Статьи Легенды прошлого: во что играли в компьютерных клубах нулевых

Легенды прошлого: во что играли в компьютерных клубах нулевых

gotDvamp
Читать в полной версии
Продолжение: Игровые клубы нулевых. Как это было?

Компьютерные клубы для России — тема особая. Про них много говорят на «Ютубе», о робких попытках «наладить киберспорт в 90-е» пишут журналисты, о ночных зарубах в «Контру» или «Кваку» вспоминают блогеры всех мастей и жанров. Однако зачастую во всех этих рассказах, публикациях и очерках упускается главное — то, ради чего подростки выпрашивали у родителей деньги. Пора исправить это упущение.

Вообще, вся история компьютерных клубов в России условно делится на три больших периода. Первый пришелся на вторую половину девяностых — эпоху, когда по всей стране начали возникать легендарные подвалы с компьютерами, которые в ту пору далеко не всегда даже объединяли в локальную сеть. И тут необходимо сразу прояснить одну важную деталь. Сами по себе клубы появились сразу после развала СССР. Но были они преимущественно приставочными. А вот первая волна компьютерных клубов в современном понимании этого слова пришлась как раз на вторую половину девяностых.

Разумеется, массовым это явление не было — стоимость даже одной IBM совместимой машины в те годы в РАЗЫ превышала цену среднестатистической 32 или 16-битной консоли. Однако это не останавливало бизнесменов-энтузиастов. В итоге на рубеже веков компьютерные клубы стали таким же привычным элементом городского пейзажа, как точки по продаже пиратских видеокассет или палатки с китайским хламом: дешевыми лазерными указками, тряпичными перчатками, игральными картами с изображением футболистов и иероглифами на упаковке.

Все это накладывалось на совершенно уникальный феномен под названием «безвременье». Позвольте пояснить. Западные геймеры жили во вполне понятной парадигме. У них была эпоха первых картриджных консолей, бум домашних компьютеров, аркадные галереи. Они видели как Nintendo в 80-е захватывала рынок, выпрашивали у родителей SNES или Mega Drive. На их глазах менялся мир и они старались подстраиваться под модные течения. У нас же всего этого не было. В результате, когда железный занавес наконец рухнул (туда ему и дорога — прим.), в страну стали везти дикое количество электроники, о существовании которой дети 80-х фактически ничего не знали.

Техническая вакханалия растянулась на десятилетие. В результате, в конце девяностых — начале нулевых в стране люди играли в любые консоли, которые можно было купить на рынке или в магазине. Ни в одной цивилизованной стране одновременно не сосуществовали 8-битные клоны Famicom, собранные на коленке копии Mega Drive и вполне себе лицензионная PlayStation, а позже и Dreamcast. В России же все именно так и было. Дети вечерами смотрели «Отважных», «Чародей: Страна Великого Дракона» или «Грозовые камни» по ТНТ, а после запускали любимую приставку — ну, какая у них была в наличии.

Самый удивительное в этом всем, что никто в здравом уме не предавался платформенным войнам — играли во все, до чего просто могли дотянуться. Нет, конечно же, споры возникали, причем зачастую совершенно дикие — например, что лучше: Dendy или PlayStation? Однако все это было не всерьез. Обыкновенное лукавство, чтобы скрыть жгучее желание получить в подарок PlayStation или что помощнее.

Так вот, компьютерные клубы тех лет были, по сути, легальным читом — возможностью за деньги пощупать платформу, которую ни один родитель в здравом уме своим отпрыскам не купил бы. Опять же, надо понимать, что фирмачи просили за компьютер БЕШЕНЫЕ деньги, которых попросту ни у кого не было. Равно как не было возможности взять технику в кредит — потребительский бум случился сильно позже, уже в середине нулевых.

