Тема Великой отечественной войны, а также Второй мировой в целом, занимает важное место в культуре русского народа. Возможно, именно поэтому интерес к ней велик среди отечественных геймеров и разработчиков. Особенно поднаторели на этой почве производители стратегий.
В этом материале рассмотрим лучшие отечественные стратегии на тему Второй мировой!
Вы любите стратегии?
Пройти опросПротивостояние разработана компанией «Наши игры» и выпущена в 1996 году зеленоградским издательством «ДОКА». За рубежом издавалась как Counter Action и Ostfront.
Схожая с Command & Conquer, эта стратегия в реальном времени предлагает сыграть за силы Красной армии или вермахта — предложено по 14 сценариев для каждой из сторон. В ней нет строительства и управления ресурсами, процесс сосредоточен на боевых действиях. Сейчас игру можно найти лишь на сайтах со старыми играми, никто не переиздавал ее.
Позже авторы выпустили дополнение «Противостояние: Опаленный снег», ставшее как бы второй частью. А затем «Наши игры» распалась, но сотрудники основали новую компанию Fireglow Games, ответственную за известную серию Sudden Strike. Любопытно, что в России первую Sudden Strike издавали под названием «Противостояние 3».
В дальнейшем под маркой «Противостояние» разные компании выпускали разные игры; они отошли от темы ВОВ, к тому же далеко не все получились хорошими, а некоторые — откровенно ужасными, спекулирующими на знакомой марке, поэтому их не рассматриваем.
Sudden Strike 2000 года стала первой игрой для компании Fireglow Games, которая базировались в Санкт-Петербурге.
Игра предлагает сочетание правил стратегии в реальном времени (RTS) и варгейма. Как и в предшественнице, здесь отсутствует строительство и торговля, зато есть система «подкрепления и снабжения». Нужно выполнять разные задания — например, по захвату или обороне города, проведению диверсий и т.п. Сторон, за которые можно играть, тут три — СССР, Союзники и Третий рейх. За каждую по кампании.
Позднее авторы усовершенствовали игру в аддоне Sudden Strike: Forever, добавив новые кампании и миссии, карты, действие которых происходит в разное время года, и самое полезное нововведение для некоторых игроков — редактор уровней. Сейчас первую часть со встроенным аддоном можно приобрести как Sudden Strike Gold в Steam и GOG, полностью заточенную под современные ОС.
В 2002 году авторы выпустили Sudden Strike 2, в которой появилось множество усовершенствований, в том числе новые кампании и юниты (такие как бронепоезда, десантные лодки и катера). В Steam и GOG вышла как Sudden Strike 2 Gold.
Третья часть осталась верна геймплейным принципам предшественников, а главным отличием стал перенос игры на 3D-движок и уход от привычной изометрии. Эта часть, а также выпущенный аддон, стали последним играми в серии, созданными Fireglow. К сожалению, она получила смешанные оценки.
Ситуацию исправила Sudden Strike 4, выпущенная в 2017 (средняя оценка на Metacritic — 70%), однако за нее уже отвечала венгерская Kite Games.
О «Блицкриг» мы уже написали в материале «Лучшие отечественные игры про Вторую мировую войну». Не собираемся повторяться, но и не включить ее в список отечественных стратегий нельзя.
Серия, начатая московской компанией Nival стала монументальной для отечественного игростроения. Начиная с первой части, выпущенной в 2003, все части получали традиционно высокие оценки. Исключением может стать разве что Блицкриг 3, которая несмотря на гору амбиций и уникальных особенностей (чего стоит только первый в мире нейросетевой искусственный интеллект в стратегии) не нашла однозначной поддержки.
«Блицкриг» хвалили за интересный геймплей и четкое соответствие реальным историческим событиям. В ней даже часть заданий специально спроектирована по сценарию настоящих сражений. Почти все части содержат редакторы карт, что понравится авторам модов и любителям создавать свои собственные миссии или даже кампании.
