Статьи Суперхит в России — проходняк на Западе: в чем разница между нашим и западным геймером

Суперхит в России — проходняк на Западе: в чем разница между нашим и западным геймером

gotDvamp
Читать в полной версии

Удивительное дело: наши геймеры зачастую любят совсем не те игры, которые запали в душу их заморских собратьев. В этом материале мы расскажем, почему так вышло и что делать. Устраивайтесь поудобнее — будет, как минимум, интересно.

Боевые жабы и Темная королева

Начнем с самого свежего примера. Чуть больше недели назад компания Microsoft выпустила для Xbox One и PC обновленную версию Battletoads. Если зайти на Metacritic, выяснится, что на Западе новую инкарнацию «Боевых жаб» приняли тепло (наш обзор ищите здесь) — оценка критиков остановилась на отметке в 73 балла из 100 возможных, геймеры оценили проект чуть ниже — на 6,4 балла из 10 доступных. Аудитории пришелся по душе юмор и самоирония, неплохая боевая система и в целом довольно злободневная история, которая обильно сыплет экивоками в адрес подготовленной и не очень аудитории.

Однако в России ситуация противоположная. Новых жаб закатали в бетон, кажется, еще задолго до релиза. Дескать, и техника рисунка ужасна, и персонажи — какая-то пародия на себя самих из девяностых. Ретро-триумвират негодует, в то время как обычным геймерам глубоко фиолетова и сама Battletoads, и шум, который подняли вокруг нее ровнители принципа «раньше было лучше, а солнце — тот еще фонарь».

Самое интересное, что такое расслоение во мнениях между отечественными и зарубежными геймерами вполне объяснимо исторически. Дело в том, что на Западе серия Battletoads никогда не считалась культовой. Самая первая игра для 8-битной Nintendo, например, запомнилась геймерам из США и Европы, в первую очередь, адской сложностью и непонятной структурой. Более того, если открыть англоязычные рецензии на новых жаб, то можно обнаружить пассажи примерно следующего содержания: «давайте смотреть правде в глаза — Battletoads никогда не была хорошей игрой».

Разумеется, «Жабы» не ограничиваются лишь одной игрой. Был еще в их истории кроссовер с Double Dragon, и даже версия для Super Nintendo. Но в том и фишка: это мы знаем все эти игры «на зубок» — для всего остального мира эта страница творчества Rare прошла по касательной. Там больше ценят Donkey Kong и другие проекты компании. Удивительно, но это не единственный пример, когда вкусы западной аудитории настолько сильно разнятся с нашими.

Каждый российский школьник, чье детство пришлось на вторую половину девяностых — начало нулевых, прекрасно знает серию замечательных диснеевских игр для «8-битки» Nintendo. Мы запоем играли в две части Chip & Dale, пытались одолеть все уровни «Черного плаща» и заигрывали до дыр дилогию Duck Tales. В то же время в США добрая половина этих игр прошла незамеченными. Например, жители Северной Америки почти ничего не знают о Duck Tales 2, а Darkwing Duck для них — всего лишь ленивый рескин Mega Man. Причины, опять же, исторические: мы играли в Dendy постфактум и не делали различий между классическими релизами для этой консоли и теми, что вышли на закате жизненного цикла платформы — в годы, когда прилавки США и Канады уже вовсю штурмовала 16-битная Super Nintendo.

В результате наше игровое мировоззрение формировали совершенно разные игры. Там ценилась Metroid, Castlevania, Mega Man и The Legend of Zelda. У нас же все больше в «Утиные истории» залипали, ну и в Contra, конечно, тоже играли — эта серия была одной из немногих, что сумела добиться популярности и «там», и «здесь».

Принцесса в другом замке

По схожим причинам наши геймеры в большинстве своем не ценят видеоигры Nintendo. Если весь остальной мир сходит с ума от одного упоминания принцессы Зельды, то наши геймеры лишь носик презрительно морщат. Порой доходит до смешного. В России и странах СНГ немало людей до сих пор думает, что игры про Марио — это обязательно история о том, как принцесса оказывается в другом замке.

Господа, вынуждены вас разочаровать: принцесса далеко не всегда оказывается в беде. Порой, как в Super Princess Peach для Nintendo DS, она сама способна отвесить звонких люлей обидчикам. Что касается братьев-водопроводчиков итальянского происхождения, то и их приключения зачастую очень разные. Есть классическая серия платформеров New Super Mario Bros., современные трехмерные платформеры (см. обзор Super Mario Odyssey), гонки (Mario Kart) и даже серия вполне себе полноценных RPG в лице цикла Paper Mario. Короче, образ «типичного Марево» в России и на 50% не соответствует суровой действительности.

