Как раньше уже не будет: лучше VR-игра, чем Crysis Remastered
Широкие геймерские массы отреагировали на анонс ремастера шутера 2007 года Crysis самыми разными, но преимущественно положительными эмоциями. Даже критики серии отнеслись к анонсу нейтрально и с некоторым удивлением — почему это Crysis до сих пор не вышел на восьмом поколении консолей? Я же, являясь большим фанатом серии, был удивлен и в чем-то даже раздосадован — в этом решении виден бизнес и только бизнес.
Как Crysis стала знаменитой
Главным итогом анонса Crysis Remastered стало возрождение фразы «А Крайсис потянет?» — в 2007 и долгие годы после Crysis была настолько технологичной и требовательной игрой, что далеко не каждый мощный компьютер мог обеспечить приемлемую производительность на высоких настройках графики.
Причем такое положение дел было объективно — никто до Crytek не сумел фотореалистичную графику и неплохую физику уложить в возможности существовавшего тогда «железа», что говорит о высоком качестве движка CryEngine.
Еще сильнее феномен Crysis выглядит на фоне борьбы новых (на тот момент) консолей Xbox 360 и PS3. Во-первых, они демонстрировали зримый рост качества графики на фоне прошлого поколения (Xbox и PS2, тоже еще бывших актуальными), но Crysis стал первой PC-игрой, сбросившей их с пьедестала визуального качества (просто сравните её с Drake's Fortune и Halo 3).
Во-вторых, студии массово переключились на консольную разработку, говоря о ПК как «платформе для пиратов». Безумием с точки зрения бизнеса выглядит идея выпустить дорогой эксклюзив под небольшую прослойку геймеров с мощным ПК. Однако Crysis окупилась и принесла прибыль (оно и понятно — если человек может позволить себе две GTX 8800 Ultra 768 МБ за 1000 $, то и 60 $ на игру найдет).
В-третьих, это банальный эффект новизны вкупе со статусом лучшего бенчмарка. Об этой игре знал каждый ПК-шник и, естественно, покупая новый компьютер, он приобретал по скидке Crysis чтобы просто полюбоваться красотами графики и протестировать машину. Игра была в каждом тесте компьютерного железа и до сих пор используется в тестах комплектующих бюджетного уровня.
Никто не вернет 2007 год
Однако невозможно дважды войти в одну и ту же воду. Предложит ли Remastered фотореалистичную графику невероятного уровня? Судя по технодемо CryEngine 5.6 безусловно. Будет ли ремастер бенчмарком? Да, безусловно, но он уже не будет №1 на годы вперед, а встанет в один ряд с другими «графонистыми» играми. Но 2020 году фотореалистичная графика появилась в каждом крупном блокбастере, ей уже не удивишь.
Очевидно, ремастер не будут делать в форме «Load Project => Build», наверняка поменяют траву и деревья, переделают террейн (а то уж больно он угловато выглядит), добавят 4К-текстур. Те, у кого хватит мощности, насладятся косметическими эффектами от игры света и тени, реалистичной воды и адаптивного размытия, как обычно пожирающими сотни FPS. Но покупавшие в 2007 году Crysis не ощутят «вау-эффекта» как раньше.
Хорошо, допустим, Crytek Remastered «нагнет» современные ПК. Crytek наверняка этого добьется, в конце концов, продавать новое железо все еще нужно и такие проекты выгодны всей индустрии. Но не вспомним о качественных изменениях в движках и мощности железа: настройки графики, очень адаптивно подстраиваются под возможности компьютера.
CryEngine это тоже умеет и заявленный Switch-порт это подтверждает. Раз старые ПК нормально «тащат» большинство новых игр на средних настройках, с ремастером Crysis будет та же история. Но, как мы отметили в начале, с оригиналом такого не было.
Итак, к 2020 году Crysis растерял все свои преимущества. Или нет? Как быть с теми, кто покупал игру, чтобы все же поиграть?
