5 лет Cyberpunk 2077: смогла ли самая противоречивая игра CDPR возвыситься до статуса культовой?
Fazil Dzhyndzholiia
Ровно пять лет прошло со дня релиза Cyberpunk 2077. Многие до сих пор помнят ошеломительный хайп, который сопровождал её выход, а затем переломный момент, когда ажиотаж сменили разочарование и раздражение из-за проблем игры. CD Projekt RED проект не забросила и несколько лет активно выпускала патчи. Кульминацией стали обновление 2.0 и дополнение Phantom Liberty, окончательно спасшие репутацию игры. Их выпустили ещё в 2023, но и после этого тайтл продолжал получать обновления. То, что в нынешнем виде Cyberpunk 2077 в разы превосходит релизную версию, ни для кого не секрет. Тем не менее в честь юбилея давайте разберёмся, насколько именно она преобразилась за годы и удалось ли CDPR в итоге подарить фанатам игру мечту, обещанную задолго до её выхода.
Тот самый запуск
Чем ближе мы подбирались к релизу Cyberpunk 2077, тем сильнее набирала обороты шумиха вокруг проекта, однако на самом деле первые тревожные знаки, что с долгожданной игрой что-то не так, можно было разглядеть заранее. Так, некоторых геймеров смутила череда переносов выпуска: сначала с 17 сентября на 19 ноября, а потом ещё раз на 10 декабря. Второй перенос в какой-то степени был беспрецедентным, ведь случился уже после того, как Cyberpunk 2077 «отправилась на золото». Кроме того, когда спало эмбарго на первые обзоры прессы, выяснилось, что CD Projekt RED не разослала журналистам ранние коды на версии для PlayStation 4 и Xbox One, а также не разрешила им использовать в видеорецензиях собственные записи геймплея.
Всё это озадачивало, и те скептики, кто боялся худшего, оказались правы: порты Cyberpunk 2077 для консолей прошлого поколения получились настолько плохого качества, что быстро превратились в главные интернет-мемы декабря 2020. Мыльное разрешение, регулярные просадки FPS ниже 15 кадров в секунду, подвисания, отказывающиеся загружаться 3D-объекты и текстуры, поломанные анимации и искусственный интеллект, сотни глитчей — многие игроки справедливо сочли Cyberpunk 2077 неиграбельной на приставках. Качество продукта было настолько неприемлемым, что Sony Interactive Entertainment даже временно убрала игру из цифрового магазина PlayStation.
Сегодня в сети можно найти переписывания истории, будто технические неисправности были исключительно проблемой консольных версий, а вот на мощных PC игра шла прекрасно. Те, кто утверждает подобное, — лукавят. Можно ли было пройти Cyberpunk 2077 на хорошем компьютере даже до всех патчей? Да, однако оптимальным подобный опыт назвать язык уж точно не поворачивался. Фрустрацию вызывали глючные анимации и физика, исчезающие в руках модели оружия или испаряющиеся в воздухе NPC, частые вылеты на рабочий стол, просадки производительности, а также отказывающиеся правильно работать скрипты, что вело к поломанным квестам.
Наконец, Cyberpunk 2077 была сырой игрой не только в плане технического исполнения, но и с точки зрения проработки геймплейных систем и механик. К примеру, хотя проект во многом пытался имитировать серию Grand Theft Auto, в Cyberpunk 2077 не было внятной системы преступлений и полиции — крайне важной для любого криминального приключения. Если игрок нарушал закон, то копы просто спаунились у него за спиной и исчезали, стоило недалеко отъехать от них на машине. Автомобильные погони с перестрелками, которые тизерили до выхода игры, тоже не попали в билд 1.0.
Сетовали игроки и на спорные геймдизайнерские решения вроде скучной прокачки. Перки были совершенно неинтересными: многие давали лишь незначительные числовые бонусы, не меняя стиль игры. В нескольких ветках встречались пустые узлы или вовсе неработающие абилки. Особой вариации билдов в игре не было, так как большинство перков почти никак не взаимодействовали с киберимплантами или боевой системой. Отдельно раздражала система одежды, когда герой выглядел как футуристический клоун из-за несочетаемых предметов гардероба, которые приходилось носить ради статов, жертвуя модой (трансмогрификацию добавили позже).