В ту пору в компьютерных клубах можно было встретить абсолютно отмороженный набор игр. Солянка из «Поле чудес», порта 16-битной The Lion King, Duke Nukem 3D, Heroes of Might and Magic 2, Quake 2, Need for Speed III: Hot Pursuit и GTA — обычное дело. И абсолютно все эти игры, кроме разве что GTA и The Lion King, были интересны аудитории заведения. Никому даже в голову не могло прийти, что главная прелесть клубов заключалась в возможности мультиплеера по локальной сети — в «компы» ходили для того, чтобы просто поиграть.

Вы можете удивиться, а какого, собственно, черта в списке такой адский разнобой в играх. Почему вторые «Герои», а не третьи? Второй «Квейк», а не третий — ну, и так далее. Разгадка проста: большинство машин, которые в конце девяностых стояли в заведениях, попросту не вывезли бы мощь графического ядра Quake 3. С «Героями» все и того проще. Никто в здравом уме не стал бы устанавливать на жесткий диск компьютера игру, которая не запускалась без CD-болванки в приводе, а Heroes of Might and Magic III было не так-то и просто достать в пиратской версии — на каждом углу лежала лицензия от «Буки», причем дешевая, но совершенно не подходящая для нужд зала.

Адски медленное обновление игротеки вообще было бичом большинства клубов тех лет. Взять хотя бы культовую Counter-Strike. На прилавках уже давно лежала версия 1.4, а в компьютерных салонах в лучшем случае стояла 1.3, причем чуть ли не базовая, без кучи дополнительных карт и пользовательских аддонов. И это мы сейчас на примере города-миллионника рассказ ведем. Впрочем, геймеров это не особо волновало — запускается и ладно. Повторимся, около 90% контингента являлись в клуб просто для того, чтобы поиграть. А этой категории людей и Quake 2 за глаза было.

Ситуация начала меняться в середине десятилетия. Году в 2005 компьютеры из роскоши и экзотики превратились во все еще дорогую, но обыденность. Несложно догадаться, что российские геймеры с лихвой наверстывали упущенные ранее игры. Однако игротеки не вымерли — в них все так же ошивались толпы подростков. В каком-то смысле салоны повторили судьбу аркадных галерей из 80-х: из места, в котором можно просто поиграть, они превратились в клуб по интересам, элемент социализации и возможность сразиться друг с другом в любимые сетевые шутеры.

Разгадка феномена проста: интернет в те годы был не у всех, а если и был, то зачастую модемный и медленный. Локальная сеть на десять стоящих в подвале машин же была вполне способна заменить Всемирную паутину. Впрочем, было бы ошибкой полагать, что завсегдатаи «компов» состояла сплошь из любителей «Контры» да «Кваки». Аудитория была разношерстной — от пришедших «за компанию» людей до веселых «гопников» и заядлых геймеров с задатками киберспортсменов. Были даже те, кому родители дома позволяли играть не более получаса в день: эти товарищи душу отводили в синглплеерных боевиках и стратегиях.

А вот с играми все было куда как интереснее. Если в конце девяностых на жестких дисках можно было встретить абсолютно любую дичь — буквально: до чего руки админа дотянуться — то в нулевые подборка состояла сплошь из хитов. Давайте для удобства описания создадим некую жанровую разбивку. Итак.

Шутеры: как правило, джентльменский набор любого уважающего себя клуба состоял из связки Counter-Strike 1.6, Quake 3 и Unreal Tournament. Что-то более редкое вроде первой Call of Duty или Return to Castle Wolfenstein было почти не встретить. Еще более экзотичные Soldier of Fortune, The Operative: No One Lives Forever или The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay — подавно. И уж чего не было точно, так это новинок, вроде Half-Life 2, Doom 3, Quake 4, Prey и любых других требовательных тайтлов. Разгадка проста: железо в клубах, как и прежде, не поспевало за прогрессом, а владельцы заведений предпочитали высасывать последнюю копейку из имеющегося парка, а не вкладывать деньги в модернизацию оборудования.

