Обзор Vampyr — история лондонского вампира
Игры про вампиров за последние несколько лет стали настоящей редкостью, а поэтому релиз ролевого экшена от третьего лица Vampyr ждали наверняка многие, кто в свое время фанател от серии Legacy of Kain или Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Игра разработана французской студией Dontnod Entertainment, известной по киберпанк-экшену Remember Me и эпизодической адвенчуре Life Is Strange. В нашем обзоре мы постараемся выяснить, смогли ли французские разработчики сделать игру, которой удалось бы вновь вернуть интерес широкой аудитории к довольно непопулярной в последнее время теме.
Сюжет
Vampyr перекидывает нас в Лондон 1918 года, город который еще не успел отойти от ужасов, вызванных Первой мировой войной. Главным героем является некий Джонатан Рид, который на войне был опытным врачом, сумевшим спасти огромное количество жизней благодаря собственному методу переливания крови. Вернувшись на родину, врач видит, что его город превратился практически в необитаемое место, страдающее от ужасной эпидемии. Люди стали бояться выходить на улицу, правительство решило не вмешиваться в местные проблемы, а преступность и убийства возросли в несколько раз. По пути домой персонаж становится жертвой ужасного существа, навсегда изменившего жизнь главного героя.
Сразу после вступительного ролика нам показывают, как еле живой Джонатан Рид пытается найти себе первую жертву, чтобы насытиться кровью, которая отныне стала для него главной пищей в жизни. В желании выпить человеческую кровь герой не различает практически никаких оттенков, видя только красный цвет, заставляющий его забыть о морали и жалости. По необъяснимой случайности, первой жертвой Рида становится его собственная сестра, долгое время считавшая брата погибшим. Держа на руках свою обескровленную и убитую сестру герой страдает от боли и не понимает, как все произошло.
После того, как персонажу удается скрыться от охотников на вампиров, он натыкается на людей, способных объяснить ему его сущность и дать новую цель в жизни. В определенный момент сюжета персонаж возвращается к тому, что умеет лучше всего — лечить людей от различных недугов.
Именно в таком формате проходит знакомство с Vampyr в первые часы прохождения. Сюжет поначалу слишком скомканный и не пытается удивить каким-то интригами и интересными деталями. Но стоит немного подождать, как повествование начинает становиться гораздо интереснее, подкидывая в общую сюжетную линию проработанных персонажей и тайны, которые хочется раскрыть. Кто и зачем превратил Рида в дитя ночи? Почему Лондон окутала страшная эпидемия? Как во всем этом уживаются люди и вампиры? Ответы на все эти вопросы предстоит искать на протяжении всего прохождения, которое в целом длится около пятнадцати-двадцати часов.
Сам сюжет развивается очень медленно, а многие детали формирования вселенной предстоит узнавать из внутриигровых записок. К счастью, они в Vampyr довольно интересные, чтобы чтение даже больших текстов не вызывало скуки. Нам объясняют не только лор игры, но и рассказывают интересные детали сущности вампиров и их образа жизни. Постепенно мы узнаем, что вампиры делятся на несколько подвидов, каждый из которых обладает собственными особенностями.
Одни похожи на людей и тем самым не вызывают к себе подозрений. Другие представляют собой подобие зомби, поскольку не умеют здраво мыслить и полагаются лишь на собственные инстинкты. Третьи и вовсе напоминают привычных оборотней за исключением нескольких деталей. Каждая записка несет в себе определенную долю смысла. К примеру, именно благодаря текстам можно узнать, что вампиры не боятся чеснока, а солнечный свет не может их убить. Подобных подробностей здесь очень много, а поэтому те, кто особенно интересует темой вампиров, будут приятно удивлены таким большим количеством мелких деталей.
Сам сюжет является нелинейным, а поэтому наши решения влияют на дальнейший ход развития событий. Будучи вампиром, мы можем выпить кровь практически из любого персонажа, даже, казалось бы, самого важного. Однако стоит учитывать, что чем больше людей убивает персонаж, тем дальше он отходит от своей первоначальной природы, превращаясь в монстра. На сюжет убийства также оказывают непосредственное влияние. К примеру, убив главаря местной банды, мы узнаем, что расстановка сил у преступников резко поменялась, а возглавлять группировку взялась жена нашей жертвы. В определенный момент нам даже позволяют увидеть надгробья некоторых убитых нами персонажей, что дополнительно погружает в атмосферу и заставляет поверить в интерактивность мира игры.
Геймплей
В плане геймплея с Vampyr все немного странно. С одной стороны, игра предлагает нам интерактивные диалоги, крафт, систему прогрессии, сражения против людей и вампиров, а также масштабные открытые локации для исследования. С другой, все это сделано так, что практически в каждой составляющей игры виден низкий бюджет, либо неопытность разработчиков в создании крупных AAA-игр.
Наиболее разочаровывающим геймплейным элементом Vampyr является боевая система. После таких успешных игр, как God of War, Bloodborne или The Witcher 3: Wild Hunt, боевка в Vampyr выглядит как-то деревянно и кажется устаревшей. Возможно, в 2010-2011 году такие сражения могли бы показаться интересными, но в 2018-ом хочется чего-то более зрелищного и необычного.
Внутриигровые бои проходят как с людьми, так и с различной нечистью. При этом тактика ведения боя практически одна и та же. Разработчики вроде бы старались сделать боевую механику глубокой и проработанной, прикрутив к персонажам систему слабостей к определенным видам атак и разделив врагов на несколько подтипов. Однако во всем этом как-то не хочется разбираться, поскольку игра попросту не наказывает при неправильном действии. В итоге при битве с противником даже не смотришь на его слабости, а бьешь сразу же по изученной заранее схеме.