В совокупности вышеперечисленные проблемы сильно ударили по степени увлекательности игры и отпугнули многих геймеров. Я сам пробовал Cyberpunk 2077 до выхода крупных обновлений и быстро потерял к ней интерес, несмотря на то, как сильно ждал проект. Вернулся уже в Ultimate Edition.
Проблески гениальности
Стоит отметить, что вопреки недостаткам, даже в той максимально далёкой от идеала версии Cyberpunk 2077 порой проглядывалась крутая, атмосферная и чрезвычайно иммерсивная RPG (по крайней мере до того, как поймаешь очередной баг).
Больше всего, конечно же, поражала титаническая работа, которую проделали авторы, создавая один из самых больших и правдоподобных виртуальных мегаполисов. Найт-Сити, где происходят события игры, даже в версии 1.0 впечатлял абсурдным вниманием к деталям и визуальным разнообразием.
Следуя лору, разработчики разделили его на непохожие друг на друга районы, которые воспринимаются как отдельные города. Например, в Уотсоне с его индустриальными зонами и подпольными рынками Кабуки ощущаешь себя в криминальном сердце Найт-Сити, где любой конфликт может тут же перерасти в кровавую поножовщину, тогда как в ослепляющим неоновыми вывесками Уэстбруке осознаешь масштаб несправедливой классовой сегрегации между бедными и богатыми.
Художники и дизайнеры Cyberpunk 2077 скрупулёзно проработали каждый элемент мира: стили моды, которым следуют жители Найт-Сити, рекламные плакаты, подчёркивающие капиталистическую дистопию далёкого будущего, многочисленные виды оружия от разных производителей, десятки марок машин, уникальный вайб криминальных банд, бесчинствующих в районах мегаполиса. За счёт всего этого в сеттинг веришь. И верить в него хотелось на релизе, несмотря на то, что мир совершенно не реагировал на действия геймера и по сути был не более чем гигантской декорацией.
После выхода многие игроки также критиковали довольно слабые второстепенные квесты проекта, особенно после The Witcher 3: Wild Hunt, где это был чуть ли не ключевой элемент всей игры. Плюс сценаристов Cyberpunk 2077 упрекали и в том, что основная сюжетная линия вышла чересчур линейной и особо не учитывающей твои решения, кроме тех, которые принимаешь во время финального разговора с Джонни Сильверхендом на крыше.
Тем не менее геймеры всё равно по большей части остались довольны нарративом Cyberpunk 2077: темами, затронутыми в игре, и особенно первоклассными персонажами, к которым волей-неволей по ходу кампании начинаешь испытывать настоящие дружеские чувства.
В общем, задатки более великой игры присутствовали изначально, и фанаты осторожно надеялись, что CDPR сможет раздуть эту искру в полноценный костёр.
Искупление 2.0
В 2021 и 2022 годах разработчики в первую очередь патчили баги и оптимизацию проекта. Игра стала в разы стабильнее на PC и консолях текущего поколения. Улучшилась ситуация и с портами для PS4 и Xbox One, но, признаться, версии для старых приставок так и остались посредственными. Их жёсткие диски тянут производительность вниз, да и игра на прошлых консолях пропатчена только до версии 1.6. В какой-то момент CDPR приняла непростое решение остановить их поддержку, что на самом деле стоило сделать ещё задолго до релиза, а не пытаться натянуть сову на глобус.
Искуплением для Cyberpunk 2077, конечно же, стал выход обновления 2.0, которое привязали к релизу первого и единственного крупного дополнения Phantom Liberty. Огромный патч преобразил приключение на фундаментальном уровне. Например, появилась полноценная система полиции со звёздами розыска и нарастающей угрозой, возможность стрелять из автомобилей, а также вооружённые пушками и ракетницами машины.
Авторы полностью переработали систему одежды, а также, что важнее, древо навыков и систему киберимплантов. Мусорные таланты убрали, сделав прокачку интересной. Значительно увеличилось количество возможных билдов, а также появились интересные умения вроде возможности хватать руками гориллы врагов и запускать их в других противников. Боёвка стала в разы вариативнее и зрелищнее: на YouTube полно впечатляющих геймплейных монтажей, где умелые геймеры проносятся через боевые арены Cyberpunk 2077 в стиле Dishonored или Doom Eternal.
