Россия становится все более консольной страной. К таким выводам можно прийти, изучив исследование аналитиков «Яндекс.Маркет». Документ охватывает период с января по сентябрь 2019 и раскрывает массу интересных деталей о потребительском спросе на электронные развлечения в стране. Подробнее — в нашем материале.
Пальму первенства в РФ ожидаемо держит продукция компании Sony. На долю бренда PlayStation пришлось 68% рынка. Второе место совершенно внезапно оказалось за компанией Nintendo — ее продукция привлекла 17% пользовательской базы. Замыкает тройку Microsoft — американцам свое предпочтение отдали 15% геймеров.
В общем виде список выглядит следующим образом:
Индивидуальные чарты не сильно отличаются от общего: у Sony первую строчку занимает модель Pro, у Microsoft — One S с объемом жесткого диска в 1 ТБ. Вторые места за PS4 Slim (500 ГБ) и One X, что совпадает с общим рейтингом.
Гораздо интереснее ситуация у Nintendo. В индивидуальном зачете появляются… ретро-консоли из серии Classic Mini.
Это не данные западного чарта продаж. В общем зачете классическая Switch заняла четвертую позицию, а в индивидуальном — появилась 2DS XL. Еще несколько лет назад такую ситуацию и представить себе трудно было. Мир сошел с ума? Нет, все гораздо тоньше.
Рейтинг «Яндекса» сам по себе не показателен — мало ли у нас людей консолями интересуются, скажите вы. И будете правы, но лишь отчасти. Действительно цифры аналитиков не могут сказать о соотношении покупателей игровых видеокарт и условной PS4 Slim на 1 ТБ.
Но из этой статистики можно выудить косвенные данные, которые немало расскажут о том, в каком состоянии сегодня находится рынок.
Это может показаться смешным и в какой-то мере незначительным, но современные приставки действительно стали интересовать людей. Если посмотреть на данные за прошлые годы — в особенности за середину нулевых — то выяснится, что в то время играли буквально на всем. В одной из колонок ныне почившего журнала, например, Константин Говорун писал о том, что любой железный рейтинг в нашей стране, что отображает количество гаджетов на одно домохозяйство — по большей части профанация.
Причина проста: во времена PlayStation 3 и Xbox 360 спросом пользовалась… первая и вторая PlayStation и даже реплики Mega Drive. Россияне (не все, но многие) целенаправленно не интересовались современными приставками и играли на том, что доступно или дешево. Причем речь не идет о волне ретро-гейминда, просто купить поддельную 16-битку банально выгоднее для семейного или личного бюджета. Соответственно, о каком взрывном росте Xbox 360 или PlayStation 3 в масштабах всей страны можно говорить?
На первый взгляд, может показаться, что этот вывод аналогичен предыдущему. На самом деле речь идет о том, что люди перестали покупать приставки по принципу «что модно» и «что дешевле». Прежде, выбирая между условной Xbox 360 Arcade и Elite, для среднестатистического россиянина на первый план выходила стоимость. Да, черная версия «ящика» выглядит лучше, у нее богаче комплектация и всевозможные плюшки в подарок идут. Но аркадный вариант дешевле. Лучше на сэкономленные возьму диск-другой или прошью (так делать не стоит — пиратство зло).
Сейчас ситуация со спросом на конкретные модели иная. В противном случае трудно объяснить, почему в рейтинге популярности (и в общем зачете, и в индивидуальном) на первой строчке оказались самая дорогая модель из всей линейки PlayStation 4. Конечно, она номинально поддерживает 4K, а телевизоры с этим стандартом четкости становятся все доступнее, но только ли в этом дело? В конце концов, людей, способных приобрести современную панель, сильно меньше, чем обладателей обычных ТВ с HDMI-разъемом или пользователей Full HD мониторов.
