Обзор ШХД: ЗИМА — упаднический проект, наполненный унынием, симулятор ходьбы с претензией, или артхаусный шедевр?

«Симулятор русской тоски», «симулятор выживания в России» — уже успели окрестить игру крупные отечественные издания. Давайте разберемся что к чему, что перед нами вообще такое — декадентский проект, наполненный унынием, «симулятор ходьбы» с претензией на оригинальность, или же действительно талантливая и неординарная разработка.

Итак, игра ШХД: ЗИМА (для англоязычной аудитории именуется It's Winter) — это часть одноименного проекта современного московского поэта и музыканта Ильи Мазо. Проект комплексный. Помимо, собственно, игры, он включает в себя: поэму (основная часть), фильм, «ожившие страницы», музыкальный альбом и спектакль (последний будет дан позднее). Раз все части проекта представляются как взаимосвязанные частицы одного целого, давайте ознакомимся с ними всеми.

Проект

Сайт проекта

На официальном сайте в меню первой идет «Книга» — начнем с нее. Это сборник стихотворений, написанных Ильей Мазо с 16 декабря по 26 марта (год не указан). Похоже, что все практически стихи — за исключением нескольких — написаны белым стихом, то есть без рифмы. В сущности, они напоминают просто записанные мысли.

Кто-то выкинул гирлянды
А потом сломал и урну
Опрокинул её, сбил
Я не знал куда звонить

О таком меня никто
Не предупредил.

Стихотворения на сайте перемежаются звуковыми фрагментами — в основном, шумовыми эффектами: звуками кухонной вытяжки или микроволновки, видимо, для лучшего погружения в атмосферу.

Некоторые отрывки описывают какие-то впечатления прогулок, другие же посвящены вполне бытовым вещам:

Жена приготовит суп
Острый, вкусный суп
С рыбой речной

Чтобы залил его внутрь
Чтобы глотку обжёг
Чтоб захлебнулась в нем
Лебединая песня твоя

Я честно прочитал все стихотворения сборника, но какого-то отклика в душе они не вызвали. Перейдем что ли к фильму. Описание гласит: «ШХД: ЗИМА — короткометражный фильм по мотивам поэмы „ШХД: ЗИМА» Ильи Мазо. Действие фильма разворачивается в театрализованных кухнях и ванных комнатах, на фоне бытовых приборов, которые выступают в качестве музыкальных инструментов. Фильм является попыткой показать то, что обычно остается за кадром — одиночество, магический момент и тихое человеческое пение в ответ».

На поверку этот «фильм» оказался восьмиминутным роликом, в котором люди читают все те же стихотворения поэта несколько нараспев. Эта манера чтения внятностью не отличается, поэтому видео сопровождают субтитры. Примерно тем же оказались и «ожившие страницы» — «экранизированные» стихи в виде коротких роликов.

Наконец, последняя стадия знакомства с проектом и перейдем к игре — музыкальный альбом. Заметим, что все составные части проекта размещены в свободном доступе, и хотя автор и предлагает финансово поддержать его или же приобрести сборник стихов в печатном виде, а альбом в iTunes, ознакомиться со всем можно беспрепятственно. Альбом также доступен к прослушке — он загружен на Soundcloud.

Некоторые треки напомнили композиции привлекшей к себе внимания недавно группы Shortparis. Звучит как причудливые эмбиенты с невнятным вокальным исполнением и очевидной претензией на что-то. Отмучились. Теперь к игре.

Игра

Запустив игру, мы оказываемся в квартире. Элементы, расположенные в интерьере, являются интерактивными — например, кухонная утварь и какие-то мелкие продукты.

В помещениях можно включать свет

Некоторые геймеры экспериментально выяснили, что в игре можно даже «пожарить» яичницу, расположив яйца на сковородке, проходящей сквозь стену когда ее поднимаешь, и включив плиту. Также — это тоже не документируется и не сопровождается подсказкой — можно вынести мусор из мусорного ведра и швырнуть его в мусоропровод. Для того чтобы выйти из квартиры, нужно взять ключи, лежащие на столе, но сначала можно набрать полную ванну воды, затем, нажав Ctrl, присесть в ней и сделать вид, что принимаешь ванну.

