«Твин Пикс»: в чем уникальность сериала 27-летней давности и стоит ли смотреть его сейчас?

В 1990 году сериал Дэвида Линча (David Lynch) и Марка Фроста (Mark Frost) о тихом американском городке Твин Пикс и его чудаковатых жителях разделил поп-культуру на до и после. Это было невиданное до селе произведение, смешивающее в равной доле абсурдную «санта-барбару», детективную линию и мистическую составляющую.

Качество сериала балансировало между гениальными и проходными эпизодами, и, к слову, последних было больше. Но этот факт не помешал зрителям наслаждаться «Твин Пиксом» во многом из-за чувства новизны. Спустя 25 лет это чувство пропало, но сам сериал стал культурным феноменом. Попробуем разобраться, стоит ли смотреть оригинальный и новый сезоны и если да, то почему.

Сезон 1 — Кто убил Лору Палмер?

Завязка сюжета вполне тривиальна: специальный агент ФБР Дэйл Купер приезжает в небольшой городок Твин Пикс, чтобы расследовать убийство Лоры Палмер — старшеклассницы и всеобщей любимицы. Ее смерть запускает механизм разоблачений — постепенно каждый житель раскрывается с новой, неожиданной стороны.

Данный прием помог Линчу углубить персонажей и так называемую «санта-барбаровскую» сторону сюжета, придав героям дуалистичность и новую перспективу. Если в других сериалах того времени все герои обладали неким стандартным набором амплуа, к тому же, полностью реалистичным, то в «Твин Пиксе» наряду с внешним повседневным образом соседствовал скрытый, иногда даже мистический характер.

Одним из главных достижений создателей сериала была знаменитая атмосфера Твин Пикса, которая дополнялась волшебной музыкой Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti). Уютный городок радовал глаз кадрами величественной природы, интриговал секретами и тайнами его жителей, витающих от серии к серии в драматургическом пространстве. Особенный мистицизм достигался благодаря многочисленным повторяющимся символам и визуальным метафорам вроде сов, деревьев, огня и ряда других.

Красная комната стала одним из главных символов «Твин Пикса» и появлялась в виде отсылок во множестве произведений: от Deadly Premonition до «Симпсонов»

То, что местом действия на протяжении всех эпизодов оставался Твин Пикс, сыграло на руку проекту: зрители привязывались к нему и персонажам, последних же как можно больше пытались охватить в каждой серии. Именно в этом и заключается наркотик любого продолжительного сериала — вырастить у зрителя чувство привязанности и сопереживания к героям, чтобы акцент смещался не на сюжетные пертурбации, требующие от сценаристов постоянных усилий, а на повседневные судьбы конкретных персонажей. В Твин Пиксе это было мастерски реализовано.

Сезон 2 — Вглубь красной комнаты

Второй сезон сериала демонстрировал все более ухудшающиеся рейтинги, во многом потому, что Линч временно отошел от съемок после раскрытия убийцы Лоры Палмер в начале сезона, а Фрост направил концепт «Твин Пикса» не в то русло — главная интрига в лице убийцы исчезла, а замены найдено не было. Пустующее место было заполнено попытками сконцентрироваться вокруг повседневной жизни героев, причем второстепенных в том числе. Кроме того, сверхъестественная сторона выпячивалась все больше, нарушив ранее устоявшийся баланс между серьезностью и абсурдом, скатив фирменный магический реализм в пародию.

Таким образом, второй сезон был воспринят студийными боссами как провал и был закрыт. Это не помешало Линчу снять полнометражный приквел к «Твин Пиксу» под названием «Сквозь огонь», в котором рассказывалось о жизни Лоры Палмер незадолго до трагических событий. Премьера «Сквозь огонь» ожидалась как главное событие Каннского фестиваля 1992 года, но была крайне прохладно встречена зрителями.

«Сквозь огонь» получился куда более артхаусным, нежели многосерийная версия «Твин Пикса». Сама его сюрреалистичная природа побуждает к потоку сознания и образов, которыми он был богат столь. Над фильмом работал лишь Линч, так как Фрост решил заняться собственным проектом, поэтому в «Огне» чувствуется куда больший авторский стиль режиссера. Это именно тот «Твин Пикс», который задумывал и представлял конкретно Линч, и в нем уже были заметны элементы будущего третьего сезона. Негативные отзывы критиков не помешали фильму обрести культовый статус. С тех пор о «Твин Пиксе» не было ничего слышно до 2014 года.

