Война виртуальных реальностей, или Valve наносит ответный удар

Все мы знаем, что прогресс движется вперед ежедневно, если не ежеминутно. И то, что обычную реальность пытаются дополнить или даже заменить виртуальной уже стало нормой. Важно то, что над этим работает теперь не одна и не две компании, и именно поэтому то, что сейчас происходит на рынке виртуальной реальности можно назвать самой настоящей войной. Но кто же победит в ней? Надо подумать...

Мода на что-либо всегда начинается благодаря одному единственному проекту, который по-настоящему взрывает интернет и определенную часть мирового рынка. Так было с «Майнкрафтом», который открыл моду на игры, где нужно выживать и крафтить вещи (и эта мода продолжает жить благодаря таким играм, как Stranded Deep), и так было со «Слэндером», который дал понять, что люди без ума от инди-хорроров. Взаправдашнюю же моду на виртуальную реальность ввело устройство Oculus Rift, которое настолько громко ворвалось на рынок развлечений и досуга, что мгновенно открыло глаза разработчикам по всему миру.

Типичная реакция людей, впервые надевших Oculus Rift

Oculus Rift являет собой большую гарнитуру, одеваемую на глаза, которая пытается имитировать человеческий обзор и тем самым создавать ощущение, что потребитель находится в другом мире. Собственно, имеет поле зрения в 90° по горизонтали и 110° по вертикали. Когда вы одеваете этого «монстра», для вас больше не существует реальности: перед собой вы видите только то, что передается в OR через компьютер. Для этого устройства моментально стали разрабатываться игры.

Хотите поиграть за слона, который разрушает все вокруг с помощью своего хобота? Без проблем. А хотите попасть в лабиринт, наполненный ужасными существами, которые хотят вас убить? Да пожалуйста! Кстати, одной из действительно страшных игр для Oculus Rift оказалась Alone, которая действительно доставляет тревогу и неприятные ощущения: дело в том, что в этой игре вы, сидя на диване, играете в игру, и в итоге забываете, что находитесь не в виртуальной комнате, путая ее со своей реальностью.

Первый прототип Oculus Rift
... второй
... и третий, Crescent Bay

Если это устройство будет развиваться в будущем так же стремительно, то есть шанс, что все это из небольшой PC-забавы превратится в действительно серьезный проект, который будет совмещать в себе и специальные системные блоки, и управление играми и системой в целом прямо в очках. Сейчас они работают по принципу «включилась игра для OR → изображение передается в OR». В остальных случаях прибор ничего не показывает.

Ну и, конечно, разработчики почувствовали твёрдую почву, потоптались по ней и начали разрабатывать свои продукты. Первым устройством, появившимся сразу после установления моды на VR, были Google Glass, но из-за непродуманной разработки продукт оказался не у дел. А перспективы были блестящие: очки со специальной конструкцией, которая позволяет управлять информацией с помощью голосовых команд, записывать видеодневники в высоком качестве, оплачивать покупки в мгновение ока и так далее.

Вот только получилось так, что Google Glass надоедали так же быстро, как китайская игрушка, которая крутится сама по себе. Носивших эти очки людей стали обходить стороной, ибо никогда не будешь уверен, снимают они сейчас видеоматериал или нет. Проект из-за такой вот «никомуненужности» был свернут, но Google пока не хочет сдаваться и обещает, что рано или поздно эти очки вернутся, лишь бы довести их до ума. Увы, всё это значит лишь то, что Google Glass проиграли войну, даже не начав ее.

– Ты даже не узнаешь, что я тебя снимаю!

Через некоторое время «проснулась» и Sony, выкатив на сцену Project Morpheus — очки виртуальной реальности специально для PlayStation 4. Сейчас девайс доводится до ума, а презентация продукта состоялась на прошлогодней GDC. Для этого устройства уже создаются игры, а некоторым избранным уже посчастливилось опробовать его, но сказать что-то вроде «да оно же гораздо лучше Oculus Rift!» нельзя, поскольку это не так.

Сейчас мы знаем об этом устройстве не так много, так как Sony уверена, что сколько бы над ней не работала, времени у нее предостаточно. Дело в том, что Oculus Rift, который работает на PC, нужно постоянно подстраивать под разные конфигурации, тогда как PS4 по характеристикам всегда одинакова, знай себе выпускай прошивочки да радуй публику новыми темками.

Так выглядел начальный вариант «Морфеуса»

Именно поэтому, кстати, у Sony может получиться действительно стабильное и работающее с первого раза устройство. К тому же Morpheus и PS4 будут идеально друг друга дополнять и продвигать: кто-то купит PS4, чтобы окунуться в виртуальную реальность, а кто-то захочет Morpheus в качестве отличного дополнения к уже имеющейся консоли. Именно в 2014 году Oculus Rift и Morpheus начали ожесточенную борьбу, соревнуясь в качестве и красоте передаваемой реальности. И вряд ли можно поспорить с тем, что победа одного из них в корне изменит индустрию развлечений. Следить за этой битвой по-прежнему интересно.