Классические две части со всеми дополнениями (а их было просто немыслимое количество) переизданы в Steam и GOG как Blitzkrieg Anthology и Blitzkrieg 2 Anthology. Они адаптированы под современные системы и подарят немало удовольствия фанатам жанра.
Не менее важную роль занимает серия «В тылу врага». О ней мы уже говорили, но также не можем не упомянуть. Первые части, разработанные украинской фирмой Best Way из Северодонецка стали культовыми у почитателей стратегий.
В первой В тылу врага присутствует четыре кампании за разные стороны, участвовавшие во Второй мировой. Кампания за СССР начнется с наступления фашистов на Харьков в 1942 году. В кампании США предстоит играть британскими диверсантами, перенаправленными через Ла-Манш чтобы уничтожить немецкое оружие, ракету ФАУ-3. В американской кампании предложено принять участие в операции «Маркет Гарден», что проводилась в Голландии. В кампании Рейха предложена история боя у Виллер-Бокажа. Автором сценария стал писатель А. Зорич.
Интересной фишкой игры является возможность ручного управления любыми дружественными единицами пехоты или техники, а также разрушаемое окружение.
Серия сильно разрослась и включает в себя не только огромное количество прямых продолжений, но и связанные игры, а также игры, разработанные на том же движке: В тылу врага: Диверсанты (2005), В тылу врага 2 (2006), В тылу врага: Диверсанты 2 (2006), В тылу врага 2: Братья по оружию (2007), В тылу врага: Диверсанты 3 (2008), В тылу врага 2: Лис пустыни (2009), В тылу врага 2: Штурм (2011), В тылу врага: Штурм 2 (2014), Штурм 2: В тылу врага. Начало (2016)...
Разработка последних частей перешла к немецкой компании Digitalmindsoft.
Какая серия лучше?
Пройти опросВ случае с этой игрой сразу сделаем оговорку — перед нами своего рода альтернативная история, точнее криптоистория (вариация на тему реальных событий). Согласно сюжету, появляется некая террористическая группировка «Молот Тора», которая вынашивает планы мирового господства. Для этого она выходит на связь с генералом Рейха Отто Бауэром, предлагая сделку — обмен военными технологиями.
В Silent Storm предстоит управлять диверсионной группой, состоящей из шести персонажей, которая должна остановить «Молот Тора».
Разработкой занималась Nival, а релиз состоялся в 2003 году. В современных системах цифровой дистрибуции проект стоит искать под именем Silent Storm Gold Edition.
Сталинград — стратегия в реальном времени о событиях Сталинградской битвы. Как вы знаете, это — одно из самых великих (и кровавых) сражений во Второй мировой.
Сталинградская битва проходила на территории современных Воронежской, Ростовской и Волгоградской областей. Целью фашистской Германии был захват большой излучины Дона, волгодонского перешейка и, собственно, города Сталинград (сейчас Волгоград). Благодаря мужеству советских бойцов, территорию удалось отстоять. Эта победа имела решающее значение для исхода войны.
В стратегии «Сталинград» игрок может участвовать в обороне города и добиться полного разгрома армии вермахта, а вначале — руководя наступлением германских частей, попытаться захватить Сталинград. Всего проект представляет 36 миссий, а также более 150 разновидностей пехоты и бронетехники. Технологической основой стал движок Enigma от «Блицкрига».
Игра, разработанная DTF Games и выпущенная 1С в 2004 году, получила высокие оценки и сейчас доступна в Steam.
Черные бушлаты была разработана игровой студией 1С и выпущена в 2009 году. Авторы использовали движок «В тылу врага», поэтому общие принципы геймплея очень сходны (англоязычное название, Men of War: Red Tide, позволяет игру отнести к линейке игр Men of War, в которой издавались «В тылу врага»).
В проекте предстоит взять на себя управление группой советских морских пехотинцев, прозванных «Черными бушлатами» (бушлат — суконная куртка матроса).
Предложено двадцать миссий, связанных с такими историческими событиями как оборона Одессы, Севастополя, освобождение Николаева, Эльтигена и Констанцы.
