Рецензия на фильм «Человек-паук: Возвращение домой»
Новый Человек-паук — парадоксально нетипичный супергеройский блокбастер, страдающий от типичных проблем этого жанра. Ураганный экшен здесь уступает центральное место рядовым будням Питера Паркера, а подростковый юмор превалирует над марвеловским пафосом. Несмотря на это, «Возвращение домой» продолжает нести на себе печать массового развлекательного продукта со всеми вытекающими из этого недостатками.
С тех пор как появилась первая информация об очередном перезапуске экранизаций о Человеке-пауке, было приблизительно известно, какой путь избрали его создатели. Каждая киносерия Marvel имеет свой жанр и колорит: фэнтези, шпионский боевик, мистика, фантастика — вполне логичным выбором было сделать из фильма об одном из самых веселых супергероев полноценную комедию. Избрав школьный антураж для дальнейшей трилогии о Паркере, авторы еще четче очертили привычную для себя аудиторию фильма, сохранив главное — разнообразие.
В «Возвращении домой» Питер Паркер — ученик старшей школы и Тони Старка. Нам не показывают в третий раз происхождение его способностей и смерть Дяди Бена, но и Паук еще не профессионал — он неопытен и обладает всеми качествами школьника: безответственностью, необдуманностью в действиях и переизбытком гормонов. На первый план в фильме выдвигается не подвиги Питера в трико, а его школьная жизнь, где демонстрируется становление Питера Паркера, а не Человека-паука, как бы тесно они не были связаны. На протяжении фильма красной нитью проходит мысль о важности того, кто находится внутри костюма, в чем явно видится влияние его наставника Тони Старка.
Роберт Дауни-младший появился в «Возвращении домой» лишь в нескольких сценах, но этого было достаточно, чтобы он запомнился как один из самых харизматичных персонажей фильма. Его появления точечны и не перетягивают внимание на себя; Старк служит примером для молодого супергероя и мотивацией для дальнейшего развития. Средством же этому служит главный злодей картины Стервятник.
Стоит сразу заметить, что герой Майкла Китона обычный парень — «Стервятником» его назовут единожды за весь фильм, большую часть он будет вести себя как обыкновенный торговец оружием. Режиссер Джон Уоттс постоянно напоминает зрителю, что «Возвращение домой» гораздо приземленней «Мстителей». Та самая приземленность коснулась и Эдриана Тумса — он простой бандит локальной значимости, об которого Мстители даже не запачкали бы руки. Его линия долгое время идет независимо от Человека-Паука; так же, как и в случае с Питером, образ злодея сосредотачивается на том, что находится под его маской, каков он в жизни и что движет им на преступном пути.
Проблема Marvel с неудачными кинозлодеями не исчезла и в этот раз: несмотря на то, что с Китоном связана самая лучшая сцена фильма, его персонаж сильно страдает от избытка шаблонов. Сколько раз мы уже видели человека, идущего на преступления ради своей семьи? Наверное, больше было только героев, которые теряли финансы или имущество из-за вышестоящих организаций и собирались мстить. Как ни странно, именно эти два примера составляют modus operandi Стервятника. Он ни на йоту не оригинален.
В любом случае Китон сыграл злодея качественно, учитывая, что в супергеройском кино хорошим актерам негде демонстрировать свои лучшие качества. Можно с уверенностью сказать, что ему удалось перезапустить свою карьеру, но велика ли ценность такой карьеры, если после «Бёрдмена» он вновь играет в супергероике. Поистине иронический цикл кинокарьеры.
Возвращаясь к разговору об изображении героев и злодеев в фильме, авторы стремились показать их отличными от могущественных персонажей прошлых фильмов Marvel. Это решение повлекло за собой и отсутствие достойных экшен-сцен между Пауком и Стервятником.
Те, кто ожидал от «Возвращения домой» захватывающих воздушных боев между нью-йоркскими небоскребами будут разочарованы. Единственная их схватка происходит на земле, а ее качество оставляет желать лучшего — Стервятник является одним из немногих летающих врагов Человека-Паука, и не использовать эту способность в боевых сценах выглядит большим упущением.
Экшн в «Возвращении домой» является слабым местом фильма, и если рядовые бои с преступниками смотрятся неплохо и призваны скорее рассмешить, чем получить удовольствие от боевых действий, то CG сцены вышли хаотичными и скомканными. Рваный монтаж и трясущаяся камера оператора вносят лишь дискомфорт в самые напряженные моменты, сама же графика смотрится вполне стандартно для подобных картин. По качеству и количеству экшена «Возвращение домой» полностью проигрывает фильмам Рейми и Уэбба.
