Русский военно-морской флот в представлении World of Warships: исторично и реалистично

Друзья, последнее воскресенье июля — это день Военно-морского флота СССР и России. Поздравляем тех, кто служил или сейчас служит на флоте с профессиональным праздником и предлагаем всем читателям VGTimes.Ru узнать, насколько тщательно Wargaming подходит к представлению флота нашей страны в World of Warships!

Не все знают, что каждый корабль в игре создается вручную десятками специалистов, с привлечением консультантов в области истории и военного дела, по реальным чертежам, архивным документам и фотографиям, что позволяет разработчикам воплотить в World of Warships фактические тактико-технические характеристики каждого реально существовавшего корабля.

Историчность и реалистичность для Wargaming являются настолько важной составляющей, что в числе первых были добавлены корабли, оказавшие серьезное влияние на культуру и историю России, или на ход сражений Второй Мировой войны. Вот о них и пойдет речь.

Крейсер «Варяг»

Этот корабль вписал свое имя в историю 9 февраля 1904 года, в начале русско-японской войны, когда японская эскадра заблокировала русские корабли в порту у города Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея), после чего последовало предложение капитулировать.

«Врагу не сдается наш гордый Варяг, пощады никто не желает», — как поется в песне и флот РИ, состоящий из «Варяга» и канонерки «Кореец» принял бой с превосходящими силами противника — 6 крейсерами и 8 миноносцами. Решение храброе и безумное одновременно. Вот как это происходило:

Большой изящный крейсер в оливковой окраске военного времени постепенно увеличивал ход. Шлейф угольного дыма из четырёх труб стелился за ним в холодном воздухе широкой чёрной полосой.


В 11 часов 25 минут на стеньгах обеих мачт корабля взметнулись большие, три на четыре метра, бело-голубые полотнища боевых флагов. Впереди по курсу открылся небольшой островок, а правее него из дымки проступили серые силуэты японских крейсеров.


Ровно в 11:45 слева по носу от «Варяга» взметнулись два громадных столба воды с клубами чёрного дыма. Звук залпа докатился позднее: противник начал пристрелку с 8,7 километров. Впервые за полвека корабль 1-го ранга Российского Императорского флота вступал в бой с неприятелем. Крейсер «Варяг» шёл в сражение, которое сделало его имя бессмертным.

А вот как прокомментировала этот легендарный бой японская сторона:

9 февраля «Варяг» и «Кореец» вступили в бой с нашими силами. Если сравнить артиллерийскую мощь сторон, взяв за основу количество выпущенных в минуту снарядов с одного борта, то, взяв «Варяг» за единицу, мы превосходили противника в 5,35 раза.

Действия русских кораблей, сражавшихся до последнего, не могут не вызывать восхищения. В таких ситуациях обычно выкидывают белый флаг и капитулируют.

По мнению историков, русские моряки осознавали, что не имеют никаких шансов на победу, но без колебаний приняли бой и прорвались сквозь осаду японцев, до конца исполнив свой воинский долг. В вопросе личной храбрости японцы, вне всякого сомнения, разбираются очень хорошо.

В ходе боя «Варяг» получил серьезные повреждения и вместе с не пострадавшим в бою «Корейцем» возвратился в порт, после чего командами было принято решение затопить свои корабли. Всех участников боя наградили медалями Российской Империи, а также специально учреждённой по случаю медалью «За бой «Варяга» и «Корейца"», позже, во времена СССР, медалями «За отвагу».

Авторы World of Warships бережно перенесли дух «Варяга» в игру, сделав его быстрым и маневренным кораблем с высокой скорострельностью орудий. Это не типичный мощный крейсер, а корабль поддержки, потенциал которого раскрывается при совместных действиях с эскадрой союзников благодаря мощной (для 3 уровня) огневой поддержке.

В ближнем бою «Варяг» может быстро выбить надстройки и орудия вражеского корабля, не опасаясь потерять боеспособность благодаря хорошему бронированию. При этом он остается уязвим для дуэлей с эсминцами и линкорами. В случае если пробоины слишком велики, всегда можно проявить отвагу и пойти на таран супостата.

Крейсер «Аврора»

Этот корабль — настоящая легенда до сих пор состоящая в боевом составе ВМФ и являющаяся объектом культурного наследия России, ведь с ней связано множество важных для страны событий, произошедших в 20-м веке.

