Обзор Sudden Strike 4
В далеких 2000-ых серия Sudden Strike, более известная в СНГ как «Противостояние», была одним из главных развлечений любителей неаркадных RTS наравне с «Блицкригом». Однако, с годами стратегии потеряли былую популярность, и поджанр военных симуляторов исключением не стал. Sudden Strike так бы и оставалась забытой серией, если бы не студия Kite Games. Разработчики из Венгрии приобрели права на Sudden Strike и взялись за полноценное продолжение. Результат их трудов вышел двояким.
Одиночная кампания
С первого взгляда узнаются все стандартные для серии вещи. Например, отсутствие какого либо сюжета в одиночной кампании. Все миссии являются набором ключевых событий Второй Мировой и Великой Отечественной войн: Курская битва, Сталинград, Балтонская операция, Битва за Берлин. Игрока ждет около 20 заданий с разными задачами и условиями. Их цели сообщаются путем брифингов и речей условных капитанов-генералов, которые иногда что-то доносят до игрока. Сами миссии достаточно хорошо проработаны и относительно интересны, но их катастрофически мало. Заядлый стратег осилит миссии буквально за один-два вечера. Если, конечно, они готовы к сюрпризам: очень часто у миссий возникают абсолютно внезапные условия, к которым игрок откровенно не готов. Прорываешься изо всех сил к советской взлетной полосе, тратишь последние боевые единицы на военный подвиг, как вдруг приходит донесение. Немецкая колонна передвигается по соседней дороге, чтобы перегруппироваться с основными силами Вермахта. Было бы неплохо их подрезать между делом! Как, войска кончились? Извольте перепройти миссию — автосохранений нет.
Стороны конфликта
Игроку доступны три фракции: Германия, Союзники и Советский союз. Они отличаются составом военных сил. У Советов — танки Т-34 и «Катюши». У немцев — бронетранспортеры и беспощадные бомбардировщики. У Союзников — «Шерманы» и ракетометчики. Помимо этого у всех сторон есть свои генералы с набором особых способностей. Кто-то может научить пехоту кидаться гранатами, кто-то открывает доступ к дополнительной броне у танков. Все зависит от доктрины, которую использует тот или иной главнокомандующий.
Как выглядит и как играется
Геймплей у Sudden Strike 4 привычный. Добыча ресурсов и менеджмент базы отсутствуют от слова «совсем», благодаря чему игрока заботит исключительно процесс сражения и военная тактика. Техника делится на многочисленные классы и живет дольше пехоты. Пехота, в свою очередь, может прятаться в зданиях и занимать абсолютно любую дееспособную технику на карте (даже легковые машины и трактора). Также у солдат больший радиус видимости, нежели у техники, что делает из них отличных разведчиков.
Выглядит игровой процесс роскошно. Графика, конечно, сильно уступает современным ААА проектам, но тем не менее некрасивой ее назвать язык не повернется. Эффекты взрывов и рикошетов отлично передают ощущение битвы, дома, заборы и прочие постройки без всяких проблем уничтожаются под весом танков. Даже трава на полях продавливается под ногами пехоты!
Озвучка и музыка у игры на приемлемом уровне. Каждая фракция качественно озвучена на своем родном языке, а от русских голосов уши не режет. Хотя тот факт, что в сюжетной кампании генералов у всех сторон озвучивает один и тот же актер, вводит в небольшой ступор.
Основные проблемы
Казалось бы, все хорошо. Но это только на первый взгляд. Основной проблемой Sudden Strike 4 является то, что игра сама не знает, на какую аудиторию она метит. Старые фанаты и любители хардкорных военных симуляторов не оставят без внимания массу упрощений и игровых условностей, не свойственных классическим частям серии. Разные части брони танка заменены на полоску здоровья. Солдаты не могут буксировать технику, кидать гранаты и даже перемещаться на танке в роли пассажира без изучения специального навыка в угоду игровому балансу, что в серьезном военном симуляторе смотрится достаточно глупо.
Новичков и любителей аркадных RTS типа WarCraft или серии C&C творение Kite Games также не может заинтересовать. Для них в геймплее Sudden Strike 4 слишком много вещей, которые нужно держать в голове. Необходимо думать, с какой стороны ведется огонь по вражескому танку. Не стоит забывать о запасах снарядов и топлива, которые тратятся в ходе сражения. В ходе боев техника ломается: может отказать орудие или лопнуть ходовая, из-за чего танк никуда не поедет без помощи инженеров. Играет свою роль даже местность, на которой расположены юниты. Например, в зарослях пехоту не видно, благодаря чему можно скрытно шпионить за силами противника. Человек, который привык к геймплею «обвел рамкой и повел в бой», вряд ли задержится в игре надолго. К этому стоит прибавить то, что порой сами юниты реагируют на приказы достаточно лениво, а иногда и вовсе их не выполняют.