Статьи Кино и сериалы Обзоры кино и сериалов Обзор фильма «Дом динамита»: двухчасовая экранизация GIF-ки про грузовик, который никак не врежется

Обзор фильма «Дом динамита»: двухчасовая экранизация GIF-ки про грузовик, который никак не врежется

Diana Golenko
Содержание
Читать в полной версии

«Отец знакомого работает в Пентагоне. Сегодня срочно вызвали на совещание. Вернулся поздно и ничего не объяснил. Сказал лишь собирать вещи и бежать в магазин за продуктами на две недели. Сейчас едем куда-то далеко за город. Не знаю, что происходит, но, мне кажется, началось...»

Буквально первое, что появилось в моём черновике после получаса просмотра «Дома динамита» (A House of Dynamite) от Netflix — и, пожалуй, самое исчерпывающее описание фильма, на котором можно было бы и закончить всю рецензию. Но поскольку картина всё-таки породила дискуссии в сети, да и снята не абы кем, а оскароносной Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow) с её «Повелителем бури» (The Hurt Locker), углубимся в полноценный разбор.

Следите за новинками Netflix?

Пройти опрос

Вкратце о сюжете (со спойлерами)

История «Дома динамита» проста и подана на блюдечке новейшей истории. Кто-то в Тихом океане выпускает по США баллистическую ракету — кто, «белые воротнички» и военные эксперты не поймут до самого финала фильма, — и теперь властям, начиная с самых низов и заканчивая самим президентом, нужно выбрать между «плохим» и «очень плохим» вариантами всего за 18 минут реального времени. К ядерному апокалипсису ведущие державы мира готовились десятилетия, военные зубрили коды, чиновники обновляли регламенты, а сам хозяин Овального кабинета буднично принимал ответственность за жизни миллионов сограждан — и всё это перекидывалось как горячая картошка следующим поколениям. И вот время пришло, чемоданчик распакован.

Когда осознаёшь, что простуда у сына — не самое страшное на сегодняшний день

Нового здесь вы ничего не увидите. Сценарист Ноа Оппенгейм (Noah Oppenheim) взял уже затёртый до дыр приём — показать государственную бюрократическую машину как коллектив «таких же как мы» людей со своими маленькими проблемами, чаяниями, мечтами и страхами, которые живо реагируют на происходящее. Никто не может поверить, что день Страшного суда уже на пороге, и обычные заботы вроде температуры у ребёнка или похода в ресторан вечером уже вычеркнуты из to-do листа, причём навсегда. Приходят слёзы, паника, звучат стандартные вопросы «но это же просто ошибка, правда?», кто-то выбегает на улицу облегчить желудок в приступе тошнотворного ужаса, и все смотрят друг на друга с надеждой услышать чёткие и правильные инструкции.

Но их нет, и приходится действовать по алгоритмам, которые были разработаны ещё предшественниками, жившими под гнётом Холодной войны. Зачинщика мировой паники найти не удаётся, как не удаётся и сбить ракету в воздухе, а ответить превентивным ударом по вероятному виновнику — ещё более самоубийственный вариант, поскольку один-единственный запуск привёл к «мексиканской дуэли» на арене ядерных держав, и на удар ответят буквально все. И вот, пока ракета летит на Чикаго, президент в исполнении Идриса Эльбы (Idris Elba) где-то за титрами принимает решение: пожертвовать ли ему миллионами жизней, или отстоять американскую гордость. Естественно, ответ так и остался за кадром, и «Дом динамита» завершается открытой концовкой.

Обзоры новых сериалов и кино

  1. Обзор сериала Splinter Cell: Deathwatch от Netflix. Не такого возвращения Сэма Фишера мы ждали
  2. Арт-блокбастер Пола Томаса Андерсона. Чем прославилась «Битва за битвой» с Леонардо Ди Каприо
  3. Новая экранизация Стивена Кинга. Стоит ли смотреть драму «Долгая прогулка»
  4. Зак Креггер после «Варвара»: почему «Орудия» — самый обсуждаемый хоррор года
  5. Обзор финала второго сезона сериала «Уэнздей» — а где танец мамушка?
  6. Обзор нового фильма «Мир Юрского периода» — надежды на Возрождение не оправдались?