Квартира однокомнатная
Можно включить кран или набрать воды в ванну

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибки» — когда-то писал дальний литературный родственник создателя проекта «Зима», Иосиф Бродский. Предпримем попытку выйти за пределы квартиры.

Выйдя из подъезда типового жилого дома (архитектурно напоминающего хрущевку, но восьмиэтажного) мы оказываемся на улице, где можем идти на все четыре стороны. Блуждая по локации и натыкаясь на точно такие же типовые дома, со временем забываешь, где же «твой» дом и откуда ты шел. Попытки войти в другие подъезды бесплодны — все двери наглухо закрыты.

Двор посреди панельных домов

Разбавляют серую картину панельных домов лишь разные магазины, встречающиеся на первых этажах да дорога, разрезающая микрорайон. Мне почему-то вспомнился один мод для Half-Life, где автор предпринял попытку смоделировать свой микрорайон и свой жилой дом. Только там потом началось сражение с хедкрабами и зомби. Здесь не будет хедкрабов. А жаль. Зато в нескольких местах для нас включат стихотворения. Одно из таких мест — возле трактора, который как бы расчищает снег, двигаясь навстречу нам (и толкающему нас, если остановиться сразу перед ним).

Трактор

Со временем мой скепсис начинает немного смягчаться — приходится констатировать, что из всего проекта игра — самая интересная его часть. Да и понятно, что хотели выразить авторы — Илья и разработчик Александр Игнатов, в одиночку создавший игру на движке Unity. Всем нам знакомы такие зимние холодные дни в нашей стране, когда за окном сплошная серость и кажется, что все это будет тянуться бесконечно. It's Winter пытается воспроизвести именно такие дни. Но есть сомнения, что это должно быть выражено именно так.

Я старался делать все немного отвлеченным, как будто это собирательное воспоминание или сон героя, например, дом не совсем обычный: в нем восемь этажей, он панельный, но в нем есть мусоропровод. Получилось как смесь моих детских воспоминаний — дворы, снег, желтый свет фонарей, утром нужно в садик, а так не хочется, — и стихов Ильи.
— Александр Игнатов

Больше в игре нет ничего. Все действия сводятся к интерактиву с несколькими предметами и прогулке по локации; никакой механики, геймплея, повествования, просто блуждание по уровню с пикселизированной графикой и посредственной оптимизацией, и прослушивание нескладных стихов — для меня лично являющихся графоманией.

Стихотворение на столе

Страница в Steam позиционирует игру как «russian toska», но на самом деле игра не годится даже для воспевания тоски. Она не всколыхнет ничего внутри, как та же Dear Esther, умудряющаяся не только провести игрока по живописным местам, но и рассказать историю, поставить вопросы, да и правда заставить немного потосковать. Попытки обзорщиков и ютуберов подогнать «Зиму» едва ли не под политическую повестку в духе «симулятор жизни в России» тоже бесплодны, ибо она не содержит ничего на злобу дня, и хорошо. Близкие к «Зиме» игры — The Graveyard и другие проекты Tale of Tales. Положительные отзывы в Steam — больше стеб, чем конкретика.

Таков весь уровень

Сложно давать оценку таким играм: восприятие искусства у каждого свое. Если вам по душе реализм, наличие внятного повествования, важность достижения целей, того чтобы игра вызывала эмоции — радостные или грустные — то эта игра не для вас. В сущности, вы увидите за ней просто любительский концептуальный уровень. К тому же платный. И в очередной раз, что стало привычным для отечественного творчества, развивающий тему уныния и депрессии.

Уже играли? Как вам игра?

Результаты
+5
Управление
5.0
Звук и музыка
2.0
Геймплей
2.0
Графика
3.0
3.0 / 10
Кроме поисков смыслов, здесь буквально нечего делать. Взглянув правде в глаза, игра едва ли заслуживает внимания.
Плюсы
— Знакомые виды панельных домов и несчастных двориков;
Возможность поиграть в поиск смысла, подводя под авторскую задумку все виденное, включая технические недочеты и простоту реализации.
Минусы
— Игра бессмысленна, в ней нет никакой цели;
Она практически не вызывает никаких эмоций.
Комментарии 2