Примерно то же самое касается и остальных франшиз Nintendo или выпускаемых при непосредственном участии «Большой N». Взять хотя бы Metroid. По сути, приключения галактической охотницы за головами Самус Аран породили целый жанр, который уже давным-давно вышел за пределы самой серии Metroid. Если вы когда-нибудь играли в трилогию Arkham, то знайте: механика этих игр не была бы возможна, не придумай когда-то Nintendo свою Metroid. Такие дела.

Припять, море, абордаж

Что это мы все о западных вкусах? Давайте перейдем к чему-то более родному и привычному. Вы, вероятно, будете удивлены, но почти все игры, которые разработаны в России и СНГ, на Западе пользуются… весьма умеренной популярностью. Давайте в качестве примера возьмем серию «Корсары». В начале двухтысячных этот локомотив «Акеллы» стал в РФ самым настоящим культом. Диски с первой частью расходились какими-то нереальными тиражами, а продолжение ждали всей страной.

В Европе и США про симулятор флибустьеров знали, однако он так и не стал чем-то знаковым для англоязычного рынка. Более того, в канун выхода «Пиратов карибского моря» вторую часть «Корсаров» переделали в игру по мотивам блокбастера Disney. И именно в таком формате «Корсары» получили наибольшую известность за пределами РФ. Дальнейшая судьба серии незавидна. Третья часть стала провалом по всем фронтам — игру ругал даже отечественный «игрожур», который в ту пору очень любил распевать дифирамбы российским «убийцам» западных хитов. Последовавшие продолжения же не снискали большой любви даже у нас — чего уж там говорить про западные страны.

«Аллоды», «Князь», «Дальнобойщики», «Космические рейнджеры», «Казаки», «В тылу врага», Operation Silent Storm и другие качественные компьютерные игры остались почти незамеченными в англоговорящих странах. Многие из этих игр честно локализовали для зарубежного рынка, но интереса они вызвать не сумели. Пожалуй, одним из немногих исключений стала Heroes of Might & Magic 5, которая была создана российской Nival. Но тут роль сыграла сама франшиза — «Героев» любят по всему миру.

И сегодня ситуация почти не изменилась. В качестве иллюстрации давайте возьмем относительно свежую Metro Exodus (подробнее об игре — в нашем обзоре). Отличный боевик, настоящий AAA-хит, созданный украинской студией 4A Games. Игра собрала хорошую прессу (82 на Metacritic), но даже на PC — целевом рынке проекта — едва продалась. На сегодняшний день общий тираж компьютерной версии в цифровом сегменте едва превысил отметку в 700 тыс. копий. И это, по признанию самих разработчиков, самый «жирный» сегмент продаж — на консолях ситуация и того хуже. К слову, S.T.A.L.K.E.R., несмотря на внушительные 82 балла от журналистов, известен на Западе не больше «Метро». Нишевый хит. Зато в России фразочки из этой игры еще четырнадцать лет назад на цитаты разлетелись.

Дорогами Иноса

Однако не только отечественные хиты становились популярны у нас и прозябали в безвестности на Западе. Порой в такую же ситуацию попадали и зарубежные проекты. Отличный пример — серия «Готика» немецкой студии Piranha Bytes. Амбициозная Action/RPG в открытом мире выстрелила у себя на родине и стала безумно популярна в русскоговорящих странах, но при этом умудрилась пройти мимо подавляющего большинства западноевропейских геймеров.

Спросите англичанина, американца или француза, какую RPG начала нулевых он может назвать культовой, и вы почти наверняка услышите стандартный набор ответов: The Elder Scrolls III: Morrowind, Star Wars: Knights of the Old Republic, Neverwinter Nights, Deus Ex. Поверьте, «Готика» в этот список может затесаться, только если автор свои двухтысячные провел на родине Гете или Пушкина.

При этом важно понимать, что саму по себе «Готику» знали — игра была переведена на английский язык, про нее писала пресса. Просто никто всерьез не рассматривал творчество Pyranha Bytes в качестве конкурентов RPG первой линии. В случае с циклом Risen ситуация не лучше — знать знаем, но ставить в один ряд с хитами? Нет, увольте. И тем интереснее, что в России творчество немцев всегда ценили. Равно как ценили такие серии, как Sacred и Divinity, которые в США проходят под грифом «дичь какая-то, но интересно».

