Никто не знал, а я Бэтмен: лучшие игры о Темном рыцаре

Сегодня, 21 сентября, поклонники комиксов, кино и видеоигр отмечают так называемый «День Бэтмена». В нынешнем году повод для праздника особый — 80 лет со дня создания Темного рыцаря. По этому поводу редакция VGTimes решила вспомнить о самых важных игровых вехах в биографии героя, чья главная суперспособность — его банковский счет.

Но для начала позвольте сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что для России и стран СНГ Бэтмен — это один из немногих супергероев, которого не просто узнали, но полюбили еще задолго до выхода на большие экраны киносериала от Marvel. Шутка ли, по рукам россиян ходили не только кассеты с пиратскими записями фильмов Бертона и Шумахера, но даже комиксы. Их было немного, но они, в отличие от историй о Железном человеке, лежали на прилавках. В официальных переводах, рядышком с тематическими журналами, раскрасками, альбомами для наклеек и такой дичью, как набор картонных героев, которых можно было одеть в различные костюмы (было и такое — по мотивам «Бэтмена и Робина»). И это мы еще скромно молчим о сонме пластиковых фигурок, продававшихся буквально везде — от ларьков до вещевых рынков.

Темный рыцарь сросся с культурным кодом россиян, оставшись на долгие годы единственным «серьезным» супергероем — тем, кто берет верх над злодеями не с помощью сверхъестественных но сил, но смекалкой, крепкими кулаками и гаджетами. Идеальное сочетание для страны, в которой еще вчера братки в кожанках задавали тон во всех отраслях — от мелкой торговли до культуры.

Именно потому игры о Бэтмене у нас всегда любили. Кривые, косые, с завышенной сложностью, поддельные — неважно. Когда у соседского Васьки появлялся картридж под названием Batman & Flash, уверяю вас, все мальчишки толпой бежали к его приставке, дабы увидеть диво дивное — новую игру о Бэтсе. И никого, собственного, не волновало, что на деле Batman & Flash — кривой хак с замечательной Monster in my Pocket. Это — иллюстрации для. Теперь к сути. Лучшие игры о Темном рыцаре. Официальные.

8-бит счастья

Первый серьезной всплеск интерактивной активности Темного рыцаря произошел в конце 80-х годов, когда на экраны вышел фильм Тима Бертона (Tim Burton) «Бэтмен». Режиссер не только гениально пересобрал канон героя (правда, не без сомнительных линий, вроде раскрытия личности Джокера), но задал тон. Отныне Бэтмен не изображался комическим героем — за его действиями крылась глубокая личная трагедия, которой Бертон посвятил немало экранного времени. А потом случилось продолжение… Еще более мрачное и в какой-то степени трогательное продолжение.

Разумеется, после выхода столь удачных фильмов должны были появиться видеоигры «по мотивам». И они появились, вот только их качество оставляло желать лучшего. Даже если оставить за рамками этого текста версии для платформ, которые в нашей стране видели только те, чьи отцы служили на судах дальнего плавания или в российской дипмиссии. Среди владельцев консолей NES (Famicom/Dendy), SNES, Mega Drive больше всего повезло фанатам Nintendo. Именно там появились лучшие игры о Темном рыцаре, созданные по мотивам работ Бертона. И первой из них стала вышедшая в 1990 году Batman от Sunsoft. Сюжетно она пыталась пересказать фильм (тут ничего удивительного), но вот геймплейно представляла собой смесь классического платформера с боевиком.

Бэтмен не просто бегал по уровню слева-направо и раздавал тумаков преступникам. Разработчики снабдили Темного рыцаря целым арсеналом зубодробительных гаджетов. Именно они в сочетании с бешеной динамикой выделяли эту интерпретацию фильма среди остальных коллег по цеху. К примеру, версия для Mega Drive/Genesis (июнь 1991 года) на фоне графически более слабой 8-битной игры выглядела беспомощной. У нее было плохое управление, вялая динамика и откровенно слабая боевая система. Вроде, и удар по противнику нанес, а кажется, что по воздуху прошелся.

В 1991 году Sunsoft выпустила продолжение своего 8-битного хита. Batman: Return of the Joker (NES, 1991 год) окончательно мутировала в стан боевиков. В этой игре Темный рыцарь 99% времени расправлялся с противниками при помощи оружия. Иногда классический пеший геймплей слева-направо сменялся полетами на реактивном ранце в духе какой-нибудь Gradius. А еще в Return of the Joker были просто превосходные боссы — в особенности финальный. Они умело держали в напряжении, но при этом не превращались в противников, победа над которыми зависела от беспощадного рандома.

