Удивительное дело: наши геймеры зачастую любят совсем не те игры, которые запали в душу их заморских собратьев. В этом материале мы расскажем, почему так вышло и что делать. Устраивайтесь поудобнее — будет, как минимум, интересно.
Начнем с самого свежего примера. Чуть больше недели назад компания Microsoft выпустила для Xbox One и PC обновленную версию Battletoads. Если зайти на Metacritic, выяснится, что на Западе новую инкарнацию «Боевых жаб» приняли тепло (наш обзор ищите здесь) — оценка критиков остановилась на отметке в 73 балла из 100 возможных, геймеры оценили проект чуть ниже — на 6,4 балла из 10 доступных. Аудитории пришелся по душе юмор и самоирония, неплохая боевая система и в целом довольно злободневная история, которая обильно сыплет экивоками в адрес подготовленной и не очень аудитории.
Однако в России ситуация противоположная. Новых жаб закатали в бетон, кажется, еще задолго до релиза. Дескать, и техника рисунка ужасна, и персонажи — какая-то пародия на себя самих из девяностых. Ретро-триумвират негодует, в то время как обычным геймерам глубоко фиолетова и сама Battletoads, и шум, который подняли вокруг нее ровнители принципа «раньше было лучше, а солнце — тот еще фонарь».
Самое интересное, что такое расслоение во мнениях между отечественными и зарубежными геймерами вполне объяснимо исторически. Дело в том, что на Западе серия Battletoads никогда не считалась культовой. Самая первая игра для 8-битной Nintendo, например, запомнилась геймерам из США и Европы, в первую очередь, адской сложностью и непонятной структурой. Более того, если открыть англоязычные рецензии на новых жаб, то можно обнаружить пассажи примерно следующего содержания: «давайте смотреть правде в глаза — Battletoads никогда не была хорошей игрой».
Разумеется, «Жабы» не ограничиваются лишь одной игрой. Был еще в их истории кроссовер с Double Dragon, и даже версия для Super Nintendo. Но в том и фишка: это мы знаем все эти игры «на зубок» — для всего остального мира эта страница творчества Rare прошла по касательной. Там больше ценят Donkey Kong и другие проекты компании. Удивительно, но это не единственный пример, когда вкусы западной аудитории настолько сильно разнятся с нашими.
Каждый российский школьник, чье детство пришлось на вторую половину девяностых — начало нулевых, прекрасно знает серию замечательных диснеевских игр для «8-битки» Nintendo. Мы запоем играли в две части Chip & Dale, пытались одолеть все уровни «Черного плаща» и заигрывали до дыр дилогию Duck Tales. В то же время в США добрая половина этих игр прошла незамеченными. Например, жители Северной Америки почти ничего не знают о Duck Tales 2, а Darkwing Duck для них — всего лишь ленивый рескин Mega Man. Причины, опять же, исторические: мы играли в Dendy постфактум и не делали различий между классическими релизами для этой консоли и теми, что вышли на закате жизненного цикла платформы — в годы, когда прилавки США и Канады уже вовсю штурмовала 16-битная Super Nintendo.
В результате наше игровое мировоззрение формировали совершенно разные игры. Там ценилась Metroid, Castlevania, Mega Man и The Legend of Zelda. У нас же все больше в «Утиные истории» залипали, ну и в Contra, конечно, тоже играли — эта серия была одной из немногих, что сумела добиться популярности и «там», и «здесь».
По схожим причинам наши геймеры в большинстве своем не ценят видеоигры Nintendo. Если весь остальной мир сходит с ума от одного упоминания принцессы Зельды, то наши геймеры лишь носик презрительно морщат. Порой доходит до смешного. В России и странах СНГ немало людей до сих пор думает, что игры про Марио — это обязательно история о том, как принцесса оказывается в другом замке.
Господа, вынуждены вас разочаровать: принцесса далеко не всегда оказывается в беде. Порой, как в Super Princess Peach для Nintendo DS, она сама способна отвесить звонких люлей обидчикам. Что касается братьев-водопроводчиков итальянского происхождения, то и их приключения зачастую очень разные. Есть классическая серия платформеров New Super Mario Bros., современные трехмерные платформеры (см. обзор Super Mario Odyssey), гонки (Mario Kart) и даже серия вполне себе полноценных RPG в лице цикла Paper Mario. Короче, образ «типичного Марево» в России и на 50% не соответствует суровой действительности.