Но главная звезда всей истории — аддон Phantom Liberty. Этот шпионский триллер в полной мере демонстрирует талант CDPR рассказывать сильные истории, за который игроки и полюбили студию в первую очередь. Phantom Liberty может похвастаться чрезвычайно комплексным нарративов с неоднозначными персонажами и непростыми решениями, значительно влияющими на повествование вплоть до того, что финальная четверть сюжетной линии полностью меняется в зависимости от выбора геймера — в лучших традициях The Witcher 2: Assassins of Kings.
Второстепенные поручения Phantom Liberty на голову превосходят многие побочки основной кампании и, как квесты The Witcher 3, активно подкидывают геймеру «серые» с точки зрения морали выборы. Вдобавок, Phantom Liberty ещё и глубже ныряет в мрачные именно киберпанковские аспекты вселенной вроде Чёрного заслона, секретных экспериментов мегакорпораций и политической борьбы между различными фракциями.
Любопытно, что после релиза Phantom Liberty работа над обновлением Cyberpunk 2077 продолжилась. CDPR заключила сделку с компанией Virtuos, которая и дальше выпускает для игры патчи. Так, в обновлении 2.1 в проект добавили систему метро, значительно улучшили битву с Адамом Смэшером, а в этом году Cyberpunk 2077 получила патч 2.3, расширяющее кастомизацию транспорта.
Наконец, в 2025 вышел образцовый порт игры для Nintendo Switch 2 (разработанный внутри CD Projekt RED) с новыми системами управления и на удивление впечатляющей оптимизацией как для портативного устройства.
Удалось ли CDPR отбелить свою репутацию?
(Не) игра мечты
Так чем в итоге стала Cyberpunk 2077? Если оценивать изменения объективно, то проект бесспорно трансформировался в лучшую сторону. На текущий момент это великолепная игра с контентом на сотню часов прохождения, потрясающей графикой, уникальной атмосферой и запоминающимся нарративом.
Тем не менее нет общего консенсуса на тему того, удалось ли всё же CDPR сделать революционную RPG, переворачивающую жанр с ног на голову, которой геймеры грезили с момента анонса проекта в далёком 2013. Cyberpunk 2077 в нынешнем виде для многих игроков — один из самых любимых тайтлов, однако мнения в его адрес всё ещё расходятся даже после всех обновлений.
Дело в том, что ключевые улучшения хоть и сильно поменяли восприятие проекта, интегрированы в Cyberpunk 2077 не настолько органично, как хотелось бы, ведь игра изначально не была выстроена вокруг них. Например, система полиции получилась отличной в вакууме, однако в базовой кампании нет миссий, полноценно взаимодействующих с ней.
Мир Cyberpunk 2077 по-прежнему не настолько динамичный и реактивный, а разница в качестве контента между базовой игрой и Phantom Liberty бросается в глаза.
Да, проект часто влетает в различные топ-100 современных игр — и вполне заслуженно. Но если погуляете интернетом и изучите подобного рода подборки, то заметите любопытный момент: Cyberpunk 2077 почти никогда не борется за место в первой десятке, в отличие от, скажем, The Witcher 3 или недавней Baldur's Gate 3.
***
Как бы там ни было и как бы вы в итоге ни относились к Cyberpunk 2077, одно можно сказать с уверенностью: за эти пять лет CDPR продемонстрировала настойчивое желание учиться на ошибках. Оправдывает ли это проблемный запуск — вам решать. Тем не менее данный момент всё же вселяет некоторый оптимизм, что будущая Cyberpunk 2 взлетит высоко в небо там, где не удалось оторваться от земли её предшественнице.
Как вы относитесь к Cyberpunk 2077?
-
«Мы ничего не тизерим»: CD Projekt разыграла фанатов Cyberpunk 2077 постом к пятилетию — а затем разочаровала -
Экс-режиссёр геймплея Marvel's Spider-Man 2 присоединился к разработке Cyberpunk 2 -
CD Projekt раскрыла продажи Cyberpunk 2077 за пять лет — над сиквелом уже работают 135 сотрудников -
CD Projekt RED празднует 5 лет Cyberpunk 2077 — вышел специальный трейлер -
Всё, что известно про Cyberpunk 2: официальная информация, утечки, теории фанатов -
ТОП-70 игр в открытом мире. Вам точно будет, чем заняться -
ТОП-200: лучшие кооперативные игры в 2025 году