Кинокартины Marvel следуют не авторскому курсу, а коммерческому; сохраняя общую целостность, они не дают режиссерам возможности внести смелые идеи. Позиционирование «Возвращения домой» с самого начала как легкой подростковой комедии предрешило его итоговый вид: все самые сильные стороны фильма связаны именно со школьной жизнью Питера и его взаимоотношениями с друзьями. Рискованное решение предоставить Питеру лучшего друга и помощника Неда оказалось одним из самых успешных: Джейкоб Баталон превосходно сыграл упитанного гика, став главным источником лулзов в картине. Все остальные актеры «школьной линии» фильма также органично смотрятся в своих образах. Другое дело, что многие кадровые решения прямым образом влияют на канон.
Не секрет, что Marvel всегда вольно относилась к канону в своей кинематографической вселенной, но «Возвращение домой» переходит в этом плане все границы. Светловолосый качок Флеш Томпсон тут худощавый гватемалец, пожилая тетушка Мэй — длинноногая загорелая дама, а блондинка Лиз Аллен стала афроамериканкой. Все эти персонажи сохранили суть своих образов, но их восприятие коренным образом поменялось. К актерам претензий нет, они сыграли достойно и делали то, что от них требовал режиссер, но, так или иначе, это — политика. Во вселенной Человека-паука достаточно темнокожих героев, но когда меняется раса классических персонажей, вносится заметный дискомфорт.
Кульминацией афроамериканской толерантности стало появление Аарона Дэвиса — дяди темнокожего Человека-паука Майлза Моралеса. Логично предположить, что после трилогии с Холландом Marvel будет снимать фильмы именно о втором Спайдермене.
Вышеперечисленные расхождения с каноном оказывают влияние и на образ Питера Паркера. В этом фильме он показан куда более шаблонным — это не привычный застенчивый ботаник, который страдает от одиночества и нападок окружающих. Питер в исполнении Холланда имеет лучшего друга, ходит на вечеринки, забивает весь фильм на учебу, признается девушкам в любви и мечтает стать Мстителем. Его образ, прорабатываемый годами, коренным образом изменился — боязнь выдать тайну личности его не заботит, об этом уже знает несколько человек и еще больше узнают впоследствии, его не мучают глубинные комплексы и неразделенная любовь, и, продолжая сравнение, становится ясно, что это совершенно не тот Питер Паркер, которого мы знаем.
В школьную комедию, которую стремится создать Marvel, совсем не вписывается нелюдимый ботаник. Студии необходимо было осовременить Паркера, чтобы потенциальная аудитория могла ему сопереживать и сравнить с собой. Им это действительно удалось, но ценой потери души знакомого героя. Том Холланд как профессиональный актер справился со своей ролью — хоть он и молод, за его плечами уже есть ряд намного более сложных образов. На роль Питера пробовались наряду с ним Нэт Вулф, играющий в экранизации «Тетради смерти», и Эйса Баттерфилд, знакомый многим по «Игре Эндера», поэтому стоит признать, что итоговый выбор актера оказался однозначно успешным.
Главные недостатки картины являются наследственными патологиями всего супергеройского жанра. К сожалению, современные блокбастеры приучают зрителя к яркому визуальному пиршеству, спецэффекты которых искусно и не очень скрывают внутреннюю пустоту. «Возвращение домой», казалось бы, отошел от привычного CG-месива коллег по цеху, но сущность проблемы осталась. В нем полно логических несостыковок, жанровых клише (как комедийных, так и супергеройских), посредственных связей между сценами. Здесь люди, оказавшиеся в эпицентре взрыва, чудесным образом выживают, а сам Спайди совершенно случайно натыкается на лужайке загородного дома на важное доказательство, потерянное плохими парнями в ходе боя с ним, и выходит на след преступников. Подобных промахов в фильме непростительно много, и оправданием этому не может служить жанр развлекательного кино.
Как итог «Человек-паук: Возвращение домой» при всех своих отличиях оказался традиционным по своей сути фильмом Marvel: он легко и непринужденно смотрится, обладает своими достоинствами, талантливо меняет в кульминационный момент настроение, но подо всем этим скрывается детская мораль, приевшаяся больше слогана про «великую ответственность» и вторичность. Важно понимать, что это все еще качественный, но одноразовый продукт, главной задачей которого остается максимальное увлечение зрителя, чтобы тот не заметил, как его кошелек постепенно продолжает пустеть.
-
Превью Spider-Man — Питер Паркер возвращается
-
Рецензия на фильм «Стражи Галактики. Часть 2»
-
«Твин Пикс»: в чем уникальность сериала 27-летней давности и стоит ли смотреть его сейчас?
-
Кинопремьеры недели (10-17 августа): самый дорогой европейский блокбастер, многообещающий хоррор и проходные комедии
-
Рецензия на фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»