Обзор Hearts of Iron 4 — отличное возвращение на фронты Второй мировой войны
Серия Hearts of Iron известна, преимущественно, старым игрокам, которые застали ее первую и вторую части, вышедшие в начале 00-х, более того, третья игра вышла аж шесть лет назад — настолько парни из Paradox Development не торопились с разработкой Hearts of Iron 4. Удалось ли разработчикам сделать ее достойной или они пошли по пути многих своих коллег, оказуалив и упростив все, что только можно? Ответ на этот вопрос скрыт в нашем обзоре.
Но для начала будет полезно сделать небольшой ликбез для тех игроков, кто о Hearts of Iron ничего не знает. Итак, перед нами не просто военная стратегия, Тут нужно не только уметь хорошо воевать и правильно собирать войска, Hearts of Iron способна доказать непросвещенному игроку всю важность тыла, обеспечения и коммуникаций между войсками.
Нельзя забывать и об экономике — быть просто «бензоколонкой с трубой» для победы в жестоком мире эпохи Второй мировой недостаточно. Добавьте к этому дипломатию и явный исторический упор в играх серии, выполненный с максимально возможным размахом и вы получите некоторое представление о Hearts of Iron. Чтобы узнать больше, придется играть.
А играть тут тоже непросто. Дело в том, что вся серия Hearts of Iron имеет невероятно высокий порог вхождения и разобраться в ней даже подготовленному любителю стратегий с первого раза будет непросто. Эталоном сложности можно назвать третью часть, в то время как четвертая игра стала кое-где проще и понятнее, было переработано множество меню и добавлено развернутое обучение. Но, в целом, говорить о каких-то казуальных упрощениях не приходится — все изменения тут строго по делу и на пользу.
Но даже если вы большой фанат стратегий, то разбираться во всех аспектах и нюансах управления и игрового процесса будете несколько игр и вполне нормально, если вы проиграете первые 3-4. Это вам не Company of Heroes или Call of Duty!
Что уж говорить о новичках, которые и слыхом не слыхивали о Hearts of Iron? Если вы один из них, то готовьтесь к тому, что на вас выльется просто огромный поток информации и придется все схватывать налету, а может даже возвращаться к обучению.
Помимо военных действий вам придется управляться с внутренней политикой, задавать темп научным работам, проглядывать меню дипломатии и планировать экономическое развитие. Чуть зазевался или не продумал — все, игра закончена, поскольку твоя страна уничтожена. Если кто-то считает, что Dark Souls для него слишком легкая, то Hearts of Iron 4 добавит много боли пятой точке.
Также стоит учитывать временной промежуток Hearts of Iron 4 — период с 1936 по 1948 годы — за эти 12 лет вам предстоит удержаться в седле лидерства своего народа и выдержать натиски фашистской Германии и милитаристской Америки. Впрочем, мы не сомневаемся, что фанаты при помощи модификаций продлят мучения цивилизаций до начала 60-х годов.
Но сейчас мы не будем разжевывать все игровые механики и оставим этот вопрос для наших будущих более специализированных статей, лучше перейдем непосредственно к обзору.
Крутой геймплей Hearts of Iron 4
В мире Hearts of Iron 4 представлены все те государства, что существовали в 1936 году, самые крупные — СССР, США, Третий Рейх, Императорская Япония, Англия, Франция, имеют наилучшую проработку. Но можно играть даже за Новую Зеландию или ЮАР, другое дело, что мировые события будут где-то вдалеке и вас практически не затронут. Долгого развития ради выигрыша партии как такового нет, вместо него Paradox предлагает наслаждаться моментом здесь и сейчас — игра идет в реальном времени, но можно сказать, что каждый ход это один день. За 12 игровых лет таких «ходов» будет очень много.
По сути от игрока требуется только выжить, а то, что угроз много — голод, гражданская война, нападение врагов — это уже детали.
Разумному правителю нужно начать с развития аграрного сектора (люди ведь есть хотят), а также промышленности — на чем клепать танки и другие ништяки? Но ведь еще есть наука — и в Hearts of Iron 4 каждая технология или знание имеет практический вес, в отличие от незначительных улучшений от науки в Hearts of Iron 3. Проблема лишь в том, что даже эти три базовых пункта имеют столько опций и возможности, что напрочь забивают голову игрока, а ведь нам еще воевать.
Во всей серии Hearts of Iron военное дело было развито лучше всего, но четвертая часть, похоже, достигла апогея в своем совершенстве. Вам придется взять на себя роль и министра обороны, то есть комплектовать армии, раздавать им задачи, контролировать выполнение, и обычного пехотного полковника, следящего за выполнением вверенным подразделением боевой задачи. Успех военных кампаний зависит не только от превосходства в вооружении и обучении личного состава — нужно проводить разведку боем и просто шпионить, подтягивать логистику, давать время на перегруппировку и отдых.
Качественным изменением в Hearts of Iron 4 стала система театров военных действий, заменившая собой штабные структуры, так что теперь определять линию фронта и выставлять стрелки направлений ударов будет проще. При этом сбор армии стал более логичным — сначала нужно произвести оружие, артиллерию, танки, авиацию силами промышленности, а потом уже раздать все это по полкам и дивизиям, снабдив мобилизованными солдатами. Через несколько игровых месяцев подразделение будет готово к бою.