«Аврора» принадлежит к крейсерам типа «Диана», первой спроектированной и построенной силами Российской Империи серии такого класса, была спущена на воду в 1900 году. На момент начала русско-японской войны тактико-технические характеристики «Авроры» отставали от конкурентов в классе, но мощное бронирование и вооружение все еще делало её опасным противником.

В начале своей долгой жизни «Аврора» участвовала в Цусимском сражении, в котором, в ходе ожесточенного боя, флот Российской Империи потерпел сокрушительное поражение от японской эскадры, а крейсер лишь чудом уцелел. Получив много пробоин, команда была вынуждена уйти в Манилу, где пробыла до самого окончания войны.

Во времена Первой Мировой войны «Авроре» довелось участвовать в настоящем бою только в начале 1916 года. Корабль использовали для отражения налетов немецкой авиации, что, учитывая характеристики истребителей и бомбардировщиков того времени не должно удивлять.

Уже в сентябре «Аврору» отправили на ремонт в Петроград. Обстановка к тому времени стала напряженной, коммунистические идеи проникли в ряды солдат и матросов, которыми никто не занимался. Не удивительно, что последние подняли бунт на корабле и перешли под красные знамена.

7 ноября 1917 года холостым выстрелом из пушки «Аврора» дала начало октябрьской революции, просигнализировав отрядам большевиков приступить к штурму Зимнего дворца и оказав психологическое воздействие на его защитников. Эхо этого выстрела отзывается до сих пор.

После окончания гражданской войны коммунистам был необходим символ революции, и в качестве такого отлично подходила «Аврора» — корабль отреставрировали и отправили в 1924 году в дальний поход под советским флагом. С тех пор за крейсером закрепился важнейший политико-идеологический статус.

В 1941 году орудия «Авроры» использовались для защиты Ленинграда. С крейсера сняли пушки и установили их на позициях вокруг города в качестве артиллерийских батарей, одно из них было смонтировано на бронепоезде. Сняли и все остальное вооружение, которое можно было взять в бой. Сам крейсер оставался в военном порту города и позже использовался бойцами Красной Армии для отражения налетов гитлеровской авиации.

В World of Warships «Аврора» напоминает о молодости, гоняя противников по театру военных действий множеством своих орудий и обеспечивая хорошую артиллерийскую поддержку союзникам. На безопасном расстоянии крейсер легко справляется с эсминцами противника и может протаранить незадачливого врага благодаря качественному бронированию.

Однако у «Авроры» есть и минусы — это низкая скорость и пожароустойчивость, плохая маневренность и отсутствие орудий противоминного калибра. Следовательно, выдержать прямую дуэль с кораблем своего класса он не сможет.

Крейсер «Будённый»

Авторы World of Warships периодически дают вторую жизнь кораблям, запроектированным на бумаге, но не построенным в реальности. Чтобы не ошибиться, они используют настоящие чертежи, множество архивных и исторических материалов. Один из таких кораблей, появившихся в World of Warships в апреле 2016 года — это крейсер проекта 94 или «Будённый», как его окрестили разработчики.

Наркомат обороны СССР планировал построить несколько десятков легких крейсеров проекта 94 для поддержки эсминцев в атаке, разведке, дозоре и набеговых операциях, защите и прикрытии линейных сил от эсминцев противника, участия в постановке мин.

В ходе обсуждения технического задания было решено, что крейсер получит мощное вооружение, систему ПВО, и пару торпедных аппаратов. Построить хотя бы один корабль этой серии не удалось из-за начала Великой Отечественной войны, но с современными технологиями мы можем увидеть этот корабль в World of Warships.

Этот крейсер имеет очень высокую скорость хода для своего уровня, достаточно мощный главный калибр и, что более важно, высокую скорость поворота башен.

В купе с большой дальностью стрельбы и крепким бронированием игрок может вести артиллерийские дуэли на комфортной дистанции, уклоняясь от ближнего боя. Стрельба осколочно-фугасными снарядами крайне эффективна, а при необходимости «Будённый» может выпустить пару торпед с каждого борта.

Недостатки у «Будённого» тоже имеются — это огромная длина, из-за которой очень легко поймать торпеду в бок, а также высокий профиль вместе с большой шириной. В этой связи крейсер принимает быстро и много урона при артиллерийских дуэлях с противниками, а также боится налетов авиации из-за слабой системы ПВО.