А так шлем Sony выглядит сейчас. Изменения в основном программные

И тут на сцену выходит Microsoft, явившая миру в январе этого года HoloLens — очки дополненной реальности, которые позволяют эффективнее работать над различными проектами, разговаривать по скайпу, смотреть видео в интернете, читать книги и прочее-прочее просто одев на себя небольшое, но очень мощное устройство, которое работает без подключения к компьютеру, телевизору или чему-либо вообще. Самый настоящий мини-компьютер. Нет сомнений в том, что он будет мощнее нетбуков и даже ноутбуков, так как ему придется обрабатывать огромное количество информации для создания голограмм.

С самого начала этот проект не участвовал в общей войне виртуальностей, так как очки позиционировались как помощник по работе и досугу, но относительно недавно стало известно, что очки можно будет использовать и для игр от Microsoft. Именно поэтому какой-то частью себя HoloLens тоже втянуты в войну виртуальных реальностей. Частью, потому что все-таки реальность дополненная, однако, если задуматься, что помешает этим очкам в будущем изменять реальность полностью, преобразуя ваш любимый диван или придавая вазе на столе форму ванны? Вот именно, это только начало.

И, казалось бы, воевать больше никто не захочет — крупнейшие платформодержатели уже сошлись в жестоком поединке, кто осмелится бросить им вызов? Ан нет!

В плане дизайна Vive напоминает Crescent Bay

На GDC мир узнал об объединении HTC и Valve. Да-да, той самой Valve: любительницы тортов, фабрике шапок, покровительнице всея PC-гейминга и т.д. Обе компании объявили о совместной разработке шлема виртуальной реальности Vive.

Прототип контроллеров Lighthouse

Устройство резко ворвалось на поле боя, сразу начав хвастаться своими плюсами, которые должны просто изничтожить конкурентов. HTC заявляет, что их устройство предоставит максимальный эффект присутствия, недосягаемый для похожих устройств, ведь Vive обеспечивает угол обзора 360°. Первый комплект Vive для разработчиков обещают выпустить уже этой весной.

Но главным козырем Valve в этой войне стал вовсе не очередной девайс на голову. Авангардом компании призвана стать технология Lighthouse, которая будет отслеживать положение игрока в комнате. Козырем Lighthouse станет бесплатность: Valve собирается поставлять её каждому желающему без каких-либо ограничений и ежемесячных плат, поэтому даже самый обычный геймер при наличии определённого опыта и прямых рук сможет впаять датчики Lighthouse в свой монитор (планшет, смартфон, мышку) и заиметь собственный аналог Kinect.

Vive стал лишь первой ласточкой, использующей данную технологию, и если всё будет действительно так безоблачно и красиво, то Valve сможет очень даже ощутимо потеснить других претендентов на звание «Короля виртуальной реальности». Главным помощником для подобных устройств будет, конечно же, Steam: Гейб может просто написать, что нужны игры, которые бы работали на Vive, и разработчики моментально порвут его электронную почту запросами.

На самом деле эти штуки размером с ладонь взрослого человека

Подводя итог, можно сказать, что победителем выйдет тот, кому удастся тоньше других почувствовать потребности потребителей. Вы спросите, кому же стоит отдавать предпочтение. Тут каждый должен решить для себя сам. Valve ответила стремительно, как всегда неожиданно и таки сумела завладеть вниманием основной аудитории.

Лично я больше верю в Oculus VR, в то, что они начнут развиваться во все стороны. Вы просто подумайте: компания начинала на Kickstarter, а теперь продает свои OR пачками и заставляет геймеров по всему миру пускать слюни, ведь каждый хочет попробовать себя в каком-нибудь хорроре и получить те самые острые ощущения, которыми хвастаются счастливые обладатели девайса.

К своей третьей версии Oculus Rift обзавёлся гламурными лампочками. SWAG!

Сейчас сложно сказать, какое именно устройство вырвется вперед, так как все перечисленные устройства пока на ранних этапах производства (кроме, пожалуй, Oculus Rift) и ещё как следует не оперились. Я также уверен в том, что каждое из них не будет слишком сильно опережать конкурентов, и война из технологической перейдет в информационную, где выбор будет только за потребителем.

Сейчас мир развлечений захвачен виртуальными реальностями, которые все сильнее и сильнее просачиваются в нашу жизнь, пытаясь сделать ее удобнее и интереснее. Кто-то создаёт очки для работы, с трехмерными модели и Кортанами, а кто-то пытается соорудить шлем с эффектом полного погружения.

Обвес для Oculus Rift, имитирующий разные запахи и погодные условия

Наш мир меняется. А ведь ещё в 80-е всё это казалось полной чушью. Кто-то думал, что виртуальная реальность появится в 2100 году, а то и в 2200-м. Но на дворе 2015-й, и мы уже можем попасть в другой мир с помощью Oculus Rift. Так ли мы далеки от летающих машин и телепортирующих устройств? Вряд ли.

А какое устройство купили бы вы? В какую компанию вы верите больше?

+4
Author's Userpic
Золотой пользователь
Добрый и старательный парень, который очень любит игры, вышедшие до 2006 года.
Комментарии 6