Новшеством четвертой части стала и возможность комбинировать разные виды и рода войск. Теперь условному мотострелковому полку можно придать танковый взвод, батареи артиллерии или противотанковой артиллерии. Такие подразделения будут обучаться дольше, но смогут решать разные типы задач и уверенно противостоять различным силам противника, что очень хорошо в обороне. Повысить мобилизационный потенциал войск могут постоянные учения и улучшения.
Дипломатию переработали, исключив предрасположенность тех или иных стран к тем или иным союзам — что на деле дало исключительно рандомные результаты, когда нацистская Германия заключает союз с «Россией для русских» и идет воевать против всего мира. Или же когда англичане и французы захватывают Берлин уже к 1940 году, поскольку были в союзе.
В общем, менеджмента в масштабах целой страны в Hearts of Iron 4 намного больше, чем в той же «Цивилизации», и чем мы можем расписать в рамках данного материала. Но это настоящий, серьезный, продуманный и логически выверенный симулятор управления государством — вам придется проникнуть на самый глубокий уровень управления, дабы контролировать все процессы и удержаться от военного поражения.
Улучшенная графика Hearts of Iron 4
В плане графики Paradox Development провела над Hearts of Iron 4 намного более масштабную работу, чем ожидалось. Качественные текстуры и проработка деталей, динамическая смена дня и ночи, игра света и тени, погода — все это те мелочи, которые делают мир игры не просто набором флажков, подписей и стрелок на штабной карте. Напротив, оная органично стала настоящей глобальной информационной картой боевых действий с кучей деталей.
Нельзя не забыть про удобные шрифты как на глобальной карте, так и в меню, хорошо подобранные и сопоставленные между собой элементы пользовательского интерфейса. По ходу развития игры вы воочию убедитесь, как изменился облик армий и дивизий благодаря научно-техническому прогрессу, хотя и без трехмерных моделей юнитов. Желающие могут переключиться на традиционный штабной просмотр, визуализированный, правда, по стандартам НАТО.
Но главное в графике Hearts of Iron 4 — это переработанный общий визуальный стиль, ведь она стала более теплой и красочной, чем разительно отличается от унылых серых фонов Hearts of Iron 3. Тот же рельеф на глобальной карте отображается намного лучше, что позволяет заранее учитывать тип местности и снимает необходимость постоянно лезть в дополнительные меню и сверяться с текстовыми данными о нем. При этом дизайнеры и художники переработали целый ворох мелочей (леса, речки, границы ландшафтов), положительно влияющих на восприятие и любители третьей части это оценят.
Локализация и музыка Hearts of Iron 4
Еще один бесспорный плюс Hearts of Iron 4 — это музыкальное сопровождение. Разработчики выдали три «музыкальные эпохи», когда повседневные песни и песни гражданских войн 36-39 годов ХХ века сменяются военными маршами и гимнами 41-45 годов, ну а после победы появляются позитивные композиции. Общая аутентичность музыки добавляет много очков к вовлечению игрока в происходящие события.
Остальные игровые звуки на хорошем уровне, нельзя сказать, какого-то звука в ходе игрового процесса Hearts of Iron 4 не хватает, или один и тот же был назначен на разные действия, как это было со Stellaris.
Что касается локализации, то проект поставляется на английском языке с переведенными субтитрами и всей прочей информацией в диалоговых окнах. В отличие от недавней Stellaris, переведено 100 % текста и само качество перевода заметно выросло, но есть некоторые проблемы с переводом имен и склонением разных слов. Надеемся, это будет устранено в следующих патчах. Не обошлось и без откровенных нелепиц и несуразиц, в «лучшем» духе Rome: Total War:
Посмотрим, устранят ли разработчики это недоразумение в будущем.
Заключение по Hearts of Iron 4
Если вы любите тематику Второй мировой войны и стратегии, то Hearts of Iron 4 — это, безусловно, ваш выбор. Никакая другая серия игр по проработке деталей и глубине игрового процесса и рядом не стояла с Hearts of Iron, и четвертая номерная часть как никогда доказывает это. Уже сейчас проект достаточно комплексный, чтобы провести в нем несколько недель, а когда разработчики выпустят дополнения, можно будет зависнуть в игре и на годы.
На таком уровне ни одна другая игра не представит вам возможности поучаствовать за второстепенные или первостепенные страны-участницы Второй мировой. За это придется заплатить большим количеством потраченного времени и общим высоким требованием к умениям игрока и его памяти — помните об этом, приобретая Hearts of Iron 4. Кстати говоря, цены на игру варьируются от 600 до 1 500 рублей.
Конечно, у игры есть свои минусы, причем серьезные, но пока что они полностью перекрываются плюсами, которые особенно по достоинству оценят фанаты третьей части. Кроме того, Paradox не умеет выпускать игры без обширных планов на дополнения, а с ними полная версия Hearts of Iron 4 может разительно отличаться от того, что есть сейчас.
-
Hearts of Iron 4 разошлась тиражом в полмиллиона копий
-
Stellaris: обзор и оценки — качественный шаг вперед для жанра
-
Hearts of Iron 4 тормозит под конец игры? Низкий FPS? Черный экран? Не запускается? Вылетает? Черная карта? Нет русского языка? — Решение проблем
-
Чит-коды и трейнер для Hearts of Iron 4 — бесконечный опыт, быстрая вербовка юнитов, много ресурсов и многое другое