Экшены: абсолютная лотерея. Встретить можно было буквально что угодно — от видавшей виды оригинальной Max Payne до Bloodrayne. Общей доминантой выступала только серия Grand Theft Auto. Игры этого цикла, кажется, были установлены на жестких дисках всех клубов — в особенности народ любил Vice City. Самое интересное, что никто и не думал проходить сюжетную линию: просто катались по городу и бесились. А вот сюжетную Mafia увидеть было почти нереально — увы, не для той аудитории она создавалась.

Гонки: абсолютным лидером была ее величество Need for Speed. Чаще всего ставили оригинальную Underground, хотя встретить можно было даже Porsche Unleashed. Что-то более серьезное и симуляторное? Не-а! Мы же тут серьезные пацаны, а вы сами рубитесь в эти ваши гоночки. Собственно, в этом разгадка феномена и состоит.

Стратегии: любители RTS составляли вторую по численности категорию посетителей клубов. В отличие от конца девяностых, в середине нулевых сложные и «медленные» игры, вроде HoMM, не котировались. В ходу была Warcraft III, Red Alert 2 и C&C: Generals. Эстеты изредка запускали Age of Empires 2 или StarCraft. А вот Lords of the Rings: Battle for Middle-earth почти не встречалась. Равно как и Star Wars: Empire at War. Правда, была как минимум одна «серьезная» стратегия, которая нет-нет да устанавливалась. Разумеется, речь идет о серии Total War, а конкретно — о Rome: Total War. Но — опять же — если железо тянуло этакие красоты.

Спортивные симуляторы: конечно же, в первую очередь, речь идет о футболе. Лидером была FIFA. Но изредка можно было встретить и NHL, и даже Pro Evolution Soccer.

И… все. Оставшиеся жанры, будь то хорроры или стелс-экшены, как правило оставались за бортом этого странного клуба по интересам. Изменилась мотивация играющих. Если прежде в «компы» ходили ради того, чтобы просто увидеть чудо-чудное диво-дивное в лице Quake 2 или Counter-Strike 1.3., то теперь подростки просили деньги у родителей для того, чтобы сразиться с себе подобными и потешить ЧСВ. Ну, или просто развлечься, устраивая беспредел в не требующей подключать серые клеточки Vice City. Отсюда и такой перекос в сторону соревновательных жанров.

В любом случае компьютерные клубы стали вехой в истории отечественного гейминга. Весьма противоречивой, зачастую насквозь пиратской и маргинальной, но вехой. К слову, компьютерные клубы как явление живы и поныне. Правда, сегодня они облагородили, развернулись в сторону лицензионного рынка и ориентируются почти целиком на любителей киберспорта. Уже почти ничего не связывают их с темными прокуренными подвалами, в которых за 20 рублей можно было час рубиться в Quake 3.

***

Напоследок — важное уточнение. Работая над этим материалом, мы опирались на опыт миллионников. Возможно, в вашем родном городе история компьютерных клубов была совершенно иной. Если это так, то поделитесь своими воспоминаниями в комментариях под этим материалом.