Сезон 3 — За пределы Твин Пикса

Осенью 2014 года каналом Showtime было объявлено о производстве третьего сезона «Твин Пикса», который полностью должен будет снять Дэвид Линч. По ходу съемок количество серий с 9 возросло до 18. На данный момент вышло 13 серий, и как отзывы зрителей, так и рейтинги остаются довольно разочаровывающими.

Не в последнюю очередь причина неудач третьего сезона в том, что многие персонажи постарели. Красивым героям намного проще сопереживать большинству зрителей

Новый сезон совершенно отошел от формулы первых дух, что могло отпугнуть старых фанатов. Линч, по ходу своей фильмографии уходивший во все более пространный символизм и поток сознания, достиг высшей точки в третьем сезоне. В противоположность динамичным и быстро сменяющимся сценам оригиналов, теперь сцены тянулись до десятков минут, и в отличие от долгих планов Тарковского, непроизвольно утомляли. Акцент вновь был направлен в сторону агента Купера, но его образ в первой половине сезона заметно ограничился.

Неудачей нового сезона является в первую очередь то, что его события покинули пределы Твин Пикса. Мифология, однозначно, возросла и расширилась, некоторые вещи получили совершенно неожиданную трактовку, а место действия разнообразили новые локации, в том числе Лас-Вегас. Но вся магия первых сезонов заключалась именно в камерной атмосфере американской глубинки, такой отличной от больших городов. Чудаковатые жители объяснялись самим местом, Твин Пикс был словно отдельной вселенной, зазеркальем, менее пугающим Сайлент-Хилом. Но с введением других городов мы видим, что и там присутствуют такие же фрики и чудаки, из-за чего теряется большая часть шарма. Твин Пикс перестает быть оригинальным, его индивидуальность испаряется, и этому не помочь всевозможными каноническими сценами и референсами.

Помимо возвращения главного композитора сериала Анджело Бадаламенти, третий сезон радует прекрасными приглашенными группами, в том числе Nine Inch Nails и Chromatics

Дуалистичная судьба «Твин Пикса»

Судьба «Твин Пикса» так же двойственна, как и жизнь его героев. Этот сериал так же, как и одноименный вымышленный городок, имеет два разных обличия: первое, в сезонах 90-х годов, было преисполнено простотой и оригинальностью; все ингредиенты были смешаны с чувством меры, простота происходящего не нарушалась, а, как известно, в простоте зиждется гениальность. Гармония реалистичной мыльной оперы и мистической пантомимы, которая лишь показывала, но не говорила о сверхъестественном вслух, соблюдалась вплоть до середины второго сезона.

Новое экспериментальное обличие, явившееся с третьим сезоном, усложнило мир Твин Пикса. Философия и мифология этого мира разрослась, но исчезла та самая пресловутая простота, естественность этой вселенной, где вполне правдоподобно уживались несовместимости. Теперь в этом видится натужность: чудаковатость кажется не натуральной, а штучной, если даже не жалостливой — некоторые персонажи начали вызывать беспокойство насчет своего психического здоровья, чувство, которое никогда не возникало при просмотре первых сезонов, а там были поступки и побезумнее.

Смотреть ли первые два сезона «Твин Пикс»? Однозначно да. Это культовое произведение, повлиявшее на всю поп-культуру, в том числе на целый ряд видеоигр. Знакомство с сериалом необходимо хотя бы в образовательном качестве. Смотреть ли третий сезон? Точного ответа нет. Если вам понравились первые, то нужно смотреть, но быть готовым к тому, что это совсем другой сериал по настроению. В любом случае новый сезон дает ответы на вопросы, которые фанаты «Твин Пикса» ждали десятилетиями, и уже этим он окупает все недостатки.

+3
Author's Userpic
новостник, автор статей
Мело-книго-игро-киноман. Примерно в такой последовательности.
Комментарии 4