Приближается релиз Cyberpunk 2077, и уже понятно главное — грядёт событие года. Сложно сказать, насколько успешной станет игра, но о ней наверняка будут много говорить и писать. А для нас с вами важен вот какой момент: это игра восточноевропейской сборки. Казалось бы, ничего особенного. Но бывалый поклонник жанра никогда не спутает японскую ролевую игру с американской. Культурную специфику никто не отменял, так что эти RPG будут значительно отличаться, давать совершенно разный игровой опыт, оставаясь в рамках одного жанра. Так в чём же разница между двумя европейскими, американской и японской ролевыми школами?
Студии-разработчики: Katauri Interactive, Россия; Warhorse Studios, Чехия; CD Project RED, Польша.
Образцы жанра: «Космические рейнджеры», King's Bounty, Kingdom Come: Deliverance, The Witcher.
Перспективные проекты: Cyberpunk 2077, King's Bounty 2.
Характерные черты восточноевропейской школы RPG: смелые решения, техническое несовершенство.
Это сегодня российский геймдев находится по большей части в спячке. В нулевых русскоязычные игры переживали свой золотой век. Среди успешных разработок были, естественно, и RPG.
Например, в 2002 году вышла первая часть дилогии «Космические рейнджеры». Ничего подобного публика раньше не видела. Под скромной 2D-внешностью, устаревшей лет на десять, скрывались настоящие космические глубины. Здесь нашлось место аркадным боям звездолётов и даже текстовым квестам (а во второй части — ещё и необычной RTS), но в основе «Рейнджеров» лежала настоящая научно-фантастическая ролевая игра. Свобода на уровне Elite и по-настоящему живой мир обеспечили проекту признание. Авторам удалось реализовать очень важный аспект: мир игры не вертелся вокруг пользователя и жил своей неспокойной жизнью. Вторые «Космические рейнджеры» закрепили успех, и вскоре основной костяк разработчиков основал студию Katauri. В итоге на свет появилась King's Bounty — едва ли не лучшая российская игра всех времён.
Не менее славянский подход показал Даниэль Вавра (Daniel Vavra). Прославившись работой над Mafia: The City of Lost Heaven, Вавра обратился к ролевому жанру. Целью стала разработка игры, не имеющей аналогов. Даниэль справился. Kingdom Come: Deliverance была на сто процентов историческим проектом про Богемию XV века с её жестокостью и грязью — и никаких драконов. При этом игра выглядела весьма достойно, а геймплей отличался многогранностью.
Проект, правда, оказался сыроват: на хорошее тестирование не хватило времени и денег. Но это ещё мелочи. Гораздо веселее было, когда с Kingdom Come: Deliverance случилась очень характерная для всей Восточной Европы история. Западные активисты набросились на Вавру с претензиями об отсутствии в кадре чернокожих и обвинили в попрании святой политкорректности. На что Вавра ответил, что в средневековой Чехии африканцев не было, и в его игре не будет. Так Kingdom Comes: Deliverance осталась верна себе.
Ну а самый яркий пример RPG восточноевропейской школы — это, несомненно, серия «Ведьмак». Во-первых, польские разработчики приобрели лицензию на книги Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski), западные же коллеги за лицензиями ходят обычно в Голливуд. Во-вторых, The Witcher по полной программе отработала возрастное ограничение: насилия и секса в достатке, пусть и без перебора. А вот однополые отношения, к слову, обошли Геральта стороной — такой вот у нас старомодный охотник на чудовищ. В-третьих, вместе с небольшими порциями DLC к The Witcher 3: Wild Hunt было выпущено два масштабных и просто очень крутых дополнения: Hearts of Stone и Blood and Wine. На Западе такие аддоны стали редкостью.
Студии разработчики: Piranha Bytes, Германия; Ubisoft, Франция; Lionhead Studios, Великобритания.
Образцы жанра: Gothic, Risen, Fable, последние игры серии Assassin's Creed.
Перспективные проекты: Biomutant, Immortals Fenyx Rising.
Характерные черты западноевропейской школы RPG: тщательная проработка игровых миров, чаще всего — высокий порог вхождения.
На западе Европы ролевые игры привыкли делать с серьёзным лицом. Нет, можно отыскать жанровых представителей на любой вкус, но главное здесь, всё-таки, ориентация на искушенного поклонника жанра.
На момент выхода первой Gothic эту вскоре ставшую культовой игру ругали за многое, от устаревшей графики до чудовищного интерфейса. Но в итоге игра затянула на долгие часы множество геймеров. Жестокий, манящий и всё-таки красивый мир, неординарный бестиарий, несколько фракций, сложная и очень своеобразная боёвка, необычная прокачка навыков с помощью тренеров — это была очень мощная формула, и немецкие разработчики возвращались к ней ещё не раз. Правда, успех первых двух частей Gothic авторам так и не удалось повторить в полной мере. Их последний проект ELEX, работавший на тех же, по сути, механиках, оказался, скорее, провалом.
Стоит вспомнить дилогию Drakensang из всё той же Германии. Основанная на настольной игре Das Schwarze Auge, Drakensang отличалась совсем слабой, медленной и печальной боёвкой, но зато предлагала кропотливо созданные квесты, детальное развитие разных классов и отличную работу художников. Случайные люди мгновенно отсеивались, а вот ценители RPG теряли сон на неделю-другую.