Комментарии 31
Оставить комментарий
4 года
Так они снова возраждаются
Ответить
Nel
4 года
квейк 3 досих пор на старых компах в школе стоит
Ответить
4 года
Ну на счёт того ,что в ГТА никто не играл ,это не так .
Я всегда приходил и первым делом запускал ГТА ))
Ответить
4 года
ПК превратились из роскоши в дорогую обыденность не в 2005, а на пару лет раньше. В 2005 комп был почти у каждого.
Ответить
4 года
Где? В МСК? У меня косп появился только в 2004 году
Ответить
4 года
Я из города миллионника (не Москва и не СпБ). Комп появился в 2004-2005, хотя моя семья далеко не из богатых, так что о чем пишет автор мне непонятно совершенно. В конце 90х- начале нулевых в клубах во всю стоял 3ий quake и ему подобное, а большая часть аудитории играла в CS по локальной сети. Откуда взялось содержание статьи...хз
Ответить
4 года
Живу в ДС, гонял в Кентавр, на Водном Стадионе , постоянно гамал в Руну, потому что в сетке никому она не была нужна, все обзывали монахом из-за скина, который носил , хорошее время и руна норм была, не то, что новая.
Ответить
4 года
А где Линяга? Мы в 2003 только в неё в клубах и рубились.
Ответить
4 года
Контра 1.6 появилась много позже, в эру расцвета клубов балом правила контра 1.5
Ответить
4 года
Завоевание аудитории клубов началось еще с 1.3, а когда появилась 1.5 в нее уже играли все. Да 1.6 много позже появилась, но ее главный феномен, что она жива до сих пор
Ответить
4 года
Автору статьи сколько лет?
Какие GTA и Бладрейн. Первый официальный чемпионат РОССИИ! По StarCraft прошёл в 1996 году, в 1997 открыли клуб «Орки» в Москве, в 2001 киберспорт был признан официальной спортивной дисциплиной в России. А у тебя всё повествование с 2005 начинается, на 10 лет позже.
Ответить
4 года
Маленький Миша и большой? :-D

На самом деле там сразу два клуба было %) Два-в-одном. МТФ и Орки. Потому Гиви и Шади собирали бабки с разных половинок :-)
Ответить
4 года
Все бы ничего, да вот только Starcraft вышла в 1998 году.

В остальном — это не рассказ про кибер, простите, спорт. Хотя и он мельком упоминается.
Ответить
4 года
Так-то и квейк3 вышел в самом конце 1999 года, а в клубах стало быть появился скорее всего уже в начале 2000х. И это не увязывается со словами «большинство машин, которые в конце девяностых стояли в заведениях, попросту не вывезли бы мощь графического ядра Quake 3».

Да, демка была доступна и где-то в неё уже играли за полгода до релиза, но речь явно идёт не о казуальных игроках.

В начале 2000х уже вышли видюхи, которые спокойно тянули квейк.
Видюхи 99 года при правильном конфиге в принципе справлялись с квейком достойно. А раньше квейка3 просто не было =)

Остаётся гадать о каком железе речь идёт.

Понятно, что в клубах 98 года железо в 2000х могли не менять. Но я прямо вот сильно сомневаюсь, что в 98 году в регионах повально клубы были, если в москве их было раз-два.

Сам по себе бизнес клубный был весьма прибыльным в 90х и особого смысла покупать видюхи старые не было. Если клуб открывался в то время, то железо там стояло актуальное.

Автор просто лет на 5 позднее пионеров записался в геймеры сетевые :-)
К 2005 году клубы уже перестали быть актуальными, т.к. актуальными стали сетки районные и интернет, как таковой. Появились безлимитные тарифы со всеми вытекающими.