Если вы по какой-то причине захотите ознакомиться с Return of the Joker (например, в силу нежных чувств к 2D-боевикам), то обратите внимание на версию для 8-битки от Nintendo. Да, вариант для Mega Drive выглядит лучше (там игра называется Revenge of the Joker), но играется в разы менее приятно. Во многом из-за неудачного управления. Это крайне сложно объяснить при помощи текста, но просто представьте себе профессиональную фигуристку и корову. Одна на льду держится превосходно — это ее стихия. А вот корова неумело гарцует. Так вот, 16-битный Джокер — это корова.

По мотивам Batman Returns — второго фильма Тима Бертона — разработчики и издатели выпустили какое-то неимоверное количество игр по мотивам. Женщина-кошка, Пингвин и сам Бэтс пробрались на Mega Drive, SNES, NES, PC, Sega CD — на одно перечисление уйдет целый абзац. Другое дело, что лучшая из версий оказалась на 16-битной Super Nintendo (Апрель 1993 года). И это не пустой треп — именно на этой платформе Batman Returns не только играется, но и выглядит превосходно. Идеальное сочетание визуальной эстетики, интересного геймплея и, как итог, закономерная награда от журнала Electronic Gaming Monthly. Авторы уважаемого (и здесь без сарказма) издания назвали Returns «Лучшая игра по лицензии года».

В основе SNES-версии лежит механика Beat em’ up’ов в духе Final Fight (или Streets of Rage, если угодно). Идем по мигающей стрелке GO, мочим противников, побеждаем боссов. Иногда — участвуем в почти платформенговых уровнях (погоня за Женщиной-кошкой) или катаемся на Бэтмобиле. Ключевое слово здесь — баланс. Batman Returns тем и выделяется среди одноименных поделок «по мотивам». У нее идеальная сложность, превосходное управление, отличная графика. Все это позволяет назвать Batman Returns первой действительно успешной 16-битной игрой о Темном рыцаре.

А вот дальше наступили по-настоящему смутные времена...

Клоунов заказывали?

В середине девяностых студия выставила Тима Бертона на мороз, а на его место взяла куда как более покладистого Джоэла Шумахера (Joel Schumacher). Перед режиссером поставили задачу во что бы то ни стало отмыть Бэтмена от репутации мрачного супергероя, что он и сделал в практически комедийной киноленте Batman Forever («Бэтмен навсегда» в российском прокате).

Ничего хорошего из этой идеи не получилось. В новом фильме плохо было абсолютно все. Если Бертон в своей работе опирался на современное видение героя (см. «Год первый», «Возвращение Темного Рыцаря»), то Шумахер под науськивание боссов студии обратил свой взор к совсем иному материалу. В результате на экране вместо жестокого, расчетливого и гениального Загадочника кривлялся Джим Керри в образе Нигмы (здравствуй, старый сериал 60-х), а единственная сколь-нибудь серьезная драматическая сцена — смерть родных Дика Грейсона — была профукана из-за отвратительной актерской игры.

Массовая публика — что характерно — первый «шедевр» Шумахера приняла на ура. И потому вопрос выхода игры по мотивам не стоял — она должна была появиться. Увы, так и случилось. Первой на свет божий вылезла Batman Forever для Mega Drive/SNES от Probe Entertainment. Случился это осенью 1995 года. Краткое резюме для интересующихся: на моральном устаревшие 16-битные консоли в середине 90-х пожаловал отвратительный Beat em’ up — фактически «пешая» версия Mortal Kombat, созданная на движке последней.

Чуть лучше дела обстояли у Batman Forever: The Arcade Game для PlayStation и Sega Saturn. Эту игру уже интересно было проходить. Звезд с неба эта версия BF не хватала, но на фоне 16-битной поделки держалась бодрячком. Ее во всяком случае не хотелось выключить спустя 10 минут после первого уровня. Среди двух игр по мотивам The Arcade Game — лучшая.

А дальше случился провал такой эпической силы, что о киношном Бэтмене продюсеры забыли до самых нулевых. Речь, конечно, идет о «Бэтмене и Робине» от незабвенного Шумахера. И тут вот какая штука получается. Если «Бэтмен навсегда» просто был мусором, то «Бэтмен и Робин» — это самое настоящее медийное оружие, способное выжечь в человеке малейшие зачатки хорошего вкуса. Автор этих строк не раз убеждался, что всерьез эту ленту любят либо гордые обладатели синдрома утенка, либо маленькие дети, которые позже — опять же — будут пересматривать ее из-за синдрома «гы-ы, ну что вы, это — детство.

Игра по мотивам вышла еще гаже. Но вот за нее, в отличие от поделия Шумахера, действительно обидно. Все дело в том, что разработчики замахнулись создать целый симулятор Темного рыцаря. Игроку под управление отдавали одного из трех персонажей (Бэтмен, Робин, Бэтгерл), а на откуп — целый город, по которому можно было свободно перемещаться на Бэтмобиле или мотоцикле, собирать улики и драться со злодеями. И все это в полном 3D.

