У людей порой бывают весьма странные хобби. Кто-то играет в игры, а кто-то их делает. Кто-то клеит танчики, а кто-то долгими зимними вечерами плетёт кольчуги из стальной проволоки, вострит дюралюминиевые мечи и до виртуальной хрипоты спорит на тематических форумах о достоверности самодельного доспеха русского ратника второй половины XIV века. А порой даже облачается в этот самый доспех и участвует в потешных куликовских битвах. Практической пользы от таких увлечений почти никакой, но это весело — и может стать вполне реальным источником дохода для хорошего мастера. Crowbar Collective — как раз такие умельцы, только от мира видеоигр, а их Black Mesa — идеальная историческая реконструкция Half-Life 1998 года.
У того, кто за последние два десятка лет не забыл, чем барнакл отличается от буллсквида, сердце защемит с первых же кадров. Та же утренняя поездка в вагонетке, те же маленькие бытовые сценки, тот же H.E.V. mark IV, та же верная монтировка… Как будто и не расходились. Даже пасхалки вроде имён разработчиков на шкафчиках в раздевалке или возможности испортить чужой обед в микроволновке остались на своих местах.
Отличий от оригинала совсем немного — и порой среди них встречаются интересные решения. Скажем, ту же монтировку доктор Фримен получает не сразу. Сперва Гордону предстоит побегать с голыми руками, уповая лишь на меткость спутника-охранника да на сигнальные факелы, которыми кабинеты «Чёрной Мезы» почему-то буквально завалены.
Но таких вольностей, на самом деле, не так уж и много. Порой кажется что авторы ремейка взялись за классику даже слишком осторожно и оставили чересчур много от первоисточника. Нововведения внесены в игру настолько аккуратно, а старое так бережно сохранено, что не каждый поклонник Valve вообще заметит разницу.
Какие-то уровни стали длиннее, какие-то — наоборот, усохли, но суть в обоих случаях осталась прежней. К сожалению, чувствуется, что основной левел-дизайн был проделан ещё в конце 90-х. Да, порой тут можно даже ненадолго заплутать, но большая часть локаций скомпонована чрезвычайно плотно, я бы даже сказал — тесно. Особенно этим грешит первая половина, то есть сама «Чёрная Меза». Исследовать в коридорах исследовательского комплекса особенно нечего (хотя и там немало потайных уголков и секретных проходов). Всё очень линейно, назад возвращаться обычно не дают, и если уж наш физик-теоретик пролез в очередную чёрную дыру, то нам наверняка туда и надо.
Зато в мире Зен всё меняется. Авторы, не скованные ограничениями оригинальной игры, оторвались на полную катушку. Crowbar Collective создавали финальные главы почти с нуля — и этого стоило подождать восемь лет. Здесь свои монстры, включая парочку новых, своя экосистема, своя, уж простите, атмосфера. На иное измерение приятно смотреть, его интересно изучать, и главное, оно, в отличие от тёмных лабиринтов «Чёрной Мезы», совершенно не похоже на гибрид лаборатории X8 из S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти с тоннелями московского метрополитена из Metro 2033.
Black Mesa — долгострой похлеще Half-Life 3, поэтому не вспомнить путь, которым игра шла к релизу, просто нельзя. Crowbar Collective родилась слиянием двух моддерских коллективов, каждый из которых трудился над собственной версией ремейка Half-Life. О работе над первым проектом объединённой студии объявили ещё в 2004 году, вскоре после релиза Half-Life: Source. Тогда и сама Black Mesa ещё носила аналогичный подзаголовок, но название поменяли, чтобы избежать путаницы с официальными продуктами Valve. И не зря: по качеству исполнения и спектру доступных возможностей любительская поделка быстро обошла официальный ремейк.
Вот только тщательный подход к разработке не мог не сказаться на сроках выхода игры. На протяжении многих лет фанатов держали на строгой информационной диете, а релиз каждый год переносили на следующий. Неожиданные утечки, вроде билда, который один из разработчиков слил сайту Atomic PC в 2010 году, лишь подогревали интерес, ничего толком не рассказывая.
Наконец, в 2012 году первую публичную версию мода вместе с саундтреком выложили на официальном сайте. И последний тут же благополучно упал — настолько велик был ажиотаж. На тот момент Black Mesa была именно что про «Чёрную Мезу»: события бесплатного мода заканчивались, когда Гордон Фримен отправлялся через портал в мир Зен. Но в 2013 году Crowbar Collective получили от Valve разрешение на создание полноценного коммерческого ремейка, включающего и параллельное измерение.