Конечно, мы можем только гадать, как «Будённый» проявил бы себя в реальном бою, но в World of Warships этот корабль лучше всего подходит для уничтожения других крейсеров и линкоров на предельной дальности стрельбы, что требует от капитана не дюжих умений.

Линкор «Октябрьская революция»

Грозные линкоры типа «Севастополь» были заложены и построены еще во времена Российской Империи, но были доработаны в молодой Советской Республике и прошли многочисленные ремонты во времена Великой Отечественной войны.

В 1938-1939 годах линкор «Октябрьская революция» участвовал в советско-финской войне, подавлял огневые точки финнов на островах и приморском плацдарме, оказывал огневую поддержку сухопутным войскам. В ходе боев выяснились недостатки корабля, поэтому ему увеличили бронирование, поменяли зенитные орудия на более совершенные и поставили новые артиллерийские установки.

В 1941 году «Октябрьская революция» была перебазирована в Кронштадт и Ленинград, линкор поддерживал советские сухопутные войска стрельбой из орудий главного калибра, а в критические моменты артиллеристы корабля вели огонь по группам гитлеровских войск, сдерживая их наступление на Ленинград.

После установления блокады, линкор расположился на Неве, откуда обстреливал силы противника и применялся для отражения налетов авиации. После нещадных бомбардировок конца 1941 года, перед экипажем стояла задача восстановить боеспособность корабля. Экипажу линкора удавалось выполнять все поставленные командованием задачи, за что в июле 1944 года корабль был награжден орденом Красного Знамени.

После войны работоспособность линкора была восстановлена и он еще несколько лет служил на флоте, пока в 1948 году его не переклассифицировали в учебный корабль, а в 1956 году было принято решение разрезать его на металл.

О службе на «Марате», систершипе «Октябрьской революции», рассказывает ветеран Второй Мировой войны, командир 37-мм зенитного орудия, Чирков Николай Владимирович:

Этот линкор прошёл через две Мировые войны и активно участвовал в обороне советского Ленинграда. 23 сентября 1941 года линкор был серьёзно повреждён во время авианалёта и сел на грунт. Несмотря на это, его удалось частично восстановить, и корабль продолжил войну вплоть до освобождения Ленинграда от блокады.

В World of Warships крейсер «Октябрьская революция» представлен во всей красе, сохранены оригинальные габариты корабля, его сильные и слабые стороны.

Крейсер имеет низкий запас прочности, что ограничивает его применение, но это частично компенсировано хорошо бронированным боротом и защитой от фугасных снарядов. Однако цитадель линкора защищена слабо, что делает её уязвимой даже для крейсера.

Мощное вооружение с самым большим числом орудий и высоким уроном от выстрела компенсируется долгой перезарядкой. Зато «Октябрьская революция» имеет отличные показатели маскировки, не уступающие крейсерам, что можно использовать для атак с неожиданных направлений.

Противоречивости линкору добавляет слабая противоторпедная защита и ПВО, низкая кучность стрельбы. Но, проявляя нужное умение и сноровку, используя фугасные снаряды и правильную тактику, связанную со взаимодействием с командой, можно добиться хорошего результата.

Крейсер «Михаил Кутузов»

С окончанием Второй мировой войны гонка вооружений только ускорилась. Война показала недостатки каждого корабля, который состоял на дежурстве ВМФ СССР, поэтому партией было принято решение обновить флот.

С учётом полученного военного опыта в ОКБ СССР создавались впечатляющие по своим тактико-техническим характеристикам корабли. Один из них — легкий крейсер «Михаил Кутузов», проект 68-бис, спущенный на воду в 1952 году и способный проецировать силу и мощь СССР практически в любой точке океана.

За время боевой службы этот корабль совершил 15 дальних походов, участвовал в учениях, спасательных операциях, парадах и праздниках. В ходе холодной войны, во время арабо-израильского конфликта 1967 года на корабле находились военные специалисты Советского Союза, помогавшие вооруженным силам Египта и Сирии.

Крейсер «Михаил Кутузов» в World of Warships, как и свой прототип, оснащен лучшей в своем классе системой противовоздушной обороны, высокой дальностью стрельбы, мощными бронебойными снарядами и неплохим шансом поджога. Помимо основных четырех трехорудийных башен, крейсер может использовать 5 торпедных аппаратов.

За хорошее сочетание огневой мощи, скорости и манёвренности, данный крейсер пользуется заслуженной любовью игроков. А мощная ПВО делает его очень опасным противником для авианосцев, которые могут потерять до ¾ своих самолетов при попытке атаковать «Михаила Кутузова».