Примерно то же самое касается и остальных франшиз Nintendo или выпускаемых при непосредственном участии «Большой N». Взять хотя бы Metroid. По сути, приключения галактической охотницы за головами Самус Аран породили целый жанр, который уже давным-давно вышел за пределы самой серии Metroid. Если вы когда-нибудь играли в трилогию Arkham, то знайте: механика этих игр не была бы возможна, не придумай когда-то Nintendo свою Metroid. Такие дела.
Что это мы все о западных вкусах? Давайте перейдем к чему-то более родному и привычному. Вы, вероятно, будете удивлены, но почти все игры, которые разработаны в России и СНГ, на Западе пользуются… весьма умеренной популярностью. Давайте в качестве примера возьмем серию «Корсары». В начале двухтысячных этот локомотив «Акеллы» стал в РФ самым настоящим культом. Диски с первой частью расходились какими-то нереальными тиражами, а продолжение ждали всей страной.
В Европе и США про симулятор флибустьеров знали, однако он так и не стал чем-то знаковым для англоязычного рынка. Более того, в канун выхода «Пиратов карибского моря» вторую часть «Корсаров» переделали в игру по мотивам блокбастера Disney. И именно в таком формате «Корсары» получили наибольшую известность за пределами РФ. Дальнейшая судьба серии незавидна. Третья часть стала провалом по всем фронтам — игру ругал даже отечественный «игрожур», который в ту пору очень любил распевать дифирамбы российским «убийцам» западных хитов. Последовавшие продолжения же не снискали большой любви даже у нас — чего уж там говорить про западные страны.
«Аллоды», «Князь», «Дальнобойщики», «Космические рейнджеры», «Казаки», «В тылу врага», Operation Silent Storm и другие качественные компьютерные игры остались почти незамеченными в англоговорящих странах. Многие из этих игр честно локализовали для зарубежного рынка, но интереса они вызвать не сумели. Пожалуй, одним из немногих исключений стала Heroes of Might & Magic 5, которая была создана российской Nival. Но тут роль сыграла сама франшиза — «Героев» любят по всему миру.
И сегодня ситуация почти не изменилась. В качестве иллюстрации давайте возьмем относительно свежую Metro Exodus (подробнее об игре — в нашем обзоре). Отличный боевик, настоящий AAA-хит, созданный украинской студией 4A Games. Игра собрала хорошую прессу (82 на Metacritic), но даже на PC — целевом рынке проекта — едва продалась. На сегодняшний день общий тираж компьютерной версии в цифровом сегменте едва превысил отметку в 700 тыс. копий. И это, по признанию самих разработчиков, самый «жирный» сегмент продаж — на консолях ситуация и того хуже. К слову, S.T.A.L.K.E.R., несмотря на внушительные 82 балла от журналистов, известен на Западе не больше «Метро». Нишевый хит. Зато в России фразочки из этой игры еще четырнадцать лет назад на цитаты разлетелись.
Однако не только отечественные хиты становились популярны у нас и прозябали в безвестности на Западе. Порой в такую же ситуацию попадали и зарубежные проекты. Отличный пример — серия «Готика» немецкой студии Piranha Bytes. Амбициозная Action/RPG в открытом мире выстрелила у себя на родине и стала безумно популярна в русскоговорящих странах, но при этом умудрилась пройти мимо подавляющего большинства западноевропейских геймеров.
Спросите англичанина, американца или француза, какую RPG начала нулевых он может назвать культовой, и вы почти наверняка услышите стандартный набор ответов: The Elder Scrolls III: Morrowind, Star Wars: Knights of the Old Republic, Neverwinter Nights, Deus Ex. Поверьте, «Готика» в этот список может затесаться, только если автор свои двухтысячные провел на родине Гете или Пушкина.
При этом важно понимать, что саму по себе «Готику» знали — игра была переведена на английский язык, про нее писала пресса. Просто никто всерьез не рассматривал творчество Pyranha Bytes в качестве конкурентов RPG первой линии. В случае с циклом Risen ситуация не лучше — знать знаем, но ставить в один ряд с хитами? Нет, увольте. И тем интереснее, что в России творчество немцев всегда ценили. Равно как ценили такие серии, как Sacred и Divinity, которые в США проходят под грифом «дичь какая-то, но интересно».
А вот что точно не ценили — так это мегапопулярную серию Halo. На западе приключения Мистера Чифа суперхит — в России же к жемчужине Bungie относились всегда с легкой иронией. Дескать, и оружие какое-то «пластиковое», и враги — не враги, а чудики. Впрочем, это несколько пограничный пример. После того как Microsoft, наконец-то, начала нормально портировать все части серии в рамках The Master Chief Collection, (наш обзор на Halo: Reach читайте здесь) настроение публики постепенно начало меняться. Чудеса в решете, не находите?