А вот что точно не ценили — так это мегапопулярную серию Halo. На западе приключения Мистера Чифа суперхит — в России же к жемчужине Bungie относились всегда с легкой иронией. Дескать, и оружие какое-то «пластиковое», и враги — не враги, а чудики. Впрочем, это несколько пограничный пример. После того как Microsoft, наконец-то, начала нормально портировать все части серии в рамках The Master Chief Collection, (наш обзор на Halo: Reach читайте здесь) настроение публики постепенно начало меняться. Чудеса в решете, не находите?

Главная причина — это ты

На самом деле нет. Российские геймеры слишком долго жили в отрыве от мировой поп-культуры. В то время как зарубежные любители электронных развлечений уничтожали Дракулу в его собственном замке, россияне слушали по телевизору о гласности и ловили яйца в «Ну, погоди». В результате электронные развлечения проникали в страны бывшего соцлагеря неравномерными волнами, что фактически и привело к столь масштабной разнице в восприятии.

Мы не росли на тех же играх, на которых воспитывались американцы и англичане. Более того, часть из них (спасибо пиратам) в только что созданную Российскую Федерацию практически не попадали — например, The Legend of Zelda или Metroid. Следствием всему этому стало то, что мы имеем сейчас. «Дальнобойщики»/Battletoads/Gothic (подчеркните нужное) — игра для настоящих мужиков, хит на все времена, а «Марио» — для детей.

***

К счастью, постепенно ситуация все же меняется. В России все больше геймеров интересуются продукцией Nintendo, а на Западе вполне себе неплохо продаются игры про Шерлока Холмса от украинцев из Frogware. Разумеется, полного сходства мы едва ли когда-то достигнем, но то, что границы восприятия все же стираются — большой плюс для всех любителей электронных развлечений. Наделавший шуму на Западе тизер S.T.A.L.K.E.R. 2 соврать не даст.

Евгений Васильев, специально для VGTimes.

Комментарии 32
Оставить комментарий
Ну боевые жабы вообще нигде не продались. У них в стиме пик игроков — 551. Так что и западные игроки, и снг тут в равной ситуации. Не играют и те и те. Я из всей статьи могу согласиться только с готикой. Она действительно популярней у нас и в Германии, а вот на западе все играют в казуальные свитки.
Ответить
3 года
И все бы ничего, но Свитки казуальными стали со времён Oblivion и Skyrim. В актуальное время Морра и Готика были примерно равны по степени замороченности.
Ответить
3 года
Morrowind не был особо сложнее, чем другие части. Лично мне тот же Скайрим дался тяжелее. Скайримские маги-пулемётчики стреляющие льдом на первых уровнях были круче, чем боец с даэдрическим мечом в компании двух других бугаёв. :\ Просто в Morrowind уже учиться понимать как играть, а в Скайриме просто нужно понять как нужно качаться. Раньше у игр был скорее просто более высокий порог вхождения, чем сейчас.
Ответить
3 года
Я действительно имел в виду не сложность врагов как таковую, а порог вхождения, который эту сложность создаёт.

Грубо говоря, в Morrowind and Gothic ты должен был учиться играть. Никто не вёл за руку — многое приходилось буквально через перезагрузку познавать. Да и загрызть с неумения мог первый же волк из Готики.

Skyrim же очень простая с точки зрения дизайна игра, в которой буквально ведут за руку от точки к точке, что на фоне зачастую очень слабых квестов выглядит ужасно. Отключить маркёры не вариант — дизайн игры просто не имеет достаточных инструментов для такого отыгрыша.

Нет там такого, когда по запискам из дневника битый час топаешь непонятно где или перечитываешь какие-то книги — иногда для квеста, но чаще просто для удовольствия.
Ответить
3 года
Morrowind был хардкорной игрой в прямом смысле слова, правильно подметил gorDwamp там нет помощи в выполнении задания, только дневник читай, перечитывай, но стрелочки куда идти нет, соображай, прокачка статов, никогда не забуду как я по лестнице прыгал назад-вперед чтобы атлетику прокачать. И куча куча всего, готика кроме того что это была первая РПГ после морра, там немного все по другому было, прокачка, бой. Проблем не доставила особо. Мы помним какого это было, играть в олдскул РПГ.
Ответить
Дело вкуса ещё. Если нравятся, например, только симуляторы, то... спрос рождает... PR-раскрутку данных игр в регионе!
Ответить
Надеюсь у нас никогда не будет полного сходство во вкусах и это будет к счастью, а не к сожалению.
Ответить
fastinn Забанен
3 года
atomic heart Москве делают игру хотя там есть что то американское квейка похоже
Ответить
3 года
Что? Ничего не понял. Atomic Heart, — экшен, фантастика, в не развалившемся Советском Союзе, в секретной лабе, причем «армянский квейк»?
Ответить
3 года
Довольно интересная была статья.
Но всё же, не хотелось бы, чтобы и в СНГ и на Западе игры люди были заинтересованы в одних и тех же играх. Это выражение в конце звучало так, будто всё то, что не приняли на Западе, но понравилось СНГ это плохие игры. А это уж точно не так.
Ответить
3 года
Была сега, но видимо я не застал Battleroads либо это было 20 лет назад и я не помню.
А ведь на вики пишут о той 1991 года : "считается одной из самых сложных видеоигр, когда-либо созданных.