Так же, как и во «В тылу врага», здесь можно вручную управлять каждым юнитом, включая бойцов, танки, самоходки, бронепоезда, десантные судна. Сценаристом кампании стал А. Зорич.
Мы сгруппировали эти игры в один раздел, потому что для англоязычных игроков они выпускались в составе одной серии — Theatre of War. Под таким же названием они доступны к загрузке. За все проекты отвечала внутренняя студия 1С.
Вторая мировая вышла в 2006 году. Были отражены основные события, которые происходили в Европе с 1939 по 1945 годы: от захвата Польши и до безоговорочной капитуляции Германии. Предложено 9 кампаний за каждую из стран (СССР, США и Великобритания, Германия, Франция и Польша).
Реализовано более 150 видов разнообразной наземной и авиатехники. Карты имеют огромные размеры — авторы гордятся что их площадь достигает 8 отображаемых кв. км. Интересной особенностью можно назвать использование мощного движка, доставшегося проекту от авиасимулятора Ил-2 Штурмовик.
За выпуском оригинала последовала Нормандия 2008 года (которая стала дополненной и переработанной первой частью), аддон «Освобождение Белоруссии» (2009), а также несколько частей, выпущенных уже под линейкой «Искусство войны» — Африка 1943 (2009), Курская дуга и Корея (2010).
Как уже было сказано, приобрести игры серии можно под названием Theatre of War, например в составе полного издания (Theatre of War Collection).
Задолго до успеха, принесенного World of Tanks, минская компания Wargaming.net была известна как производитель стратегий в реальном времени. Одной из RTS стала Операция «Багратион», выпущенная в 2008 году издательством «Новый Диск».
В этой стратегии достоверно воссозданы основные этапы Белорусской наступательной операции «Багратион», названной так в честь выдающегося генерала войны 1812 года П. И. Багратиона. Операция проводилась с 23 июня по 29 августа 1944.
Вторжение гитлеровских войск на территорию Белоруссии началось с первого же дня войны, белорусские земли были включены в состав Рейхскомиссариата Остлантд. Начато массовое уничтожение населения — к окончанию войны количество населения сократилось на треть. Именно Белорусская наступательная операция стала реваншем со стороны СССР. После основных сражений была освобождена Белорусская ССР, часть Литовской и Латвийской ССР, осуществлен прорыв в Польшу, советские войска вышли к границе Восточной Пруссии.
Именно этим событиям посвящена игра. Реализовано 10 миссий за СССР, а также «вывернутые наизнанку» задания за вермахт. Авторы тщательно подошли к моделированию техники, постаравшись воплотить всю технику, что принимала участие в тех событиях.
Проект получил положительные отзывы, однако его переизданием в современных сервисах цифровой дистрибуции никто не озаботился, поэтому легально загрузить его не представляется возможным.
Order of War стала дальнейшей эволюцией Wargaming.net на ниве производства стратегий. Релиз состоялся в 2009 году. Международным издателем стала Square Enix (и «Новый Диск» — в России). Существенно возросший бюджет помог воплотить довольно прогрессивную для своего времени графику, а также привлечь композитора Джереми Соула. Стратегия посвящена ключевым событиям 1944 года. Реализованы противостояния американской армии и сил вермахта на Западном фронте и сражения Красной армии и вермахта на Восточном направлении.
Разрабатывая игру авторы, пожалуй, больше ориентировались на англоязычную аудиторию, поэтому акцент сделан на операциях Союзников: была подробно воспроизведена высадка в Нормандии, Арденны, десантные операции и освобождение Парижа. Проект получил позитивные оценки и находится в свободной продаже.
* * *
В стратегиях каждый может почувствовать себя командиром, а возможно даже и генералом, отдающим приказания войскам и планирующим боевые операции.
Надеемся, эта подборка придется по вкусу поклонникам стратегических игр. Удачных сражений.
Какие стратегии вам нравятся больше?
Пройти опрос
Помню, у меня еще диск от Фаргуса был с двумя частями.