На самом деле нет. Российские геймеры слишком долго жили в отрыве от мировой поп-культуры. В то время как зарубежные любители электронных развлечений уничтожали Дракулу в его собственном замке, россияне слушали по телевизору о гласности и ловили яйца в «Ну, погоди». В результате электронные развлечения проникали в страны бывшего соцлагеря неравномерными волнами, что фактически и привело к столь масштабной разнице в восприятии.
Мы не росли на тех же играх, на которых воспитывались американцы и англичане. Более того, часть из них (спасибо пиратам) в только что созданную Российскую Федерацию практически не попадали — например, The Legend of Zelda или Metroid. Следствием всему этому стало то, что мы имеем сейчас. «Дальнобойщики»/Battletoads/Gothic (подчеркните нужное) — игра для настоящих мужиков, хит на все времена, а «Марио» — для детей.
***
К счастью, постепенно ситуация все же меняется. В России все больше геймеров интересуются продукцией Nintendo, а на Западе вполне себе неплохо продаются игры про Шерлока Холмса от украинцев из Frogware. Разумеется, полного сходства мы едва ли когда-то достигнем, но то, что границы восприятия все же стираются — большой плюс для всех любителей электронных развлечений. Наделавший шуму на Западе тизер S.T.A.L.K.E.R. 2 соврать не даст.
Евгений Васильев, специально для VGTimes.
Грубо говоря, в Morrowind and Gothic ты должен был учиться играть. Никто не вёл за руку — многое приходилось буквально через перезагрузку познавать. Да и загрызть с неумения мог первый же волк из Готики.
Skyrim же очень простая с точки зрения дизайна игра, в которой буквально ведут за руку от точки к точке, что на фоне зачастую очень слабых квестов выглядит ужасно. Отключить маркёры не вариант — дизайн игры просто не имеет достаточных инструментов для такого отыгрыша.
Нет там такого, когда по запискам из дневника битый час топаешь непонятно где или перечитываешь какие-то книги — иногда для квеста, но чаще просто для удовольствия.
Но всё же, не хотелось бы, чтобы и в СНГ и на Западе игры люди были заинтересованы в одних и тех же играх. Это выражение в конце звучало так, будто всё то, что не приняли на Западе, но понравилось СНГ это плохие игры. А это уж точно не так.
А ведь на вики пишут о той 1991 года : "считается одной из самых сложных видеоигр, когда-либо созданных.
Я не могу судить старую, но посмотрел новую прохождение, скоро досмотрю. Хочу сказать что намешали всего: и на скорость, головломки, и космич. шутер по вертикали (кстати то, чего уже не делают считай в наше время тут респект), и платформер, и типа испытай силу (успей нажать на кнопку, быстро нажимай). В общем смесь всего и даже на самой высокой сложности она не оказалась для стримера чересчур сложной. Да и время прохождения можно было увеличить в 2 раза.
Понятно что такие переиздания не могут соперничать в плане атмосферности, платформенности игры по сравнению с той аркадностью в 90-ые, и графика новая ничего не значит. Но весело поиграть можно. А сравнивать их с тем, что было раньше... того не будет.
Также и в кино мусолили Терминаторов, хищников на попытке ностальгии, а на самом деле это провал.
К сожалению, на постсоветском пространстве последнюю четверть века есть тенденция к деградации... И не только интеллектуальных способностей, но и вкусов, и нравов. Так что да, игори Нинтенды и разных Кокодзим становятся популярнее.
PS. Вот такая хрень уже есть в первом трейлере Сталкер 2-«Не слухала Катерина
Ні батька, ні неньки,
Полюбила москалика,
Як знало серденько.
Полюбила молодого,
В садочок ходила,
Поки себе, свою долю
Там занапастила.»
Оно вам нужно, мне как украинцу стыдно за такие высеры в игре которая сделана по книге советского писателя.
Отрицательный обзор всё-таки написал, хоть как-то выразил негодование.
Там не только это минусы, если вы думали, что там открытые локации — шиш. Открытых только 2 (если считать с натяжкой 3), но все здания-объекты такие же коридорные. Даже не сюжетные «квесты»(объекты) — линейные.
Вывод какой? А нефиг лизать задницу в ущерб самому себе.