Я не могу судить старую, но посмотрел новую прохождение, скоро досмотрю. Хочу сказать что намешали всего: и на скорость, головломки, и космич. шутер по вертикали (кстати то, чего уже не делают считай в наше время тут респект), и платформер, и типа испытай силу (успей нажать на кнопку, быстро нажимай). В общем смесь всего и даже на самой высокой сложности она не оказалась для стримера чересчур сложной. Да и время прохождения можно было увеличить в 2 раза.
Понятно что такие переиздания не могут соперничать в плане атмосферности, платформенности игры по сравнению с той аркадностью в 90-ые, и графика новая ничего не значит. Но весело поиграть можно. А сравнивать их с тем, что было раньше... того не будет.
Также и в кино мусолили Терминаторов, хищников на попытке ностальгии, а на самом деле это провал.
Ответить
3 года
годная статья
Ответить
fastinn Забанен
3 года
это да точно
Ответить
3 года
«К счастью, постепенно ситуация все же меняется. В России все больше геймеров интересуются продукцией Nintendo»
К сожалению, на постсоветском пространстве последнюю четверть века есть тенденция к деградации... И не только интеллектуальных способностей, но и вкусов, и нравов. Так что да, игори Нинтенды и разных Кокодзим становятся популярнее.
Ответить
3 года
Разница одна и это менталитет.
Ответить
3 года
Автор в теме, отличная статья! 👍
Ответить
3 года
То чувство, когда вкусы больше совпадают с зарубежными игроками чем с нашими
Ответить
3 года
Метро Исход был напичкан русофобией, я не стал покупать, и даже качать это овно. Сталкер 2 уже с трейлера пошел по той же тропинке, его я тоже не советую покупать. Деньги нашим нищим украинским разрабам дают западные компании, по этому овна и клюквы там будет море. Но если мы не купим, и на западе их поделки нафиг никому не нужны, они разорятся и когда жрать будет нечего может станут делать нормальные игры.
PS. Вот такая хрень уже есть в первом трейлере Сталкер 2-«Не слухала Катерина
Ні батька, ні неньки,
Полюбила москалика,
Як знало серденько.
Полюбила молодого,
В садочок ходила,
Поки себе, свою долю
Там занапастила.»
Оно вам нужно, мне как украинцу стыдно за такие высеры в игре которая сделана по книге советского писателя.
Ответить
А я как дурак купил... Русофобия на каждом шагу, проходить вообще не хотелось, но основной сюжет в итоге домучил. Не повторяйте моей ошибки.
Отрицательный обзор всё-таки написал, хоть как-то выразил негодование.
Там не только это минусы, если вы думали, что там открытые локации — шиш. Открытых только 2 (если считать с натяжкой 3), но все здания-объекты такие же коридорные. Даже не сюжетные «квесты»(объекты) — линейные.
Ответить
3 года
Какой ты умный,ну сделай сам тогда игру,не русофобную...
Ответить
ну Сталкер купят, потому что в странах СНГ буквально существует культ Сталкера в частности и пресловутого реализма вообще. (потому популярен этот самый Ждалкер, Тарьков и прочая мрачнуха)
Ответить
3 года
Специально для автора, не умеющего в поиск информации о продажах: якобы непопулярная нигде кроме нас Метро Исход, на пс4 продана тиражом 1.800.000 копий как минимум, на Хуан, как и любой другой релиз, очевидно, вдвое меньше, но тоже под миллион+она и в геймпасс есть, в итоге ее аудитория около 3.300.000 человек там. А непонятная цифра в 700.000 на ПК взята, видимо, как нечто среднее между 500.000 и миллионом на стимспае. Так вот, ещё одно, специально для автора — в Стиме игра вышла только год спустя после официального релиза, а до этого была эксклюзивом егс и каким тиражом продалась там, достоверно неизвестно. Как правило пк-продажи идут наравне с пс4 на любые крупные проекты. И учитывая что год после релиза игра продавалась лучше чем через полгода (после этого года). продажи пк-версии никак не меньше 2.500.000, по самым скромным подсчётам. Проверяйте хоть иногда, какую ерунду пишете.
Ответить
3 года