Да-да, вы не ослышались: за несколько лет до GTA 3 (Batman & Robin вышла в 1998 году) на первой PlayStation появилась игра, которая позволяла делать примерно то же самое. Минус безумие и убийства. И эта игра с треском провалилась из-за технической реализации. Железо PlayStation просто не потянуло амбиции авторов, в результате чего управлять героями, сражаться и кататься по улицам было физически больно. И это мы еще скромно молчим про отвратительную камеру и графику — обычные болячки видеоигр переходного периода.

Тут пусто, зато там — густо

Впрочем, нет худа без добра. Пока всякие шумахеры пытались превратить темного альтер эго Брюса Уэйна в клоуна, на телеэкраны тихой сапой пробрался великолепный мультсериал под названием Batman: The Animated Series. Первые эпизоды этого чуда показали по ТВ в 1992 году. Финальные — в 1995-ом. И, черт подери, это было лучшее, что случилось с Бэтменом за все девяностые, если не считать «Бэтмен возвращается» от Бертона.

Секрет успеха оказался до противного прост. Всего-то и надо было, что рассказать о приключениях героя в нормальном формате, без слэпстик-элементов. Мрачный и в меру серьезный тон заставил рукоплескать не только детей и подростков, но и взрослых, которые росли на комиксных приключениях Темного рыцаря.

По мотивам мультсериала выпустили сразу несколько видеоигр, но обратить внимание стоит только на две — The Adventures of Batman & Robin для Mega Drive/Genesis и Super Nintendo. Не пугайтесь одинаковых названий! В действительности это два совершенно разных проекта. Первой на прилавки попала версия для SNES, и она представляла собой приключенческий платформер. Визуально игра полностью повторяла мультсериал — те же самые краски, дизайн. Геймплейно — держалась молодцом на уровне отличных игр тех лет.

Второй на огонек пожаловал вариант для приставки от Sega. И это уже была птица совсем иного полета! Самая настоящая Contra! Только про Бэтмена и с более брутальным дизайном, который, к счастью, не слишком далеко отошел от мультипликационного первоисточника. Пройти эту версию могли далеко не все. Но те, кто все-таки увидел финальную заставку, могут по праву гордиться с собой: вы, братцы, сумели одолеть одну из самых хардкорных игр о Темном рыцаре.

Наши дни

В нулевые поток игр о Бэтмене не ослабел, однако ни одна из них так и не смогла добиться серьезного успеха. На фоне конкуренток выделялась разве что Batman: Vengeance (PlayStation 2, Xbox, GameCube) да Batman Begins (PlayStation 2, Xbox, GameCube).

Vengeance — типичное, но в меру качественное приключение, ориентированное на поклонников мультсериала о Бэтмене. Много о ней и не скажешь: просто интересная игра, сочетающая в себе элементы боевика и адвенчуры. А вот Batman Begins — совсем иное дело. Эту игру от Eurocom также нельзя назвать чем-то выдающимся, однако именно в ней появились некоторые особенности, буквально предвосхитившие то, за что геймеры любят серию Arkham от Rocksteady Studios.

Begins проводит игроков по всем ключевым сценам из фильма Кристофера Нолана — от тренировочной базы Лиги теней до горящего локомотива готэмской подземки. Главное, чего сумели добиться Eurocom — это ощущения, что под управлением геймеров оказывался пусть и тренированный, но живой человек. В игре попросту нельзя было бросаться с голыми руками на вооруженных головорезов — в момент словите экран Game Over. Что делать? Пугать!

Именно этот небольшой аспект ставил Batman Begins как минимум на одну ступеньку выше посредственных Beat em up’ов про Бэтмена. Каждая комната превращалась в небольшой пазл. Усиливал впечатление уровень с вождением Бэтмобиля. Это была первая игра, в которой управлять тачкой Бэтмена было действительно удобно. В конечном счете некоторые из идей Eurocom нашли свое продолжение в замечательно аркхемской трилогии от англичан из Rocksteady. В частности, то, что Бэтмен должен прятаться, а не переть как танк на тяжело вооруженных бандитов.

***

И все-таки Бэтмену повезло. Ни один комиксный герой не может похвастаться таким огромным количеством действительно хороших игр по мотивам. Трилогия от Rocksteady, о которой мы здесь не расскажем в силу малого ее возраста и большой известности, всего лишь закрепила репутацию Темного рыцаря как персонажа, о котором создают стоящие приключения. Хочется верить, что тренд не будет забыт, и мы еще увидим интересные игры о Бэтсе. Только, пожалуйста, разработчики, не повторяйте опыт Telltale Games. Лучше в сторону Rocksteady посмотрите… Эх, все-таки долго они молчат. А вдруг?!

+1
Комментарии 2