Гейб Ньюэлл (Gabe Newell) — фигура, определившая целую эпоху цифровой дистрибуции. Он создал Steam, сделал из него практически монополию для гейминга на PC, но при этом добрую. Тем не менее, время идет и Гейбу уже 63 года. Какие риски несет его возможный уход из компании? Спойлер: не ждите ничего хорошего. В этом материале разбираем, почему.
Гейб Ньюэлл начинал в Microsoft, где проработал 13 лет — с 1983 по 1996 год. Там он занимался разработкой первых версий Windows (1.0–1.03) и успел заработать достаточно денег, чтобы стать миллионером еще до 30 лет. Однако корпоративная среда тяготила: бесконечные согласования, бюрократия и оторванность от реального продукта.
И в 1996-м, вместе с коллегой Майком Харрингтоном (Mike Harrington), он уходит из Microsoft и основывает Valve. Толчком стала DOOM (1993) — Ньюэлл увидел потенциал сетевых игр и захотел создать что-то своё. Первым проектом стала Half-Life (1998), которая мгновенно оказалась хитом. Но настоящая революция случилась позже.
В 2003 году Valve запускает Steam — изначально как систему для обновлений своих игр и борьбы с пиратством. Идея казалась спорной: зачем игрокам ставить дополнительную программу? Но Гейб понимал главное: пиратство побеждается не DRM и судами, а удобством. Если легальный способ проще и выгоднее, люди выберут его.
К 2025 году Steam — это 132 миллиона активных пользователей в месяц и безоговорочный лидер рынка. Ньюэлл превратил платформу в стандарт индустрии не через агрессивную экспансию, а через понимание того, что нужно игрокам. Он сам геймер, сам инженер — он осознал, что нужно пользователям, не из отчётов и слов акционеров, а на своём личном опыте. Это редкое качество для CEO крупной компании.
Пользуетесь ли вы альтернативами Steam?
Пройти опросХотя Ньюэлл по-прежнему владеет контрольным пакетом акций и формально возглавляет Valve, его вовлеченность уже не та, что была раньше. В интервью 2025 года он описывает свой образ жизни как «полупенсионный»: работает ежедневно, но зачастую с личной яхты, занимаясь больше стратегическими вопросами, чем рутиной.
Он остается ключевой фигурой в трёх направлениях:
Помимо Valve, Ньюэлл активно инвестирует в сторонние направления — яхтостроение (Oceanco), нейроинтерфейсы (Starfish Neuroscience) и морские исследования (Inkfish). Это ясно указывает, что с возрастом и наличием больших денег человек отходит от своего ремесла, всё больше увлекаясь творчеством.
Сегодня Steam контролирует около 75% рынка цифровой дистрибуции игр на PC, сгенерировав $10,8 млрд. выручки в 2024 году (рост 24% год к году). Система комиссий (10–30%) воспринимается разработчиками как справедливая. Игроки же обожают платформу, видя в ней «монополию с человеческим лицом»: без агрессивной рекламы, платных подписок и продажи данных пользователей.
Основные конкуренты:
По всему видно, что пользователи выбирают Steam, даже не осознавая, что это усиливает монополию Valve. И вот в чём проблема.
Steam сегодня — это комфортная экосистема. Но она держится на одном человеке и его философии. Монополия, построенная на личности, а не на конкурентной среде, создаёт системные риски:
Отсутствие давления на улучшения. Когда у тебя 75% рынка, нет стимула развиваться быстрее. Steam годами не обновлял интерфейс, служба поддержки остаётся слабым местом, возврат средств был введён только после судебных исков. Valve может себе это позволить — альтернатив нет.
Зависимость от воли одного человека. Ньюэлл не хочет повышать комиссии? Отлично. Но что будет, когда решать будет кто-то другой? Новому CEO нужно будет доказывать свою эффективность — скорее всего, ростом прибыли. А самый простой способ — поднять комиссии и ужесточить монетизацию.
Отсутствие запасного плана для пользователей. Игроки складывают библиотеки на тысячи долларов в одну корзину. Если Steam изменит политику (например, введёт платную подписку для доступа к библиотеке или ограничит возвраты), миграция на другую платформу будет болезненной или невозможной.
Стагнация конкурентов. Epic и GOG не могут конкурировать с экосистемой Steam — у них нет ни ресурсов, ни доверия пользователей. Чем дольше существует монополия, тем сложнее её сломать. Даже Microsoft с Xbox Game Pass не смогла серьёзно потеснить Steam.
Проблема в том, что пользователи сами довели до этого. Им удобно, и они не видят угрозы. Но монополия — это всегда бомба замедленного действия. Сейчас у неё добрый хозяин. Что будет потом — никто не знает.
Что произойдет со Steam после ухода Гейба Ньюэлла?
Пройти опросValve — частная компания, и её судьба целиком зависит от воли Ньюэлла. Имя возможного преемника никогда не называлось публично. В сообществе нередко упоминают сына Грея Ньюэлла (Gray Newell) — MMO-разработчика, который открыто критикует Valve за излишнюю осторожность. Другие предполагают сценарии вплоть до раздела компании или её продажи Microsoft.
Понимание Ньюэллом своей аудитории — PC-геймеров — результат его личного опыта как игрока и инженера. Он всегда считал, что бороться с пиратством нужно не запретами, а удобством; верность пользователей достигается не скидками, а уважением. Это редкое сочетание интуиции и эмпатии, которое трудно передать преемникам. Чего не скажешь про сменщиков на посту, которым нужно как-то доказывать свою полезность. Новый CEO не будет миллиардером с устоявшимися взглядами — это будет менеджер, перед которым стоят задачи роста. А рост в условиях монополии достигается только одним способом — выжиманием большей прибыли из существующей базы.
Вероятные сценарии после ухода Ньюэлла включают усиление монетизации — рост комиссий с 30% до 35–40% (как у мобильных платформ), агрессивное продвижение микротранзакций, введение платных подписок для премиум-функций (например, доступа к облачным сохранениям или ранним распродажам) и отказ от «идеализма», который сегодня отличает Valve от большинства корпораций.
Это не злой умысел — это просто бизнес. Но для пользователей это будет означать конец эпохи «доброй монополии».
Рынок пока не готов к этим переменам — альтернативы не укрепились. Недаром уход Ньюэлла из индустрии в сети сравнивают с падением Рима и всей античной цивилизации. Плоская структура Valve способна смягчить этот переход, если преемник сумеет сохранить философию компании. Но история показывает, что подобные фирмы редко сохраняют дух основателя.
Все эти примеры доказывают, что зависимость от одного визионера делает компанию уязвимой. Когда уходит человек, который создавал культуру и философию, на его место приходят менеджеры. Они эффективны, но предсказуемы. Они не делают революций — они оптимизируют то, что уже есть.
И для Steam это будет означать конец эпохи «хорошего барина» и начало эры эффективных менеджеров, которые будут выжимать из монополии всё, что можно.
***
Valve при Гейбе — это аномалия. Монополия, которая не злоупотребляет своей властью. Успех Steam — результат упорного труда Ньюэлла и всей команды, но достигнутый результат делает систему хрупкой. Если игроки сейчас не поддержат здоровую конкуренцию (EGS, GOG, Xbox), монополия без «доброго боярина» может обернуться ростом цен и застоем в экосистеме.
Ну а рассуждать, что будет после Гейба как гадать на кофейной гуще. Ни что ни вечно в этом мире. Нет стабильных систем где управление завязано на людях. Так что пользуемся текущим моментом, тем более, что он короток.
Всё верно, что строятся на доверии.