Клубы было прикольно в 97-98-99-00-01 годах может. Пять лет. Дальше уже это было не интересно, всё рубилово перешло в интернет.
Ответить
4 года
Вы же Москва а значит пуп мира не даром Вас нигде не любят, да я вот в задрыпаном Кургане родился и жил до 2003 года, но скажу что по поводу клубов и игр вы не правы даже у нас их (клубов) было более двух. Появились они еще когда спектрум был и игры на касетах аудио ;)
Ответить
4 года
А как же Alien vs Predator ? Я помню в свое время и в нее по сетке немало народу зависало...
Ответить
4 года
Delta Force/ 98-99 год.если убить ножичком давали 2 фрага))
Ответить
4 года
Мы рубились с 2005 по 2008 в Доту и в Контру) потом появился Титан Квест в нее гоняли полгода) ну как WOW начала обретать обороты все туда ушли) у WOW конечно не было тогда конкурентов)
Ответить
4 года
Да и еще добавлю) дело было в ночные смену когда собирались мужики пацаны от 13 до 40 лет и рубились))) нас закрывали на ночь ровно на 12 часов) с 9 вечера до 9 утра) и курили там всю ночь) помещение 30 кв.м.) ели БПшки) на утро бычки собирали:D ой было весело) какая то другая реальность) спасибо за те времена) такого уже не будет)
Ответить
4 года
У меня до сих пор старые игрушки на компьютере есть. Время от времени рублюсь в них. Контра 1.6 с подборкой моих скинов к ней, халва, бета-специалисты, анреал турнамент, старкрафт, варкрафт, герои 3.5, квейк 3... Весело было тогда...
Ответить
4 года
По-моему тут что-то напутано.
В 98-99 гг. в клубах играли на 99% — это Q2 и Старкрафт. Потому что это были самые играбельные именно по локалке игры. И что самое главное — сбалансированные. Квейк3 как вышел, не зашёл из-за странной физики и размазанности возможностей оружия. В Q2 ценилась отточенная техника владения рельсой и рокетом, а не пустой экшен и яркие эффекты. Потом появилась первая Контра и народ из Q2 потихоньку в нее перетекал. Также было с Warcraft III — в него пошли из старкрафта. По крайней мере так было в Москве, я был в теме до 2002 г. где-то.
Ответить
4 года
деревенские турниры по КС, клавиатуры с клопами, выпуклые мониторы, пепельница в виде банки из-под огурцов у окна.. было время, такое не забывается)
еще, помнится, был «пакет» — заплати сразу за 4 часа и получи час (или 2, не помню уже) в подарок)))
первая халва, контра 1.1-1.5, квака 3, гта3, вайссити, р.т.к.вольфенштейн, медал оф хонор, ...
приятные воспоминания😊
Ответить
4 года
помню в Age of Empires катал, почти один , остальные в контру да в старик в основном
Ответить
4 года
Diablo 2 забыли ещё)
Ответить
4 года
дьябло 2 забыли...
Ответить
4 года
После появления пес 2002 (конами) все забыли про фифу потому что глупо было даже сравнивать. И вернулась фифа только как FIFA 07
Ответить
4 года
Инет по длапу вот это боль)
Ответить
4 года
ээээм не помню я чтоб у нас в Ярике стояли пк которые не тянут.. если так было то клуб тупо закрывался — никто не ходил. у меня в 2003 появился новый пк, но я часто ооочень ходил на ночь в клубы. там я играл в то, что дома не было. так что хз как было в городе автора, но у нас было норм всё. и игр куча всяких, и музыка и фильмы.
Ответить
4 года
Автор где-то задержался, или в его городе была задержка.
Золотой пик пришёлся на ультиму онлайн, КС (не 1.6, а ещё в бетки народ начинал играть где версии были 0.ХХ). Квака 3 здесь правда. Диабло2 и старкрафт, варкрафт 3 уже был вышел позже, но ещё успел попасть в клубы. Даже в регионах ГТА3 была по сути последней игрой, к моменту выхода вайс сити у всех уже были компы.
P/S Я работал в локалке и помню момент выхода ГТА3 в пиратке, у нас из-за попытки её скачать через интернет (уже были безлимиты) лег канал! пришлось временно вырубить интернет всем, скачать её самим и выложить на локальный сервер и с помощью чата распространить инфу. Народ ликовал! ;)
Ответить
4 года
В Питере пик популярности клубов был в 2000-2003 годах. К 2005 уже сильно на спад пошло. У многих уже были компы дома и интернет. В 2006 м19 закрылся. По моей памяти, в контру рубилось не менее 50% в то время от общего числа геймеров. Дальше квейк, старик и варик третий. Ну и всего остального по немногу.
Ответить
4 года
Не знаю как у вас. а у на большие обороты брала Засранцы против гаи! Если кто помнит такую
Ответить