Соответственно, по логике вещей самая дешевая Slim-версия на 500 ГБ должна занимать первую позицию, но это не так. Мы сейчас с нашего аналитического дивана едва ли поймем, в чем причина этой ситуации. Важно то, что она вообще возникла. И доминирующее положение PS4 Pro говорит о том, что люди стали выбирать не по принципу «это меньше по бюджету ударит».
С модой все гораздо проще. И яркое тому свидетельство — четвертое место, которое заняла Nintendo Switch. Вот уж кого точно не ожидаешь увидеть в первой пятерке рейтинга. Списать эту победу на хайп не выйдет — «Переключатель» свое отхайпил несколько лет назад, когда попал на прилавки. Безусловно, этой осенью у Nintendo случился урожай —вышла вторая ревизия обычной Switch и портативный вариант, с приставкой в названии Lite и без возможности подключить его к телевизору.
Однако, давайте честно, был ли в нашей стране бешеный ажиотаж после выхода New 3DS и New 3DS XL? Правильный ответ: нет. А раз Switch пробилась в пятерку по спросу, то это может при прочих равных означать то, что россияне перестали гнаться за модой («У Васи Xbox, там такой графен, так что беру») и обратили свое внимание на более нишевые предложения. Собственно, наличие 2DS в индивидуальном рейтинге плюс-минус свидетельствует о том же. Наше комьюнити все ближе подбирается к западному. И это не может не радовать.
Наименее очевидный вывод из всех. Посмотрите, на какой строчке в общем зачете оказалась версия PlayStation 4 с жестким диском на 500 ГБ. Посмотрели? Никакого подвоха не увидели? А ведь все просто: те, кто целенаправленно ищет этот вариант консоли, скорее всего, поставят на приставку пиратский эксплойт. Разгадка проста: именно у этой модели PlayStation 4 с большей вероятностью стоит стоковая прошивка, позволяющая накатить пиратский апдейт. То, что 500 ГБ версия находится далеко не на первом месте — хороший знак, свидетельствующий (разумеется, косвенно), что у нас не все так плохо с пиратством как могло бы быть.
Но это все — лишь выводы из статистики. Гораздо интереснее реальный опыт. Накануне прошлого Нового года автору этих строк посчастливилось полторы недели поработать в магазине по продаже видеоигр, причем то была не крупная федеральная сеть, а небольшая локальная франшиза.
Магазин занимался только консольной продукцией. Так вот, народ не просто шел, но шел осознанно. В день улетало по несколько консолей текущего и прошлого поколений. Брали и PS4, и Xbox One. Большая часть клиентуры — не геймеры. Эти люди не читают тематическую прессу, не следят за чартами продаж и оценками на Metacritic. Они просто, как во времена Dendy, играют: сами, со своими детьми, с внуками.
Однажды в магазин заглянул дядечка сильно за 60. Он на пенсии увлекся Xbox 360 и просил подобрать ему каких-нибудь боевиков. Приносил в ремонт свою старенькую PS2 и мужичок сильно за 40. Когда-то давно он купил ее себе в одном из магазинов и теперь, когда приставка сломалась (кстати, FAT-версия), хотел починить. В итоге он взял себе PlayStation 3, поскольку в ее библиотеке есть продолжения его любимых игр.
И так примеров была масса. Люди знают о консолях, играют на них и покупают целенаправленно — если не себе, то своим детям. И это разительно отличается от ситуации прошлых лет, когда приставки оставались уделом гиков и молодежи. Ну и, конечно, как же забыть владельца кальянной, который регулярно приносил чинить геймпады от Xbox One. Раза три за неделю приходил. Посетителям его заведения очень уж FIFA и UFC 3 нравились.
***
К сожалению, точной статистики по консолям в РФ никто не ведет. Поэтому, готовя подобные материалы, приходится ориентироваться на косвенную информацию и личный опыт. Однако уже сегодня на площадях крупных городов можно найти рекламные щиты с консольными играми (эксклюзивами Sony, например), а в каждом втором развлекательном заведении — кальянной или антикафе — приставочную зону. Россия становится все более консольной страной. И это не может не радовать.