Я очень люблю наших Российских геймеров не смотря на нашу порой откровенную грубость в сетевых баталиях и народную любовь к играм с торрентов!Я считаю наши геймеры более вдумчиво подходят к прохождению и оценки игр и конечно марио и нинтендо слава богу никогда не будут тут хитами как и хбох хотя Супер метроид и Геарс варс это отличные игры но вот серия Halo это полный отстой кто бы что ни говорил,и я жду именно 4 и 5 новую часть этой игры а всё что было раньше это просто дешёвый отстой!И на мнение о Sacred и Divinity что это дичь могу сказать что мне жаль игроков в США которые видимо не привыкли хоть не много напрягать мозг ))Так и с серией Call of Duty у которой я бы не сказал что много почитателей в СНГ ведь тут люди со здоровой психикой и не согласны покупать одно и то же каждый год а на западе хавают эту ААА помойку с 5 часовым сюжетом и причмокивают!Но и у нас в последнее время благодаря полностью продажным блогерам на Ютубе люди стали покупать всякий ширпотреб по заоблачным ценам!В общем всем рекомендую покупать лицензии на право играть только на распродажах не менее 50% а перед этим по возможности ознакомится с игрой на торрентах!А игра Метро Исход это шедевр хоть я и терпеть не могу рассказы серии Метро как и их автора!
Ответить
3 года
Зря на заголовок жаб пихнули. Я из нескольких десятков летсплееров из СНГ только 1 человека нашел, которому жабы «норм» были. Остальные в тон назвали игру мусором. Онлайн у игры умер через несколько дней после старта. Я не знаю на что рассчитывали создатели данного «щедевра». Олдфагам насрали в душу, малолетним геймерам эти жабы до фени, у них своих героев хватает. У руля геймдева сидят идиоты, походу.
Ответить
3 года
Не ну норм
Ответить
Сталкер как раз таки нынче мало считается нищевый, тот же моддинг на западе довольно таки популярен, да и видосы от какого-нибудь Nikolai'я в английском сегменте собирают нехилые просмотры. С Метро вообще не понял, честно — насколько знаю на консолях оно продалось намного лучше (пруф: https://www.vg247.com/2019/05/23/metro-exodus-sales-majority-on-consoles/, цифр нет если что) да и в целом на западе охотнее покупают именно на консолях.
Ответить
3 года
Так не только в играх разница есть. Группа Therion почти не известна в Швеции. Почти все поклонники заграницей. Похожая ситуация с Imperial Age: на Западе ценится, но в России не очень. А ещё есть жанры, которые популярны только в странах-производителях: кантри, так называемый шансон и так далее. Изначально делается только для местной публики.
Ответить
3 года
Хех, Метро — откровенный русофобский хлам. А если они не оценили Аллоды и КР — сами виноваты.
Ответить
3 года
Внимательно прочитал «статью» Евгения Васильева. И стало мне понятно. Для этого «режиссёра душ» только англы и американы имеют какое-то значение. Хотя ни у тех, ни у других никогда не было по настоящему хитовых игр. Так, что-то сомнительное, аккронированное только у них, да, пожалуй у нас, ибо нашу страну с 80-х приучают к мысли превосходства англичанской (тьфу, прости господи) культуры. Во всём мире так не считают. И к этой ублюдочной культуре, и к играм этой культуры, относятся скептически. А ещё господин Васильев допускает прямую ложь. К примеру: Корсары — 6 лет в 10-ке., Дальнобойщики — все серии с первой в 10-ке (подсчитаете года с первой серии?)., Аллоды — до сих пор упоминается ведущими гейм-изданиями (не англичанскими) как шедевр (подсчитаете года?)., Казаки — 3 года была в чарте, но увы, западные геймеры, в общей массе, глупее россиян, им слишком сложно в такое играть.
Вывод какой? А нефиг лизать задницу в ущерб самому себе.
Ответить
3 года
Японцы, вон тоже вполне сидят в отрыве от мировой культуры,умудряясь еще и задавать ей тон.Непонятно чего наша интелегенция, так любит, принижаться, и поклоняться западу как аборигены.
Ответить
В случае с Нинкой всё же решающим фактором выступает отвратная политика и отсутствие региональных цен
Ответить
3 года
Статейку клепал вонючий школотун, у которого первой в жизни игрой был майнсруфтик
Ответить