Статьи Паровозик, который смог: как японцы вытащили из болота игровую индустрию

Паровозик, который смог: как японцы вытащили из болота игровую индустрию

gotDvamp
Читать в полной версии

Вчера в рамках трансляции State of Play компания Capcom официально представила ремейк Resident Evil 3 для PlayStation 4, Xbox One и PC. Редакция VGTimes в подробностях рассказала об анонсе, собрала реакции простых пользователей и опубликовала всю имеющуюся информацию о грядущем хите. Теперь настало время для более тонких материй. И, чтобы не ходить вокруг да около, сразу ключевой тезис: японские компании одни из немногих, кто сейчас сохраняют индустрию в традиционной ее форме. И это странно, поскольку ровно поколение назад и Capcom, и ее коллеги серьезно отставали от западного рынка.

История, как известно, движется по спирали. Когда-то игровая индустрия зародилась в США. Первые коммерчески успешные аркадные автоматы Atari, попытки ворваться на рынок домашних развлечений, взлеты, падения, появление шедевров на века и трескучий провал всего рынка в начале 80-х годов. Японцы в эти славные времена находились далеко не на передовой технологических войн. Компании вроде Taito или Namco производили первоклассные аркадные машины, но завоевать рынок во всех его проявлениях не могли даже чисто теоретически — уж слишком сильны были гайдзины.

Все изменилось после приснопамятного индустриального краха. В каком-то смысле картриджи с ET и другими «хитами» стали топором войны, который в буквальном смысле зарыли в песок. Путь наверх оказался открыт для самых смекалистых и дерзких, вот только штурмовать пошатнувшиеся баррикады никто не спешил. В особенности на домашнем рынке, который считался корнем всех бед. Примерно в это же время на другом конце света, в Японии, компания Nintendo запустила свою 8-битную Famicom.

Консоль быстро стала суперхитом на родине, сама Nintendo могла похвастаться революционной системой работы с независимыми разработчиками, но главное, что Famicom уже тогда имела в своей библиотеке множество первоклассных релизов. Разумеется, в скором времени встал вопрос о релизе на Западе — в первую очередь, в США. Боссы Большой N нередко вспоминают, что их идею выпустить Famicom в Северной Америке англоговорящие партнеры считали корпоративным самоубийством — дескать, кому нужны эти ваши консоли, когда все нормальные ребята давно пересели на Commodore 64 и другие домашние компьютеры.

Однако Nintendo не побоялась пойти на риск, переделала внешний вид своей консоли и картриджей для нее и выпустила Famicom на рынке США под названием Nintendo Entertainment System. Стоит ли говорить, что новомодная 8-битка моментально обрела культовый статус? Castlevania, Metroid, The Legend of Zelda, Super Mario Bros, Mega Man и другие суперхиты от Nintendo и ее партнеров фактически сложили новую мифологию игровой индустрии. Рынок стал целиком и полностью японским и все попытки американских компаний зайти на него раз за разом шли крахом: Atari потерпела сокрушительное поражение с ее Jaguar, а Amiga CD32 не продержалась в продаже и года. Единственное более-менее достойное западное игровое устройство — консоли на базе стандарта 3DO — оказалось вытолкнуло на обочину истории Sega Saturn, Nintendo 64 и PlayStation от Sony.

Параллельно с появлением в магазинах NES происходили очень интересные события. Фактически западные компании, смотря на успехи японцев, учились делать игры по-новому. Например, Джон Кармак (John Carmack) потратил немало времени, чтобы добиться столь же плавного скроллинга экрана, как в играх про Марио, и, когда добился этого, буквально ввел в ступор своего коллегу Джона Ромеро (John Romero). Он просто не мог поверить, что такое возможно.

Разработчики из США и Европы учились у японцев, перенимали подход к гемдизайну и рассказу истории. Под этим флагом прошла большая часть 80-х и 90-х годов. Ситуация начала исправляться только в начале нулевых, когда в продаже одна за другой стали появляться такие игры, как Prince of Persia: The Sands of Time, XIII, Beyond Good & Evil, Splinter Cell, Mafia и.т.д. Разумеется, это не значит, что американские и европейские компании до этого делали исключительно шлак. Конечно же, это не так. Просто их блокбастеры, пусть и ненамного, но уступали в лоске и вылизанности играм из Страны восходящего солнца.

Однако по-настоящему монополия японских разработчиков закончилась во времена PlayStation 3 и Xbox 360. Именно тогда на первый план вышла западная продукция. Японцы же оказались в числе догоняющих, однако не спешили без боя сдавать свои позиции. Новой стратегией оказалась покупка или «аренда» тех самых американских и европейских студий. Благодаря этому мы получили Silent Hill с лейблом Made in USA, канадский Dead Rising 2 и фактически японскую Eidos.

Схожие процессы происходили внутри Sony. Во времена PlayStation 3 основным поставщиком эксклюзивов для консоли стали вовсе не японские разработчики. Трилогии Uncharted, Resistance и Killzone, например, делались на Западе. А ведь была еще Heavy Rain, Heavenly Sword, God of War и другие хиты. Разумеется, сугубо японские компании никуда не делись, и они продолжали создавать шедевры, просто на каждую Binary Domain приходилась своя Gears of War 2. И это был абсолютно нормальный процесс.

А вот уже во времена восьмого поколения (PS4, XONE, Nintendo Switch) ситуация изменилась самым кардинальным образом. Сегодня все больше западных издательств изменяют свою экономическую модель в пользу игр с длинным хвостом продаж. А вот японцы, несмотря на некоторые эксперименты с онлайном, все еще находятся в русле традиционной индустрии. Если посмотреть на рынок трезвым взглядом, то выяснится, что подавляющее большинство нормальных сюжетных блокбастеров сейчас создаются либо под их патронажем, либо внутренними студиями Capcom, Square Enix, Namco. И это мы еще не берем в расчет таких самородков, как FromSoftware и Tango Gameworks на пару с Platinum Games.

***

И в этой связи анонс Resident Evil 3 выглядит как очередной шаг японской «экспансии». Мы вновь возвращаемся в мир, в котором лучшие игры преимущественно создаются на Востоке. Хорошо ли это? Плохо ли? Если западные издатели продолжат клепать однотипные сервисы, то однозначно хорошо. Искреннее надеемся, что мода на длинный хвост продаж не доберется до Sony, Capcom и Square Enix.

Комментарии 0
Оставить комментарий