Наконец, французский гигант Ubisoft тоже отметился в жанре двумя блокбастерами серии The Division, где удачно смешались лихой шутер с укрытиями и комплексная RPG с десятками активностей и неплохо проработанным открытым миром. А последние три игры экшен-серии Assassin's Creed вообще стали полноценными ролевыми играми с полным набором RPG-механик. То же самое произошло с Ghost Recon: в прошлогодней Breakpoint игрок попадал на просторный архипелаг Ауроа, где начиналась настоящая action-RPG со стрельбой и стелсом.
Студии-разработчики: BioWare, Канада; Bethesda Game Studios, США; Obsidian Entertainment, США.
Образцы жанра: Fallout, The Elder Scrolls, Mass Effect, Dragon Age.
Перспективные проекты: Starfield, Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2.
Характерные черты американской школы RPG: направленность на экшен, кинематографичность, эпический размах.
Лет двадцать назад на просторах Северной Америки делали такую классику жанра, как Baldur's Gate: в изометрии, на основе D&D и c боями на активной паузе. Времена изменились, и теперь значительная часть американских RPG напоминает летний голливудский блокбастер.
Показательнее всего выглядит судьба знаменитой серии Fallout. Когда за третью часть взялась команда Bethesda, изометрия сразу сменилась видом от первого лица, а пошаговые тактические сражения — настоящим FPS. Нет, никто не говорит, что Fallout 3 стала плохой — но она точно стала другой. Куда более кинематографичной, динамичной, яркой… и куда менее глубокой. С выходом Fallout 4 ситуация только усугубилась. Честно говоря, даже The Elder Scrolls, собственная серия Bethesda, с каждым новым выпуском всё дальше уходит из дебрей RPG. Причём не совсем понятно, куда конкретно.
Эпические масштабы конфликта часто показывает в своих RPG канадская команда BioWare. В Mass Effect на кону вся Вселенная, а в Dragon Age игроку нужно собрать в единую армию чуть ли не все фэнтезийные расы просторного и разнообразного мира. Все сюжетные изыски в этих играх подаются с роскошной постановкой: достаточно вспомнить суицидную миссию в финале Mass Effect 2 или посиделки у костра с бардовскими песнями в Dragon Age: Origins.
Ещё одна ярко выраженная черта американской школы RPG: масса опций для однополых романов. BioWare, к примеру, давно и активно поддерживает сексуальные меньшинства. Впрочем, такого рода контента хватает и в западноевропейских играх.
Студии-разработчики: Square Enix, Nintendo, Bandai Namco Entertainment, Atlus — Япония.
Образцы жанра: Final Fantasy, Tales, Shin Megami Tensei.
Перспективные проекты: Tales of Arise, Digimon Survive.
Характерные черты японской школы RPG: специфическая боевая система, минимум свободы, сложный сюжет, обязательные мини-игры.
Японские RPG (азиатские, если быть точнее — ведь Китай и Корея тоже кое-что смыслят в вопросе) наиболее чётко обозначены как самостоятельный поджанр. Восточный образ мышления слишком сильно отличается от европейского, поэтому и ролевые игры здесь другие.
В JRPG традиционно меньше свободы и больше истории. В качестве примера вспомним классическую Final Fantasy X. Да, там наша команда получала летучий корабль и возможность при желании облететь хоть весь мир. Вот только происходило это событие прямо перед финальной битвой, за полчаса до титров. Зато сюжет Final Fantasy X был просто фантастически трогательным, а финальный твист — не слабее, чем в фильмах М. Найта Шьямалана (M. Night Shyamalan).
Иногда в JRPG встречаются механики столь необычные, что у поклонника какой-нибудь TES может нервный тик начаться. Скажем, в трилогии Shadow Hearts для PS2 вся корневая механика завязана на мини-игре с Колесом судьбы. Стрелка бежит по кругу, и мы должны её остановить в нужный момент, чтобы попасть в бонусный сектор для успешного результата. Так в Shadow Hearts ведут бои, пьют зелья, вскрывают замки и так далее. Причём с Колесом можно всячески колдовать, заклинаниями увеличивая площадь бонусных секторов и вытворяя прочие полезные трюки. А враги своими чарами тоже влияют на Колесо, ускоряя, к примеру, бег стрелки. И такая механика не утомляет за три полновесные игры — по 30-35 часов на прохождение каждой!
Для драк в реальном времени JRPG обычно предоставляет отдельную арену. Вот наш детектив из Devil Summoner бежит по японскому городку начала ХХ века, вдруг происходит случайная стычка с монстрами — еще одна обязательная черта JRPG — и вот герой уже на отдельной небольшой локации палит из пистолета по зомби. Закончили — вернулись в прежнее место.
А напоследок обязательно вспомним о маэстро Хидетаке Миядзаки (Hidetaka Miyazaki). Он покорил мир своей серией Souls, изменил геймдев навсегда. Но то, что эта Action-RPG сложна до зубной боли — лишь вершина айсберга. Игры Миядзаки — это уникальная система потери и возврата опыта, совершенно фантастический дизайн и филигранная работа со структурой мира, история которого постепенно складывается воедино, как пазл. Не зря Souls породила еще один целый поджанр Souls-like.
В итоге хочется перефразировать Маяковского: больше игр, хороших и разных. Ведь это здорово, что в разных странах мира свой подход к созданию классной RPG. Пускай так и остается, несмотря на глобализацию. А уж мы себе обязательно выберем что-нибудь по вкусу.
Какая школа RPG ближе именно вам?
Пройти опрос
восточная Европа — сюжет
западная Европа — гринд
Америка — мир
Япония/ вост. страны — специфичность
Конечно Ведьмак наше всё. Это одна из немногих игр, в которую я ещё с теплотой могу перепройти , начав щелчком пальцами (утрирую, уже столько тих перепрохождений, но всё же)