Несмотря на то, что главный герой является вампиром, он не лишен возможности пользоваться различным оружием, будь то револьверы, клинки, либо даже колья. Механика работает таким образом, что одной рукой герой наносит урон, а другой может вызвать оглушение у противника, после чего выпить его кровь. Она кстати, вместе со здоровьем и выносливостью является неотъемлемой частью главного персонажа и выступает в качестве маны. Благодаря крови персонаж может восполнять собственное здоровье и творить различные вампирские трюки.
Система прогрессии у разработчиков получилась довольно неплохой. Нам предлагают большой набор вампирских способностей, каждая из которых имеет свои определенные особенности. Прокачать все и сразу не получится, поскольку для развития каждого навыка требуется кровь, которая в Vampyr служит также очками опыта. Кровь можно добывать двумя способами: убивать мирных граждан, либо же спокойно выполнять сюжетные задания. В первом случае герою можно прокачать практически все ветки способностей, но повествование при этом уйдет в мрачную сторону и отразится на концовке. При более лояльном прохождении игра будет заметно сложнее, так как персонаж не получит самые мощные навыки. Очень порадовало, что разработчики добавили в игру возможность отменить все развитые ранее способности и распределить очки опыта повторно. Таким образом, мы можем экспериментировать со стилем прохождения.
В Vampyr есть полуоткрытый мир, делящийся на несколько регионов. В каждом регионе есть свои неигровые персонажи и список дополнительных квестов. Огорчило, что практически все квесты в игре слишком однотипные и быстро надоедают. Как правило, нам нужно кого-то спасти, либо же убить. Иногда можно даже запутаться, в каком регионе находишься, потому что все выполнено уж очень однообразно в этом плане.
Как ни странно, в Vampyr большую часть времени мы проводим не в битвах с врагами, а в общении с гражданами. Моментами игра и вовсе напоминает какой-то квест, лишь отчасти дополненный экшен-сценами. Диалоги в игре интерактивные и позволяют выбирать самые разные из вариантов ответов. Проблема состоит в том, что в большинстве ситуаций, вне зависимости от выбора варианта ответа, персонаж все равно будет действовать по заранее спланированному сценарию. Мы, конечно, можем убить его, изменив тем самым дальнейший ход событий, но добиться какой-либо нелинейности при общении с героями очень сложно. В определенный момент прохождения диалоги и вовсе хочется пропускать, дабы не томить себя набором неинтересных и незначительных фраз. Местами, конечно, в общении с персонажами все-таки встречаются интересные моменты, но такое происходит очень редко.
Графика, звук и управление
Самым главным минусом Vampyr является, пожалуй, визуальная составляющая. От игры про вампиров и Лондон начала двадцатого века ждешь мрачного антуража, состоящего из множества запоминающихся деталей. Однако в Vampyr практически каждая локация выглядит как под копирку. Однотипные улочки Лондона вообще никак не позволяют поверить, что сеттингом игры является один из самых красивых городов мира. Все очень скудно как в техническом плане, так и в художественном. В игре часто виднеются размытые текстуры, плохое освещение и слабая детализация объектов. Местами Vampyr и вовсе напоминает какой-нибудь инди-продукт с минимально заложенным в него бюджетом.
Звуковое сопровождение при этом, напротив, приятно порадовало и соответствует внутриигровой атмосфере. Бегая по невыразительному Лондону, мы часто слышим захватывающую музыку, которая отличная вписывается в общую суть происходящего. Озвучка персонажей (английская) при этом достаточно средненькая, а поэтому назвать ее выдающейся не получается. Локализация на русский язык включает в себя только текст, да и тот переведен с ошибками и неточностями. Не сказать, что в диалогах уж очень много ошибок в переводе, но иногда в словосочетаниях не хватает предлога, либо слово обозначено в неправильном склонении. К счастью, ошибки зачастую не мешают понять смысл диалогов, либо внутриигровых записок.
Управление и интерфейс в Vampyr оказались на достаточно приемлемом уровне качества, хотя не обошлось без мелких недочетов. К примеру, когда нужно скрытно подкрасться к противнику, герой почему-то этого не делает. Единственное решение в такой ситуации заключается в прокачке специального навыка, делающего персонажа невидимым. Странно, что разработчики забыли про такой простой элемент, как подкрадывание. Что касается оптимизации, то в ревью-версии, которую нам прислали еще до релиза, нашлось место долгим загрузочным экранами и незначительному количеству багов. Однако разработчики подчеркнули, что в момент выхода игры выпустят обновление, в котором исправят все недочеты, связанные с оптимизацией.
Итоги
К сожалению, Vampyr нельзя назвать той игрой, которая бы в полной мере могла оправдать возложенные на нее ожидания. Устаревшая картинка, невыразительный дизайн локаций, слабая боевая система, а также однообразие в диалогах и заданиях негативно сказываются на общем впечатлении. Однако причислить продукт от Dontnod Entertainment к списку неудавшихся игр все же нельзя. В игре отлично подана тема вампиров, позволяя узнать множество нового об этих, казалось бы, досконально изученных в других продуктах созданиях. Нам дают огромное количество информации о том, откуда взялись вампиры, чего они боятся и как люди решили с ними сражаться. Выполнено все очень интересно и проработано.
Vampyr пытается балансировать между интерактивным квестом и экшеном, но в итоге не является в полной мере ни тем, ни другим. Тем, кого интересует лишь сюжет и способность влиять на концовку, игра должна понравиться. Тем же, кто ждет от этого продукта уровня крупных AAA-проектов, Vampyr, скорее всего, покажется недостаточно инновационной и в чем-то даже устаревшей игрой.