За что мы любим ремастеры
В последние годы мы видели десятки разных ремастеров, хороших и не очень. Определенного успеха добиваются лишь те, в которых сохраняется дух оригинала, стилистика и большинство деталей, дабы погружение в осовремененную любимую игру не противоречило воспоминаниям.
Ближайший пример — ремастер «Героев 3» или улучшенные издания Sleeping Dogs, Metro, тысячи их. Или более понятный пример — ремастер WarCraft 3, в котором орки выглядят по-другому, потому что над ними работали другие люди.
Тут внимательный читатель возразит, что у Crysis таких проблем быть не может: модели и уровни качественного оригинала запороть будет трудно. Это верно, но мы уже разобрали вопрос с графикой и сейчас говорим про геймплей.
Мог ли Crysis похвастаться глубоким и захватывающим игровым процессом? Нет, еще на релизе игру критиковали за «бездушный геймплей», тупые пострелушки и отсутствие внятной концепции по развлечению игрока. Оно и понятно — мало кому нравится барахтаться в песочнице «развлеки себя сам», да еще без привычных для линейного шутера аттракционов. Но лично меня прикалывало, используя костюм и окружение, прошмыгивать мимо врагов в необычных местах… ловя себя на мысли, что на зубодробительный шутер это уже мало похоже.
Более-менее формула игры обозначилась в Crysis Warhead и Crysis 2: локацию все еще можно пройти разными способами, но вступать в жесткие перестрелки приходилось, как и подключать усиленный или невидимый режимы костюма. Увеличили число интерактивных и постановочных сцен на движке. В сиквеле появились нотки морального выбора: несмотря на охоту со стороны CELL, все же беречь людей, понимая, что основной враг — пришельцы.
Но даже так сравнивать игровой процесс Crysis с Modern Warfare, Metro Exodus или Doom Eternal не приходится. Слишком многое изменилось за 13 лет, и сейчас проходить Crysis мне банально неинтересно.
Понимаете теперь, какую работу на самом деле надо провести Crytek над Crysis? Придумать крутой игровой процесс, когда он у оригинала не блистал, стараясь сохранить широту оригинала не превращая ремастер в коридорный шутер или стелс-экшен.
Очевидно, что Crysis Remastered должна играться по-новому, по-современному, иначе она просто будет выглядеть пустышкой. Мало просто насыпать вторичных квестов и увеличить число стволов, тут требуется серьезная работа геймдизайнеров. И вот в это-то мне не верится, а оригинал мы все хорошо знаем — он даже на Xbox 360 и PS3 выходил.
Бизнес и ничего личного
В ситуации, когда Crysis — рядовая игра, возникает вопрос: кто же будет целевой аудиторией ремастера? Видимо, тестировщики железа; те, кто впервые будет играть на PS4 и Xbox One; заядлые консольщики, желающие взглянуть на «тот самый Crysis» после мыльных портов на консолях седьмого поколения.
Учитывая суммарную базу устройств, на которые выйдет Crysis Remastered, а это порядка полумиллиарда, обновленная версия окупится и принесет какую-никакую прибыль. Учитывая финансовые трудности Crytek, решение правильное. Но старым фанатам ремастер, вероятно, не принесет несет ничего, а ведь именно эта категория игроков в классических бизнес-планах является целевой.
Нам остается только надеяться, что ремастер и продажи всей трилогии Crysis позволят студии, наконец-то, разродиться новым проектом в этой серии и продолжить историю Номада. Пусть даже это будет VR или «королевская битва», что думаете?
-
Half-Life: Alyx привлекла миллион игроков с VR в Steam
-
В Crytek объяснили, появится ли в Crysis Remastered дополнение Warhead или другие игры серии
-
Sony показала прототип VR-контроллера нового поколения с трекингом пальцев
-
Что ждать от ремастера Crysis с трассировкой лучей — ответ технических специалистов Digital Foundry
-
Геймплейный трейлер Crysis Remastered покажут уже на этой неделе