По словам игроков, крейсер «Михаил Кутузов» отлично расправляется с линкорами противника, благодаря дымогенератору не боится ближнего боя и может устроить огненный дождь за счет высокой скорострельности своих орудий. Но размеры этого корабля, а также низкое бронирование, не позволяют ему участвовать в соло-дуэлях, а еще крейсер весьма медлителен и не может убежать от противника или догнать отступающего.

История маскировки на флоте

Многие игроки полагают, что камуфляж для кораблей — это изобретение Wargaming, игровая условность, приобретаемая за реальные деньги и не влияющая на игровой процесс, но позволяющая выделиться игроку среди однообразных серых кораблей обычных игроков и заработать разработчикам.

Однако это не так и студия выпустила специальный материал по этой теме, с которой мы хотим вас познакомить.

Камуфляжную окраску начали наносить на боевые корабли ещё во времена Крымской войны. Именно тогда были отмечены первые случаи применения маскировки на флоте. Первый же доказанный эффект от маскировки кораблей был получен в ходе сражений русско-японской войны.

Дело в том, что мощность орудий и, как следствие дистанции боя, возросли так что окраска затрудняла прицеливание и помогала кораблю сливаться с поверхностью. С тех пор она стала обязательным атрибутом у военных кораблей.

С началом Первой мировой у надводных кораблей появился опасный противник — подлодки, и тут уже моряки не смогли отказаться от идеи окраски. Она позволяла визуально исказить внешний вид корабля, тем самым затруднив определение параметров движения: курсового угла, скорости и дистанции до него.

Идея была проста — не нужно прятать сам объект, достаточно сбить с толку готовящегося нанести удар противника. Для этого применяли разные искаженные линии, рисовали объекты треугольной и квадратной формы. Эксперименты по маскировки кораблей проводились на Российском императорском флоте, однако ожидаемого эффекта не принесли.

В период перед Второй Мировой на кораблях СССР камуфляж был скорее исключением, чем правилом. Однако встречались интересные схемы окраски на кораблях, построенных ещё е Первой Мировой войне, например, «осколочный» камуфляж эсминца «Ленин» или «ослепляющий» камуфляж эсминца «Рыков».

С началом Второй мировой войны стали применяться сложные схемы окрашивания. В этот период, помимо уже классической шаровой окраски, на советских кораблях использовались различные схемы камуфляжа, как позаимствованные у союзников, так и разработанные самостоятельно.

На Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками использовалась так называемая «серебрянка» (краска на основе алюминиевой пудры). Она отражала цвет воды, и покрытые ею участки меняли оттенки в зависимости от погоды и условий освещения, что делало такую окраску более универсальной.

Так были защищены крейсер «Молотов» и переоборудованный в минный заградитель «Коминтерн», лёгкие крейсера Тихоокеанского флота «Калинин» и «Лазарь Каганович».

При этом основная часть кораблей флота окрашивалась по единому стандарту — в равномерный шаровый цвет. Оригинальным внешним видом отличался лидер эсминцев «Ташкент», сохранивший заводскую итальянскую окраску, — в результате он получил прозвища «голубой крейсер» и «голубой красавец» за шаровый цвет с голубоватым оттенком.

Эсминцы «Бодрый» и «Сообразительный» черноморского флота получили сложную схему окраски с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного к светлому тону.

Эсминец «Гремящий» с началом ВОВ одним из первых получил камуфляжную окраску, сочетавшую в себе элементы «ослепляющего» камуфляжа с пятнами и расцветкой, близкими к использовавшимся на кораблях союзников по анти-гитлеровской коалиции. Это решение усложнило его визуальную идентификацию.

Для маскировки грузовых и вспомогательных судов часто использовалась «декоративная» маскировка, имитирующая береговые строения или даже корабли противника. К примеру, несколько малых охотников Черноморского флота были замаскированы под немецкие катера.

В период блокады Ленинграда корабли Балтийского флота получили особую маскировку, затрудняющую визуальное обнаружение корабля со стороны немецкой воздушной разведки и по возможности защищающую от артобстрелов:

Так, стараниями художника Бориса Смирнова, множество боевых кораблей превратились для противника в бараки, груды мусора или вообще в часть набережной.

+2
Author's Userpic
Автор новостей и статей
Calculating....
Комментарии 0