Оригинал уделял Зену не так уж много внимания. Так что над новыми уровнями моддеры работали почти с нуля — и это заняло ещё семь долгих лет. За это время Black Mesa получила серьезную переработку первой половины и обзавелась 20-долларовым ценником. Стоит ли она этих денег? Да ещё бы. Стоила ли она этих лет ожидания? Спрашиваете!
Локации относительно небольшие, здесь вам не Far Cry, но поплутать порой приходится и ветеранам, особенно тем, кого уже коснулась старческая деменция. А уж новичков Black Mesa часто и с удовольствием выставляет идиотами без пространственного мышления.
Особенно тяжко становится в эпизодах с платформингом. Вот от чего точно можно было бы избавиться, так это от него. Тем более с учетом того, что доктор Фримен скользит ногами по полу хлеще, чем Аглая Тарасова в фильме «Лёд», а прыгать порой и вовсе отказывается.
Именно в такие моменты, в десятый раз подряд промахиваясь мимо нужного карниза, начинаешь замечать недостатки Black Mesa. Особенно графические. Освещение и блики, конечно, на уровне, но некоторым текстурам явно не хватает чёткости, интерьеры бедноваты деталями, а уж анимация местами и вовсе выглядит как в 1998 году.
С оружием примерно та же проблема. Оно, вроде бы, ощущается вполне прилично, однако именно по стрельбе острее всего чувствуешь, что первооснове-то уже третий десяток лет. Скажем, прицеливаться с помощью мушки до сих пор позволяет только один из доступных стволов — револьвер Colt Python. Отдача работает как-то странно. Никакой прокачки пушек или костюма, вопреки современной моде, тут тоже нет. И в схватках с поумневшими врагами последнего порой очень сильно не хватает.
Искусственный интеллект противников подтянули весьма прилично. Спецназ ловко использует укрытия, активно маневрирует, не стесняется бросать гранаты и заходить с флангов. Во время перестрелок с военными иногда возникает такое чувство, что играешь не в реинкарнацию Half-Life, а в Counter-Strike — причём с не самыми тупыми ботами. К счастью, напарники тоже получили какие-никакие мозги, и теперь можно даже собрать небольшой отряд охранников с дробовиками, которые будут за вас делать грязную работу и держать популяцию хаундаев под контролем. Главное, чтобы ИИ не сходил с ума, а у него такое бывает частенько.
В общем, лишь два момента в этой игре точно не вызывают никаких вопросов и нареканий. Но уже их, на мой взгляд, более чем достаточно для того, чтобы купить Black Mesa без лишней рефлексии. Первый — это работа со звуком. А уж музыка Джоэла Нильсена действительно достойна отдельного прослушивания. Второй — пресловутый «игровой интерес», ради которого, собственно, в игры и играют.
Half-Life, даже возрождённая под другим заголовком, до сих пор очень разнообразная и изобретательная штука, которая наглядно показывает, как малыми средствами можно сделать очень весело. То, что отличало оригинал от других хитов 90-х, вроде незабвенных Doom и Quake, отлично развлекает и в Black Mesa. Мы то запускаем на орбиту спутник, то катаемся по подземным перегонам на вагонетке, то путешествуем вместе с мусором по бесконечным конвейерам, то прыгаем между измерениями... Иногда игра кажется сложноватой, порой — кривоватой, старомодной или попросту раздражающей. Но никогда не бывает скучной или однообразной.
***
Black Mesa воспроизводит оригинал даже точнее, чем Resident Evil 2 Remake — а ведь то была почти идеальная дань первоисточнику. Не уверен, что детище Crowbar Collective приведёт в культ Half-Life новых адептов, но тем, кто пинал хедкрабов ещё в минувшем веке, эта гостья из прошлого подарит уйму ностальгических моментов.
Нам подарили настоящий музейный экспонат: бережно отреставрированный, начищенный до блеска и прекрасный в своей лаконичности. Но главное, что в отличие от большинства музейных ценностей, Black Mesa представляет не только академический интерес. В неё действительно интересно играть и в 2020 году. Лично я снова почувствовал себя десятилеткой за штурвалом первого «пня». И это, скажу я вам, чертовски классное ощущение.
Автор: Кирилл Никифоров