти» и «Инуясики». По мнению «экспертов», эти произведения обесценивают человеческую жизнь, вот только рассуждать о подобном — значит, не видеть дальше своего носа.

«Здесь обесценивается смерть. Направил палец — убил, и всё. А у нас в России совершают самоубийства порядка двух тысяч подростков. А подростки самая ценная популяция». «В данном случае “Тетрадь смерти” формирует интерес к тематике смерти, а такая тематика обычно привлекает людей с нестабильной психикой».

«Направил палец — убил, и всё»

Такие фразы звучали вчера на суде, вот только эти аниме, как раз наоборот, старательно ведут зрителя к мысли о ценности человеческой жизни, к пониманию того, что не стоит переходить грань дозволенного. Зрители любят Инуясики, который спасает жизни вместо того, чтобы пуститься во все тяжкие, и, даже симпатизируя гению Ягами Лайта, ужасаются тому, как серия за серией он теряет моральные ориентиры. По логике экспертов и прокуратуры, вполне можно запретить «Преступление и наказание», ведь Раскольников своим вопросом «тварь ли я дрожащая или право имею?» обесценивает жизнь старушки. Действительно, зачем объяснять, что действия главного героя ведут его к пониманию: человеческая жизнь — превыше всего, а моральные муки — невыносимы?

Раскольников «обесценивает смерть» старушки

При этом запрет на распространение этих аниме — настоящий выстрел в ногу тому, кто действительно хотел бы не допустить граждан до просмотра. Слышали про «эффект Стрейзанд»? Однажды на фотографию одного папарацци попал дом Барбары Стрейзанд (Barbra Streisand). Фото было абсолютно никому не интересно до тех пор, пока юристы не начали требовать удалить его с сайта. Если до начала процесса (который Стрейзанд, кстати, проиграла) снимок скачали шесть раз, то после громкого дела — 420 тысяч раз. В нашем случае этот эффект непременно сработает. Уже работает.

Несомненно, после судебного решения произойдёт всплеск интереса к «запретным» тайтлам, — и они этого определённо заслуживают. Если посмотреть с такой стороны, то в запрете можно найти даже положительные стороны. Однако, кто знает, что будет дальше? Нет гарантий, что завтра не запретят Hitman 3, GTA 5 или даже «Мстителей». Всё-таки там происходит «обесценивание смерти»: Танос щёлкнул пальцами, и половина жизни во Вселенной исчезла. После таких судебных процессов за массовую культуру становится по-настоящему страшно.

***

Запрет на распространение аниме уже пытаются обставить самым невинным образом: мол, на сайтах не было предупреждений о взрослом контенте. Однако тон судебного заседания и неловкие монологи обвинителей о смерти в сериалах создают ощущение, что произошедшее — лишь начало. Как бы там ни было, у нас пока ещё есть время, чтобы без ограничений посмотреть те проекты, что долго ждали своего часа. Пока ещё есть.

Как вы относитесь к запрету аниме?

Результаты
+3
Комментарии 29