Безнадёжность с трёх ракурсов

Одной из «фишек» картины можно отметить повествование — одни и те же 18 минут показывают с трёх точек зрения, начиная с обычных клерков при правительстве и заканчивая непосредственно президентом США. Приём, безусловно, интересный, но только в том случае, когда автору есть, что показать. По итогу же мы видим три градации паники, которая начинается с самых низов и докатывается до вершины, не раскрывая по пути ничего интересного. Хрупкость человеческой жизни? Было. Неготовность принять неизбежное? Было. Некомпетентность? Тоже было. Вероятно, картину бы спасли яркие образы персонажей при «звёздном» касте — взять того же фармящего ауру Идриса Эльбу, Ребекку Фергюссон (Rebecca Ferguson) или Джареда Харриса (Jared Harris), — но и им как будто бы нечего играть на экране, кроме заезженных образов с озабоченной складкой промеж бровей.

Даже Идрису Эльбе не всё под силу

В итоге мы получили историю, которую можно было бы рассказать в небольшой короткометражке, и она бы только выиграла от такого формата. Вместо этого все два часа действа автор строк то и дело поглядывал на таймер плеера, ожидая, когда уже «бахнет».

А в чём, собственно, суть фильма?

Центральная идея «Дома динамита» ясна, как божий день: весь мир сидит на бочке со взрывчаткой, которая может рвануть в любой момент даже по ошибке. Собственно, даже герои в диалогах подробно разжёвывают название картины — дом, полный тротиловых шашек и озлобленных соседей, которые чуть что сразу вцепятся друг другу в глотки.

Поминутно демонстрируя все стадии принятия неизбежного, Бигелоу как бы вытаскивает зрителя из уютного и безопасного жилища на стылый ветер и показывает, что всё это время порядок и мир держались на шатких и подгнивающих сваях. «Как бы» здесь использовано не случайно: несмотря на чёткое понимание посыла, происходящее на экране не особо и стремится захватить тебя, чтобы встряхнуть как следует за плечи и гаркнуть заводским гудком в ухо, а лишь вежливо похлопывает по руке и стандартными фразами усыпляюще бубнит одно и то же.

Саспенс, которого не случилось

Не поймите неправильно — всё вышеперечисленное отнюдь не следствие того, что зритель пришёл на выступление симфонического оркестра и не получил шоу со светомузыкой. Идея Кэтрин Бигелоу понятна: растянуть мучительные 18 минут предапокалипсиса и прочувствовать каждой струной души животный ужас перед дамокловым мечом, который навис над современным миром. Но для блюда использовались настолько стандартные специи, что и вкус-то его сложно отличить от других подобных картин.

Для примера можно привести «Не смотрите наверх» (Don't Look Up) 2021 года от всё той же Netflix. Тоже угроза всему миру, к которой никто не готов, тоже бюрократия, тоже человеческие эмоции и неудачные попытки сбить опасную комету. Но даже при сатирической составляющей картина куда более триллер, чем «Дом динамита», у которого этот жанр заявлен на главной странице IMDb. В фильме есть персонажи, которым хочется сопереживать, понятный политический комментарий, яркие образы, умелое нагнетание и трогательный в своей неминуемости финал. При схожих вводных «Не смотрите наверх» справился с задачей куда лучше, чем картина Бигелоу 2025 года — во многом благодаря умению вызвать тот самый саспенс, ради которого зритель не будет кликать мышкой на полоску таймера.

***

Если вы любитель неспешных драм и актуальной повестки, вероятно, фильм в целом скрасит ваш вечер. Его можно описать больше как аперитив перед куда более выдающимися картинами в своём жанре — снятый неплохо, с крепким актёрским составом, вызывающий желание поискать ещё что-то по теме, но поострее. Возможно, вы даже найдёте, над чем поразмышлять час-другой, пока читаете другие отзывы на «Дом динамита».

В остальном хочется сказать, что могло быть и лучше, учитывая имя режиссёра в титрах. Тема надвигающейся ядерной войны насчитывает уже десятки лет и прочно закрепилась в кинематографе, поэтому для запоминающейся картины недостаточно снять «панику в муравейнике» с набившими оскомину заламыванием рук и апелляции к базовым человеческим ценностям. Разум и душа современного зрителя уже и без того огрубели от потрясений последних лет, и сценаристам нужно не просто нащупать больной нерв — а беспощадно бить в него, чтобы итоговая идея не была равнодушно выброшена в урну, как один из рекламных флайеров, в которые уже никто не вчитывается, потому что содержание выучил наизусть.

Какой вариант конца света вас больше всего пугает?

