Рецензия на «Довод». Инвертирование сознания

Рассказать, почему новое творение Кристофера Нолана (Christopher Nolan) — главный претендент на лучший фильм года, при это ни разу не заспойлерив сюжет, сложнее, чем понять все происходящее на экране. Куда проще всю рецензию уложить в знаменитую фразу: «ничего не понял, но очень интересно».

«Довод» — самый амбициозный проект Нолана. И дело даже не в гигантском бюджете или вынашивании идеи на протяжении двадцати лет. Этот фильм является своеобразным «маркером»: готова ли киноиндустрия пробудиться после коронавирусной эпидемии или ей суждено навечно стать рабой стриминговых сервисов. Ни «Поезд в пусан 2» , ни тем более «Вратарь Галактики» не способны вернуть зрителей в кинотеатры в докризисном объеме, а вот «Довод» имеет достаточно «доводов» спасти кинематограф.

Итак, два спецагента секретной организации предпринимают попытки остановить третью мировую войну. Какое оружие будет использоваться, какие стороны примут участие в сражении, какого черта там делает русский олигарх, не дающий покоя своей жене; раскрытие всего этого — уже сплошной спойлер. Нолан с самых первых минут фильма открыто говорит зрителю: не пытайтесь понять — чувствуйте. Режиссер прекрасно знает, ради чего люди покупают билеты на его фильмы.

Многоступенчатые загадки, научные концепции, куча умных слов — зритель должен верить, что он всё знает и разгадает сложный ребус. Мозг пытается уследить за каждым хитросплетением сюжета и временными петлями, и от этого всё становится только хуже.

Но если взглянуть на происходящее как бы со стороны, то может показаться, что сценарий «Довода» (на самом так и есть!) прост и тривиален. Подобное мы уже видели в одной из серий «Доктора Кто». Впрочем, на субъективный взгляд автора этих строк, в кино важен не столько шекспировский сюжет, сколько его подача. И с ней у Нолана все в порядке.

В 150-минутный фильм умещается колоссальное количество событий, которые проносятся одно за другим, не давая зрителю даже выйти в уборную. С первой же минуты включается какой-то безумный экшен, от которого зал IMAX начинает буквально сотрясаться — и так до самого конца. «Довод» — шпионский боевик, а это значит: погони, злые русские, роковые красавицы, шутник-напарник и так далее. Все это дополнено взрывами и невероятным саундтреком Людвига Йорансона (Ханс Циммер не смог принять участие в работе над картиной из-за «Дюны»).

И, казалось бы, в чем тогда отличие нового фильма Нолана от грядущего

«Не время умирать»? Все дело в центральной фишке картины — инверсии времени, за счет которой все перечисленное выше выглядит невероятно свежо.

Инверсией в «Доводе» называют состояние, которое заставляет предметы двигаться обратно во времени (очень сложно выразиться так, чтобы не звучало криво!) — то есть из будущего в прошлое. Объяснить как это работает — задача фильма. И справляется с ней картина с переменным успехом. Перед нами не научная фантастика, чтобы разжевывать зрителю каждый непонятный феномен, а потому инверсия здесь — инструмент для зрелищных постановок. Штурм города на перемотке, взрывы «наоборот», драки в двух временных переменных — мозг буквально вскипает от происходящего. Собрать всё в одну цельную картину — задача, которую можно осилить только при повторном просмотре.

Также стоит отметить, что режиссер не любит использовать компьютерную графику в своих фильмах, а потому все происходящее еще и безумно реалистично. Для сцены с крушением авиалайнера, съемочной группе пришлось купить и реально взорвать «Боинг».

В плане проработки персонажей «Довод», если сравнивать с «Интерстелларом», сделал шаг назад. Безымянный главный герой, который без всякой мотивации пытается спасти мир и разгадать все тайны, не похож на реального человека. С женой антагониста дела еще хуже. Вместо того, чтобы хоть как-то показать её эмоциональную связь с главным героем, она прямым текстом несколько раз проговаривает: «спаси меня, спаси сына». И главный герой идет и спасает. Но зачем и почему — непонятно.

Злодей в исполнении Кеннета Брана (Kenneth Branagh) — карикатурный. Хмурое лицо, приступы бешенства, суровый русский акцент. Актер делает все, чтобы мы его ненавидели. Надо же, он еще и воспитан в патриархальной семье, а значит бить жену для него — в порядке вещей (дополнительный повод для ненависти).

Роберт Паттинсон (Robert Pattinson), играя напарника главного героя, разбавляет мрачную атмосферу фильма. Он приятный и остроумный, а после просмотра хочется поскорее увидеть его в амплуа Брюса Уэйна в грядущем «Бэтмене».

Но даже при этих недостатках «Довод» — это отличный повод выйти из дома и направиться в кинотеатр (желательно IMAX). Мы получили настоящий аттракцион, после которого так и тянет взять билет на еще один сеанс.

«Довод» — ни в коем случае не шаг назад в сравнении с прошлыми работами режиссера. Это снова тот самый «фильм Нолана», который будут ругать одни, хвалить другие и просто получать удовольствие от просмотра третьи. «Довод» дарит эмоции, и это самое главное.

+2
Author's Userpic
Автор статей
Журналист-расследователь. Аналитик
Комментарии 8