Пройти опрос
    Об авторе
    Комментарии8
    Оставить комментарий
    2 дня
    Какой вариант конца света вас больше всего пугает?
    Никакой не пугает. Я приветствую конец света в любой форме.
    Ответить
    2 дня
    Как показал обзор, Бигелоу сняла ещё одну хорошую производственную драму, не разжевывая все детали до такой степени, чтобы даже фанатам марвел стало понятно.
    Фильм для тех, кто понимает, что если человек не одет в форму с погонами, то он не обязательно белый воротничок или клерк, и кого смена уровня с DEFCON 3 на 2 заставляет напрячься.
    При этом фильм не тыкает обвинительно пальцем и воздерживается от заявлений о правильности той или иной ответной реакции.
    Ответить
    2 дня
    Фанаты Мавел это в принципе не станут смотреть))))

    Если вообще узнают о существовании в принципе))))
    Ответить
    2 дня
    Актёры даже на скриншотах не выглядят испуганно или озабоченно)))))))
    Ответить
    1 день
    Они вполне выглядят и испуганно и озабоченно в самом фильме.
    Ответить
    1 день
    Сильно напомнило книги Тома Клэнси. Так же много подробностей, требующих кропотливой работы, много мелких деталей, о существовании которых обычный человек никогда и не задумывался — и такой же невменозно-днищенский уровень аналитики (от слова "анал") причин происходящего на глобальной арене. Например, на серьёзных щах воспринимать гипотезу, что КНДР запускает ракету с ядерной БЧ, чтобы с них сняли санкции и начали завозить жратву, просто невозможно. У Клэнси тоже была просто брильянтовая (нет) идея: СССР начал войну против НАТО, потому что сгорел НПЗ, а второго НПЗ в СССР, видите ли, нет, поэтому лучший способ затариться бензином — отобрать его у богатых и процветающих западных стран. Концентрированная шиза шикарность, как по мне, правда, больше подходит для комедии, чем для триллера, но почему бы не разрядить атмосферу шуткой, пусть и весьма тупорылой. В фильме остальные варианты, которые чиновники перебирают в диалогах, примерно такого же плана — суперзлодеи "Марвел" хотят сделать злое дело, потому что они злые и хотят зла, а тут ядерная кнопка под рукой, назовите хоть одну причину, по которой они не должны нажать на неё? Для широкой западной аудитории, может, и пойдёт, но вообще идея показать уровень осведомлённости высшего руководства на уровне передовиц газет а ля NYT, имхо, весьма неудачная — атмосфера как-то проседает.
    Ну и открытый финал, конечно, вроде как напрашивался, но такое чувство, будто где-то обманули. Это, конечно, чисто моё личное отношение к ним — в целом не очень жалую открытые финалы.
    В общем, с рецензией согласен — нагнетали-нагнетали, но больше похоже на пшик, чем на бум.
    Ответить
    1 день
    Ну это ведь и не фильм про причины. Фильм о том, что у нас есть всего 18 минут. И вот мы представили ситуацию: Ядерный удар по Чикаго. Сбить не удалось. Засечь пуск не удалось. Все говорят "это не я" (как обычно), но, конечно, уже готовят нанести "ответку на ответку"... И вот что делать?.. Мне это больше напомнило фильм "Не смотри наверх".
    Ответить
    23 часа
    Да, не про причины, но он всё же претендует, во всяком случае, мне так показалось, на изображение ситуации, близкой к действительности, стремится показать картинку, в которую зритель должен поверить, чтобы проникнуться атмосферой нарастающего ужаса от происходящего. Фильм осыпает зрителя кучей незнакомых терминов и аббревиатур, как бы показывая, что персонажи (и создатели) глубоко в теме, но тут же выдаёт кул стори про то, что Россия, Китай, КНДР, Иран и Пакистан привели свои стратегические силы в режим максимальной готовности, как бы отмечая, что враги Америки пришли в движение, при этом ноль упоминаний о том, что делает Индия — ядерная держава, находящаяся в состоянии перманентного конфликта с Пакистаном. Я не могу себе представить, чтобы Пакистан повысил готовность своих ядерных сил и Индия просто сидела и меланхолично смотрела на это. Такое просто невозможно в реальном мире. Поэтому атмосфера начинается трещать и ломаться. Становится ясно, что это кино, рассчитанное на страхи западного человека, в мире которого существуют те самые суперзлодеи "Марвел", жмущие на большую красную кнопку just for fun, в то время как супергерои терзаются мыслью "Если я убью убийцу, число убийц в мире не изменится". Ну, и ещё ноль упоминаний о том, что делают союзники США, у которых тоже есть ядерное оружие. Пока Россия и Китай готовятся в случае чего бахнуть весь мир в труху, в Лондоне, видимо, пьют чай.
    Поэтому, по Станиславскому, — "Не верю!"
    Ответить